Наставник это википедия

Содержание

Наставник – это помощник на жизненном пути

Наставник это википедия

По сути, человек не может жить полноценно, если его с детства кто-то не будет воспитывать, учить. И необязательно учителями должны быть родители. Да и на жизненном пути, в профессии нужен тот, кто передаст свои знания. Наставник – это воспитатель, учитель, советчик в одном лице.

Без наставничества невозможен успех в работе

В этом разделе стоит поговорить о наставничестве в профессиональной сфере. Всем известно, что невозможно узнать все тонкости о каком-либо деле.

Даже генеральный директор в свое время у кого-то учился, иначе бы не смог долго быть на своей должности. На предприятии наставник – это человек, который всему должен обучить стажера.

Ведь человек приходит впервые после долгих лет учебы, перед собой видит все незнакомое, новое.

По этому поводу существует ставшая крылатой фраза: “Забудь, чему тебя учили, делай, как я”. Нередко это относится к представителям профессий, которые связаны с техникой, технологиями. Например, учился молодой человек по специальности “техническая эксплуатация железных дорог”. Получил образование, выучил все правила и вспомогательные предметы.

Пришел работать слесарем по ремонту локомотивов. А это профессия ответственная, требующая внимания и отдачи. Вчерашний студент не знает, что делать, а работать нужно. Вот здесь и нужен наставник в лице мастера, напарника или инженера.

Стажер имеет право задавать любые вопросы по работе, а наставник обязан ответить, помочь, подсказать и контролировать.

Спортсмен не станет чемпионом сам по себе

Разве чемпионы становятся героями в спорте без руководства? Нет. Обязательно кто-то должен обучать спортсмена техникам, контролировать правильность действий. В спорте наставник – это, как правило, тренер. Но такой учитель должен не только следить за подопечными, давать команды и подсчитывать баллы. Важно наставнику для спортсменов быть и поддержкой.

Наставники встречаются не только в большом и малом спорте, но и среди любительских видов спорта. Например, скалолазание, дайвинг, фитнес. В таких местах преподают инструкторы. По сути они являются наставниками для тех, кто решил серьезно заниматься, развиваться.

Наставничество в религии

В любой религии практикуется наставничество. В религиозной жизни также должен кто-то напутствовать в вере, помогать. Кто не знает, что у индуса есть свой учитель – лама? Ведь одних книг будет недостаточно, чтобы понять серьезные вещи.

В православии духовный наставник – это приходской священник, епископ или патриарх. Называют христиане таких людей просто духовниками. Чему он учит верующих? Каждый человек выбирает себе один из двух путей: мирянин или монах. У любого может по желанию быть свой наставник.

Духовник в обычной православной церкви принимает исповедь у прихожан, дает духовные советы, благословляет на какое-то дело или, наоборот, предостерегает. На священника возлагается серьезная ответственность за наставничество. В монастырях тоже обязательно есть духовники в лице священников и старцев-схимников (высокая ступень монашества).

Проще говоря, “рядовые” христиане учатся у мудрых, наученных жизненным опытом и молитвой. Именно духовник может искренне помолиться Богу за свою паству, помочь в жизни.

Воспитатели и учителя для детей

В детских садах и яслях малышами занимаются воспитатели. Все знают, что это или строгая, или добрая женщина. Утром вся группа занимается, учит дни недели, цвета и так далее. А после обеденного сна начинаются занятия по мастерству, рукоделию.

Можно ли назвать наставником воспитателя? Скорее всего, нет. Если только этот человек от чистого сердца хочет уберечь детей от жизненных ошибок. Но ведь наставник – это не просто ответственный человек, он будет учить каждого по отдельности лично. Важные вопросы решаются сугубо индивидуально.

То же самое можно сказать про школьных учителей и преподавателей в вузах и колледжах. Их задача в первую очередь заключается в том, чтобы донести до учащегося свой предмет, изложить грамотно, затем проверить знания. Но в случае подготовки к олимпиадам, серьезным соревнованиям учителя можно назвать наставником.

Как стать наставником?

Чтобы стать наставником на производстве, никакого таланта не нужно. Им может стать даже обычный рабочий. Главное – показать техпроцесс, документацию и дать совет, как распределить рабочий день. Посерьезнее с наставничеством может быть там, где требуется обучить стажера сложной работе. Важно все объяснить, показать.

Например, опытный машинист электропоезда должен всему научить своего ученика, чтобы тот не только в теории, но и в практике разбирался. От наставничества и ученичества в этом случае зависят судьбы людей. Полагать, что именно учитель – это наставник, не совсем правильно.

Учитель обучался своей профессии в профильном учебном заведении, а наставником становится просто опытный человек.

Нужен ли талант?

Если говорить с духовной точки зрения, то талант наставничества обязателен. Когда человек не имеет доброго сердца, ему незачем быть кому-то “путеводной звездой”. Наставник – это помощник, друг, советчик.

Иисус Христос и апостолы наставляли людей на путь истинный. Они являлись не только учителями, но и наставниками. Чтобы люди могли прожить жизнь достойно, по-настоящему счастливо и достичь вечной радости, им нужен тот, кто научит правильному поведению. Отсюда и зародилось наставничество в христианстве.

Можно сказать, что тренер-наставник тоже в каком-то смысле духовно помогает окрепнуть спортсменам. Здоровый дух и сильная воля помогают достичь небывалых высот.

Любой человек, который искренне хочет помочь, дать полезный совет, утешить в беде, научить доброте и милосердию, – это наставник, воспитатель.

Источник: https://FB.ru/article/220895/nastavnik-eto-pomoschnik-na-jiznennom-puti

Менторский тон. Зачем вам нужен наставник

Наставник это википедия

Современный мир высоко ценит институт наставничества. Согласно недавнему исследованию, 75% специалистов очень нуждаются в менторе и только 37% уже договорились о сотрудничестве с ним.

Наличие наставника особенно важно, если вы миллениал. Специалисты считают, что грамотное наставничество — ключевой фактор вовлеченности сотрудников, родившихся с 1981 по 1996 год. Сегодня эти люди — основная рабочая сила. Миллениалы хотят не просто получать в конце месяца зарплату: им нужна осмысленная деятельность, понимание, что они двигаются к цели, и пусть эта цель будет благородной.

Рассказы компаний о том, что они делают мир лучше, — приманка не столько для потребителей, сколько для сотрудников. Однако важно согласовывать свои цели с целями вашей организации, иначе может получиться, что вы сортируете мусор и выступаете за спасение косаток, в то время как ваше предприятие планирует открывать свалку радиоактивных отходов в океане.

Ментор помогает разобраться, что человек делает на рабочем месте, куда несут его судьба и планы директора. Например, последнее трехчасовое совещание — полезный опыт или никчемное топтание на месте?

Без мудрого взгляда со стороны в этом не так-то легко разобраться.

Больше всего менторы нужны в сферах, где нужно ориентироваться в огромных информационных потоках, а результаты труда не всегда очевидны и их нельзя потрогать руками.

Вероятность того, что у работника будет наставник, в некоторых отраслях выше, чем в других.

Так, больше шансов обзавестись личным гуру у работников научной отрасли (ментор есть у 66% ученых), служащих в правительстве (59%), работников образования ( 57%) и тех, кто занят в маркетинге, рекламе и пиаре (56%).

Менторы от Античности до наших дней

Ментором звали эллина, которого Одиссей, отправляясь под Трою, оставил присматривать за своим сыном Телемахом. С одной стороны, Ментор неплохо справился со своей работой, раз его имя осталось в веках и стало термином. С другой стороны, и он не был идеален: в трудные времена юного Телемаха сопровождал не престарелый воспитатель, а богиня Афина в его образе.

А вот у Александра Македонского ментор оказался более эффективным. Интересно, как сложилась бы история царствования Александра, если бы развивать ум и характер ему помогал не Аристотель, а кто-то другой?

В Средние века, когда начали развиваться гильдии и профессиональное обучение, наставничество стало обычной практикой.

Молодые люди не только приобретали технические навыки, но и пользовались покровительством авторитетного специалиста. Правда, само слово «ментор» после Античности надолго пропало из обихода.

Исследователи нашли этот термин в англоязычной литературе только в конце XVIII века, в письме лорда Честерфилда к сыну.

Менторство в западном мире снова стало актуальным в начале ХХ века: появились специальные программы, направленные на то, чтобы молодежь стремилась к достижениям и всячески дерзала. В Советском Союзе обращение к старому опыту было поначалу не особенно нужно: все строили новый мир, до основания разрушив старый. Но с развитием промышленности понадобились знания и опыт мастеров.

Молодой специалист, устроившись на производство, получал наставника, обычно пожилого и опытного, который знал, где именно надо постучать разводным ключом, чтобы всё мгновенно заработало.

С 1980-х годов тема менторства распространилась на науку и бизнес. Вдруг выяснилось, что Аристотели могут сыграть важную роль в жизни руководителей корпораций или хотя бы повлиять на производительность труда менеджеров.

Теперь мы знаем массу замечательных примеров подобного влияния на бизнесменов, героев и просто творческих людей. Мартин Скорсезе помогал Оливеру Стоуну в Нью-Йоркском университете. Цукерберг называет своим наставником Стива Джобса.

Это отразилось и в популярной культуре: Оби-Ван Кеноби воспитал Энакина Скайуокера, а Дамблдор — Гарри Поттера…

Менторство меняется

Раньше люди, желавшие помогать менее опытным, не сбивались в группы под знаменем «готов делиться». Это современный феномен. Причины его популярности — обилие возможностей, быстрая смена подходов к работе, тренд на непрерывное обучение и большая разобщенность специалистов.

Сейчас сложнее ориентироваться на прошлый опыт: в любой сфере изменения происходят очень быстро. Кроме того, работник часто находится физически далеко от своего начальника. Согласно исследованию, в 2018 году в США было 56,7 миллиона фрилансеров. Это треть американских трудящихся. При этом более 90% из них считают, что им полезно постоянное обучение.

В России в 2017 году фрилансеров было до 1,5 миллиона человек. Сюда не входят штатные сотрудники, работающие удаленно, а таких по меньшей мере столько же. Получается, что все эти люди, сидящие за компьютером в коворкинге или собственной гостиной, лишены компаньона, а значит, порой их уверенность в том, что они всё делают правильно, колеблется.

Поскольку запрос у каждого конкретного человека к ментору свой, наставничество сегодня развивается в самых разных областях, а его концепция существенно расширилась. Нельзя с одним общим мерилом идти к деятелям искусства или стахановцам-стартаперам, академическим работникам или спортсменам, журналистам или программистам.

Наставник — это не всегда человек, который уже побывал там, куда вы стремитесь, и делал что-то похожее. Иногда он просто помогает вам взглянуть на вашу работу со стороны, увидеть в ней слепые пятна, показать неожиданный ракурс.

Хотя менторство — это неформальное общение, однако, чтобы помочь подопечному грамотно, нужна подходящая технология. На Западе, говоря о наставнике, чаще всего имеют в виду профессионала, обученного коучингу, который может раздавать советы людям широкого спектра профессий.

Он будет апеллировать к вашим ценностям, целям, мечтам и нет-нет, да и ввернет мотивирующую цитату Махатмы Ганди.

В нашей стране, кажется, надежнее пойти к проверенному специалисту, чем к человеку, который сначала заведет речь о духовной жизни, а потом внезапно спросит: «Кем вы видите себя через 50 лет?» Хочется просить конкретного совета, выясняя, где именно в вашем бизнесе протечка.

В чем плюсы менторства

Институт наставничества очень плотно исследуют за рубежом, где личная эффективность работника стоит во главе угла. По сути, ментор — это тот человек, благодаря которому оклад работника будет выше. Психологи Университета Южной Флориды выяснили, что положительные эффекты менторства действительно есть и их даже можно измерить.

Сотрудники, у которых есть свой Оби-Ван, действительно больше зарабатывают, более довольны карьерой и оптимистичнее смотрят на мир. Во всяком случае, они верят в то, что еще продвинутся вперед.

Правда, ученые делают оговорку, что разрыв в статистике между группами небольшой.

Наиболее очевидны плюсы наставничества в академической среде.

Если вы занимаетесь естественными науками и сидите в университетской лаборатории, то ваш успех зависит не только от ваших стараний, но еще и от того, насколько активен старший научный сотрудник, который вам помогает.

Ученые в США выяснили, у студентов было в 4,5 раза больше шансов улучшить свои учебные навыки, если их коллеги-аспиранты вмешивались в лабораторные дискуссии и брались всех поучать.

Американская компания Endeavor Global задалась целью открыть секрет успешного стартапа. Ее исследователи изучили предпринимательский опыт нью-йоркских бизнесменов и в 2015 году опубликовали результаты.

Выводы напоминали выкладку частного детектива, нанятого следить за неверной женой: оказалось, что многие предприниматели «имели тесные личные связи с основателями других успешных компаний».

У 30% самых успешных коллективов за 10 лет были наставники, которые так или иначе влияли на процесс. Других значимых факторов исследователи не нашли.

Какие отношения должны быть с наставником?

«Никаких» — неправильный ответ. В Висконсинском университете в Милуоки обнаружили, что отношения протеже и ментора без взаимопонимания — это всё равно что работа без ментора вовсе. То есть некие отношения всё же должны складываться. И к этому стоит приложить усилия.

Как правило, менторы не получают личных выгод от такого сотрудничества.

Хорошие отношения с протеже не в счет. Менторов утешает то, что они делают мир лучше, продвигают свою сферу, вносят вклад в развитие перспективной отрасли — всё это улучшает самооценку.

Есть, конечно, данные о том, что люди, которые ввязываются помогать новичкам, получают и другие бонусы (например, ощущают бо́льшую вовлеченность в работу и радость от нее), но ради этого мало кто согласен вставать с дивана.

Классическая форма сотрудничества — личные встречи в формате «учитель — ученику». В фокусе внимания профессиональное развитие ученика или его бизнеса. Но в последнее время появилось множество других форм, например:

  • напарничество (buddying) — хрестоматийный пример из комедий: американский полицейский, которому его бадди показывает, где лучшие пончики;
  • флеш-наставничество — когда эксперт приходит разок взглянуть на вашу кухню, поделиться мнением, дать подсказки;
  • «теневое менторство» (shadowing) — когда специалист ходит тенью за протеже, наблюдая за его работой. Так он может по ходу дела давать ценную обратную связь или записывать полезные наблюдения.

Есть даже реверсивное наставничество: старший учится у младшего. Особенно это полезно в технологических областях и в сферах, где нужно знать и понимать современные молодежные явления.

Хедхантерские изыскания говорят о том, что миллениалы неуютно себя чувствуют в организациях с иерархической структурой. Оттого и наставничество у них не вертикальное, а скорее горизонтальное, похожее на улицу с двусторонним движением: тут ты мне подсказываешь, но я тебе тоже могу кое-что посоветовать.

В общем, тут всё как и везде — по договоренности. Никто не мешает прямо сегодня четко сформулировать свой вопрос, подумать, какому специалисту он может быть адресован, и найти в сети своего ментора.

Где искать наставника

Существует масса способов найти ментора. Например, программа МГУ — первая общеуниверситетская менторская программа в России, организованная силами выпускников.

Любой студент или выпускник alma mater может оставить заявку на сайте, и команда клуба устроит встречу с наиболее подходящим наставником.

Проблемы, с которыми обращаются в клуб, могут касаться и науки, и других сфер. Вот пара примеров:

  • молодые ученые под руководством старших товарищей разработали инновационную технологию обработки;
  • ментор помог выпускнице физфака разрешить конфликты в коллективе.

Несколько программ предлагает «Сколково», среди которых отметим программу «Технопарка». Здесь упор делается на бизнес и интересные инновации.

Вашим ментором будет предприниматель или специалист в области высокотехнологичного бизнеса, а ученик перед началом сотрудничества должен подготовить инновационный проект.

Важный момент: участников сразу предупреждают, что ментор не будет инвестировать в их разработки. Впрочем, существует и инвестиционный менторинг — его организуют в «Сколково-Венчурс» (дочка фонда «Сколково»).

Идея наставничества лежит в основе открытого конкурса управленцев «Лидеры России».

В нем могут принять участие люди возрастом до 55 лет с менеджерским опытом, одна из причин конкурировать за победу, помимо денежных призов — возможность перенять опыт у наставников, которыми выступают бизнесмены, чиновники высокого ранга и прочие специалисты, от действующих губернаторов и бывших министров до председателей правления многомиллиардных корпораций.

https://www.youtube.com/watch?v=D23CxPTxQKg

Тысячи экспертов, предпринимателей, высококлассных специалистов во всем мире готовы безвозмездно делиться опытом и знаниями с теми, кто хочет принять их дар, но при этом кроме базовых общих принципов вроде добровольности, доверия и ответственности в этой сфере нет никаких четких прописанных правил. Некоторые даже заранее предупреждают, чтобы протеже потом не расстраивались:

«Ментор не гарантирует ничего, кроме того, что он выделит часть своего времени и внимания на встречу».

Но разве в современном мире есть что-то дороже времени и внимания?

Источник: https://knife.media/you-need-mentor/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.