Ндс на сельхозпродукцию

Изменения в ЕСХН в 2019 году

Ндс на сельхозпродукцию

Согласно статье 9 п.2 Федерального закона от 27.11.2017 N335 (далее ФЗ) с 1 января 2019 года организации и предприниматели на ЕСХН признаются налогоплательщиками НДС, обязанность которых — уплачивать налог на добавленную стоимость (далее НДС). Такие поправки внесены в Налоговый кодекс. Но некоторые сельхозпроизводители могут получить освобождение от уплаты НДС.

Теперь сельскохозяйственные организации и ИП на ЕСХН должны выполнять новые обязанности:

Список новых обязанностей сельхозпроизводителей на ЕСХН

Налоговый период по НДС – квартал. Поэтому до 25 числа месяца, следующего за налоговым периодом нужно предоставлять декларацию в электронном виде. В каких случаях плательщик на спецрежиме подает декларацию показано на рисунке:

Случаи, в которых плательщик ЕСХН подает декларацию

Этот перечень представлен на рисунке ниже.

Список товаров со льготной ставкой 10%

Учет НДС зависит от того, является ли организация, ИП плательщиком налога. Сельхозпроизводитель, освобожденный от уплаты налога, входной и ввозной НДС учитывает в стоимости приобретенных (ввезенных) товаров, но не ставит их к вычету (пп. 3 п. 2 ст.170 НК РФ).

Уплата НДС регулируется статьей 174 Налогового Кодекса РФ. Плательщик должен перечислять сумму налога равными частями в течение 3 месяцев после окончания отчетного квартала до 25 числа. Допускается досрочное погашение.

Бухгалтерское обслуживание от 1 667 руб./мес

Рассмотрим, как платить НДС в 2019 году на примере.

Пример. Фирма «Помидорка» показала в декларации НДС за 1 квартал 2019 года к уплате 240 000 руб.

Способы уплаты налога в бюджет:

  1. Вся сумма 240 000 руб. до 25 апреля.
  2. Равными частями (240 000 : 3). Плательщик должен перечислить по 80 000 руб. до 25 апреля, 27 мая и 25 июня.
  3. 150 000 руб. до 25 апреля и оставшуюся сумму 90 000 руб. (240 000 – 150 000) до 27 мая.

Подробнее о заполнении декларации по НДС.

Новые изменения позволят организациям на спецрежиме одновременно признаваться плательщиками НДС, не переходя на общий режим налогообложения.

Таким образом, руководителям стоит определиться: становиться ли сельхозпредприятию плательщиком НДС или получить освобождение.

Рассмотрим разные варианты налогообложения для крупных и малых организаций на спецрежиме на рисунке ниже.

Варианты налогообложения для крупных и малых организаций спецрежиме

Если малые организации получили освобождение от НДС, учесть входной НДС при ЕСХН нужно так:

  • НДС по основным средствам учитывается в его первоначальной стоимости;
  • при применении освобождения учитывайте входящий НДС в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг.

Входной НДС в расходы включать нельзя, т.к с 2019 года утратил силу п.п 8 ст.п.2 ст.346.5 НК РФ.

Например, компания приобрела закупила оборудование на 2,4 млн. руб.

НДС составит 2,4/ 1,20 × 0,20 = 400 тыс.руб. Учитывать в расходах нужно сумму 2 млн. руб. (2,4 млн.руб -400 тыс.руб).

Малым сельхозпредприятиям выгодно стать плательщиком НДС, т.к возникает вычет, перекрывающий уплату ЕСХН (покупка материалов со ставкой 20%, а продажи продукции со ставкой 10%).

Для крупных организаций остаться плательщиком ЕСХН и платить НДС имеет смысл, если у них есть накопленный убыток по ЕСХН, а сумма налога ЕСХН несущественна.

Далее рассмотрим плюсы и минусы уплаты НДС для бизнесменов на ЕСХН.

Изменения с 1 января 2019 вызывают неоднозначные мнения. Уплата налога — дополнительная налоговая нагрузка, обязанности, увеличение объема отчетности.

С другой стороны, крупным аграрникам целесообразнее стать плательщиком НДС, т.к многие контрагенты работают на общей системе налогообложения. Покупателям выгоднее приобретать товары у плательщиков НДС, чтобы получать вычет. Изменение законодательства направлено на повышение спроса на сельхозпродукцию.

Небольшие организации и ИП могут освободиться от уплаты налога.

Бухгалтерское обслуживание от 1 667 руб./мес

Рассмотрим плюсы и минусы уплаты НДС для ЕСХН в таблице ниже.

ПлюсыМинусы
Возможность получить налоговыевычеты по НДСДополнительная налоговая нагрузкаиз-за уплаты НДС
Потенциальная возможность привлечь ксотрудничеству крупные компании спомощью выставленных счетов-фактур свыделенным НДСДополнительные обязанности,связанные с составлением счетов-фактур,ведением книги покупок и продаж,заполнением декларации по НДС
Дополнительные затраты наорганизацию электронного документооборота,чтобы предоставлять декларацию по НДСв электронном виде
Риски не получить вычет и пристальноевнимание контролирующих органов

Плюсы и минусы уплаты НДС для ЕСХН

Сельхозпроизводителям перед принятием решения об уплате или отказе от НДС следует проконсультироваться со специалистами. Каждый нюанс существенно влияет на развитие бизнеса.

Чтобы получить налоговые вычеты, учтите такие факторы:

1) Платят ли ваши контрагенты НДС. Если организация, индивидуальный предприниматель на спецрежиме сотрудничает с поставщиками, которые НДС не уплачивают, она не получит вычет НДС.

Подробнее о налоговых вычетах.

2) Насколько правильно заполнен счет-фактура. Ошибки в документе — основание «вычеркнуть» НДС из сумм, подлежащих к вычету. Следовательно, вычет станет меньше, а сумма налога больше. Тогда ИП или организации при проверке доначислят налог.

Также налогоплательщик не получит вычет НДС, если из-за ошибок невозможно идентифицировать поставщика, покупателя, наименование покупки, сумму налога и стоимость.

Примеры заполнения счета-фактуры

3) Доля «входящих» вычетов по НДС. Если она превышает определенный процент от суммы налога, начисленного за год, организация попадает под пристальное наблюдение контролирующих органов. В каждом регионе своя «безопасная» доля вычетов, в общем по России это 89%.

В большинстве сельскохозяйственных организаций итоговая сумма НДС будет к вычету: вы покупаете материалы по ставке 20%, а продаете со ставкой 10%.

И это причина для налоговых служб контролировать организации тщательнее.Поэтому заранее подготовьтесь дать пояснение ИФНС своего региона.

Пример пояснения по НДС. Высокий удельный вес (доля) вычетов

Далее рассмотрим процедуру получения освобождения НДС при ЕСХН.

У налогоплательщиков ЕСХН и НДС переходный период в 2019 году. У сельскохозяйственной организации (и ИП) есть возможность получить освобождение от уплаты налога.

Чтобы использовать это право, нужно выполнить такие условия:

  • Подать уведомление о переходе на уплату ЕСХН (если до этого применяли другую систему налогообложения) и уведомление об освобождении от НДС , выписку из баланса, выписку из книги учета сельскохозяйственных товаропроизводителей на ЕСХН в налоговую по месту учета в том же календарном году.

Например, для получения освобождения в январе последний день подачи уведомления 21 января, т.к 20 число попадает на выходной день.

Бланк уведомления:

Уведомление об использовании организациями (ИП) права на освобождение от НДС Вторая часть уведомления на освобождение от НДС

  • не реализовывать подакцизные товары в течение 3 предшествующих календарных месяцев. Это ограничение регулируется п.2 ст.145 НК РФ;
  • проверить доход за прошлый налоговый период (2018 год). Он не должен превышать 100 млн. руб. Лимит доходов в последующих годах представлен в таблице ниже.
Год, за который учитывают доходыЛимит для освобождения от НДС, млн.руб.
201990
202080
202170
2022 и последующие годы60

Лимит доходов для освобождения от НДС

Ранее чиновники считали, что если уведомление не подано в срок, то организация не может освобождаться от уплаты НДС. Но Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 трактует ситуацию в пользу плательщика, т.к последствия нарушения срока уведомления законом не определены.

Пример. ИП Сидоров. В.А в 2018 году не выставлял покупателям счета-фактуры с начисленным НДС. Если он подаст уведомление об освобождении позже установленного срока, скорее всего в суде признают его действия законными и не заставят начислять и уплачивать НДС.

Плательщики ЕСХН, получившие освобождение от НДС, не смогут отказаться от него добровольно, но могут утратить право на освобождение в таких случаях:

  1. Налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров в течение трех предшествующих календарных месяцев . (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ, п. 2 ст. 145 НК РФ, п. 3 ст. 145 НК РФ). Тогда предпринимателю придется заплатить налог.
  2. Если в течение налогового периода по ЕСХН сумма дохода от реализации товаров, работ, услуг превысила лимит для применения освобождения.

Непредоставление подтверждающих документов или недостоверная информация — основание для уплаты налога, штрафных санкций и пени.

В избранное

  • ВКонтакте
  • WhatsApp

Источник: https://www.MoeDelo.org/club/article-knowledge/eshn-novye-pravila-raboty-s-1-anvara-2019-goda

Особый порядок применения НДС при реализации сельхозпродукции, закупленной у населения

Ндс на сельхозпродукцию

“Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения”, 2013, N 6

Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие сельхозпродукцию, закупленную по специальному правительственному перечню у населения, наделены своеобразной налоговой преференцией – они применяют особый порядок определения налоговой базы по НДС, предусмотренный п. 4 ст. 154 НК РФ.

Почему использовано слово “преференция”? На наш взгляд, уплата в бюджет НДС, исчисленного не с полной стоимости реализованной сельхозпродукции, как того требует п. 1 ст.

154 НК РФ, а с межценовой разницы (в этом и заключается особый порядок), является налоговым преимуществом, то есть преференцией.

Итак, что это за продукция? Какие документы следует оформлять при ее закупке? Как рассчитать НДС, подлежащий уплате в бюджет, и заполнить счет-фактуру? Какие коды операций указать в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур? Обо всем этом и многом другом читайте в статье.

Налоговые нормы

Налоговая база. В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, устанавливаемых согласно ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.

Исходя из п. 4 ст.

154 НК РФ при реализации закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, устанавливаемой согласно ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Из содержания названных норм следует, что условием применения порядка определения налоговой базы в соответствии с п. 4 ст.

154 НК РФ выступает закупка сельхозпродукции у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Положения п. 1 ст.

154 НК РФ в данном случае применению не подлежат, поскольку в этом пункте прямо оговорена отсылка к другому порядку: “если иное не предусмотрено настоящей статьей”.

Таким образом, мы можем сказать, что при перепродаже сельхозпродукции, закупленной у физических лиц, используется особый порядок определения налоговой базы – по формуле:

Нб = Цр – Цз,

где Нб – налоговая база по НДС;

Цр – цена реализации с учетом НДС;

Цз – цена, по которой продукция была закуплена у населения (физических лиц).

Правительственный перечень. Согласно данной норме особый порядок распространяется не на любые товары, а только на сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки, содержащиеся в Перечне сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383 (далее – Перечень), а именно:

  • скот, птицу и кроликов в живом весе;
  • мясо и субпродукты скота и птицы;
  • молоко и молокопродукты;
  • яйца;
  • сырье кожевенное (мелкое, крупное, свиное);
  • кожи жесткие, сыромятные, полуфабрикаты кожевенные (продукцию переработки кожевенного сырья);
  • овчины меховые, шубные, шкурки ягнят и козлят невыделанные;
  • шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии невыделанные;
  • сырье перо-пуховое;
  • отходы при переработке скота, птицы, кроликов, молока, перо-пухового сырья;
  • рога, копыта, волос, щетину, кость, панты;
  • шерсть всякую;
  • рыбу всех видов (любительское рыболовство);
  • мед пчелиный, воск пчелиный, вощину;
  • зерновые и зернобобовые культуры;
  • масличные культуры (кроме конопли);
  • свеклу сахарную;
  • лекарственные растения (возделываемые и дикорастущие, кроме мака);
  • папоротник;
  • картофель;
  • овощи открытого и защищенного грунта;
  • бахчевые продовольственные и кормовые культуры;
  • плоды семечковых и косточковых культур;
  • виноград;
  • плоды цитрусовых культур;
  • чайный лист;
  • орехи культурные и дикорастущие;
  • ягоды культурные и дикорастущие;
  • грибы культурные и дикорастущие (свежие);
  • сено;
  • материалы растительные дикорастущие, используемые для изготовления щеточных изделий, метел и веников.

Обратите внимание! Приведенный правительственный Перечень является закрытым.

Документальное оформление закупки. Важно отметить, что факт закупки необходимо подтвердить документально. Так, для учета операций в общественном питании Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 утверждена форма закупочного акта (ОП-5), которая применяется для закупки продуктов у населения. И хотя с 2013 г.

унифицированные формы первичных учетных документов не являются обязательными к применению, хозяйствующие субъекты (без ограничения по виду деятельности) вправе их использовать.

При этом следует помнить, что форму документа в любом случае – применяется унифицированная или самостоятельно разработанная – необходимо утвердить в приложении к учетной политике организации.

https://www.youtube.com/watch?v=h-In00cJkVg

Обратите внимание! Сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения (п. 1 ст. 161 ГК РФ).

Налоговая ставка. В соответствии с п. 4 ст. 164 НК РФ при реализации сельхозпродукции, указанной в п. 4 ст. 154 НК РФ, применяется расчетная ставка 10/110 или 18/118. Какую же расчетную ставку следует применять? От чего зависит ее величина?

Налоговая ставка, применяемая в силу п. 4 ст. 164 НК РФ, определяется как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. п. 2 или 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Перечень товаров, налогообложение которых при их реализации производится по налоговой ставке 10%, определен п. 2 ст. 164 НК РФ. Налогообложение по ставке 18% согласно п. 3 ст. 164 НК РФ производится в случаях, не указанных в п. п. 1, 2 и 4 ст. 164 НК РФ.

Следовательно, при реализации сельхозпродукции, закупленной у населения, расчетная ставка 10/110 применяется в том случае, если продукция поименована и в п. 2 ст. 164 НК РФ, и в Перечне. Если сельхозпродукция поименована в Перечне и не поименована в п. 2 ст. 164 НК РФ, применяется расчетная ставка 18/118.

Пример 1. ООО “Сельхозпродукты” для перепродажи закупило у населения картофель (500 кг по цене 8 руб. за 1 кг) и мед пчелиный (100 кг по цене 250 руб. за 1 кг). В дальнейшем картофель был реализован по цене 12 руб., мед – 350 руб.

В бухгалтерском учете ООО “Сельхозпродукты” будут сделаны следующие проводки:

операции Дебет Кредит Сумма, руб.
На дату приобретения сельхозпродукции
Отражена закупочная стоимость картофеля (500 кг x 8 руб/кг)4176 4 000
На дату отгрузки сельхозпродукции, закупленной у населения
Отражена выручка от реализации картофеля (500 кг x 12 руб/кг)6290-1 6 000
Списана закупочная стоимость картофеля90-241 4 000
Начислен НДС с выручки от реализации картофеля ((6000 – 4000) руб. x 10/110)90-368-НДС 181,82
Отражена выручка от реализации меда (100 кг x 350 руб/кг)6290-1 35 000
Списана закупочная стоимость меда90-241 25 000
Начислен НДС с выручки от реализации меда ((35 000 – 25 000) руб. x 18/118)90-368-НДС 1 525,42

Картофель поименован в Перечне и п. 2 ст. 164 НК РФ, следовательно, организация при дальнейшей реализации картофеля использует расчетную ставку 10/110.
Мед поименован только в Перечне, следовательно, организация при дальнейшей реализации меда использует расчетную ставку 18/118.

Счет-фактура. При реализации сельхозпродукции, закупленной у населения, хозяйствующий субъект выставляет соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней со дня отгрузки товара (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Как и при реализации имущества, учитываемого с НДС (п. 3 ст. 154 НК РФ), в рассматриваемом случае счет-фактура заполняется в общем порядке, за исключением отдельных позиций: в графе 5 отражается межценовая разница, а в графе 8 – сумма НДС, исчисленная по расчетной ставке 10/110 или 18/118 (пп. “д”, “з” п. 2 Правил заполнения счета-фактуры ).

Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (далее – Постановление N 1137).

Исходя из условий примера 1 графы 5 – 9 счета-фактуры будут выглядеть так:

Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественногоправаСтоимостьтоваров (работ, услуг), имущест- венных прав без налога – всегоВ том числе сумма акцизаНало- говая ставкаСумма налога, предъяв-ляемая покупа- телюСтоимостьтоваров (работ, услуг), имущест- венных прав с налогом- всего
1 5 6 7 8 9
Картофель 2 000Без акциза10/110 181,82 6 000
Мед пчелиный 10 000Без акциза18/1181 525,42 35 000

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/85752-osobyj-poryadok-primeneniya-realizacii-selxozprodukcii-zakuplennoj-naseleniya

ЕСХН: что нас ждет в 2018 и 2019 годах?

Ндс на сельхозпродукцию

Курсы повышения квалификации для бухгалтеров и главных бухгалтеров на ОСНО и УСН. Учтены все требования профстандарта «Бухгалтер». Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы.

В 2017 и 2018 годах были приняты революционные поправки в налоговое законодательство — плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС с 2019 года, а с 2018 года обязаны уплачивать налог на имущество организаций (с учетом некоторых ограничений).

Кроме того, Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» расширил полномочия субъектов РФ в части установления дифференцированных налоговых ставок по ЕСХН.

Рассмотрим нововведения подробнее.

Плательщики ЕСХН — плательщики НДС

До 01.01.2019

До 01.01.2019 года плательщики ЕСХН не признаются плательщиками НДС на внутреннем рынке, и «входящий» НДС учитывают в расходах на основании пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Кроме того, у плательщиков ЕСХН нет права на налоговый вычет «входящего» НДС.

Однако, если плательщик ЕСХН выставил контрагенту счет-фактуру с выделенным НДС, то обязан перечислить НДС в бюджет, но права на налоговый вычет у него при этом не возникнет. НДС необходимо перечислить в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором выставлен счет-фактура.

Плательщик ЕСХН обязан это сделать вне зависимости от того поступила к нему оплата от покупателя за товары, работы, услуги или нет.

Помимо этого, у плательщика ЕСХН возникает обязанность представить в электронном виде в ИФНС декларацию по НДС, в следующем составе:

  • титульный лист;
  • разд. 1 — в строке 030 указывается сумма НДС по всем счетам-фактурам, выставленным за квартал. Строки 040 — 080 не заполняются;
  • разд. 12 — заполняется по каждому счету-фактуре, выставленному в течение квартала.

При получении от покупателя оплаты она включается в доходы за вычетом НДС.

Напомним, что плательщики ЕСХН обязаны выставлять счета-фактуры при продаже товаров (работ, услуг), только если являются (п. 2 ст. 174.1):

  • посредником (агентом или комиссионером);
  • участником простого товарищества;
  • доверительным управляющим.

До 2019 года, лица, собирающиеся перейти на ЕСХН, не восстанавливают НДС, принятый ими к вычету по товарам (работам, услугам) до перехода на ЕСХН (подп. 2 п. 3 ст. 170 и п. 8 ст. 346.3 НК РФ).

После 01.01.2019

С 01.01.2019 года плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, если не воспользуются правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС. Освобождение применяется на основании ст. 145 НК РФ, но для плательщиков ЕСХН в нее внесены и вступают в силу с 2019 года специальные нормы. Такие изменения внесены Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ.

Применять освобождение от исполнения обязанностей плательщиков НДС лицам, применяющим ЕСХН, надо с осторожностью, ибо не всегда и не всем такая «льгота» выгодна. Например, если контрагент — плательщик НДС, то часть суммы, которую он уплатит поставщику, вправе принять к вычету, а не относить на расходы.

Нередки случаи, когда плательщики НДС отказываются от «сотрудничества» с лицами, которые приняли освобождение от исполнения обязанностей НДС.

Кроме того, есть еще один настораживающий факт: если плательщик ЕСХН воспользовался правом на освобождение, он не может отказаться от него в дальнейшем добровольно, только если право на освобождение плательщиком ЕСХН утрачено (п. 4 ст. 145 НК РФ в редакции Закона № 335-ФЗ).

Поэтому, прежде чем воспользоваться правом на освобождение от НДС необходимо провести тщательный анализ возможных последствий для бизнеса.

При переходе на ЕСХН с ОСНО после 01.01.2019 года восстанавливать НДС не придется. Правила восстановления НДС прописаны в п. 3 ст. 170 НК РФ, в котором нет обязанности восстановить НДС при переходе на ЕСХН, а все плательщики НДС подчиняются тем нормам, которые прописаны в гл. 21 НК РФ.

Подробнее о том, как перейти на уплату ЕСХН, и кто может применять данный режим, читайте в нашей статье. 

«Входящий» НДС плательщики ЕСХН с 2019 года не вправе будут больше относить на расходы, т.к. отменяется пп. 8 п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Данный НДС плательщик ЕСХН или вправе принять к вычету — если товары, работы, услуги используются в операциях, облагаемых НДС, или включить в стоимость товаров, работ, услуг — если используются в операциях, не подлежащих налогообложению НДС.

2018 — 2019 гг. для плательщиков ЕСХН можно назвать переходными.

С одной стороны, весь 2018 год есть возможность заняться налоговым планированием и определить для себя насколько актуально освобождение от обязанностей налогоплательщика, с другой стороны, научиться вести налоговой учет по НДС, изучить нормы законодательства, порядок ведения регистров налогового учета по НДС — счета-фактуры, книги покупок и продаж, в некоторых случаях — журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, порядок составления декларации по НДС и уплаты НДС в бюджет.

В такой переходный период может возникнуть ситуация, когда плательщиком ЕСХН на 01.01.2019 года в расходах не учтен «входящий» НДС по приобретенным товарам, работам, услугам. Казалось бы, т.к. с 2019 года плательщики ЕСХН становятся плательщиками НДС, то и вычет НДС возможен. Однако, вычет «входящего» НДС в данном случае будет неправомерен, т.к.

данный НДС относится к периоду, когда плательщики ЕСХН не являлись плательщиками НДС. Поэтому, в соответствии с п. 4 ст. 8 Закона № 335-ФЗ НДС: «4.

Суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему ЕСХН, при приобретении товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, либо фактически уплаченные им при ввозе товаров, в том числе основных средств и нематериальных активов, на территорию РФ, которые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».

Иными словами, законодатель относит такой НДС в том же порядке, как если бы данные товары, работы, услуги, ОС и НМА были приобретены для операций, не подлежащих налогообложению. Согласно Письму МФ РФ от 07.02.

2018 № 03-07-11/7258 «налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога, признаваемый с 1 января 2019 года плательщиком НДС, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным до 1 января 2019 года для строительства объекта недвижимости, вводимого в эксплуатацию после 1 января 2019 года, к вычету не принимает, а включает в стоимость этих товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов».

Порядок применения освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС

Организации и ИП, которые решат воспользоваться правом на освобождение от уплаты НДС, должны будут выполнить одно из условий:

  • данные лица переходят на уплату ЕСХН и реализуют право на освобождение от НДС, в одном и том же календарном году
  • за предшествующий налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется система налогообложения ЕСХН, без учета НДС не превысила в совокупности:
    • 100 миллионов рублей за 2018 год,
    • 90 миллионов рублей за 2019 год,
    • 80 миллионов рублей за 2020 год,
    • 70 миллионов рублей за 2021 год,
    • 60 миллионов рублей за 2022 год и последующие годы.

Чтобы воспользоваться освобождением от уплаты НДС, плательщикам ЕСХН достаточно подать в свою ИФНС налоговое уведомление в письменной форме. Срок представления уведомления — не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение.

Плательщики ЕСХН, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС, не смогут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев.

Плательщики ЕСХН не вправе добровольно отказаться от права на освобождение от обязанностей плательщика ЕСХН (п. 4 ст. 145 НК РФ). Такими лицами право на освобождение может быть только утрачено, если в течение налогового периода по ЕСХН:

  • сумма дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется данная система налогообложения, без учета НДС превысит предельный размер дохода за год, в котором он воспользовался правом на освобождение, либо
  • им осуществлялась реализация подакцизных товаров.

В этом случае, право считается утраченным начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место нарушение правил применения отказа от исполнения обязанностей плательщика НДС. При этом сумма НДС за месяц, в котором было допущено нарушение, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке (абз. 3 п. 5 ст. 145 в редакции Закона № 335-ФЗ).

ВАЖНО: Повторно реализовать право на освобождение от уплаты НДС возможности не будет.

Если никаких нарушений правил применения «льготы» не допущено, то по истечении 12 последовательных календарных месяцев не позднее 20-го числа следующего месяца, воспользовавшиеся правом на освобождение от НДС налогоплательщики должны представить в налоговые инспекции документы, подтверждающие сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), и уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

В том случае, если налогоплательщиком не представлены подтверждающие суммы допустимой выручки (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения) документы, НДС подлежит восстановлению.

Налог подлежит восстановлению и в случае установления ИФНС фактов несоблюдения ограничений, установленных пунктами 1 — 5 статьи 145 НК РФ. При этом уплачивается в бюджет не только налог, но и штрафы, пени.

Налоговые ставки для ЕСХН в 2019 году

Принят Федеральный закон от 07.03.2018 № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.

8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», который позволяет субъектам РФ устанавливать дифференцированные налоговые ставки по ЕСХН.

Для реализации этого положения, субъекты должны будут принять соответствующий закон. Дифференциация возможна в пределах от 0% до 6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:

  • от видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от размера доходов от реализации произведенной сельхозпродукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг, указанных в статье 346.2 НК РФ;
  • от места ведения предпринимательской деятельности;
  • от средней численности работников.

Закон вступает в силу с 2019 года. Соответственно, субъекты РФ имеют достаточно времени на подготовку и принятие соответствующих законов на подведомственных территориях.

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2018

До 01.01.2018 года организации — плательщики ЕСХН полностью освобождались от уплаты налога на имущество организаций, а ИП — плательщики ЕСХН — уплачивают налог на имущество физических лиц только с недвижимости, которая не использовалась в предпринимательской деятельности.

Начиная с 2019 года плательщики ЕСХН освобождаются от налога на имущество только в части имущества, используемого в предпринимательской деятельности:

  • при производстве сельхозпродукции;
  • при первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции;
  • при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями.

При этом, в НК РФ не уточнено, какое конкретно имущество имеется ввиду, его квалификационные признаки по различным видам сельхоздеятельности и т.п. В силу этого неизбежны споры с налоговиками об установлении имущества, являющегося объектом налогообложения.

Безусловно, можно ориентироваться на документы из регистрационной палаты и т.п., однако, даже эти документы не позволят отнести то или иное имущество к облагаемым и необлагаемым объектам. Поэтому, можно рекомендовать до выхода официальных разъяснений, заручиться письменной поддержкой своей ИФНС.

Кроме того, такие нововведения требуют ведения раздельного учета облагаемого и необлагаемого имущества.

Методика раздельного учета должна быть прописана в учетной политике в целях налогообложения.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1599

Особенности уплаты НДС при реализации сельхозпродукции, закупленной у населения

Ндс на сельхозпродукцию

Гришина О. П., эксперт журнала

По общему правилу налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (продукции) определяется исходя из стоимости этих товаров (продукции) (п. 1 ст. 154 НК РФ). Особый порядок исчисления налога п.

 4 названной статьи предусмотрен для операций по реализации закупленной у физических лиц (не являющихся плательщиками НДС) сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, которые включены в правительственный Перечень. Налоговая база в этом случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.

3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции. О нюансах применения такого особого порядка поговорим в рамках данной статьи.

Особый порядок исчисления налоговой базы

 Согласно п. 4 ст.

 154 НК РФ при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), по перечню, утверждаемому Правительством РФ (за исключением подакцизных товаров), налоговая база определяется как разница между ценой, определяемой в соответствии со ст. 105.3 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции.

Суть особого порядка, установленного данным пунктом, заключается в том, что налог исчисляется с межценовой разницы и с использованием расчетных ставок – 10/110 или 18/118. Добавим, на многие виды продукции, закупаемой у физических лиц, распространяется п. 2 ст. 164 НК РФ, то есть они облагаются НДС по ставке 10%.

Налоговая база (или межценовая разница) в анализируемой ситуации рассчитывается по формуле:

Налоговая база по НДС

=

Цена реализации с учетом НДС

Цена, по которой продукция была закуплена у физических лиц

Указанный порядок позволяет уплачивать НДС с реализации в меньшем размере, поскольку налог в данном случае исчисляется не со всей стоимости реализованной продукции, а с межценовой разницы.

Правда, сфера применения обозначенной преференции (а предоставление налогового преимущества отдельным категориям лиц является именно преференцией) ограничена рядом дополнительных условий.

Проанализируем эти условия.

Закупаемая продукция должна быть включена в Перечень

Первое условие

Реализуемая налогоплательщиком сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки 

должны быть включены в Перечень*

* К примеру, если в Перечне указан только вид сельскохозяйственной продукции, а продукты ее переработки не упоминаются, то к названным продуктам переработки п. 4 ст. 154 НК РФ не применяется (см. Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03‑04‑04/01).

К сведению:

В Перечень, в частности, входят скот, птица и кролики в живом весе, мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, невыделанные шкурки кроликов, норки, песца, лисицы и нутрии, рыба всех видов (любительское рыболовство), пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры (кроме конопли), сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Пример 1.

Налогоплательщик закупил у физического лица красную свеклу в количестве 245 кг по цене 18 руб. за кг. В дальнейшем свекла была реализована по цене 25 руб. за кг.

Свекла поименована в Перечне (она относится к овощам открытого грунта).

Следовательно, при ее реализации налоговая база в целях исчисления НДС определяется как межценовая разница в порядке, установленном п. 4 ст. 154 НК РФ. В данном случае налоговая база составит 1 715 руб. ((25 – 18) руб. x 245 кг).

Соответственно, операции по реализации товаров (продукции), которые не включены в этот Перечень, облагаются НДС в общем порядке на основании п. 1 ст. 154 НК РФ.

Продукция должна быть закуплена у физических лиц

Второе

условие

Реализуемая налогоплательщиком сельскохозяйственная продукция закуплена у физических лиц*, не являющихся предпринимателями

* Но при условии осуществления реальной закупки продукции у населения (см. Постановление АС ПО от 25.08.2016 № Ф06-11507/2016 по делу № А65-25498/2015).

В силу п. 2 ст. 11 НК РФ физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

Вместе с тем в названном пункте упоминается еще одна категория физических лиц – это лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. К последним отнесены индивидуальные предприниматели и главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Разница между указанными категориями физических лиц заключается в том, что одни осуществляют предпринимательскую деятельность (то есть деятельность, направленную на систематическое получение дохода), а другие – нет.

Причем о предпринимательской деятельности (как о критерии, который позволяет разграничивать обычных физических лиц от предпринимателей и глав фермерских хозяйств) в п. 4 ст. 154 НК РФ не упоминается. В нем лишь есть оговорка о неплательщиках налога. А неплательщиками НДС, как известно, могут быть и предприниматели, которые применяют специальные налоговые режимы (например, УСНО).

Между тем данное обстоятельство правоприменительной практикой толкуется не в пользу предпринимателей. И чиновники (см. Письмо Минфина России от 07.12.2006 № 03‑04‑11/234), и суды (см. Постановление ФАС ПО от 03.12.2013 по делу № А12-6633/2013) считают, что действие п. 4 ст. 154 НК РФ не распространяется на предпринимателей-спецрежимников.

Пример 2.

Используем данные из предыдущего примера.

Налогоплательщик приобрел свеклу для дальнейшей реализации у фермера – индивидуального предпринимателя.

В этом случае налоговая база определяется по общему правилу, установленному в п. 1 ст. 154 НК РФ, то есть с полной стоимости реализованной продукции: 6 125 руб. (25 руб. x 245 кг).

Продукты переработки

 Дословно операции, в отношении которых подлежит применению правило, установленное п. 4 ст. 154 НК РФ, определены так: при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками).

Исходя из построения фразы, получается, что продукты переработки как будто исключены из контекста анализируемой нормы. Хотя в названии Перечня говорится именно о сельскохозяйственной продукции и продуктах ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц.

В результате на практике нередко возникают споры относительно правомерности исчисления НДС с межценовой разницы при продаже продукции, изготовленной налогоплательщиком из сырья, закупленного у физических лиц. Об этом свидетельствуют примеры судебных решений.

Есть решения, в которых высказывалась иная точка зрения: налогоплательщик вправе определять налоговую базу по НДС как разницу между ценой реализации и ценой приобретения, в том числе и при реализации продуктов, при изготовлении которых использовалась сельскохозяйственная продукция, поименованная в Перечне и приобретенная у физических лиц, не являющихся плательщиками данного налога.

В частности, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.08.2013 по делу № А12-6633/2013 отметил, что в силу прямого указания действие п. 4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на операции по перепродаже сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, но и на операции по продаже продуктов ее переработки.

Схожие выводы (что особый порядок определения налоговой базы распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и на случаи реализации готовой продукции, произведенной из названных продуктов и продуктов их переработки) были также сделаны:

  • в Постановлении ФАС СКО от 16.01.2007 № Ф08-6441/06-2826А по делу № А32-24896/2005-60/971 (Определением ВАС РФ от 09.08.2007 № 8061/07 оставлено в силе);
  • в Постановлении ФАС УО от 08.05.2009 № Ф09-2751/09‑С2 по делу № А07-13574/2008‑А-БЛВ.

Следует обратить внимание и на Постановление АС ВСО от 30.07.

2015 по делу № А78-7926/2014, в котором уточнено, что в отношении операций по реализации продуктов переработки, для изготовления которых налогоплательщик закупает у физических лиц сельскохозяйственное сырье, также применяется особый порядок исчисления налоговой базы, но при условии, что продукты переработки из закупленного у физических лиц сельскохозяйственного сырья поименованы в Перечне.

Иная точка зрения отражена в Постановлении ФАС ЗСО от 08.06.2009 № Ф04-2975/2009(6522‑А03-42) по делу № А03-8680/2008: в отношении операций по реализации мясных деликатесов и полуфабрикатов, выработанных предпринимателем из мяса, закупленного у населения, налоговая база должна исчисляться в общеустановленном порядке (то есть в порядке п. 1 ст. 154 НК РФ).

Официальных писем по анализируемому вопросу немного, и, к сожалению, в них не всегда приведены исчерпывающие разъяснения, исключающие двоякое толкование.

Реквизиты документа

Разъяснения, приведенные чиновниками

Письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03‑04‑04/01

В Перечень включен папоротник, а не продукты его переработки. Поэтому при реализации продуктов переработки папоротника (в том числе папоротника соленого), закупленных у физических лиц, налоговая база по НДС определяется в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ

Письмо Минфина России от 27.04.2002 № 04‑03‑11/17

Что касается реализации товаров (в том числе колбасных изделий), произведенных налогоплательщиком из мяса, закупленного у физических лиц, то согласно п. 1 ст. 154 НК РФ в таких случаях налоговая база устанавливается исходя из полной стоимости реализованных товаров, исчисленной на основании цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ без включения в них НДС и налога с продаж

Более точные формулировки, на наш взгляд, Минфин привел в Письме от 11.07.2017 № 03‑07‑14/43942.

Чиновники фактически указали, что условием применения названной налоговой преференции является именно перепродажа ранее закупленных у населения и сельскохозяйственной продукции, и продуктов ее переработки в неизменном виде.

Буквально они сказали следующее: налоговая база по НДС определяется в порядке, предусмотренном п. 4 ст.

 154 НК РФ, в случае перепродажи налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками налога.

Кроме того, финансисты подчеркнули, что если происходит реализация товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, то согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса в таких случаях налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров.

Мы неслучайно процитировали эту фразу, поскольку из‑за отсутствия в ней упоминания о Перечне, ее можно истолковать двояко. Под товарами здесь понимаются:

  • либо продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц, которые прямо не указаны в Перечне;
  • либо любые продукты переработки, произведенные налогоплательщиком из сельскохозяйственной продукции, закупленной у физических лиц.

Значит, что каждый участник налоговых правоотношений (включая налоговиков) может (и, скорее всего, будет) трактовать разъяснения, приведенные в Письме Минфина России № 03‑07‑14/43942, в свою пользу. Что в результате неизбежно приведет к налоговым спорам, исход которых предугадать сложно. 

НДС: проблемы и решения, №11, 2017 год

Источник: https://www.audar-press.ru/nds-pri-realizacii-selhozprodukcii

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.