Наставник какой

Совет самим себе: 7 качеств хорошего наставника

Наставник какой

Мы проводим в работе большую часть жизни. Да, вы прочитали правильно: не во сне, а именно в работе.

Это новое правило активного человека XXI века, которое хочешь-не хочешь, а приходится воспринимать как данность.

Конечно, можно процитировать великих, что работать надо не 24 часа в сутки, а головой… В этом тоже есть своя правда, но всепоглощающая работа (без знака плюс или минус) есть и никуда уходить не собирается.

Как говорить с детьми о «взрослых вещах»?

Наставнический центр «Ментори» — такая же организация, как и остальные: мы работаем много, часто и постоянно. Учим кураторов, советуем наставникам и поддерживаем коммуникацию с наставляемыми.

«Кто бы посоветовал нам?» — не единожды задавались мы именно таким вопросом.

Как известно, хочешь сделать что-то хорошо — сделай это сам. Сделали. Итак, статья для наставников, будущих наставников, студентов и нас самих: о мотивации, работе и любви к своей работе. Без неё никуда, особенно в таком важном деле, как третий сектор.

Кадр из м/ф «Кунг-фу Панда»

Быть наставником — дело эмоционально непростое, требующее сил и времени, физической, но, главное, эмоциональной подготовки. Поэтому так важно, чтобы наставник (читай — человек) действительно хотел заниматься тем, чем он занимается.

Разница между «надо» и «хочу» кому-то может показаться существенной и с «эгоистичным» перекосом второго слова, но именно оно имеет огромную значимость. Если человек не ХОЧЕТ что-то делать, а работает, если не из-под палки, а хотя бы по привычке, или потому что общество так ХОЧЕТ, то ни к чему хорошему это не приводит.

А потому стоит помнить о таких важных качествах, как:

  • желание участвовать в программе в течение длительного времени. Рим, да-да, за неделю тоже не строился;
  • уважение к личности, её способностям и праву делать свой собственный выбор в жизни. Очень важное качество для начальников (как наставников), и наставников обыкновенных, работающих с подростками;
  • отсутствие синдрома супермена. Поясним: наставники не должны считать, что их собственные способы решения единственно верные или что участников-подчинённых-друзей-близких надо спасать. Помогать — да. Спасать — нет;

Как навредить ребёнку, не прибегая к побоям

Представьте себе наставника, который постоянно пытается решить сложный вопрос за подростка, что мы получим в итоге? Варианта два.

Первый: ребёнок, разучившийся думать самостоятельно, оказавшийся в мире, о котором у него было довольно поверхностное представление.

Наши коллеги из регионов, когда мы встречаемся с ними, всегда настаивают, что постинтернатное сопровождение чуть ли не важнее, чем работа внутри самого учреждения.

Второй вариант: этот подросток или подчинённый (коль скоро мы говорим о наставничестве как о многопрофильном институте) понимает, что с его собственным мнением не считаются. Он не способен предложить что-либо дельное и окончательно разочаровывается в своих силах.

Продолжаем наш to-do list:

  • умение слушать (о чём мы уже писали), а также важный навык принимать различные точки зрения. Наставники часто помогают, просто слушая, задавая продуманные вопросы и давая наставляемым возможность исследовать свои собственные мысли с минимальным вмешательством;
  • умение сопереживать или эмоциональный интеллект;

Эмоциональный интеллект признан самой важной (внимание!) компетенцией, которую молодое поколение должно получать, начиная с детского сада. За пределами интеллектуальной сферы лежат огромные ресурсы.

Это эмоции, способность понимать других и себя, а также жить в условиях постоянного саморазвития. Именно эмоции дают подросткам мотивацию к обучению и становлению позитивной психологии.

Ко взрослым это применимо не в меньшей степени: в некоторых организациях даже есть должность специалиста по эмоциональному климату.

Кадр из м/ф «Кунг-фу Панда» Как развивается институт наставничества в России

И финальные два пункта, которые, признаемся честно, и нам дались нелегко:

  • умение видеть решения и возможности, а также препятствия. Эффективные наставники способны реалистично оценить проблемы, с которыми сталкиваются подростки, лучшие начальники способны не закрывать глаза на трудности, с которыми сталкиваются их подчиненные, а члены одной команды всегда способны войти в положение и помочь в поиске реалистичных решений;
  • гибкость и открытость. И мы сейчас не о модной гибкой методологии Agile, о которой многие из вас наслышаны. Просто эффективные наставники признают, что отношения требуют времени для развития и готовы его уделить. Более того, они готовы измениться сами под влиянием совместной работы.

Не хотелось бы, как в школьном советском сочинении, подводить итог и выводить какую-то мораль. Но напомним, что работа — это то, что происходит в ваших интересах, а, значит, и выполняться должна с тем же чувством. Проверено на себе в команде «Ментори».

11 мая 2017, 15:00 Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/school/trainer-tips

5 типов наставнических отношений, которые важны для вашей карьеры | Rusbase

Наставник какой

Когда люди думают о наставнике, они представляют именно такие отношения. Человек, который занимает должность на одну или две позиции выше вашей.

Человек, который работает в вашей индустрии и сам недавно сталкивался с теми же трудностями, что и вы.

Человек, который будет вдохновлять вас, давать хорошие советы по поводу того, как быть успешным, и объяснит некоторые скрытые правила вашей индустрии и компании.

 rawpixel / Unsplash

Где их найти: В вашей организации или у компании-конкурента.

Как они могут вам помочь: Познакомят с ключевыми людьми, расскажут о  том, что нужно делать в компании и чего делать не следует, поделятся секретами своего успеха.

2. «Наставник-сверстник»

Вероятно, это самый недооцененный тип наставнических отношений. Как часто вы пытаетесь наставлять своих коллег? Мотивировать, вдохновлять и поддерживать друг друга в целях и стремлениях.

Соберите с коллегами «рабочую команду». Мотивируйте и поддерживайте друг друга в сложных ситуациях, предлагайте новые идеи.

Я считаю, что мне было бы намного тяжелее, если бы не наставники-сверстники в моей компании.

Где их найти: Это люди, которые пришли в компанию в то же время, что и вы. Коллеги, которым вы доверяете и строите дружеские отношения. Посещая нетворкинговые мероприятия, вы сможете познакомиться с другими молодыми профессионалами.

Как они могут вам помочь: Вы можете проверять на них свои идеи и выражать недовольство и беспокойство, обсуждать новости компании или индустрии вместе, они смогут знакомить вас со своими друзьями.

Giphy

3. «Обратный наставник»

Кем бы вы ни работали, очень важно иметь «обратного наставника» – то есть человека, который моложе вас. Конечно, многие думают, что такой тип наставничества является бесполезным, однако учитывая тот факт, как быстро в мир приходят инновации, следует обратить внимание и на него.

У меня у самой есть наставник, который младше меня – представитель поколения Z. Он рассказывает мне о трендах в социальных сетях и о том, чем сейчас интересуется молодежь. Это действительно здорово. Эти отношения не должны быть официальными. Кроме того, вы можете помогать друг другу. Всем есть чем поделиться.

Где их найти: Младшие родственники, друзья семьи или ученики средней школы.

Как они могут вам помочь: Расскажут о современных трендах и интересах молодежи.

4. Старший наставник/спонсор

Я считаю, что старший наставник или спонсор опережает вас в вашей индустрии как минимум на десять лет. Желательно, чтобы такой человек работал в той же компании, что и вы.

Он сможет помогать вам принимать более стратегические решения.

Например: «Должна ли я принять это новое предложение о работе? Я хочу достичь точки X, кто мне может в этом помочь?» У них много опыта, которым они готовы с вами поделиться.

Где их найти: На нетворкинговых мероприятиях в компании, через традиционного ментора.

Как они могут вам помочь: Научат вас принимать стратегические карьерные решения и познакомят с полезными людьми.

5. Вы сами

Наставники переоценены. В мире с неограниченным доступом к различным ресурсам – к книгам, подкастам, биографиям, блогам – вы просто обязаны обучать себя и быть своим собственным наставником.

При помощи этих ресурсов вам буквально будут давать советы Билл Гейтс и Ричард Брэнсон. Записывайте свои цели и отслеживайте результат. Выделите время на чтение. Научитесь слушать.

Я считаю, что вы можете научиться чему-то у кого угодно, просто слушая то, что говорят.

Giphy

Где их найти: В книгах, подкастах, на .

Как это может вам помочь: Вы научитесь чему-то у лучших наставников мира.

Ищите наставника, а) читая о них, отслеживая их успехи в карьере, просматривая информацию на их веб-сайте, б) наблюдая за ними в социальных сетях или в) принимая участие в мероприятиях, на которых они выступают.

Что вы можете сделать сегодня, чтобы начать строить такие отношения

  1. Составьте заметку с этими типами наставнических отношений и попробуйте ответить на вопрос, есть ли они в вашей карьере.
  2. Регулярно общайтесь с наставниками.
  3. Регулярно записывайте то, чему научились.
  4. Каждый год пересматривайте свои наставнические отношения: некоторые из них просто сойдут на нет, и это нормально.

Источники:

  • Программы наставничества в вашей компании/университете –  в большинстве университетов есть программы наставничества, которые помогают установить связи между недавними выпускниками и студентами. Если вы уже работаете, не переживайте. В вашей компании также должны быть такие программы. Если такой программы нет, запустите ее сами.
  • Наставничество/консультации по вопросу развития карьеры  в LinkedIn – сама еще этим не пользовалась, однако у LinkedIn появилась новая фича. Можете узнать о ней здесь.

Источник.

Материалы по теме:

Зачем стартапу наставник

Десять уроков, которым джиу-джитсу может научить предпринимателей

«Не будь руководителем, стань хозяином». Чему менторы учат своих подопечных

Шесть мифов о миллениалах (и как выстроить с ними работу)

Источник: https://rb.ru/story/5-types-of-mentorship/

6 секретов хорошего наставника

Наставник какой

Наставничество как методика в образовании может здорово развить потенциал школьника. Руководитель Национального ресурсного центра наставничества «Ментори» Евгений Русинов — о том, что делает наставников эффективными, а иногда даже превращает их в супергероев.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Наставничество — древнейшая форма обучения, но устаревшей её точно не назовёшь. Это метод передачи знаний и практических умений от старшего к младшему и, что ещё важнее, помощь в социализации, формировании жизненных ценностей и мотивации, позитивный пример.

Так как
взаимодействие наставника и «наставляемого» происходит в неформальном общении, в обстановке взаимного доверия и не связано с официальными отношениями, то оно максимально эффективно действует на развивающуюся личность.

Помогает ребёнку с самоопределением и раскрытием потенциала.

Наставническое движение существует в том числе и в России. Сегодня это серьёзная методика с едиными стандартами. Наиболее полно наставническую поддержку оказывают детям, оставшимся без попечения родителей, и детям в семьях, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией.

Так программа наставничества в среде воспитанников детских домов помогла увеличить количество поступающих в вузы как минимум в два раза.

Ещё немного доброй статистики: у 46% детей-участников таких программ расширился кругозор; у 35% появилось желание узнавать что-то новое; 41% детей улучшил школьную успеваемость.

Кто же такой наставник и каждый ли может им быть? Для подростка такой человек может казаться супергероем, но это самый обычный человек, в первую очередь замотивированный помочь и передать свой опыт.

К наставничеству больше подходят образованные и состоявшиеся люди, вместе с тем они должны располагать свободным временем, так как наставничество предполагает систематическое и продолжительное общение. Обладать специальным образованием наставнику не нужно, а вот иметь определённые качества и навыки необходимо.

1. Наставник умеет слушать. И говорить

Найти кого-то, кто будет давать советы или выражать своё мнение, не так трудно, это любят делать все. Гораздо труднее найти того, кто способен не всегда быть на первом плане, любит и умеет слушать других. Он поддерживает зрительный контакт и посвящает наставляемому всё своё внимание.

Часто можно помочь, просто выслушав и задав продуманные вопросы. Проговаривая свои собственные мысли, делясь чувствами, человек исследует себя самого и лучше понимает ситуацию с минимальным вмешательством. Если он чувствует себя понятым и принятым, он более склонен попросить совета в будущем.

Не менее важно умение говорить простым и понятным языком о сложных вещах, быть открытым и искренним при общении обо всём, не только о том, что интересно самому наставнику. Наставничество — это диалог, и взрослый тоже рассказывает о себе, своём опыте и чувствах.

2. Наставник проявляет уважение к личности, а не давит

Хороший наставник не считает, что его точка зрения единственно верная, а способы решения проблем наилучшие из возможных. Также ему не кажется, что наставляемых нужно спасать.

Наставники, руководствующиеся чувством уважения и достоинства в отношениях, способны завоёвывать доверие.

Идеальный наставник — уже состоявшийся в жизни человек, которому не нужно самоутверждаться за счёт неопытных и юных.

Он также терпим к мнениям, взглядам или поведению, отличным от его собственных, даже неприемлемых для него.

3. Наставник умеет сопереживать и понимать чувства других

Эффективные наставники могут сопереживать, не испытывая при этом жалости. Для сочувствия не обязательно иметь идентичный жизненный опыт. Эмпатия помогает наставнику понимать настроение подростка даже в те моменты, когда ему самому трудно выразить себя словами.

Вместе с тем наставник не должен обладать слишком высоким уровнем эмпатии, чрезмерная эмоциональная отзывчивость может быть использована против него эгоистически воспитанным подростком и помешать наставнику проявить твёрдость там, где это необходимо.

4. Наставник видит решения, возможности и… препятствия

Эффективные наставники способны балансировать между реалистичным взглядом на жизнь и серьёзные проблемы, критическим мышлением и в то же время оптимизмом при поиске таких же реалистичных решений. Они способны придать смысл кажущемуся беспорядку проблем и указать разумные альтернативы.

В целом они вселяют веру в позитивное будущее. В то, что трудом можно добиться исполнения своей мечты, а искренностью и добротой — хорошего отношения окружающих, но не боятся говорить о реальных трудностях на любом пути.

5. Наставник помогает меняться к лучшему, умея меняться сам

Гибкость, быстрая оценка ситуации и принятие необходимых решений, лёгкое переключение с одного способа действий на другой также необходимы для эффективного наставничества.

Менторы признают, что отношения требуют времени для развития и что общение является улицей с двусторонним движением. Они готовы узнавать своих наставляемых, их интересы (музыка, стиль, философия) и даже меняться под влиянием отношений с подростком.

6. Наставник крепко стоит на ногах и умеет справляться со стрессом

Наставничество — удивительный опыт, безусловно, меняющий жизнь не только подростка, но и взрослого. Конечно, кроме радостей и приятных открытий на этом пути будут и сложности, поэтому наставник должен быть эмоционально устойчив, сохранять адекватность в непростых ситуациях, уметь адаптироваться к ним и отлично контролировать свои эмоции.

Спокойный и уверенный, он опора и пример не только для подростка, но и для родителей, которым он сможет при необходимости донести: к наставнику ревновать не нужно, он не заменяет семью и не ставит под вопрос её авторитет, а, наоборот, прямо или косвенно налаживает отношения подростка с родителями.

13 фраз, которые нельзя говорить ребёнку

10 способов правильно мотивировать ребёнка

Почему подростки держат своих родителей за идиотов

Источник: https://mel.fm/blog/rusinov-yevgeny/21068-6-sekretov-khoroshego-nastavnika

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.