Ндс при реализации иностранным компаниям

Как не потерять НДС при оказании услуг иностранной компании

Ндс при реализации иностранным компаниям

Экспорт и импорт услуг всегда были одними из наиболее спорных операций при исчислении НДС. Это связано с тем, что в отличие от реализации товаров на экспорт и производства работ место оказания услуг определить достаточно сложно.

Правильное определение места оказания услуги важно как для иностранной, так и для российской компании.

Поскольку именно от ответа на вопрос, где именно оказана услуга (на территории РФ или за ее пределами), зависит, будет ли эта услуга облагаться НДС.

За 2006-2007 годы арбитражными судами рассмотрено 60 дел, связанных с определением места оказания работ или услуг для целей налогообложения. Из них налогоплательщики отстояли выгодную для себя позицию в 35 случаях, в 14 случаях победа досталась налоговой инспекции, а в 11 дело направили на повторное рассмотрение (см.диаграмму).

Экспорт и импорт услуг достаточно часто используют международные группы компаний (скрыто аффилированные холдинги) в своей хозяйственной деятельности.

Это может быть необходимо как для реальной деятельности, так и для взаимного финансирования или внутрихолдингового налогового планирования.

Чаще всего оказание услуг иностранной организации используется в качестве одного из способов перемещения дохода российской компании за границу.

Естественно, что при экспорте услуги выгоднее перенести место ее оказания за пределы России. Зачастую это выгодно и при импорте услуг, чтобы у российской стороны не возникли обязанности налогового агента (ст. 161 НК РФ).

Однако при импорте услуг нужно предварительно рассчитать, что будет выгоднее: не выполнять функции налогового агента и не получить при этом вычет НДС или перечислить налог в бюджет и поставить его сумму к вычету (см.

таблицу «Влияние места оказания услуг на налоговые обязательства»).

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА Владислав БРЫЗГАЛИН, директор агентства правовой безопасности «Налоговый щит»: – Правовое значение места реализации заключается в том, что операции по реализации в силу статьи 146 НК РФ признаются объектом налогообложения НДС только если они совершены на территории РФ. Соответственно если местом реализации товаров (работ, услуг) территория России не является, то обязанности по уплате НДС по такой операции не возникает. В противном случае, когда по правилам статьи 148 НК РФ местом реализации признается территория России, российское лицо, выплачивающее доход иностранному лицу, приобретает статус налогового агента с возложением на себя обязанностей по исчислению, удержанию и уплате налога (ст. 24 НК РФ).

Каким же образом российская компания должна оказывать услуги иностранной, чтобы при этом не платить НДС на законных основаниях?

Как определить место оказания услуги 

Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации (ст. 146 НК РФ).

А налоговая база при реализации, в частности, услуг определяется налогоплательщиком в зависимости от особенностей реализации произведенных им услуг (ст. 153 НК РФ). Одной из таких особенностей является место реализации.

Таким образом, чтобы правильно определить налоговую базу по реализованным услугам, следует определить, что же считать местом их реализации для целей налогообложения.

Понятие «место реализации» в налоговом законодательстве используется только применительно к НДС. И если с местом реализации товаров, как правило, ошибок не возникает, поскольку статья 147 НК РФ дает однозначную трактовку рассматриваемого понятия, то реализация работ и услуг по договорам с иностранными контрагентами зачастую ставит перед налогоплательщиками множество вопросов.

Налоговый кодекс предписывает определять место реализации услуг в соответствии со следующими категориями (ст.

148 НК РФ): •    -местонахождение имущества, с которым связаны работы, услуги; •    -место фактического оказания услуг; •    -место деятельности покупателя услуг; •    -место деятельности исполнителя работ, услуг (см. таблицу «Определение места оказания услуг»).

Чтобы в каждом конкретном случае определить, каким образом российской компании выгоднее всего оформить свои отношения с иностранной, рассмотрим несколько типичных ситуаций подробнее.

По местунахождения имущества

Место реализации работ (услуг), связанных с движимым имуществом, зависит от местонахождения этого имущества (подп. 2 п. 1, подп. 1 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Таким образом, если имущество находится в России, то и связанные с ним работы (услуги) следует считать произведенными на территории России вне зависимости от того, зарегистрирована ли на территории РФ компания, их выполняющая.

И наоборот, если российская компания, являющаяся плательщиком НДС, будет осуществлять работы (услуги) с движимым имуществом, находящимся на территории иностранного государства, платить НДС по такому договору не нужно.

Прежде всего это касается организаций, которые являются заказчиками или исполнителями по договорам с иностранными контрагентами на монтаж, сборку, переработку, ремонт и техническое обслуживание движимого имущества. Зачастую, приобретая импортное оборудование, российский покупатель заказывает у иностранного поставщика его сборку и монтаж на месте (на территории РФ), что в результате приводит к необходимости платить НДС.

https://www.youtube.com/watch?v=fyAdt52JlVw

Непонимание того, что же можно отнести к услугам, связанным с движимым имуществом, порой ведет к возникновению споров с контролирующими органами.

Например, по мнению налоговых органов, оплата иностранной организации агентского вознаграждения за привлечение граждан и юридических лиц для заключения договоров страхования культурных ценностей (движимого имущества) возлагает на российскую компанию-принципала обязанности налогового агента.

Такую позицию налоговики высказали в деле, рассмотренном Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа в постановлении от 23.06.06 №u0010А56-40837/2005.

Но суд посчитал такую позицию несостоятельной, поскольку иностранная компания не оказывала российской услуги, связанные с движимым имуществом. Ведь агент получил вознаграждение за работы (услуги), выполненные по агентскому договору, а не в связи со страхованием движимого имущества.

По месту фактического оказания услуг 

Компаниям, занимающимся импортом или экспортом услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта, следует внимательно изучить предмет договора, прежде чем его подписывать.

Указанные виды деятельности также следует рассматривать для целей исчисления НДС с точки зрения места их фактического оказания: на территории РФ (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ) или за пределами территории РФ (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ).

Таким образом, если компания не заинтересована в уплате НДС по данным видам услуг, ей нужно доказать, что услуги фактически оказываются за пределами России. А именно: заключить договор за пределами России и подтвердить, что исполняется договор также за пределами России.

Если же компании выгодней заплатить НДС и применить вычеты, надо доказать, что договор оказания услуг был заключен и исполнялся на территории РФ.

Как именно это сделать, подскажет арбитражная практика.

Так, в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.12.05 №u0010А56-8906/2005 рассмотрено дело в отношении российской компании, которая реализовывала туры по зарубежным странам (то есть оказывала услуги за пределами РФ).

При этом в указанные туры включалась доставка туристов до границы РФ и обратно. По мнению налогового органа, указанные транспортные услуги являлись объектом обложения НДС как оказанные на территории РФ.

Однако суд, исследовав договоры с туристами, отрывные талоны к туристическим путевкам, установил, что услуги по доставке туристов до границы РФ и обратно входят в основной тур и неотделимы от него.

Суд признал, что доставка является вспомогательной услугой и не подлежит отдельному налогообложению, поскольку основные туристические услуги компания оказывает за пределами РФ.
А в постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 23.11.06 № КА-А40/11248-06 рассматривалась обратная ситуация.

Российская компания оказывала иностранной услуги по организации речных круизов на территории РФ, а также обеспечивала прибытие и размещение туристов на территории РФ. При этом российская компания платила НДС со стоимости оказанных услуг и соответственно принимала его к вычету.

Налоговики, ссылаясь на то, что путевки туристам реализуются за пределами территории РФ, указали, что услуги компании не подлежат обложению НДС, и отказали в налоговых вычетах по оплате таких услуг. Но суд пришел к выводу, что фактически услуги оказывались на территории РФ, в связи с чем налогоплательщик включал выручку от их реализации в базу по НДС, правомерно применяя налоговые вычеты.

Следующее дело является примером того, как место заключения договора может повлиять на определение места оказания услуг и налогообложение.

Хоккейный клуб, заключивший с иностранной компанией договор о подборе хоккеиста, оказании содействия в подписании с ним контракта и обеспечении приезда игрока в Россию, проиграл суд, несмотря на то, что потребленные им услуги оказывались за пределами России.

Фактическим местом оказания услуг была признана Россия, так как и в договоре на оказание услуг, и в акте об оказанных услугах местом составления был указан город Череповец.

Следовательно, по мнению суда, хоккейный клуб был обязан удержать и перечислить в бюджет НДС с дохода иностранной компании (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.06 № А13-7889/ 2005-15).

По месту деятельности покупателя услуг 

Все рассмотренные выше примеры касались ситуаций, когда определение места реализации зависело непосредственно от места оказания услуг. В то же время в некоторых случаях место реализации услуг определяется по местонахождению покупателя. Это значит, что экспорт подобных услуг не облагается НДС, поэтому их чаще всего и используют в налоговом планировании.

Это такие услуги, как:

•    -передача, переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав, причем этот порядок касается передачи прав как исключительных, так и неисключительных;

•    -оказание консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных, маркетинговых услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении НИОКР. Причем, по мнению Минфина (письмо от 24.08.05 №u001003-04-08/224), сюда также можно отнести аудиторские услуги и услуги, сопутствующие аудиту, оказываемые российскими плательщиками иностранным компаниям.

•    -предоставление персонала (аутстаффинг), если персонал работает в месте деятельности покупателя данной услуги. Следует обратить внимание, что определение места оказания услуги по месту деятельности покупателя в данном случае не относится к оказанию агентских услуг по подбору персонала, например, кадровыми агентствами сторонним организациям.

Чтобы без риска споров квалифицировать услуги в качестве маркетинговых, можно руководствоваться письмом ФНС России от 20.02.06 № ММ-6-03/183, в котором дан довольно большой перечень процедур по исследованию рынка.

Относительно консультационных услуг такого перечня налоговики не издали, поэтому зачастую налогоплательщикам приходится доказывать принадлежность конкретных услуг к консультационным в суде.

ОФИЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ

Источник: http://www.NalogPlan.ru/article/833

Налоговые обязательства по НДС при заключении сделок с иностранными организациями

Ндс при реализации иностранным компаниям

Каждая страна стремится облагать налогами не только доходы своих резидентов, но и доходы нерезидентов, которые они получают от международных трансакций, затрагивающих экономику данной страны.

В системе международного налогообложения распространение получили два способа уплаты налога: уплата налога непосредственно налогоплательщиком и уплата налога налоговым агентом.

Второй способ уплаты налога применяется в случае положительного экономического эффекта от консолидации обязанностей по уплате налога и возложения их на одно лицо – налогового агента, в случае, когда уплата налога самостоятельно непосредственным налогоплательщиком затруднена или невозможна, а также в других случаях.

Система налогового регулирования иностранного капитала в стране должна быть построена таким образом, чтобы лицо, на которое возложена обязанность осуществлять уплату налога в бюджет, было подконтрольным налоговым органам страны, налагающей этот налог.

В случаях, когда невозможно возложить эту обязанность на подконтрольное лицо, обязанным лицом по уплате налога, по мнению автора, должна стать непосредственно иностранная организация.

Российское законодательство также предусматривает уплату налога как самим налогоплательщиком, так и источником выплаты дохода. В силу ст. 24 Налогового кодекса РФ (НК РФ) лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему Российской Федерации налогов, признаются налоговыми агентами.

Основной обязанностью налогового агента при возникновении объекта обложения является правильное и своевременное исчисление, удержание и перечисление соответствующих налогов. Обстоятельства, которые обязывают к выполнению обязанностей налогового агента, довольно многочисленны.

В данной статье рассмотрим порядок исполнения обязанностей налогового агента иностранной организации в целях налога на добавленную стоимость (НДС). Налоговыми агентами иностранных организаций чаще всего выступают российские организации и индивидуальные предприниматели (далее – российские организации).

Но в определенных НК РФ случаях, которые мы рассмотрим ниже, налоговыми агентами также могут выступать и иностранные организации, состоящие на налоговом учете в Российской Федерации. Такие иностранные организации в налоговых целях приобретают статус российской организации по НДС или налогу на прибыль организаций.

Они самостоятельно выполняют обязанности налогоплательщика и одновременно обязанности налогового агента по отношению к иностранным организациям, не имеющим статус российской организации.

Налогоплательщики

Для правоотношений с иностранным участием крайне важно определить момент, с которого эти отношения попадают под юрисдикцию России. Объектом налогообложения, в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ.

В силу специфики данного налога само по себе местонахождение участников сделки имеет лишь вторичное значение: налогоплательщиком НДС при определенных обстоятельствах может являться как российская, так и иностранная организация.

Все иностранные организации в целях НДС делятся на две группы:

1) иностранные организации, состоящие на налоговом учете;

2) иностранные организации, не состоящие на налоговом учете.
Иностранные организации, относящиеся к первой группе, исчисляют и уплачивают НДС в общем режиме, предусмотренном для российских организаций. Такие организации приобретают статус российской организации в целях НДС.
Иностранные организации, относящиеся ко второй группе, подпадают под особый порядок обложения НДС. Суммы НДС за указанных налогоплательщиков исчисляются, удерживаются и перечисляются в бюджет налоговыми агентами.

Место реализации товаров, работ, услуг

Ключевым для обложения НДС фактором является место реализации товаров или услуг. Следовательно, налоговые обязательства по НДС возникают у иностранных организаций, которые реализуют товары (работы, услуги) на территории РФ. Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст.

147 НК РФ): – товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется; – товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Неоднозначен вопрос с определением места реализации работ (услуг), что представляет для налогоплательщиков особую трудность.

Виды выполняемых работ и оказываемых услуг очень разнообразны по сферам деятельности, месту реализации, особенностям налогообложения. Налоговым кодексом РФ введен ряд критериев для определения места реализации работ (услуг) в зависимости от сферы деятельности налогоплательщика в целях обложения НДС (ст. 148 НК РФ).

Правила определения места реализации для целей НДС варьируются в зависимости от характера самих услуг (табл. 1).

Таблица 1

N п/пВиды работ

Источник: http://www.pnalog.ru/material/nds-cdelki-inostrannye-organizacii-nalogovyy-agent

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 26 июня 2020 г. N 03-07-08/55205 О применении НДС при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в российском налоговой органе, российской организации услуг, местом реализации которых в целях применения НДС признается территория РФ

Ндс при реализации иностранным компаниям

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (далее – “Общество”), юридическое лицо, созданное в соответствии с положениями законодательства Республики Германия, и осуществляющее деятельность на территории РФ через филиалы и представительства в различных регионах, выражает свое почтение и просит разъяснить положения действующего законодательства в отношении порядка уплаты НДС в следующей ситуации:

Общество имеет намерение заключить договор с заказчиком, российской организацией, договор по условиям которого Общество принимает на себя выполнение проектных и строительно-монтажных работ.

Проектные работы будут выполнены силами головного офиса в Германии, Филиал в г. Калининграде (далее – Филиал) и его сотрудники не будут задействованы в выполнении этих работ, выручка от оказания этих услуг не будет включаться в доход Филиала.

При этом строительно-монтажные работы будут выполнены силами Филиала.

Согласно ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) является реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Исходя из положений подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ место реализации в отношении проектных работ определяется как место деятельности покупателя услуг. Следовательно, стоимость проектных работ, выполняемых головным офисом Общества в Германии, подлежит обложению НДС на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 и 2 ст.

161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками – иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговую базу определяет налоговый агент, организация, состоящая на учете в налоговых органах, приобретающая на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных иностранных лиц.

Действуют ли указанные положения НК РФ и в том случае, когда иностранная организация имеет на территории Российской Федерации зарегистрированный Филиал, ведущий свою деятельность как постоянное представительство иностранной организации, принимая во внимание, что указанный Филиал не будет задействован при выполнении проектных работ, облагаемых НДС?

Правильно ли мы понимаем, что НДС в отношении проектных работ, оказанных головным офисом Общества, должен уплачивать Филиал Общества, даже несмотря на то, что в выполнении этих работ он не задействован, а в силу того, что он исполняет обязанности Общества как налогоплательщика на территории Российской Федерации?

Ответ: В связи с письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в российском налоговой органе, российской организации услуг, местом реализации которых в целях применения налога на добавленную стоимость признается территория Российской Федерации, Департамент налоговой политики сообщает следующее.

На основании положений пункта 1 и пункта 2 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, если иное не предусмотрено главой 21 “Налог на добавленную стоимость” Кодекса.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24.11.2016 N 2518-О, разрешение вопроса об уплате налога на добавленную стоимость самой иностранной организацией либо налоговым агентом – ее контрагентом зависит от постановки на налоговый учет в Российской Федерации иностранной организации (ее представительства).

Таким образом, из вышеуказанного судебного акта следует, что если иностранная организация состоит на учете в налоговом органе Российской Федерации, в том числе в связи с открытием филиала, то обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в отношении реализуемых иностранной организацией работ (услуг), местом реализации которых на основании статьи 148 Кодекса признается территория Российской Федерации, должна исполняться самой иностранной организацией.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г.

N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора Департамента Н.А. Кузьмина

Если иностранная организация состоит на налоговом учете в России, в том числе в связи с открытием филиала, то она сама уплачивает НДС в отношении реализуемых работ (услуг) на территории России.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74211955/

Налоговый агент по НДС при заключении сделок с иностранными контрагентами

Ндс при реализации иностранным компаниям

При организации заключения внешнеэкономических сделок часто возникают спорные вопросы, связанные с необходимостью исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).

Данные вопросы актуальны как при деятельности российских организаций ― агентов иностранных партнёров, так и при покупке товаров, услуг или имущественных прав российской организацией или индивидуальным предпринимателем у иностранного поставщика (исполнителя, правообладателя).

В данной статье предлагается рассмотреть ряд вопросов и спорных ситуаций, связанных с обязанностью уплаты НДС, которые наиболее актуальны в последнее время, в том числе с учётом вероятного повышения базовой ставки налога на добавленную стоимость с 18 до 20 %, которое предусмотрено внесённым 16 июня 2018 г. в Государственную Думу Правительством РФ проектом Федерального закона № 489169-7.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками ― иностранными лицами, не состоящими на учёте в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у такого иностранного лица. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации с учётом НДС.

При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учёте в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные в главе 21 Налогового кодекса РФ (далее ― НК РФ).

Этот статусный момент важно учитывать, если НДС должен быть исчислен и уплачен.

Однако для возникновения обязанности непосредственно исчисления и уплаты НДС следует определить наличие оснований для уплаты такого вида налога. Для этого важно определить место реализации товара (работы, услуги).

Разберём более конкретные ситуации, при которых возникает данная обязанность налогового агента и при которых возникновения такой обязанности можно избежать.

Например, иностранная компания оказывает российской организации услуги по обучению её сотрудников, которое проводится непосредственно на территории России. Важно сразу определить, имеет ли такая иностранная компания обособленные подразделения и состоит ли она в РФ на учёте в качестве налогоплательщика.

Если данные условия выполняются, то обязанности налогового агента у российской организации не возникнет. Но зачастую иностранные компании, которые по налогам отчитываются только в своём государстве, на учёт в налоговых органах России не становятся в отсутствие взаимовыгодного интереса для этого с российскими партнёрами.

Поэтому, как правило, для российской стороны обязанность налогового агента возникает.

Исходя из подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ, местом реализации работ (услуг) не признаётся территория Российской Федерации, если услуги фактически оказываются за пределами территории РФ, в частности в сфере образования.

В указанном случае услуги по обучению оказываются иностранной компанией на территории РФ, поэтому местом их реализации является территория РФ. Соответственно, такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.

Так как указанная иностранная организация не имеет в РФ обособленных подразделений и не состоит на учёте в РФ в качестве налогоплательщика, российской организации следует произвести исчисление и уплату налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента. Обратная ситуация была бы, если такие услуги оказывались бы на территории государства регистрации иностранной компании, к примеру, дистанционно.

Вместе с тем возникает вопрос, обязан ли покупатель выполнять функции налогового агента по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранной организации, которая имеет обособленное подразделение (филиал, представительство), состоящее на учёте в РФ, но не участвующее в реализации товаров (работ, услуг)? Попробуем разобраться.

Обязанности налогового агента возникают при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, не состоящих на учёте в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика.

При этом на практике нередки ситуации, когда продавец ― иностранная организация состоит на учёте в РФ по месту нахождения своего обособленного подразделения, но последнее не участвует в реализации товаров (оказании услуг, выполнении работ) для российского контрагента.

Источник: https://www.top-personal.ru/adminlawissue.html?526

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.