Наставники

«Старший брат, которому можно доверять»: как стать идеальным наставником | Rusbase

Наставники

Институт наставничества в разных компаниях устроен и развит по-разному, но, как правило, наставники учат новичков самостоятельно выполнять работу и брать ответственность за свои действия. 

При этом наставник — это не только про hard skills, но и про soft skills, то есть про обучение гибкости, лидерским навыкам, стратегическому мышлению и взаимодействию с людьми.

О том, что и как нужно делать, чтобы стать идеальным наставником, рассказывает Анна Гребенькова, старший консультант Kontakt InterSearch Russia.

«Старший брат, которому можно доверять»: как стать идеальным наставником Ольга Лисина

Наставником может стать непосредственный руководитель, более опытный коллега или просто эксперт в определенной области.

Причем бывают ситуации, когда наставником становится коллега, находящийся на более низком грейде, за счет того, что он обладает узкими знаниями в предметной области. 

Идеальный наставник — это человек с глубокой экспертизой в той области, которая нужна наставляемому, личностно открытый и проактивный. В идеале он вызывает желание стать таким же, дорасти до его уровня, а лучше — перерасти. 

Идеальный наставник активно включен в обучение с самого начала коммуникации, приводит пример своим поведением, учит в теории и на практике, мотивирует к выполнению и аккуратно подталкивает к самостоятельному решению задач. И знает, в какой момент необходимо остановиться и «снять руку с пульса».

Shutterstock / fizkes

Если говорить про адаптацию новичка, то задача наставника не ограничивается только обучением подопечного. Его функция намного объемнее — он должен создать такой микроклимат вокруг сотрудника, который позволит подопечному почувствовать свою ценность, значимость и способность реализовать поставленные перед ним задачи.

Сюда входит и доброжелательность со стороны коллег, и материально техническое обеспечение, и своевременная обратная связь.

Рецепт идеального наставника? Life long learning — постоянное обучение и самосовершенствование, изучение новой информации и расширение бэкграунда. 

Личный опыт

Начиная карьеру в in-house, я пришла в крупный системный интегратор, который, по сути, стал для меня основой представлений о корпоративной культуре и бизнесе в целом. Компания работала на рынке больше 15 лет и с точки зрения наставничества была хорошо структурирована. 

Эта программа работала и до меня, коллеги активно занимаются обучением и развитием своих сотрудников и, в частности, мне удалось поучаствовать в таком процессе.

Я подбирала узких It-специалистов, но такие сотрудники очень ценны на рынке и высоко оплачиваемы, поэтому компания пришла к выводу, что мы будем набирать разработчиков с подходящими навыками и дообучать их внутри компании с помощью своих сотрудников.

Был выделен один экспертный наставник, я (как представитель HR) и непосредственный руководитель на четырех сотрудников; разработана программа наставничества с теорией, практикой, домашними заданиями, работой на реальных проектах, адаптационными встречами и экзаменом. 

За шесть месяцев компания получила разработчиков Siebel с практическим опытом применения знаний. Отдельная моя гордость, что через год один из четырех сотрудников, набранных мной, появился на доске почета компании. 

Личный опыт наставничества я получила уже в рамках работы в Kontakt InterSearch Russia. У меня в подчинении появился стажер, который нуждался в полном погружении в рекрутмент, индустриальную практику и регламенты работы в компании, в адаптации и многом другом. 

Выступая наставником, я в первую очередь равнялась на опыт взаимодействия с моими руководителями и экспертизу коллег, обращалась к ним за советом, задавала вопросы. Кроме того, мне помогли наши внутренние регламенты, так как у нас в компании программа наставничества выстроена на разных уровнях.

Коммуникация между наставником и подчиненным

Поколения меняются, а вместе с ними меняются подходы в руководстве: авторитарный стиль поведения все чаще становится неприемлемым для поколения Z, им нужен наставник — старший брат, руководитель-друг, которому можно доверять и с которым можно открыто обсудить проблемы. 

Лучше всего сразу ориентироваться на модель «наставник-друг», с которым можно обсудить не только рабочие вопросы, но и поделиться новостями, переживаниями и идеями личного характера.

При этом наставнику-другу важно иметь достаточно широкий кругозор чтобы быть «на одной волне» с молодым сотрудником. В таком случае процесс обучения пройдет в максимально комфортной обстановке для всех участников процесса.

Shutterstock / fizkes

Насколько должна быть регламентирована работа наставника с подопечным? В разных компаниях существуют свои правила, и частично они зависят от сложившейся корпоративной культуры.  

Например, это могут быть четко зафиксированные, в том числе по срокам, функциональные обязанности, которые привязаны к KPI наставника (работа наставника может быть оплачена и часто финансово подкреплена): 

  • Количество рабочих встреч наставника с молодым специалистом (обсуждение задач, коррекционные беседы, проведение тренингов и обучающих семинаров);
  • Количество рабочих встреч наставника с непосредственным руководителем новичка, его коллегами (сбор обратной связи), заказчиком (если новый сотрудник выполняет задачи для него);
  • Адаптационные встречи (обычно, не более трех за испытательный срок в три месяца);
  • Встреча по итогам прохождения испытательного срока.

Молодому специалисту также могут согласовать регламент взаимодействия с наставником: например, возможность обращаться к нему неограниченное количество раз, что позволяет новичку максимально комфортно и безболезненно просить коллегу о помощи.

Наставник на удаленке

 Тренд настоящего времени — работа в режиме хоум-офис, что сопряжено с некоторыми рисками и сложностями. В этих реалиях многие компании сокращают набор и переводы внутри структуры, но совсем отказаться от трудоустройства новых сотрудников вряд ли возможно.

В таких условиях появляются первые трудоустроенные на удаленке, которым, как и сотрудникам в офисе, требуется куратор, наставник и человек, который поможет качественно встроиться в рабочий процесс.

  1. Я бы рекомендовала наставнику в текущих обстоятельствах, соблюдая все стандарты наставничества, которые приняты в офисе, проявлять больший интерес к обучаемому. Устраивать конференц-коллы с видеосвязью, завести чат в WhatsApp или Telegram и обсуждать какие-то вопросы там.
  2. Рекомендую взять за правило обязательный утренний созвон с сотрудником в определенное время. На нем стоит обсуждать не только непосредственные задачи, стоящие перед сотрудником, но и ситуацию в компании на текущий момент (например, сроки возвращения на работу из офиса, стадию развития проекта, стратегические планы).
  3. Также стоит включить новичка в рабочую группу/чат компании и привлекать его к взаимодействию с коллективом.
  4. В работе на удаленной основе есть риск «упустить» сотрудника («на улице такая прекрасная погода и вообще у меня официальная неделя выходных»), поэтому наставнику нужно внимательнее отслеживать выполнение им задач, чаще задавать вопросы. Возможно, подводить итог рабочего дня.

Типичные ошибки наставника и как их избежать

Безусловно, все приходит с опытом, но если говорить о наиболее распространенных ошибках наставника, то обычно это следующие моменты:

  1. Наставник фактически делает все за подопечного, предлагает готовые решения, не дает возможности менее опытному коллеге совершать свои ошибки и набивать шишки. Это достаточно типичный случай в деятельности, которая приближена к взаимодействию с бизнесом. Например, когда новичок должен коммуницировать с представителем клиента напрямую, наставник старается минимизировать риски и часто перекладывает эту коммуникацию на себя.
  2. Наставник подходит к своей роли гиперответственно: иногда из-за высокой концентрации на процессе наставничества и неумении расставлять приоритеты наставник становится менее эффективным в работе. Такой пример приводил мне один из кандидатов, который рассказывал, что его назначили куратором нового сотрудника и ему так понравилось «руководить» и обучать, что он потерял интерес к своим задачам и стал «факапить» работу. Это, в свою очередь, повлекло определенные последствия, и его чуть не лишили премии за поехавшие сроки по проекту.
  3. Наставник уверен в том, что его подопечный понимает многое априори — и ему не нужно объяснять детали. А то, что новичок не задает вопросов, это только подтверждает. Но на самом деле сотрудник может просто бояться задать вопрос, либо, наоборот, быть чересчур самоуверенным.
  4. Наставник передает только теоретические знания, забывая о практических навыках.
  5. У наставника нет плана развития сотрудника. Как говорилось выше, его может составлять HR-отдел, а можете вы вместе со своим подопечным. Без понимания, какие навыки нужно прокачать и каких результатов достичь, сложно двигаться в правильном направлении.

Я рекомендую наставнику, желающему избежать типичных ошибок, в первую очередь:

  • Давать сотруднику свободу в принятии решений, стараться минимизировать контроль (но не доводя до анархии и соблюдая баланс). И помнить, что ошибки случаются у всех. Страшнее вовсе не иметь ошибок и опыта их разрешения.
  • Чаще просить обратную связь от подопечного, который поделится тем, чего ему не хватает, на что сделать упор и повторить, что стоит подкорректировать в коммуникации с ним, чтобы наставничество стало максимально эффективным.
  • Задавать ему вопросы, связанные с оценкой уровня понимания им задачи (например, «Что ты будешь делать для решения этой задачи?», «Сколько времени тебе понадобится чтобы…?», «Озвучь мне, пожалуйста, что от тебя требуется?», «Ты знаешь, что такое… и с чем его едят?» и т.д.).
  • Показывать собственным примером на реальных кейсах, как выполнять задачу (например, будучи наставником, я садилась вместе со стажером, звонила кандидату, включала громкую связь и проводила телефонное интервью, показывая, как это нужно делать)
  • И, конечно, заранее разрабатывать план наставничества, учитывающий этапы, цель, сроки и обстоятельства в которых будет проходить обучение. 

Как достичь максимума

Если резюмировать все вышесказанное, то идеальным наставником можно стать только в случае собственного желания участвовать в процессе передачи знаний, умений и навыков.

Идеальный наставник всегда гибок, он внимательно прислушивается к своему подопечному и находится с ним «на одной волне». Собственным примером показывает любовь к своей работе и то, с помощью чего ему удается быть эффективным. Buddy помнит о постоянном саморазвитии, открыт миру и всему новому.

Хороший наставник знает, что он хочет получить и как он этого достигнет. И показывает качественный результат.

Для меня быть идеальным наставником — это в итоге получить эксперта, любящего свою работу и гордящегося своими реальными результатами.

Фото на обложке: Shutterstock / marvent

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Про другие виды рассылок можно узнать в разделе ПОДПИСКА

Источник: https://rb.ru/opinion/kak-stat-idealnym-nastavnikom/

Мыслить как наставник: помогать с проблемами без непрошенных советов — Карьера на vc.ru

Наставники

Представим, близкий человек жалуется, что у него ничего не ладится в работе. Или друг пошёл учиться на дорогие курсы, но зашёл в тупик и думает, что зря потратил деньги. Хочется помочь человеку, но как: дать совет или просто посочувствовать?

Есть ещё один способ — задать правильные вопросы и помочь человеку самому найти решение. Казалось бы, что тут сложного и нового: задавать вопросы. На самом деле эту практику называют наставничеством.

Образовательная платформа «Яндекс.Практикум» использует наставничество, чтобы помочь студентам онлайн-курсов подготовиться к рабочей среде. Наставниками становятся разработчики «Яндекса». Мила Кудрякова, психолог и специалист по построению работы в команде, разрабатывала программу и проводила обучение наставников.

Мила и будущие наставники рассказывают, как применить наставничество в обучении и обычной жизни.

Наставник — человек, который помогает другому решить проблему или научиться новому. Проблемы могут быть разными: наладить отношения, продвинуться в карьере или справиться со сложной задачей во время обучения.

Когда люди заходят в тупик, советы обычно вызывают желание огрызнуться: «Да ничего ты не понимаешь!» Здорово, если рядом оказывается человек, который не пытается навязать свое мнение, а просто задаёт правильные вопросы. Он как будто чувствует, какой вопрос наведёт на нужные мысли. Именно так действуют наставники.

Крупные компании практикуют техники наставничества для обучения новичков. К примеру, приходит в команду новый программист: он где-то учился, но ещё не работал по профессии. Во время работы он сталкивается с неожиданными для себя задачами и не знает, как к ним подступиться. Пытается раз, другой, а потом сдаётся и хочет бросить.

В этот момент появляется наставник — более опытный сотрудник. Он не кидается делать за новичка задачи, а начинает с вопросов: «Что именно не получается? Каким ты видишь результат?» Так человек сам учится решать задачи.

В LinkedIn сняли ролик об адаптации сотрудников с техниками наставничества

Наставник помогает человеку стать взрослым, не по возрасту, а по образу мысли:

  • научиться самостоятельно справляться с проблемами;
  • брать ответственность за свои действия;
  • критически мыслить;
  • задавать правильные вопросы себе и другим;
  • договариваться с другими людьми;
  • подходить креативно к задачам и выдумывать свои уникальные способы решения.

Наставничество можно применять не только в обучении, оно пригодится и в жизни. Каждый хоть раз в жизни был наставником.

Друг рассказывает, как ему надоела работа, постоянно приходится засиживаться, зарплата низкая.

Можно дать очевидный совет: «Да найди другую работу». Или молча выслушать. Всё это не поможет или вызовет протест.

Человек, который мыслит как наставник, начнет с вопросов: «Что именно не нравится в работе? Чем бы ты хотел заниматься? От какой работы ты испытываешь радость? Как видишь свою идеальную работу?»

Во время разговора у друга, скорее всего, появятся мысли, как выйти из тупика. Это называется инсайтом: он помогает человеку самому управлять траекторией своей жизни. Если человек не хочет менять работу, человек с мышлением наставника поймет это, просто посочувствует или поговорит.

Чтобы стать наставником, не нужно быть идеальным и получать дипломы. Достаточно быть на шаг впереди своего ученика. Давайте опять на примере обучения.

Если человек знает английский на уровне Intermediate, он может стать наставником для того, кто только начинает изучать язык. При этом он не должен выстраивать для новичка процесс обучения или проверять знание новых слов. Его задача — показать, как заниматься каждый день и не бросать, даже если устал, а на работе завал.

Наставник идёт чуть впереди своего ученика и видит зону ближайшего развития.

В работе с учениками у наставников есть несколько принципов. Их можно применять в обучении, стажировке новичков на работе или помощи близким в их проблемах.

Не оценивает личность. Наставник не даёт оценку личности, только поведению. Он не говорит: «Ученик злой», он говорит: «Ученик ведёт себя так и так». Если наставник видит неправильное поведение, он обращает внимание ученика на это: «Я вижу, что ты не хочешь этого делать. Расскажи, почему?».

Не давит и не травмирует. Наставник не пытается навязать свои решения, не считает себя правым. Он помогает выбрать вариант, который лучше всего подойдет самому человеку, а не наставнику.

К примеру, ученик зашёл в тупик. Наставник мог бы сказать: «Да тут же всё просто, вот делай так и так. Почему ты не делаешь, как я сказал?» Но такой подход скорее приведёт к тому, что ученик замкнется в себе или не захочет больше общаться с наставником.

В этой ситуации лучше не предлагать готовые решения, а задавать вопросы: «Что вызывает трудности? Как на твой взгляд нужно решать эту задачу? Где ты можешь найти решение?»

Не становится энциклопедией. Наставник не делает за учеников их работу. Его миссия — научить мыслить самостоятельно и уметь разобраться в любой ситуации. Поэтому он не даёт готовых решений, а задаёт наводящие вопросы и рассказывает, как действовал в подобных ситуациях.

Смотри, я тоже иногда не знаю, как решить задачу. Тогда я действуют так и так. Что ты мог бы взять из этого для себя?

Когда обычный человек видит, что кто-то совершает неправильные действия, он даёт советы или критикует. Это ранит других людей, они закрываются. Люди критикуют не из-за плохого характера, они просто не умеют давать обратную связь иначе.

Наставник уходит от травмирующего поведения: «Почему ты не можешь это сделать, это же так просто». И приходит к помощи и сопереживанию: «Давай подумаем, как я могу помочь тебе в этом?»

В «Яндекс.Практикуме» во время обучения наставничеству у разработчиков есть такое упражнение:

Люди сидят по кругу и смотрят друг на друга. Каждый говорит о другом факт, мысль, чувство и оценку. Факт: «Ты в жёлтых ботинках». Мысль: «Это экстравагантно». Чувство: «Я удивлён». «На мой взгляд, это глупо». Для многих будущих наставников становится открытием, что эти сущности отличаются.

Когда люди познают наставничество, оно становится их образом мысли. Они не представляют, что когда-то критиковали или давали травмирующую обратную связь. Им намного проще находить общий язык с близкими и решать свои проблемы. Обучая других, они учатся сами. Вот, две истории наставников из «Яндекс.Практикума».

До обучения наставничеству у меня уже был опыт в этом, но неудачный. Я обучал стажёров на прошлой работе. Но вместо того, чтобы направлять их, я давал ответы на все вопросы.

Если проводить аналогию — я кормил стажеров рыбой, а должен был научить ее ловить. Из-за этого они не пытались находить решения сами.

Главный принцип наставничества — не давать непрошенные советы. Наставник не решает проблему, его роль — задавать правильные вопросы.

Я тренируюсь наставничеству даже в обычной жизни. Как-то моя девушка устраивалась на работу и делала тестовое задание. Она была расстроена и сказала: «У меня не получается». На вопрос: «Что не получается?», — она ответила: «Всё». Вместо того, чтобы жалеть её или впасть в ступор, я помог ей разобраться, что именно не получается.

Через какое-то время она сама рассказала, как будет действовать, хотя я не давал советов. Просто спрашивал и слушал. Конечно, я знал, как ей поступить, но не стал навязывать свой опыт.

Во время обучения наставничеству нас учили: пусть человек сам придёт к решению, даже если ты знаешь его с самого начала.

В моей жизни было несколько классных наставников. Один из них — мой руководитель. Он помогал мне продвинуться в профессии программиста. Мы проводили с ним регулярные встречи: смотрели, что я сделал за прошлую неделю. Мне был важен взгляд со стороны, сам я многого не видел.

Если я сталкивался со сложными задачами, руководитель вопросами приводил меня к нужным мыслям или делился, как сам поступал в таких ситуациях. Без него я двигался бы в профессии намного дольше.

Замечаю, что в любом обучении в какой-то момент заходишь в тупик. Так бывает в спорте, новой профессии, хобби. Пробуешь раз, другой, а потом наступает тотальное отчаяние: «У меня ничего не получается». Тогда нужен человек, который задаст правильные вопросы. Вот этим и занимается наставник.

Когда я учился наставничеству в «Яндекс.Практикуме», мы играли в такую игру: нужно было построить башню из стикеров. У каждого участника были персональные цели: кто-то должен был следить, чтобы у башни были окна, а кто-то — чтобы стикеры были разных цветов.

Общаться между собой было нельзя. Вроде бы личные цели не противоречили общей — построить башню. Но мы её так и не построили, не смогли синхронизировать работу. Эта игра показала, что невозможно достичь цель, если не договориться о результате.

Чтобы научиться наставничеству, мало пройти курсы. Нужно изменить образ мышления. Вот три шага, чтобы начать.

Отслеживать желание критиковать. Критика — нормальная реакция человека на то, что ему кажется неправильным. Но такая обратная связь травмирует других людей и портит отношения.

Отказаться от критики в один момент трудно, поэтому сначала заведите привычку отслеживать желание критиковать.

Схема такая: поймали себя на желании критиковать → спросите себя о причинах → попытайтесь понять, чего хотите этим добиться.

Трансформировать критику личности в характеристику поведения. Чаще всего человек хочет помочь другому человеку и поэтому критикует. Но критика личности ранит, лучше сместить фокус на характеристику поведение.

Задайте себе такие вопросы:

  • Что именно мне не нравится?
  • Это о человеке или о его поведении?
  • Чего я хочу добиться критикой?

Обычно люди ошибаются не из вредности, а потому что не знают и не умеют делать иначе. Попробуйте сместить фокус с «Он плохой программист» на «Он делает много ошибок, когда пишет код».

Вместо советов задавать вопросы. Когда поймёте мотивы человека, скорее всего, появится желание тут же ему что-то посоветовать. Лучше этого не делать, даже если знаете решение. От совета даже близкий человек может замкнуться в себе.

Вместо «Тебе нужно научится расставлять задачи по приоритетам» лучше задать вопрос: «Как тебе кажется, почему ты не успеваешь делать всю работу? Что бы тебе помогло?» Так благодаря вопросам человек сам найдёт выход из проблемы.

Обучение наставничеству — это долгая работа над собой. Не получится в один момент перестать критиковать и вместо советов задавать вопросы. Главное — отслеживать, что происходит. Так постепенно старые привычки поменяются на новые.

Источник: https://vc.ru/hr/70818-myslit-kak-nastavnik-pomogat-s-problemami-bez-neproshennyh-sovetov

Наставник. Нужен ли он?. Статья. Психология. Самопознание.ру

Наставники

Уверен, что вы знаете уже намного больше, чем нужно для того, чтобы стать счастливыми. Так почему же не применяете эти знания? Начитались книжек, статусов в соц. сетях и что? Где результаты?

Сегодня пообщаемся на тему, которая для меня стала потрясающим открытием и источником высочайших достижений.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Зачем нужен наставник и нужен ли он вам?
  • 3 варианта общения с наставниками.
  • 5 основных способов выбрать и найти наставника.

Время прочтения статьи: 10 мин.

Наставник. Кто это?

Вспомните, пожалуйста, любой вид спорта. Любой человек с интернетом может узнать за пару недель абсолютно всё об этом виде спорта:

  • История возникновения;
  • Самые великие представители и их истории жизни;
  • Самые разные программы тренировок;
  • Лучшие места для тренировок;
  • Лучшая экипировка;
  • И ещё многое другое.

Итак, вы прочитали всё это. Стали ближе к олимпийской медали?

Сильно ли это отличается от того, что многие постоянно ищут информацию по развитию, находят новые программы тренировок, диеты и т.д.

Мало знать. Надо делать. И делать лучше не одному, а с тренером-наставником. Любым видом спорта можно заниматься и самому, но стать победителем можно только с хорошим тренером. Или у вас есть примеры спортсменов, которые тренируются полностью сами?

Наверное, вы тоже пробовали достичь максимумов в разных отраслях жизни. Искренне рад за вас, если максимумы достигнуты и вы счастливейший человек!!! Если же вы похожи на меня, и не достигли желаемых результатов в интересующих вас областях — почему бы не попробовать последовать примеру самых успешных спортсменов?

Что же даёт наставник?

Остановимся на некоторых моментах, которые вы получаете от наставника:

  • Взгляд со стороны;
  • Дополнительная ответственность за ваши результаты;
  • Достойный круг общения;
  • Поддержать и оценить любую идею;
  • Поставить на место.

Рассмотрим теперь поподробнее эти аспекты:

  1. Взгляд со стороны. Замечали, что проблемы другого человека вы можете решить с большой лёгкостью? А свои проблемы решить часто мы не в силах. В этом нет ничего странного.
    • Во-первых, человек склонен делать исключения в свою пользу. Мол “это у вас так, а у меня всё совсем по-другому”.
    • Во-вторых, со стороны всё намного виднее. Вы можете подойти в упор к большой стене и упереться лбом в эту стенку. А человек, смотрящий на вас со стороны, видит дверь, которая рядом, но вам её не видно, т.к. усиленно упираетесь в стенку.
  2. Дополнительная ответственность за результаты. В понедельник утром решаем начать новую жизнь. Звонит будильник. И как-то сразу появляется безумное количество причин, почему вставать пораньше и пробежаться — это вредно. И вы с собой “передоговариваетесь” на другой день месяц, год, когда погода улучшится, снег сойдёт, соседи не будут мешать спать и т.д. Передоговориться с наставником сложнее. Вернее невозможно. Он знает, что в действительности вам нужен отличный результат, а сиюминутная слабость — это просто инертность мозга. Наставник просто найдёт нужные слова поддержки тогда, когда вы близки к отступлению. Иногда достаточно знать, что кто-то в вас верит, чтобы не отступить и двигаться дальше.
  3. Достойный круг общения. Очень часто, встав на путь развития и совершенствования, вы очень быстро вырастите из своего окружения. С бывшими друзьями будет не о чем разговаривать. Мало того, они будут сильно тянуть вас вниз, потому что вы становитесь успешнее и интереснее, но вы для это работаете. А друзьям это не нравится. Им проще стянуть вас снова вниз, чем развиваться самым. Это как крабики в яме. Если несколько крабов посадить в яму, то они в этой яме друг друга будет держать. Как только один смелый начинает вылизать — остальные хватают его клешнями за лапки и скидывают вниз. Такова природа. Наставник же всегда будет двигать вас наверх. Как только вы достигнете максимума с одним наставником — самое время найти другого. И каждый наставник искренне радуется, когда ученик его превосходит. Также, если наставник с вами рядом находится, вас введут в новый для вас круг общения, что не может быть не интересным.
  4. Поддержать и оценить любую идею. Когда у вас появляется новая идея, и вы её рассказываете друзьям, родственникам, знакомым — очень часто можете услышать непонимание и призыв к тому, чтобы всё оставалось как раньше. Об этом чуть выше написано. А родители просто переживают за вас. Любое новое начинание — это риск. Хоть вы и понимаете, что это риск необходимый. Он двигает вас вперёд. Но для родителей вы навсегда останетесь их маленьким ребёнком. Не пытайтесь это поменять. Просто примите как есть. Вам очень повезло, если родители вас поддерживают. В иных случаях, как раз наставник любые идеи выслушает, трезво оценит со стороны и поддержит, если идея интересна и нова.
  5. Поставить на место. Ещё один побочный эффект, который появляется, когда вы развиваетесь, а круг общения ещё не поменяли — вы начинает считать себя лучше других. Это страшное и ошибочное мнение. Это не приведёт ни к чему хорошему. Как раз наставник всегда сможет опустить вас с небес на землю и придать новый импульс к развитию.

Теперь поговорим о том, какие наставники бывают.

Виды наставников:

  1. Тот, кто живёт так, как вы мечтаете. Кто-то, кто живёт жизнь вашей мечты. Причём сейчас у вас это представление может быть одни, а потом поменяться. Потому и наставники в этом случае могут меняться. И это совершенно нормально. Такой наставник может поделиться своим опытом достижения той жизни, которой он живёт. Здесь главное обратить внимание не только на внешние проявления, но и на жизнь в целом. Т.е. человек может быть успешным бизнесменом, но в семье он несчастен. В таком случае, если семья для вас представляет большую ценность — этот человек в наставники вам не годится.
  2. Профессиональный тренер-коуч. Здесь уже больше внимания следует уделить не достижениям тренера, а достижениям его учеников. Например, вы знаете имя тренера Майка Тайсона? А Мухаммеда Али? Они не были выдающимися боксёрами, но они воспитали чемпионов. У этих людей дар именно обучать. Отдавать.
  3. Комбинация первых двух вариантов. Встречается довольно редко, но будет супер, если найдёте себе такого достойного наставника. Здесь главное его заинтересовать собой, чтобы с вами согласились работать.

Самое время обсудить — как же найти наставника и заинтересовать его в работе с вами.

Привлечение наставников:

  1. Желание отдавать. У каждого человека на определённом этапе развития, появляется потребность в том, чтобы отдавать, чтобы передать опыт, чтобы учить. Посмотрите — есть ли у человека, о котором вы мечтаете в качестве своего наставника дети или ученики. Вам может повезти — и вы станете желанным учеником. А узнать это намного проще, чем вы думаете — просто спросите у этого человека — интересно ли ему обучать вас. Поверьте, никто за такой вопрос вам в ответ не скажет ничего плохого. Такой вопрос — это уважение к тому, кого спрашиваете и, в любом случае, поднимет вас в глазах этого человека. Даже в случае отказа вас может ждать интересное предложение от этого человека в будущем.
  2. Необходимость в понимании. Как ни странно, но великие люди тоже нуждаются в простых товарищах рядом. Вокруг больших людей очень много тех, кто от них что-то хочет в материальном плане. И если вы будете рядом и будете брать не материальные, а духовные блага — вы станете настоящей отдушиной для этого человека.
  3. Финансы. Это больше относится к профессиональным коучам и тренерам. Здесь следует руководствоваться только одним главным правилам — обращайтесь к самым дорогим, которых вы себе можете позволить! И дело тут даже не в качестве услуг. Они могут быть абсолютно одинаковые. Но будет изменяться самое главное — ваше отношение! Поверьте, желание получить максимум из занятий, за который вы отдали существенную сумму — будет намного сильнее бесплатных занятий или занятия за копейки. Здесь вы действительно покупаете свои результаты и достижения. А они — бесценны!
  4. Взаимовыгодные условия. Это можно рассматривать как вариант денежных отношений. Для тех, у кого с финансами совсем напряг. Найдите то, что можете сделать для своего будущего наставника. Какая-то услуга, которая окажется ему полезной. Этого будет достаточно для старта занятий. А дальше у вас с деньгами будет всё в порядке, если наставник действительно достойный.
  5. Ученик. Как это не покажется странным, но вы можете взять себе ученика, который станет наставником для вас. Вернее не наставником, а двигателем прогресса, что в принципе подходит и для понятия наставник. Знаете же, что чтобы чему-то быстро научиться, нужно начать этому учить кого-то другого. Вы станете развиваться с бешеной скоростью, чтобы соответствовать званию наставника. Вам понравится. Просто возьмите какого-то человека, который менее подкован в какой-то области, чем вы. Это может быть что угодно. Главное — у ученика должно быть желание развиваться. И это сотрудничество будет сильно развивать вас обоих.

Решайтесь!

И, напоследок, самый главный совет, о котором уже писал, но напишу ещё раз, чтобы быть уверенным, что вы его запомнили. Не бойтесь просить интересных вам людей стать вашими наставниками.

Дальше они уже могут сказать свои условия или отказаться, но если спрашивать не будете — то и результата никакого не будет! А если согласятся — это гарантированно перевернёт всю вашу жизнь, и вы начнёте двигаться в нужном направлении семимильными шагами!

Успехов Вам и всего самого хорошего!

Наша устная речь становится всё более приближённой к письменной. А времени у нас маловато — поэтому печатаем с сокращениями, непонятными символами и т.д.Почему мы так небрежно относимся к словам? Они же несут колоссальную энергию. Слова — материальны — это уже давно доказано. А мы чаще всего совсем… Читать дальшеЯ часто слышал, что “… сцена — это наркотик”.А почему наркотик?Сегодня пообщался с актёрами из нашей труппы и узнал у них — что привлекает в сцене. Каждый из вариантов верен и интересен. В этом вопросе не может быть чего-то одного верного и объективного. И у меня также есть мнение на этот счёт… Читать дальше
Бывало ли у вас ощущение, что голова ужасно тяжёлая, ещё немного и лопнет от переполняющих её мыслей, или что называется “голова пухнет”?Если вы активный человек — то такое состояние периодически появляется. И это абсолютно нормально. У деятельных людей огромное количество идей и планов. Как же… Читать дальшеСегодня хочу обсудить с вами, друзья, влияние на ваше сознание и возможность рождать интересные и новые идеи, таких факторов, как:

  • телевидение,
  • книги,
  • музыка,
  • аудиокниги.

Время прочтения статьи: 5 мин.

Озеро подсознания

В начале разговора введём такое понятие, как озеро… Читать дальше

В последнее время всё больше и больше людей, устав от вечных “надо” и “срочно”, решаются на весьма отчаянный шаг — бросают работу и переезжают куда-нибудь в Индию, в Тайланд или просто на дачу. Здорово, что в эпоху всеобщей беготни и спешки мы настолько устаём от жизни, что начинаем прислушиваться… Читать дальшеВ данной статье я хочу поделиться самыми эффективными, проверенными на практике методиками, как реагировать на обидное. Данные методы привлекательны тем, что не являются ответом агрессии на агрессию, а способствуют повышению осознанности происходящего, переходу на уровень договорённостей и прекращению… Читать дальше
Надоело говорить . Осторожно , поэтому скажу тихо!!!Просмотр этой статьи разрешён только после просмотра предыдущих. Посмотрите в разделе статьи этого автора, там есть остальные публикации. А сейчас начинаем!Вопрос — цель, вопрос — личного развития и роста, вопрос — действие. В последнем посту… Читать дальшеПериодически я наблюдаю одну и ту же картину возле своего кабинета: стоит человек, опустив голову, пытаясь спрятаться от посторонних взглядов, а, увидев меня, старается быстрее пройти в кабинет. Всем своим видом он даёт понять, что ему неловко и стыдно, вдруг его увидят входящим к психологу. К сожалению… Читать дальше

Источник: https://samopoznanie.ru/articles/nastavnik_nuzhen_li_on/

Рука помощи: три мифа о наставничестве в России

Наставники

Эрик Шмидт, Сергей Брин и Лари Пейдж Фото Getty Images Зачем нужны наставники и как они помогают продвинуться по карьерной лестнице?

Слово «наставничество» ужасно скучное.

Когда его произносят, у меня самого сводит зубы, а в голове возникает образ моего бывшего начальника — когда я работал в Лондоне, он закрывал дверь кабинета и читал мне нотации.

Суть этого понятия сейчас гораздо шире тех мифов, которые успели сложиться о нем в России. 

Наставник нужен всем, неважно, на какой ступени карьерной лестницы вы находитесь. Вы только окончили университет, вы топ-менеджер, перегоревший на работе и достигший стеклянного потолка, или менеджер среднего звена, мечтающий о собственном стартапе. У Марка Цукерберга на самом раннем этапе развития наставником был Стив Джобс.

У самого Стива Джобса — Майк Марккула, один из первых инвесторов и топ-менеджеров Apple. IT-инженер Эрик Шмидт был наставником для Сергея Брина и Ларри Пейджа из Google.

Вы думаете, эти ребята менее уверены в себе, чем вы? Нет, но им, как и вам, нужна была помощь, а наставник — лучший инструмент для того, кто хочет добиться большего.

Он покажет вам оптимальный путь для достижения вашей цели, расскажет о своих ошибках: он их совершил, а вы, благодаря ему, не сделаете и не испытаете боли от неудачи, не потеряете ресурсы, самый главный из которых — время. Выбирайте в наставники того, кто уже прошел тот путь, на который вы только вступаете.

Наставник будет критиковать вас, он тот человек, кому вы доверяете, поэтому вы готовы принимать от него конструктивную обратную связь. Режиссер Джордж Лукас в одном из своих интервью говорил: «Наставник видит гораздо больше наших провалов, чем нам хотелось бы. Но это единственный способ вырасти над собой».

Он воодушевляет, поддерживает и не дает сдаться, он дотягивает вас до своего уровня, делится с вами контактами, представляет вас своему окружению, давая вам рекомендации.

Вы значительно расширяете сеть своих полезных контактов благодаря наставнику, потому что попадаете в круги, входа в которые самостоятельно вы добивались бы очень долго.

По данным американского Forbes, сотрудники, имеющие наставников, получают повышение в пять раз чаще, чем не имеющие. Сами наставники в шесть раз чаще получают следующую должность, чем те, кто наставниками не являются.

 Достаточно мотивации? Согласно Robert Walters Recruiting, 83% профессионалов хотели бы принять участие в менторской программе у себя в компании, но только 29% из них действительно получают возможность в ней участвовать.

Я призываю к тому, что не нужно ждать, когда до вас дойдет очередь и вас признают «талантом», над развитием которого компании нужно специально работать. Найдите наставника сами, даже если ваша единственная цель — похудеть.  

Теперь о мифах, с которыми я сталкиваюсь в России постоянно.

Миф 1. Найду наставника и стану успешным

В реальности все совсем наоборот. Сначала вы должны стать успешным, тогда наставник, возможно, обратит на вас внимание, захочет с вами работать. Именно вам нужно заинтересовать его своей персоной. Как это сделать? Будьте полезным.

Предложите помощь или станьте волонтером в его проекте. Например, я всегда мечтал о том, чтобы Тони Роббинс стал моим наставником. Тогда я привез на его семинар в Лондон 1200 российских бизнесменов. Это было невозможно не заметить, так как это была самая большая делегация.

Тони захотел со мной познакомиться и стал мои наставником.

Миф 2. В наставники нужно выбирать суперуспешного человека

Да, все хотят в наставники Оскара Хартмана. Но зачем? Во-первых, у него нет времени. Он вам откажет, что тогда? Вы останетесь без наставника.

Во-вторых, что вы сами можете ему предложить? Отношения должны быть взаимовыгодными. Знаю случаи, когда за наставничество платили. Я не верю, что такой подход работает.

Так как главная награда для наставника — это чувство удовлетворения от того, что он кому-то помогает.

Я рекомендую выбирать в наставники человека, который лишь чуть выше вас поднялся по карьерной лестнице. Например, вы зарабатываете 10 000 долларов в месяц, выберите наставника с доходом в 30 000 долларов.

Если вы выбираете человека с доходом от одного миллиона, вам не о чем будет разговаривать, между вами слишком большой разрыв, который будет невозможно преодолеть.

Вы специалист, а мечтаете стать директором департамента? Тогда на данном этапе выбирайте в наставники супервайзера.    

Миф 3. Я сам не могу стать наставником

Каждый может стать для кого-то наставником, всегда есть, чем поделиться с другими.

Даже если вам 25 лет, вы работаете в крупной международной компании, вы станете отличным наставником для студента последнего курса, который только задумался о поиске работы.

Стать наставником для кого-то — это лучший способ найти наставника для себя. Так вы лучше понимаете, какой наставник вам нужен, что именно вы хотите получить от этих отношений и как их сделать максимально полезными для обеих сторон.

Где найти наставника? Наставники повсюду, они окружают вас в офлайне и онлайне. Первый шаг вам нужно сделать самому — напишите или позвоните, расскажите о том, чего хотите добиться и какую помощь ждете от него. Не забудьте рассказать о помощи, которую сами готовы оказать. Будьте полезным, будьте инструментом для других людей.

Источник: https://www.forbes.ru/karera-i-svoy-biznes/342639-ruka-pomoshchi-tri-mifa-o-nastavnichestve-v-rossii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.