Ндс при реализации имущества в конкурсном производстве

Ндс при банкротстве: подводные камни продажи имущества в конкурсе

Ндс при реализации имущества в конкурсном производстве

Дорогие друзья, 3 апреля в рамках проекта «Поддержка» мы провели вебинар по некоторым проблемам обложения НДС операций должников, находящихся в конкурсном производстве.

Я искренне благодарен слушателям за проявленный интерес и заданные вопросы. Всех тех, кто хотел быть с нами, но по каким-то причинам не смог принять участие, я приглашаю к просмотру вебинара, доступ к которому предоставляется бесплатно по заявке

https://podderzhka.org/store/tax/nab/vebinar/ .

Также мы скоро проводим семинар по налоговым аспектам банкротства, в рамках которого мы обсудим гораздо больший круг вопросов в деталях и с максимальным погружением 

https://podderzhka.org/store/tax/nab/ .

В данной статье мне хочется изложить мысли о НДС в банкротстве в историко-теоретическом аспекте, без которого понять практические трудности весьма непросто. Я хочу поделиться размышлениями, на которые, как правило, не хватает времени в рамках  практических семинаров. Буду признателен за критику и Ваше мнение. 

В историческом аспекте регулирование обложения НДС операций должника-банкрота прошло ряд этапов. 

Период до 01.01.2009. 

1. Должники исчисляли НДС в общем порядке. НДС, как и любые иные налоги, возникшие в конкурсном производстве, подлежал уплате в силу п.4 ст.

142 Закона о банкротстве после расчётов с требованиями кредиторов по реестру.

Право покупателей на налоговый вычет НДС, уплаченного банкроту в составе стоимости приобретаемого имущества, признавалось вне зависимости от того, был ли данный налог перечислен продавцом в бюджет.

Таким образом, складывалась ситуация, когда покупатели право на вычет НДС реализовывали, однако источник для его возмещения в бюджете не формировался. 

2. Думаю, что Высший Арбитражный Суд РФ в 2006 г. при обсуждении постановления Пленума об установлении и квалификации требований по обязательным платежам в деле о банкротстве (оно было принято 22 июня за № 25) мог занять позицию об исключении из указанного режима «удовлетворения после всех» требования по НДС, основываясь на экономико-правовой природе и косвенном характере данного налога. 

К сожалению, в п.14 постановления была занята противоположная позиция по мотиву, что такое исключение – это прерогатива законодателя. 

Период с 01.01.2009 по 01.01.2015.

3. Законодатель не заставил себя долго ждать, и вместо введения указанного исключения для НДС он исключил в целом правило о расчёте по налогам, возникшим в конкурсе, после удовлетворения требований кредиторов, включённых в реестр. И такие налоги стали текущими платежами, удовлетворяемыми до расчётов по реестру

В этот момент была допущена ошибка. Конечно, необходимо было исключать злоупотребления и ситуации, когда должники входили в конкурс в отсутствие к тому объективных оснований и исключительно с целью ведения хозяйственной деятельности в «безналоговом» режиме. 

Нужна была тонкая настройка, которая предполагала бы сохранение общего режима налогообложения и взимание налогов как текущих платежей только в отношении доходов и активов, получаемых и используемых должником для ведения хозяйственной деятельности, при исключении налогообложения для операций по распродаже активов. 

Упрощённый подход, предпринятый законодателем, нарушил, на мой взгляд, принцип экономического основания налога. В итоге допущено обложение налогами конкурсной массы и операций по её реализации в ущерб конкурсным кредиторам. И этому решению уже более 10 лет.

4. Нарушив внесением изменений в п.4 ст.142 Закона о банкротстве права конкурсных кредиторов на справедливое удовлетворение, законодатель одновременно создал механизм, обеспечивающий приоритетное удовлетворение требования по НДС по отношению к иным текущим требованиям. 

Не секрет, что не редки ситуации, когда конкурсной массы не хватает на удовлетворение всех текущих требований. Часто они вызваны тем, что значительная часть активов должника находится в залоге, и на удовлетворение текущих требований из выручки от продажи таких активов по правилам ст.138 Закона о банкротстве направляется лишь 5 или 10% в зависимости от статуса залогового кредитора.

Возникает конфликт текущих требований. 

И этот конфликт законодатель пытался разрешить в пользу казны, наделив в ст.161 НК РФ обязанностью налогового агента покупателя имущества должника. Это означало, что, купив имущество за 1.180.000 рублей, покупатель должен был перечислить должнику лишь 1 млн.рублей, а 180 тысяч – сразу в бюджет. 

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/4/6/nds_pri_bankrotstve_podvodnye_kamni_prodazhi_imuschestva_v_konkurse

Особенности уплаты налогов при конкурсном производстве

Ндс при реализации имущества в конкурсном производстве

Порядок исполнения обязательств должником при конкурсном производстве установлен статьями 134 и 142 Закона о банкротстве. Документ оперирует категорией текущих платежей.

Получите консультацию прямо сейчас

Они включают требования об уплате начисленных за период конкурсного производства следующих фискальных сборов:

  • налога на добавленную стоимость (НДС);
  • земельного сбора;
  • налога на прибыль;
  • имущественного сбора.

Основания для начисления налогов надзорным органом и очередность их погашения

Требования по уплате фискальных сборов относятся к обязательным платежам и возникают с момента появления объекта налогообложения.

Согласно п. 1 ст. 167 Налогового кодекса РФ (НК РФ) дата его определения для начисления НДС – это более ранняя из двух нижеследующих:

  1. день передачи продукции – товара, услуги (или работы), имущественного права;
  2. день совершения (операции) частичной или полной оплаты поставляемой продукции.

Порядок погашения возникших у предприятия налоговых обязательств при конкурсном производстве:

Суд принял заявление о финансовой несостоятельности организацииМесто в реестре кредиторских требований
До возникновения налогового требованияЧетвертая очередь
После возникновения налогового требованияТретья очередь

Особенности уплаты НДС при реализации имущества, включенного в конкурсную массу

Активы, включенные в конкурсную массу, облагаются НДС (в том числе и недвижимость должника). Предприятие обязано уплатить его до 25 числа месяца, который следует за отчетным периодом. 

Например: 

«Предприятие-банкрот, являясь подрядчиком, занималось строительством зданий для заказчиков. Часть объектов – самострой. Недвижимость этого типа переходит к заказчику только после признания судом права на самовольную постройку. При этом объектом обложения НДС она становится с момента ее отражения на бухгалтерском балансе в качестве основного средства».

Следует упомянуть и практику применения права налогового вычета. Формальный подход к НК РФ подразумевает регламентированный срок давности представления документов для получение этой льготы – не более 3 лет. Иногда суд идет навстречу должнику и принимает соответствующие бумаги до окончания реального периода уплаты налога. При этом срок давности может превысить формальный.

Судебная практика, связанная с перечислением авансовых платежей

При взыскании земельного сбора и налога на прибыль надзорный орган должен учитывать объем уплаченных организацией авансовых платежей. Они не являются текущими, если завершение отчетного периода по ним наступает до принятия судом ходатайства о признании финансовой несостоятельности организации.

Суды учитывают и обратную ситуацию. Надзорный орган вправе потребовать уплаты фискального сбора в режиме текущего платежа, определяемого как разница между суммой реального налога и объемом авансовых платежей. Такая ситуация складывается, если отчетный период погашения авансового платежа наступает после принятия судебной инстанцией ходатайства о признании предприятия-должника банкротом.

Сумма налога может оказаться меньше перечисленного авансового платежа, ранее не учтенного в реестре кредиторских требований. При таких обстоятельствах суд включит фискальную задолженность в реестр. Ее объем не будет превышать сумму реального налога, заявленного к уплате по итогам отчетного года.

В некоторых случаях требование о перечислении авансового платежа устанавливается судом до завершения налогового периода и итогового расчета суммы фискального сбора.

Решением суда оно может быть исключено из реестра кредиторских требований по заявлению конкурсного управляющего, должника или по ходатайству иного уполномоченного лица согласно ст. 81 Закона о банкротстве.

Это возможно, если сумма налога не превышает авансового платежа.

Пени, штрафы и доначисления при конкурсном производстве

Решение о доначислении налогов или пеней, вынесенное надзорным органом до момента принятия судебной инстанцией заявления о банкротстве организации, не является основанием считать упомянутые обязательства текущими платежами. Согласно п. 3 ст.

137 Закона о банкротстве требование по уплате пеней учитывается отдельным пунктом реестра. Оно подлежит удовлетворению только после погашения основной задолженности и начисленных по ней процентов.

Штрафы могу быть признаны текущими платежами, если правонарушение совершено должником после возбуждения дела о финансовой несостоятельности. При таких обстоятельствах следует учитывать положения ст. 120 и 126 НК РФ.

Правонарушение считается совершенным не в момент, когда оно реально состоялось, а по факту его выявления налоговым органом.

Например:

«Судебный пристав добился возбуждения исполнительного производства и назначения штрафа в отношении акционерного общества (АО – банкрота). Арбитражный управляющий от лица АО направил в суд заявление о признании этого постановления незаконным. Если организация признана банкротом, к ней не применимо требование об уплате штрафа в принудительном порядке”.

Разбирательство дошло до Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ. Вердикт высшей инстанции: правонарушение совершено после возбуждения в отношении должника дела о банкротстве – уплата штрафа квалифицирована как текущая. Требование подлежит включению в кредиторский реестр».

Способы уменьшения объема налоговых требований при конкурсном производстве

1. Самым простым способом уменьшения размера фискальных платежей является переход организации-банкрота на упрощенную систему налогообложения (УСН). На практике конкурсное производство может длиться несколько отчетных периодов.

Если руководитель должника успеет в период с 1 октября по 30 ноября подать в ФНС заявление о переходе на УСН, с 1 января следующего года он получит право реализовывать конкурсную массу без НДС.

2.

ФНС рассчитывает обязательные к уплате налоги не с даты регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество, а с момента заключения соответствующего договора. 

Организациям-банкротам необходимо провести аудит реализуемой продукции. Своевременная оценка достоверности бухгалтерских данных, как правило, помогает снизить объем налоговых требований.  

Компаниям, связанным с недвижимостью, следует очень внимательно изучить Постановления Конституционного суда РФ (КС РФ) от 2011 и 2012 гг. Регистрация прав собственности на объект занимает около 2 месяцев.

При этом процедура исчисления и уплаты налогов начинается с момента подписания соответствующего договора.

Опытный налоговый инспектор может обратить на это внимание, сослаться на решения КС РФ и увеличить сумму фискального сбора.

3. Перевод активов в криптовалюту не избавляет банкрота от обязанности уплачивать налог на прибыль и НДС.
7 мая 2018 г. 9 Арбитражный апелляционный суд РФ признал криптовалюту имуществом. Инстанция санкционировала доступ арбитражного управляющего к электронному кошельку должника. С этого момента криптовалюта считается активом, подлежащим включению в конкурсную массу.

Также рекомендую прочитать эту статью

Принципы применения неустойки в договорных отношениях

О чем статья? О неустойке, её видах и порядке применения. Кому и чем будет полезна? Всем, кто планирует использовать неустойку при заключении  договоров..

Продолжить чтение

4. Не следует пренебрегать правом получения налоговых вычетов.

Даже старые (сроком давности более 3 лет) бухгалтерские документы, обосновывающие право получения вычета по НДС и уменьшения налога на прибыль, могут помочь снизить фискальную нагрузку на имущество, включенное в конкурсную массу.

Получить консультацию юриста

Урегулировать вопросы с ФНС непросто. Так как позиция налоговой обычно подкреплена убедительной доказательной базой. Если у вас есть сложности с налоговой не ждите, когда проблема усугубится, закажите консультацию у экспертов  прямо сейчас

Источник: https://rykov.pro/publications/osobennosti-uplaty-nalogov-pri-konkursnom-proizvodstve/

Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 декабря 2017 г. N 03-07-11/85421 О восстановлении НДС при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством РФ несостоятельным (банкротом)

Ндс при реализации имущества в конкурсном производстве

Вопрос: Общество в 2016 г. судом признано банкротом, в отношении него введено конкурсное производство. Согласно Закону о банкротстве N 127-ФЗ, имущество общества реализовано с торгов.

Реализованное имущество полностью несамортизировано и имеет остаточную стоимость. НДС по реализуемому имуществу ранее был принят к вычету.

Согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ, вступившему в силу с 01.01.2015, операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством РФ несостоятельными (банкротами), не признаются объектом налогообложения по НДС.

В результате чего, при реализации имущества НДС начислен не был. С другой стороны, согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, НДС в части остаточной стоимости должен быть восстановлен в том периоде (квартале), в котором оно были реализовано. Восстановленные суммы НДС учитываются в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ.

1. Правомерно ли обществом восстановлен НДС в части остаточной стоимости имущества, реализованного с торгов в процедуре банкротства?

2. Правомерно ли общество сумму восстановленного НДС по реализованному имуществу отразило в составе текущих расходов.

В разъяснениях Министерства финансов РФ (Письмо от 31 октября 2016 г. N 03-07-14/63453, Письмо от 8 ноября 2016 г. N СД-4-3/21121@)) ответ по данному вопросу раскрыт не в полном объеме. Просим конкретизировать пояснения касательно нашей ситуации.

Ответ: В связи с письмом по вопросу восстановления налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), Департамент налоговой и таможенной политики сообщает.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случаях их дальнейшего использования для осуществления операций, указанных в пункте 2 данной статьи Кодекса, в числе которых предусмотрены операции по реализации (передаче) товаров, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса.

В соответствии с подпунктом 15 указанного пункта 2 статьи 146 Кодекса не признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

Таким образом, при реализации имущества должника, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельным (банкротом), суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету по указанному имуществу, подлежат восстановлению.

Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.

При этом восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором товары (работы, услуги), в том числе основные средства и нематериальные активы, и имущественные права были переданы или начинают использоваться налогоплательщиком для осуществления операций, указанных в пункте 2 статьи 170 Кодекса.

Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 170 Кодекса, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.

2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента О.Ф. Цибизова

Минфин, в частности, разъяснил, что при реализации имущества должника, признанного несостоятельным (банкротом), суммы НДС, принятые к вычету по данному имуществу, подлежат восстановлению.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71755592/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.