Наставничество над

Наставничество: в чем плюсы?

Наставничество над

Начинать что-то новое всегда немного страшно. Порой бывает не совсем понятно, как подступиться к неизвестному делу, с чего начать, в каком направлении двигаться. И не важно, что именно это будет: изучение нового иностранного языка или другой дисциплины, открытие собственного дела или освоение нового навыка.

Но начинать с нуля и изобретать новые методы решения непривычных для вас вопросов вовсе не обязательно, если рядом есть человек, который уже имеет опыт в этой области. Он направит, подскажет, поможет. Таким человеком может стать наставник.

В наших предыдущих статьях мы неоднократно упоминали о том, что на сервисе SmartProgress действует система наставничества. На нашем ресурсе есть множество программ для освоения новых навыков и получения новых знаний под руководством опытного тренера. Сегодня мы хотим подробнее остановиться на том, как работает эта система на нашем ресурсе.

Конечно, идея не нова: в последнее время появляется множество курсов, тренингов и семинаров, на которых предлагается изучить основы того или иного бизнеса, получить различные навыки под руководством опытных коучей или тренеров. А если есть предложение, значит, имеется и спрос.

Казалось бы, зачем платить деньги тренеру, если для получения любых знаний сейчас можно найти море обучающей литературы? Достаточно подобрать нужные пособия и заниматься самостоятельно.

Однако, популярность курсов и тренингов только растет.

Возможно, это происходит потому, что живое общение с наставником и прочими людьми, осваивающими те или иные навыки, способны дать гораздо большее, нежели самостоятельное изучение вопроса без какой-либо «обратной связи».

Итак, давайте разберемся, почему работа в группе под руководством опытного наставника оказывается эффективнее.

Чужой опыт

Вовсе не обязательно «набивать собственные шишки», когда рядом есть люди, уже прошедшие путь, на который вы только собираетесь ступить.

Они, как опытные проводники, способны показать вам ловушки, подводные камни и проторенные тропинки на пути к вашей цели.

Далеко не всегда люди, достаточно компетентные в интересующем вас вопросе, находятся в кругу ваших знакомых, поэтому воспользоваться помощью опытного тренера лишним не будет.

Взгляд со стороны

«Большое видится на расстоянии». Порой, запутавшись в решении текущих задач, человек теряет способность видеть перспективу. Опытный ментор сможет помочь ему в этом. Кроме того, он способен подсказать новые способы решения насущных вопросов, которые способны быстрее привести к конечной цели, открыть новые стороны уже, казалось бы, известных проблем и ситуаций.

Самые актуальные знания

Обучаясь чему-то под руководством наставника, вам не нужно будет задумываться о том, какие именно знания и навыки пригодятся вам в дальнейшей работе.

Тем более, что на начальном этапе освоения сделать это непросто, а в результате самостоятельных поисков вы рискуете потерять драгоценное время.

Опытный тренер в максимально сжатой форме поделится с вами самой актуальной информацией, самыми необходимыми знаниями, а кроме того, покажет направление, в котором стоит развиваться дальше.

Известно, что для освоения каждого дела существуют наиболее эффективные методы и приемы, значительно облегчающие процесс. Ваш ментор с удовольствием поделится с вами интересными «фишками», которые сделают обучение легче. Вооружившись эффективными методами решения возникающих проблем, обогащенный необходимыми знаниями и опытом, вы гораздо быстрее сможете продвигаться к достижению вашей цели.

Общение с единомышленниками

Как правило, работа с наставником происходит в форме группового тренинга. Это значит, что вы получаете возможность делиться своими впечатлениями и полученным опытом с людьми, которые также проходят обучение.

Очень часто такое общение не только помогает осваивать новые знания и умения, но и становится прочной основой для дальнейшего сотрудничества в общем для вас деле.

Или просто подарит возможность найти хороших знакомых и даже друзей среди людей, имеющих схожие интересы и устремления — а этого, согласитесь, порой так не хватает!

Связи и контакты

Передавая свой опыт и знания, наставники, как правило, могут посоветовать и конкретные пути, где вы сможете применить приобретенные умения. Возможно, это будут адреса людей или организаций, по которым стоит обратиться. Не исключено, что наставник захочет порекомендовать лучших учеников своим партнерам, клиентам или инвесторам, а возможно, и сам предложит сотрудничество.

В любом случае, чем шире ваши социальные связи, тем больше возможностей для реализации собственных идей и проектов. А значит, и шансы на успех увеличиваются. Посещение курсов и тренингов — прекрасный способ завести новые полезные знакомства и заявить о себе.

Мотивация и уверенность

Пытаясь преодолеть сложности в освоении нового, многие рискуют потерять уверенность в своих силах. Порой кажется, что все старания напрасны, и успех недостижим. Обучаясь и работая самостоятельно, слишком легко поддаться таким настроениям и бросить начатое на полпути.

Работая в составе группы и под руководством опытного тренера, вы получите гораздо больше шансов надолго сохранить мотивацию и веру в себя.

Наставник поможет вам увидеть и оценить собственные успехи и достижения, даже если они кажутся на первый взгляд незначительными. А товарищи-единомышленники поддержат в трудный момент и подбодрят.

Вы почувствуете себя не героем-одиночкой, а частью единой команды, которую возглавляет опытный «командир»-ментор.

Во время групповой работы вы увидите, что ваши сложности вовсе не уникальны, и, возможно, убедитесь, что с какими-то из них вы справляетесь легче и быстрее, чем остальные. А если возникнут препятствия, которые покажутся непреодолимыми, наставник укажет различные способы решения каждой конкретной проблемы, и вы сможете выбрать для себя оптимальный.

Чувствуя постоянную поддержку человека, который в свое время с успехом прошел весь этот путь, вы будете чувствовать себя защищенным от досадных промахов и ошибок, от срывов и падений.

Наставничество на SmartProgress: как это работает

На нашем ресурсе мы организуем курсы самой разнообразной тематики.

Это изучение иностранных языков, обучение основам веб-дизайна, психологические тренинги для повышения собственной продуктивности и многое другое.

Их ведут специально приглашенные бизнес-тренеры, преподаватели, коучи и педагоги, уже успевшие зарекомендовать себя в качестве опытных и эффективных наставников.

Формат курсов и программ может быть как платным, так и бесплатным.

Для того, чтобы четко представлять себе, чем именно будут заниматься участники группы, перед началом каждой программы наставник проводит вебинар или флешмоб.

Кроме того, даже в платных программах предусмотрен бесплатный вводный курс, чтобы человек смог сориентироваться, стоит ли ему заниматься по выбранному направлению дальше.

Выбрать программу достаточно легко по описаниям, которые составляют сами руководители курсов.

Такая краткая «аннотация» не только дает представление о содержании курса, но и помогает понять, что за человек будет его вести, немного расскажет о его достижениях в данной области и раскроет некоторые личностные качества.

Это не менее важно. Даже опытный и умелый наставник может не подойти именно вам по своему психологическому настрою, стилю ведения группы.

В описании программы также содержится информация о том, для кого предназначен тот или иной курс и какие конкретные знания и умения вы получите после его прохождения.

Если курс платный, то после внесения необходимой суммы вы получаете приглашение в закрытую группу, где и будет проходить обучение. Далее вам необходимо будет создать список индивидуальных целей, которых вы планируете достичь в процессе обучения.

Во время прохождения программы вам будет необходимо писать ежедневные отчеты в дневнике реализации целей. Это условие является обязательным как для бесплатных, так и для платных групп. Если оно не выполняется, вы будете исключены из числа участников.

Возможно, такая мера покажется кому-то чересчур радикальной. Однако, это не просто «штрафная санкция», а мощный мотивирующий фактор, особенно эффективно работающий для участников платных групп. Вы же не захотите, чтобы ваши деньги пропали впустую? А значит, приложите усилия, чтобы преодолеть собственную лень и не отстать в выполнении программы от других участников курса.

Кроме того, отчеты имеют ощутимую пользу для самого процесса обучения. Регулярно проверяя их, наставник сможет дать вам совет, порекомендовать, как справиться с возникшими проблемами.

Кроме того, проверить себя «в деле» вы сможете, выполняя задания, которые наставник будет регулярно вам давать. Кстати, их проверка также предусмотрена, а комментарии тренера станут ценным ориентирами для дальнейшей работы.

И еще несомненный плюс каждой программы — возможность познакомиться и пообщаться с другими участниками группы, людьми, увлеченными общим с вами делом. Уверены, что такое общение станет продуктивным и полезным, ведь это отличный шанс обменяться опытом, поделиться собственными идеями.

Команда SmartProgress считает, что главное преимущество нашего ресурса — это возможность создать полезную и комфортную среду для общения людей, объединенных общими целями и устремлениями. Возможно, здесь вы найдете друзей, будущих бизнес-партнеров, а возможно, просто почувствуете, что вместе преодолевать любые проблемы и решать сложные задачи гораздо проще и интереснее.

Заходите на наш ресурс, познакомьтесь с программами, которые мы предлагаем. Надеемся, что некоторые покажутся вам интересными и полезными для вашего личностного или профессионального развития. Список курсов и база наставников постоянно обновляется и пополняется, так что шанс найти что-то для себя есть у каждого пользователя.

Надеемся, что наша статья помогла понять, для чего нужны наставники. Какие бы курсы, тренинг или программу вы не выбрали, общение с коучем или преподавателем — это всегда новый опыт и новые перспективы роста. Нам будет интересно узнать о ваших впечатлениях от прохождения тренингов, общения с тренером или наставником. Оставляйте свои комментарии, делитесь впечатлениями и мыслями.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/smarttalks/nastavnichestvo-v-chem-pliusy-5d74d76c028d6800ad71f03e

Наставничество (менторство)

Наставничество над

Сейчас система наставничества в компаниях приобретает другие черты и продвигается в новые сферы, например наставничество в технической области. Наставники в основном полагаются на продвижение уже существующих знаний или профессиональных навыков. Иначе говоря, учат тому, что знают сами. 

Наставничество нужно для того, чтобы:

— поддерживать и поощрять осуществление обучения сотрудника;

— передавать знания, накопленные в организации, и нормы поведения, принятые в компании;

— раскрыть потенциал практиканта.

Преимуществом наставничестваявляется возможность обучения прямо на рабочем месте. По сравнению с тренингом метод в целом более «индивидуализирован», но зачастую требует больше сил и времени. 

Менторинг бывает персональным, групповым, коллективным. Чаще всего мы сталкиваемся с персональным менторингом, при котором один наставник ведет одного сотрудника. Это еще один плюс наставничества. Реже встречается групповой менторинг (один наставник ведет группу сотрудников) или коллективный (несколько наставников на одного или группу сотрудников).

Следует различать наставничество, коучинг и менторство. Эти понятия дополняют друг друга и близки по духу, но!

Коучинг направлен не столько на передачу знаний и выработку навыков, сколько на активизацию процессов самообучения и саморазвития. Это происходит путем предоставления непрерывной обратной связи в процессе совместного анализа ситуаций и проблем.

Менторство сочетает в себе признаки коучинга и преподавательской деятельности. Тут также важна обратная связь, но добавляется хорошая теоретическая база. Ментор сначала рассказывает теорию, потом показывает пример, и только потом обучающийся выполняет задание и получает обратную связь.

Наставничество делает акцент на практическую часть. Более опытный сотрудник передает свои знания и навыки менее опытному. В идеале наставничество может происходить непрерывно.

Наставник называется ментором. Название пришло из древнегреческой мифологии. Герой по имени Ментор был мудрым советчиком, ему все доверяли, приходили с вопросами, за советами и помощью.

Обычно наставником выступает более опытный сотрудник, обладающий знаниями и профессиональным опытом который помогает молодому и неопытному сотруднику преодолеть все трудности карьерного и социального роста. Молодой сотрудник в менторинге называется протеже. Это, как правило, менее опытный сотрудник, который, прислушиваясь к советам ментора, старается улучшить качество выполняемой им работы.

Наставник может выполнять разные функции:

Наставник — внимательный помощник

Наставник — самурай

Проявляет внимание и эмпатию, поддерживает, воодушевляет. Задает вопросы. Создает доверительные отношения с «учеником». Такой наставник — друг. И пожалеет, если не получится, и обсудит плохое настроение и семейные проблемы.

Суровый наставник. Обратную связь дает честно, прямо. Информацию излагает четко, требует четкого выполнения. Может поругать. Требует качественного выполнения работы. Он словно бросает вызов. Такой наставник может первоначально вызвать испуг у «ученика». Но такая позиция наставника дает возможность в кратчайшие сроки собраться и выполнить необходимую работу.

Задача наставника — провести ученика через несколько этапов развития.

Процесс развития человека:

Неосознанная некомпетентность — человек не знает, что он не знает.

Осознанная некомпетентность — человек знает, что он не знает и хочет узнать.

Осознанная компетентность — человек знает, что он знает, но применение этого знания постоянно контролируется и осознается.

Неосознанная компетентность — человек знает и применяет свое знание автоматически, на уровне навыков.

Цель наставника перевести стажера из состояния неосознанной некомпетентности в состояние неосознанной компетентности.

С примером такого развития человека мы сталкиваемся довольно часто. Например, в компанию пришел новый сотрудник. Он хочет работать по профессии.

На первом этапе он уверен в себе и еще не знает, с какими трудностями придется столкнуться — это этап неосознанной некомпетентности. Начав работать, он видит, что многое у него не получается, и, чтобы не потерять рабочее место, ему необходимо получить новые знания.

Он идет на курсы, занимается саморазвитием или работает с наставником. Это второй этап — осознанная некомпетентность.

Закончив обучение, сотрудник овладевает необходимыми знаниями, проходит испытательный срок и активно работает в компании, стараясь выполнять все так, как его научили на предыдущем этапе. Это осознанная компетентность.

Нарабатывая опыт, сотрудник начинает выполнять задания автоматически. Это 4 этап — неосознанная компетентность.

Задача наставника провести сотрудника по всем 4 этапам развития. Сначала показать ему, что ему необходим новый опыт и знания. Другими словами, замотивировать его на обучение и развитие (первый этап развития). Далее дать сотруднику необходимые знания, научить его (второй этап развития). На остальных этапах развития наставник находится рядом, поддерживая и направляя «ученика».

Чтобы наставничество было эффективным, следует соблюдать несколько правил.

Правила наставничества:

1. Старайтесь создать доверительные отношения с партнером.

2. Эффективнее работать «тет-а-тет». У каждого сотрудника свой наставник.

3. Правильная мотивация. Покажите обучаемому, насколько эффективно саморазвитие, объясните, что он учится для самого себя, для самосовершенствования. Научите его получать обратную связь от окружающих его людей, извлекать уроки из собственного опыта.

4. Научите его использовать все возможности для развития и роста.

5. Эффективная система поддержки. Подкрепляйте успехи обучаемого, поддерживайте упорство и желание получать новые знания и умения.

Наставник формулирует цель обучения. Он оговаривает, что сотрудник должен уметь по окончании обучения из того, что он не умел делать до этого. 

РАССКАЖИ (TELL). Наставник объясняет задание обучаемому, предварительно распределив его по шагам. Большие задания разбиваются на несколько частей и проводятся отдельными сессиями. Наставник задает вопросы сотруднику, чтобы удостовериться, что он усвоил информацию. Сотрудник своими словами пересказывает содержание задания. 

ПОКАЖИ (SHOW). Наставник показывает, как нужно выполнять задание, комментируя по ходу дела, какой шаг он выполняет. По окончании он спрашивает, все ли было понятно. 

СДЕЛАЙ (DO). Сотрудник сам выполняет задание. Наставник может попросить сотрудника сделать тот или иной шаг заново, если он не удовлетворен качеством выполнения работы. По окончании наставник дает обратную связь сотруднику и договаривается с ним, по каким критериям будут оцениваться полученные навыки. 

Елена Любовинкина — психолог, консультант. 

Консультанты Mental Skills всегда готовы предоставить услуги наставничества и коучинга онлайн или очно. Подробнее:

Коучинг — опытный коуч поможет в достижении поставленных целей в бизнесе, карьере и личной жизни, отыскать внутренние резервы и возможности, преодолеть внутренние и внешние барьеры с учетом специфики ситуации, бизнеса и личных особенностей.

Персональный тренер — опытный тренер поможет быстро и эффективно сформировать необходимый навык за счет индивидуального подхода.

Источник: https://www.mental-skills.ru/dict/nastavnichestvo-mentorstvo/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.