Наставничество в вузе

�� ���������� ������������������������ �������������� ���������������� ����������������������������

Наставничество в вузе

�� �������������������������� ������������������ �� ������������ ���������������� ���������������������������� ���� ������ �������������� ���� ������������������ ������������������ ������������������ ������������. �������������� ���������������� ���������������������������� ���������������������������������� �� �� ����������, ���� ������ ���������� �������� ����������������������.

�������������� ������������, ������ ������������������ – ������ ���������� �������������� �� ������������������ �������������� �� �������������� ������������������ ������������ �� ���������������������� �������������� ���� ����������������.

���������������� �� ������������������ ���������������� ������ ������������������.

����������������, �������������� ���� “����” �� ������������������ ������������������������, ������������ �������� ���������� ������������������������ ������ ������������ ����������������������������.

���������� 100 ���������� �������� �������������������� �������������� ������������������ ���� ������������, ���������� ���������� �������������� ���������� ������ ���������������� – ���������������� ���������� ������������������ ������������-���������������������� �� ������������������������ ������������������.

����������������, �� ������������������ ���������������������������� ������������������������ ������������ ���������� 182 ����������������.

������ �������������������� ������������������ ������������������������������ ���������������������� ��������, ������������������������ ���������������������� �� ������������-��������������, �������������������������������� �������������������� �������������������� ���������������� ��������������������.

�������� �� ������������ ��������������. �� ������������������ ������������ ������������������������ ������ ������������ ���������������� ���������������� ���������� �������������� ��������������, �������������� �� ������������������ �������������� �������������������������� ����������.

���� ���������������� �������������������� ������������������ ������������������ ��������������, �������������� �������������� ������������ ������������������, ������ ���������������������� ���������������������� �� Zoom, ���������������� �� Skype �� ��.��.

�� ������ ������������ ���������������������� ������ ���������������������� ����������������, �������������� �������� �������� �������� �� ����������? ���������� �������������� �� �������������� ���� ���������������� �������������������������� – ���������������������� ������������ ������������������, ���������� �� 90-�� ���������� ���� ������������ ��������, �� ������ ���������� ���� ���������� �� ����������������������, �������� �� �������������� ������������������ ���������������������������� �� �������������� ��������������������, �� �������������� �������������������� ����������.

�� ���������������������� ���������������� �������� �������������� ���������������������� �� ����������������������. ������ ������������ ������������: �� ������������ �������������������� ���������� ������������ ���������� 5 ���������� ���������� ���� �������������������������� ��������������.

�������������� ������������ ���������������������������� �� ������, ���������� �������������������� ������������������ �������������� ����������.

������ ������ ��������������? ���������������� �������� ���������������� ���� �������� ������������ �� �������������������� ������������������������ �������������� ���������������� �� ���������������� ���������������� ���������������������������� ������ ������.

�� �������� �������������� ������������ �������������� ���� ���������������������������� ������ ������������������.

���� ������������, ������ ���������������������� ���������������������� ���������� �������������� ������������ �������������� �� ������������ �������� �������� �� ����������, ������ ������������.���������������������� ������������������ ��������������������.

������ ������, �� �������� ���� �������������� ���� ���������������������� �������������������� ������������-��������������, �������������������� ������������������ �������������� �� �������������������� ������������.

������������������������ ���������� ���������� �� �������������� �������� – ����������������, ������������ �������������� ������������ ����������������������

– ������������������������������ ���������������������� – ������ ���������������� �������� ����������, �������� ��������������������.

��������������, ������������ �� ���������������������������� �� ������������������������, �������� ����������������, ������ ������������������ ���������� ������������������ ������������ �� ������������ ���� �������� �������� ������ �� ������ ������ �������� ���� ������������������������, �� ���� ������������ �� ��������������. ������������������ – ������ ��������������, ������������������ ������������������ ������������, – ������������������ “����” ������������������ �������� ���������������� ������������.

������������������ ���������� ���� ������������ �� ������������ ������ ������������������ ������������������������������ ����������������, ������������ �������������� “���� ����������������������������”.

-������ ��������������, ���������� ���� ��������������, �������������� ������������ ���������� ���� �������� �������������������� ������������, �������������������������� ���� ������ �������� ����������.

���������� ���� ���������� �������� ���������������� ����������������, �� ������ �������������� �������� �������������������� ������������������������ �������������� ���������� �� ����������.

���� ���������� �������������� “������������������������ ��������������������”, ������������������ �� 1991 ��������, ������������������ ������������, �������������� ������ ���������������� �������������������� ������������, �� ������, ������������, ������ ���� ������������ ������ ������ ��������������������, – ������������������ ����.

�������� �������������� ������������������������ �� ���������� IT-��������������������, ���� ������������������������ ������������������������ ���������������� ���������������� ���������� ��������. ���������� ���� ������������.

������������ ���������� �������������������� ���������� �������������������� ��������������, ���������� ������������ ������������������ �������������� �� �������������� ���������� ������������.

������������ �������� �������� �� ������������������, ��������������������, �������������� ������������, ���������� �������������� ������ ���������������� �� ��������. ����������������, ������ ���������������� �������������������� – ���������� ������������������������ �������������������� ���������������������� ��������������.

������������ ���� – ���������������� ��������, �������������������� ���������������������� �� �������������������������� �� ������������������ �� ���������� ������������ �������������� ��������. ���� �������� ���� �� ������ ������ �������� ������ ������������ ������������������ ����������������������.

-�� �������� ���������������� ������������������, – ���������������� ���������������� ������������. – �� ������������������������ ������ �������� �������������� ���������� ��������������, ������ ���� �������������������� ������������ ������, ������ ������ ������������ ���������� ������������������.

������������������ ���������� ������������ ���������������� �� �� ����������������, �� �� ����������, �� �������� �� ��������������������

IT- ���������� �������������������� ���� ������������ ������, ������ ������������ ������ ������������������ ���������������������� �� ����������������, ���������� �������������� ���������������������� �������������������� �� �������������������������������� ������������ – ���� ����������������. ������������ ������������������ �� �������� ������������������ ���� ����������: “������������������ ������������ �������� ���������� �� ������-���� ������������, ������������ ���������� �������������� �� ������ ��������������”.

���������������������� ���������������� ���������������������� ������������, ���������������� ������������ ������������ ���������������� �������������� ������������ �� ���������������������� ��������������. ��������: ������������ ��������������

������ ���������� ���������������������� ���������� “������������-���������������������� ����������” �� ���������������������������� ������������������������ ����.

���������������� ���������������������� �� ���������� ������ ���������������������� ��������������, �������������������� ���������� ���������� ��������������.

���� ������������������ ���������������������� ���������� ������������ �������������������� �������������� ���������� – ���� �������������� �������������� ���� ����������������������. ���������������� �� ���������� ������������ ���� ���������������� ���������� ������������ ����������������.

������ ���������� �������� ������������������ ����������������, ������ ������������ ������������������ ���������������� ������ ���������������� ����������.

���������� �������������� �� �������������������������� ������������������ ���������������������������� ������������������������. ���������� – ������������������������ ����������, �������������� ������������ �� �������������� �������������������� ���������������� ��������.

������ ������ �� ������������������ ���� ���������������� ������������ �������� �� ��������������, �� ��������������������.

�������� ���� ���������������������� ������ – ������������������������ �� ���������������������������� – �� �������� ���������� ������ ������������ �������������� ������������ �� �������������� ���������������� �� �������������������������� ������������ �������������������� ��������������������, �������������� �������� �������� ���������������������� ������ ���������� ������������������ �� ��������������������.

�������������������� ������������������ ���������������������������� �������������� ������������������ ���������������� ���������������� ���� �������������� ����������������������, ���� ���� ���������� ���������� ������ �������������������� ���������������� �� ������������������������������ ��������������������, ������ �������������������� ���������������� ������������ �� ����������������.

Источник: https://rg.ru/2020/04/26/v-vuzah-vozrozhdaetsia-sistema-nauchnogo-nastavnichestva.html

Наставничество для вузов: дай человеку удочку

Наставничество в вузе

Мы уже рассказывали о том, что такое институт наставничества, и как дела с ним обстоят в России, а также о том, какие личные качества должен иметь тот, кто хочет попробовать себя в наставнической роли для кого-то, кто стоит на распутье. Теперь пришло время поговорить о том, как наставник может пригодиться студенту и его будущему работодателю.

Вряд ли имеет смысл просто копировать зарубежный опыт. Вместе с тем, времени и денег для того, чтобы изобретать велосипед, нет ни у кого, даже в социальной сфере.

Это не значит, что девизом нового проекта центра «Ментори» по внедрению наставничества в вузы станет «Ctrl-C — Ctrl-V».

Напротив, мы собрали лучших экспертов из многих регионов страны, проанализировали зарубежный опыт ТОП-200 вузов мира и собираемся создать сообщество профессионалов, чтобы решить проблему эффективно.

Вуз как кузница кадров

«Какую проблему?» — спросите вы. Вам точно приходилось о ней слышать, если вы студент, родитель, преподаватель или работодатель. Эта проблема состоит в том, что ожидания и реальность расходятся в ряде пунктов:

  • несоответствие знаний выпускников требованиям работодателей;
  • несоответствие вложенных в учебу сил и итогового результата;
  • несоответствие мечтаний абитуриентов и реалий вузовского образования;
  • несоответствие ожиданий и фактического опыта выпускников.

И это мы ещё кратко обо всем написали. Вполне законно было бы добавить еще парочку несоответствий, через которых проходят все будущие предприниматели, преподаватели, инженеры, юристы, историки — добавьте в этот список себя и своих знакомых.

Проблемы у всех одинаковые и начинаются еще со школы: кого и для чего она готовит?

Есть две основные модели: университет для университета и университет для жизни. Первый плодит вместе со школами армии потенциально безработных специалистов, а второй — тех, о ком наш ресурсный центр как раз и решил подумать. 

Кадр из м/ф «Зверополис»

Как понять, чего хочет работодатель, а чего — студент?

В этом случае самый простой ответ будет самым верным. Проводить опросы и тратить баснословные бюджеты на социальные исследования не надо, надо решать вопросы конкретно в отдельно взятом университете и институте, и решать очень просто. Чтобы разобраться, как объединить стремления специалистов и тех, кто предлагает работу, нужно просто взять и спросить.

Васильки образования

  • Спросить работодателя и узнать, в ком он нуждается. Только чтобы не так: «Мне сотрудника лет 25, с 10-летним опытом работы и тремя высшими: по экономике, юриспруденции и программированию». Нужно просить у него реальный ответ, а если такого не будет, — не спрашивать больше. Вузы, пожалейте своих студентов.
  • Спросить выпускника и узнать, чего он хочет. Если ответит: «Миллион и ничего не делать», — тоже можно с ним дальше не разговаривать, пожать руку, отдать диплом и отправить в свободное плавание (правда, кажется, без лодки и весел).
  • Спросить студента и узнать, зачем он учится в вузе. Не хочется вас пугать, но по данным, которые нам предоставили исследователи темы наставничества, порядка 80% первокурсников не смогли рационально ответить на вопросы, касающиеся их факультета и выбора специальности, а это был один из ведущих вузов страны!
  • Спросить абитуриента и узнать, почему он выбирает именно этот вуз. Продукт надо продавать, а образование — это продукт. Главное, чтобы был качественным.

Кадр из м/ф «Зверополис»

Итак, мы всех спросили, что имеем?

Группу бизнесменов, которым нужны квалифицированные и мотивированные сотрудники; выпускников, которые хотят работать и понимают, что умеют и чему готовы научиться; студентов, которые хотят учиться и умеют ставить цели; и абитуриентов, которые видят в вузе свою заветную дорожку к социальной лестнице.

Все эти элементы можно и нужно объединить с помощью одного института. Имя этому институту — наставничество.

Бизнесмен сможет поговорить с выпускником, предложить ему стажировку, заранее набрать команду и обеспечить нетворкинг (сеть рабочих связей).

Выпускник — поговорить со студентом, развеять некоторые мифы об образовании, посоветовать, на какие предметы «налегать».

Студенты старших курсов смогут взять шефство над первокурсниками: помочь им адаптироваться и разобраться в новой системе, решить задачу по повышению лояльности среди абитуриентов.

Ресурсный центр «Ментори» провел воркшоп с представителями вузов со всей России, чтобы понять, работает ли институт наставничества в вузах и если да, то как? Выяснилось, что работает продуктивно, эффективно и реально способствует трудоустройству. Беда в другом — студенты на самом деле искренне не понимают, что может дать им наставник, зачем им принимать в этом участие?

Кадр из м/ф «Зверополис»

Зачем студенту и выпускнику наставник?

Немного статистики от нашего эксперта: 95% стартапов закрываются в течение года, а 90% из оставшихся стали успешными компаниями при поддержке менторов.

Вот что можно получить благодаря наставнику.

  • Помощь в реализации проекта: пошаговое ведение от составления бизнес-плана до упаковки.
  • Поиск проверенных партнеров и качественный нетворкинг.
  • Ценный опыт, который сыграет большую роль хоть при стажировке, хоть при полноценной работе над проектом.
  • Карьеру. Ну а к чему выпускник стремится? Начать свое дело или влиться в прогрессивную команду.

Существует опасение: «Вот я выскажу свою гениальную бизнес-идею, а ее украдут». Тоже верно, между прочим, потому и наставников надо искать честных и проверенных, обучать их, чем мы и занимаемся.

Кадр из м/ф «Зверополис»

Каким же должен быть наставник для вузов?

Совет самим себе: 7 качеств хорошего наставника

И опять немного статистики: только 10% экспертов могут быть менторами, а не, как выразился наш коллега из бизнес-школы Сколково, «бубуками». Наставник — это тот, кто:

  • многое знает и умеет помочь;
  • готов преподавать и отдавать, получая взамен активных и образованных учеников;
  • не жадничает, делится связями и опытом;
  • не обманывает. 

Итак, осталось грамотно выстроить диалог между предпринимателями, выпускниками и студентами — с помощью института наставничества. Да, для этого нужно время, ресурсы, программа и желание. И программу мы готовы вам предоставить.

9 июня 2017, 12:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/opinion/tutors-in-university

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.