Ндс при реализации имущества в конкурсном производстве
Содержание
- 1 Ндс при банкротстве: подводные камни продажи имущества в конкурсе
- 2 Особенности уплаты налогов при конкурсном производстве
- 3 Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2017 г. N 03-07-11/85421 О восстановлении НДС при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством РФ несостоятельным (банкротом)
Ндс при банкротстве: подводные камни продажи имущества в конкурсе
Дорогие друзья, 3 апреля в рамках проекта «Поддержка» мы провели вебинар по некоторым проблемам обложения НДС операций должников, находящихся в конкурсном производстве.
Я искренне благодарен слушателям за проявленный интерес и заданные вопросы. Всех тех, кто хотел быть с нами, но по каким-то причинам не смог принять участие, я приглашаю к просмотру вебинара, доступ к которому предоставляется бесплатно по заявке
https://podderzhka.org/store/tax/nab/vebinar/ .
Также мы скоро проводим семинар по налоговым аспектам банкротства, в рамках которого мы обсудим гораздо больший круг вопросов в деталях и с максимальным погружением
https://podderzhka.org/store/tax/nab/ .
В данной статье мне хочется изложить мысли о НДС в банкротстве в историко-теоретическом аспекте, без которого понять практические трудности весьма непросто. Я хочу поделиться размышлениями, на которые, как правило, не хватает времени в рамках практических семинаров. Буду признателен за критику и Ваше мнение.
В историческом аспекте регулирование обложения НДС операций должника-банкрота прошло ряд этапов.
Период до 01.01.2009.
1. Должники исчисляли НДС в общем порядке. НДС, как и любые иные налоги, возникшие в конкурсном производстве, подлежал уплате в силу п.4 ст.
142 Закона о банкротстве после расчётов с требованиями кредиторов по реестру.
Право покупателей на налоговый вычет НДС, уплаченного банкроту в составе стоимости приобретаемого имущества, признавалось вне зависимости от того, был ли данный налог перечислен продавцом в бюджет.Таким образом, складывалась ситуация, когда покупатели право на вычет НДС реализовывали, однако источник для его возмещения в бюджете не формировался.
2. Думаю, что Высший Арбитражный Суд РФ в 2006 г. при обсуждении постановления Пленума об установлении и квалификации требований по обязательным платежам в деле о банкротстве (оно было принято 22 июня за № 25) мог занять позицию об исключении из указанного режима «удовлетворения после всех» требования по НДС, основываясь на экономико-правовой природе и косвенном характере данного налога.
К сожалению, в п.14 постановления была занята противоположная позиция по мотиву, что такое исключение – это прерогатива законодателя.
Период с 01.01.2009 по 01.01.2015.
3. Законодатель не заставил себя долго ждать, и вместо введения указанного исключения для НДС он исключил в целом правило о расчёте по налогам, возникшим в конкурсе, после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр. И такие налоги стали текущими платежами, удовлетворяемыми до расчётов по реестру.
В этот момент была допущена ошибка. Конечно, необходимо было исключать злоупотребления и ситуации, когда должники входили в конкурс в отсутствие к тому объективных оснований и исключительно с целью ведения хозяйственной деятельности в «безналоговом» режиме.
Нужна была тонкая настройка, которая предполагала бы сохранение общего режима налогообложения и взимание налогов как текущих платежей только в отношении доходов и активов, получаемых и используемых должником для ведения хозяйственной деятельности, при исключении налогообложения для операций по распродаже активов.
Упрощённый подход, предпринятый законодателем, нарушил, на мой взгляд, принцип экономического основания налога. В итоге допущено обложение налогами конкурсной массы и операций по её реализации в ущерб конкурсным кредиторам. И этому решению уже более 10 лет.
4. Нарушив внесением изменений в п.4 ст.142 Закона о банкротстве права конкурсных кредиторов на справедливое удовлетворение, законодатель одновременно создал механизм, обеспечивающий приоритетное удовлетворение требования по НДС по отношению к иным текущим требованиям.Не секрет, что не редки ситуации, когда конкурсной массы не хватает на удовлетворение всех текущих требований. Часто они вызваны тем, что значительная часть активов должника находится в залоге, и на удовлетворение текущих требований из выручки от продажи таких активов по правилам ст.138 Закона о банкротстве направляется лишь 5 или 10% в зависимости от статуса залогового кредитора.
Возникает конфликт текущих требований.
И этот конфликт законодатель пытался разрешить в пользу казны, наделив в ст.161 НК РФ обязанностью налогового агента покупателя имущества должника. Это означало, что, купив имущество за 1.180.000 рублей, покупатель должен был перечислить должнику лишь 1 млн.рублей, а 180 тысяч – сразу в бюджет.
Источник: https://zakon.ru/blog/2019/4/6/nds_pri_bankrotstve_podvodnye_kamni_prodazhi_imuschestva_v_konkurse
Особенности уплаты налогов при конкурсном производстве
Порядок исполнения обязательств должником при конкурсном производстве установлен статьями 134 и 142 Закона о банкротстве. Документ оперирует категорией текущих платежей.
Получите консультацию прямо сейчас
Они включают требования об уплате начисленных за период конкурсного производства следующих фискальных сборов:
- налога на добавленную стоимость (НДС);
- земельного сбора;
- налога на прибыль;
- имущественного сбора.
Основания для начисления налогов надзорным органом и очередность их погашения
Требования по уплате фискальных сборов относятся к обязательным платежам и возникают с момента появления объекта налогообложения.
Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ (НК РФ) дата его определения для начисления НДС – это более ранняя из двух нижеследующих:
- день передачи продукции – товара, услуги (или работы), имущественного права;
- день совершения (операции) частичной или полной оплаты поставляемой продукции.
Порядок погашения возникших у предприятия налоговых обязательств при конкурсном производстве:
Суд принял заявление о финансовой несостоятельности организации | Место в реестре кредиторских требований |
До возникновения налогового требования | Четвертая очередь |
После возникновения налогового требования | Третья очередь |
Особенности уплаты НДС при реализации имущества, включенного в конкурсную массу
Активы, включенные в конкурсную массу, облагаются НДС (в том числе и недвижимость должника). Предприятие обязано уплатить его до 25 числа месяца, который следует за отчетным периодом.
Например:
«Предприятие-банкрот, являясь подрядчиком, занималось строительством зданий для заказчиков. Часть объектов – самострой. Недвижимость этого типа переходит к заказчику только после признания судом права на самовольную постройку. При этом объектом обложения НДС она становится с момента ее отражения на бухгалтерском балансе в качестве основного средства».
Следует упомянуть и практику применения права налогового вычета. Формальный подход к НК РФ подразумевает регламентированный срок давности представления документов для получение этой льготы – не более 3 лет. Иногда суд идет навстречу должнику и принимает соответствующие бумаги до окончания реального периода уплаты налога. При этом срок давности может превысить формальный.
Судебная практика, связанная с перечислением авансовых платежей
При взыскании земельного сбора и налога на прибыль надзорный орган должен учитывать объем уплаченных организацией авансовых платежей. Они не являются текущими, если завершение отчетного периода по ним наступает до принятия судом ходатайства о признании финансовой несостоятельности организации.
Суды учитывают и обратную ситуацию. Надзорный орган вправе потребовать уплаты фискального сбора в режиме текущего платежа, определяемого как разница между суммой реального налога и объемом авансовых платежей. Такая ситуация складывается, если отчетный период погашения авансового платежа наступает после принятия судебной инстанцией ходатайства о признании предприятия-должника банкротом.
Сумма налога может оказаться меньше перечисленного авансового платежа, ранее не учтенного в реестре кредиторских требований. При таких обстоятельствах суд включит фискальную задолженность в реестр. Ее объем не будет превышать сумму реального налога, заявленного к уплате по итогам отчетного года.
В некоторых случаях требование о перечислении авансового платежа устанавливается судом до завершения налогового периода и итогового расчета суммы фискального сбора.
Решением суда оно может быть исключено из реестра кредиторских требований по заявлению конкурсного управляющего, должника или по ходатайству иного уполномоченного лица согласно ст. 81 Закона о банкротстве.
Это возможно, если сумма налога не превышает авансового платежа.
Пени, штрафы и доначисления при конкурсном производстве
Решение о доначислении налогов или пеней, вынесенное надзорным органом до момента принятия судебной инстанцией заявления о банкротстве организации, не является основанием считать упомянутые обязательства текущими платежами. Согласно п. 3 ст.
137 Закона о банкротстве требование по уплате пеней учитывается отдельным пунктом реестра. Оно подлежит удовлетворению только после погашения основной задолженности и начисленных по ней процентов.
Штрафы могу быть признаны текущими платежами, если правонарушение совершено должником после возбуждения дела о финансовой несостоятельности. При таких обстоятельствах следует учитывать положения ст. 120 и 126 НК РФ.
Правонарушение считается совершенным не в момент, когда оно реально состоялось, а по факту его выявления налоговым органом.
Например:
«Судебный пристав добился возбуждения исполнительного производства и назначения штрафа в отношении акционерного общества (АО – банкрота). Арбитражный управляющий от лица АО направил в суд заявление о признании этого постановления незаконным. Если организация признана банкротом, к ней не применимо требование об уплате штрафа в принудительном порядке”.
Разбирательство дошло до Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ. Вердикт высшей инстанции: правонарушение совершено после возбуждения в отношении должника дела о банкротстве – уплата штрафа квалифицирована как текущая. Требование подлежит включению в кредиторский реестр».
Способы уменьшения объема налоговых требований при конкурсном производстве
1. Самым простым способом уменьшения размера фискальных платежей является переход организации-банкрота на упрощенную систему налогообложения (УСН). На практике конкурсное производство может длиться несколько отчетных периодов.
Если руководитель должника успеет в период с 1 октября по 30 ноября подать в ФНС заявление о переходе на УСН, с 1 января следующего года он получит право реализовывать конкурсную массу без НДС.
2.
ФНС рассчитывает обязательные к уплате налоги не с даты регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, а с момента заключения соответствующего договора.
Организациям-банкротам необходимо провести аудит реализуемой продукции. Своевременная оценка достоверности бухгалтерских данных, как правило, помогает снизить объем налоговых требований.Компаниям, связанным с недвижимостью, следует очень внимательно изучить Постановления Конституционного суда РФ (КС РФ) от 2011 и 2012 гг. Регистрация прав собственности на объект занимает около 2 месяцев.
При этом процедура исчисления и уплаты налогов начинается с момента подписания соответствующего договора.
Опытный налоговый инспектор может обратить на это внимание, сослаться на решения КС РФ и увеличить сумму фискального сбора.
3. Перевод активов в криптовалюту не избавляет банкрота от обязанности уплачивать налог на прибыль и НДС.
7 мая 2018 г. 9 Арбитражный апелляционный суд РФ признал криптовалюту имуществом. Инстанция санкционировала доступ арбитражного управляющего к электронному кошельку должника. С этого момента криптовалюта считается активом, подлежащим включению в конкурсную массу.
Также рекомендую прочитать эту статью
Принципы применения неустойки в договорных отношениях
О чем статья? О неустойке, её видах и порядке применения. Кому и чем будет полезна? Всем, кто планирует использовать неустойку при заключении договоров..
Продолжить чтение
4. Не следует пренебрегать правом получения налоговых вычетов.
Даже старые (сроком давности более 3 лет) бухгалтерские документы, обосновывающие право получения вычета по НДС и уменьшения налога на прибыль, могут помочь снизить фискальную нагрузку на имущество, включенное в конкурсную массу.
Получить консультацию юриста
Урегулировать вопросы с ФНС непросто. Так как позиция налоговой обычно подкреплена убедительной доказательной базой. Если у вас есть сложности с налоговой не ждите, когда проблема усугубится, закажите консультацию у экспертов прямо сейчас
Источник: https://rykov.pro/publications/osobennosti-uplaty-nalogov-pri-konkursnom-proizvodstve/
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2017 г. N 03-07-11/85421 О восстановлении НДС при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством РФ несостоятельным (банкротом)
Вопрос: Общество в 2016 г. судом признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство. Согласно Закону о банкротстве N 127-ФЗ, имущество общества реализовано с торгов.
Реализованное имущество полностью несамортизировано и имеет остаточную стоимость. НДС по реализуемому имуществу ранее был принят к вычету.
Согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2015, операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения по НДС.
В результате чего, при реализации имущества НДС начислен не был. С другой стороны, согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, НДС в части остаточной стоимости должен быть восстановлен в том периоде (квартале), в котором оно были реализовано. Восстановленные суммы НДС учитываются в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.
1. Правомерно ли обществом восстановлен НДС в части остаточной стоимости имущества, реализованного с торгов в процедуре банкротства?
2. Правомерно ли общество сумму восстановленного НДС по реализованному имуществу отразило в составе текущих расходов.
В разъяснениях Министерства финансов РФ (Письмо от 31 октября 2016 г. N 03-07-14/63453, Письмо от 8 ноября 2016 г. N СД-4-3/21121@)) ответ по данному вопросу раскрыт не в полном объеме. Просим конкретизировать пояснения касательно нашей ситуации.Ответ: В связи с письмом по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 данной статьи Кодекса, в числе которых предусмотрены операции по реализации (передаче) товаров, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 15 указанного пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).
Таким образом, при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по указанному имуществу, подлежат восстановлению.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.
Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента | О.Ф. Цибизова |
Минфин, в частности, разъяснил, что при реализации имущества должника, признанного несостоятельным (банкротом), суммы НДС, принятые к вычету по данному имуществу, подлежат восстановлению.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71755592/