Не предусмотренное законодательством

Договоры, не поименованные в Гражданском кодексе РФ

Не предусмотренное законодательством

Динамика, развитие и усложнение экономики, имущественных отношений порождает новые формы договорного взаимодействия участников гражданского оборота, в связи с этим система гражданско-правовых договоров постоянно расширяется.

Законодательство объективно отстает от динамично развивающегося рынка, и в связи с этим, не успевает объять специальным регулированием новые образующиеся в этой сфере общественные отношения.

Поэтому подобное увеличение видов договоров, зачастую происходит путем формирования и использования непоименованных договорных конструкций.

Непоименованным является договор, не предусмотренный гражданским законодательством. Он имеет свою каузу, не известную Гражданскому кодексу Российской Федерации, а так же не соответствует квалифицирующим признакам отдельных закрепленных в законодательстве видам поименованных договоров.

В ином случае это будет либо смешанный договор, либо часто встречающееся в практике простая подмена названия, которая возникает, когда стороны воспроизводят экономические или иностранные понятия, например, финансирование, бизнес-проект, хотя, в сущности, эти договоры могут являться договорами целевого займа или простого товарищества.

На практике очень часто возникают проблемы, связанные с тем, что суды не особо стремятся признавать непоименованный статус договорной конструкции, распространяя императивные нормы поименованных договоров на непоименованные.

Это связано с тем, что для признания статуса непоименованного договора, необходимо установить истинную волю сторон, проверить соответствует ли данный договор квалифицирующим признакам поименованных, проанализировать допустим ли с политико-правовой точки зрения такой договор и затем применить к нему общие положения об обязательствах и договорах.

Такая тенденция к непризнанию непоименованных договоров существенно тормозит развитие гражданского оборота и нарушает закрепленный ст.421 ГК РФ принцип свободы договора.

Хотелось бы остановится на наиболее актуальных и часто используемых в гражданском обороте видов непоименованных договоров.

Дистрибьюторский договор

На сегодняшний день одним из самых востребованных и наиболее интересных в гражданском обороте договоров является дистрибьюторский договор.

Согласно такому договору одна сторона (дистрибьютор) в рамках осуществления предпринимательской деятельности обязуется приобретать товары у другой стороны (поставщика) и осуществлять его продвижение или реализацию на строго определенной территории, а поставщик обязуется не поставлять товар для реализации на этой территории самостоятельно или при участии третьих лиц, в том числе, действуя в рамках антимонопольного законодательства, не продавать товар третьим лицам для распространения на этой территории.

Стороны могут оговорить особые ценовые условия, применяемые при приобретении товара дистрибьютором, прийти к соглашению о том, что дистрибьютор будет воздерживаться от размещения на рынке конкурирующих товаров. Такие договоры заключаются для расширения сети обслуживания, увеличения объема продаж и привлечения внимания потребителей к реализуемому товару.

Особенностями такого договора могут являться включенные в его содержание следующие условия: во-первых, территориальный характер деятельности дистрибьютора, во-вторых, обязанность поставщика принять товар обратно, если дистрибьютор в свою очередь не сможет его продать, в-третьих, ограничение права поставщика заключать договоры, предполагающие распространение согласованного товара на территории дистрибьютора. Дистрибьюторский договор может также включать условие об обязанности дистрибьютора организовать и проводить послепродажное обслуживание реализованного товара, его рекламирование и демонстрацию.

Инвестиционный контракт

Другим довольно распространенным в гражданском обороте договором является инвестиционный контракт. Он упоминается в ст. 8 Федерального закона от 25 февраля 1999 года «Об инвестиционной деятельностив Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Однако, сущность инвестиционного договора в этом законе не раскрывается.

Такой договор опосредует вложение инвестиций. Целью его является как получение прибыли, так и достижение иного запланированного инвестором полезного эффекта, который может быть общезначимым, а также значимым лишь для самого инвестора или другого лица.

Инвестиционному контракту присущи особые признаки. Первый признак состоит в том, что предпосылкой и существенным условием заключения такого договора является инвестиционный проект.

Вторым признаком является долгосрочный характер договорных отношений и коммерческая заинтересованность инвестора, поскольку заключая договор, инвестор, как правило, передает средства другому лицу в собственность и рассчитывает на получение дохода от вложения средств.

Следующий признак заключается в целевом использовании инвестиционных средств в сочетании с безучастностью инвестора в осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку доход получается благодаря усилиям исключительно самого предпринимателя или третьих лиц.

В связи с этим можно определить инвестиционный контракт, как особый вид договора, представляющий собой соглашение между субъектами инвестиционной деятельности, заключаемое, как правило, на долгосрочный период, о выполнении ряда определенных действий, направленных на реализацию прав по осуществлению инвестиционного проекта.

Рамочный договор

Еще одним, без сомнения важным и востребованным в обороте договором из разряда непоименованных, на который хотелось бы обратить внимание, является рамочный договор.

Он представляет собой соглашение, целью которого является организация длительных деловых связей в виде потока разнообразных деловых отношений, для достижения которой требуется заключение, как правило, между теми же сторонами, договоров-приложений, отдельные условия которых согласовываются в базовом договоре.

Заключается такой договор в случаях, когда заранее, до начала выполнения договора трудно определить объем и стоимость работ. Рамочный договор фиксирует намерение сторон продолжить сотрудничество в условиях, когда нет возможности определить объем и стоимость работ.

Чтобы лучше понять существо данного вида соглашений, следует подробнее остановиться на признаках и особенностях рамочной договорной конструкции.

Первый ее признак состоит в том, что такой договор представляет собой только схему предполагаемых отношений, можно сказать, что он является неким неурегулированным правовым пространством, которое должно стать предметом будущих соглашений сторон. Вторым признаком является цель его заключения, а именно организация длительных партнерских отношений.

Третьим признаком таких договоров является особый порядок их исполнения, поскольку чтобы привести в движение весь поток оговоренных сторонами деловых отношений, участники рамочного договора должны заключать в будущем самые разнообразные договоры, отличающиеся от первоначального.

Таким образом, можно сказать о том, что в результате его совершения начинает складываться своеобразная система договорных связей, которая состоит из базового рамочного договора, в котором согласовываются основы будущих экономических отношений сторон и направленных на его исполнение договоров-приложений, зависящих от основного договора и объединенных между собой и с ним единой экономической целью.

Конструкция рамочного договора удовлетворяет потребности участников гражданского оборота, не имеющих в определенный момент времени четкой договоренности относительно конкретных условий сделки, поскольку в данном случае они могут достичь соглашения о вступлении в обязательственные отношения, а суть сделок детализировать в дальнейшем.

В свете реформы гражданского законодательства отмечается тенденция расширения круга поименованных договоров, в связи с этим часть непоименованных договоров получит специальный правовой режим, зафиксированный в нормах ГК РФ.

Эта ситуация, на мой взгляд, является правильной, поскольку государство должно реагировать на изменения, происходящие в экономической сфере общества.

Это позволит меньше сталкиваться с неоднозначным толкованием смысла заключенного сторонами договора, и приходить, в некоторых ситуациях, к решению о его неправомерности, либо подвергать его неадекватному регулированию, пытаясь распространить действие императивных норм гражданского законодательства на непоименованный по своей природе договор.

Таким образом, непоименованные договорные конструкции представляют собой один самых востребованных и актуальных институтов современного гражданского права.

Источник: https://advokaty39.pro/analiz-deistvuyushego-zakonodatelstva/dogovory-ne-poimenovannye-v-grazhdanskom-kodekse-rf/

Если иное не предусмотрено законодательством

Не предусмотренное законодательством
Dec 24, 2016 · 4 min read

Эта фраза — одно из воплощений абсолютного зла в праве и юриспруденции. Она вызывает праведный гнев.

Дело не только в том, что, обнаружив такую фразу в правовой норме, ты понимаешь, что придется теперь перелопачивать все законодательство и искать, не предусмотрено ли «иное» в каком-то затаившемся правовом акте.

Дело в том, что такие фразы размывают право, делают бессмысленными правила поведения. Такие фразы в правовых нормах как бы говорят: вот вам правило поведения, но оно применяется лишь в том случае, если какое-то иное правило, о котором мы вам не скажем, не предусмотрено другим правовым актом, который может быть есть, а может его и нет. Это такой черный юморок разработчиков.

Вы не поверите, но фраза «если иное не предусмотрено законодательством» в разных вариациях встречается в тысячах правовых актов — в кодексах, законах, декретах, указах и т.д.

Покажу, как оно выглядит в жизни, на примере нескольких норм из нескольких белорусских законов.

Статья 34 Закона Республики Беларусь «О средствах массовой информации» гласит, что в связи с осуществлением профессиональных обязанностей журналист СМИ имеет право «производить при наличии аккредитации или по согласованию с физическими или юридическими лицами в отношении этих лиц записи, в том числе с использованием средств аудиовизуальной техники, кино- и фотосъемок, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь».

Т.е. из этой нормы так и осталось не понятным, вправе ли журналист — даже при наличии аккредитации и согласования с тем, кого записывают — производить запись.

Потому что «иное» может быть предусмотрено каким-то другим нормативным актом.

А тогда зачем в этом законе такая норма, которая зависит от некоего таинственного акта, который разработчики закона не смогли найти или не посчитали нужным упомянуть?

Или вот статья 48 Закона Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», которая закрепляет, что «заработная плата государственным служащим выплачивается за счет средств соответственно республиканского или местных бюджетов, если иное не установлено законодательством».

Что «иное» может быть установлено касательно источников выплаты заработной платы государственным служащим, не понятно. Но даже если они могут получать заработную плату откуда-то помимо бюджета, то следовало об этом прямо указать. Но разработчики закона не уверены, поэтому, на всякий случай, решили перестраховаться. Как бы чего не вышло.

А вот круче пример.

Статья 8 Закона Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» говорит, что информация в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также о деятельности госорганов по чрезвычайным ситуациям «является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь».

Почему бы после слов «гласной и открытой» не поставить точку? Была бы хорошая норма, обнадеживающая. Мы бы знали, что если случится чрезвычайная ситуация, то информация о ней будет своевременно доступна. Но благодаря все той же концовочке не все так просто.

Мы видим, что разработчики этого закона на полном серьезе допускают возможность того, что информация в области защиты от чрезвычайных ситуаций может не являться гласной и открытой, если каким-то актом будет постановлено держать такую информацию в тайне.

Невольно возникают ассоциации с тем, как в 1986 году от людей некоторое время скрывали факт катастрофы в Чернобыле.

https://www.youtube.com/watch?v=LeFswvoHKZ8

И теперь на закуску шик-модерн. Концовочка «если иное не предусмотрено законодательством» обнаружилась даже в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Причем в статье 52, которая посвящена вопросам рассмотрения проектов нормативных правовых актов.

Согласно этой статье нормотворческий орган по результатам рассмотрения проекта нормативного правового акта может в том числе «отложить принятие (издание) нормативного правового акта на определенный срок, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь», а также «возвратить проект на доработку с указанием своих замечаний и предложений, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь».

Но позвольте, в каком же еще акте, если не в Законе о нормативных правовых актах, должны устанавливаться правила о порядке разработки проектов таких актов? Короче, нет слов.

Законодательство — это весь массив правовых актов любой юридической силы. От Конституции до решений местных советов депутатов. Т.е. «иное» в приведенных примерах может быть предусмотрено любым правовым актом, даже самой меньшей юридической силы. Так что же это за такой закон, который предусматривает приоритет над ним любого другого нормативного акта, даже самой меньшей юридической силы?

На фоне всей этой феерии 1 марта 2016 года принято постановление Совета Министров Республики Беларусь «О комплексе мер, направленных на устранение фактов различного толкования и применения актов законодательства».

Одной из мер повышения качества нормативных правовых актов в нем названо исключение неопределенности правовых предписаний. И еще в нем, кстати, говорится про расширение практики проведения общественных обсуждений проектов актов законодательства.

По этому поводу вспоминается поговорка: «Каб чутае ды ўбачыць».

Суть в том, что правовая норма должна быть определенной — т.е. содержать конкретное и понятное правило.

А всякие концовочки в стиле «если иное не предусмотрено законодательством» сводят на нет смысл правила, закрепленного в норме.

Ведь такие концовки означают, что данная норма «уступает» другой норме, которая может быть где-то есть, а может и нет, но придется поискать. А пока не поискал, не можешь точно определить, как правильно поступать.

В целом же обо всем об этом думается следующее.

2016-й год был годом Культуры — была задача развивать культуру.

2017-й год объявлен годом Науки — возможно, планируется развивать науку.

Вот бы когда-нибудь объявили у нас год Законодательства — может, тогда в законодательстве порядку добавится?

“,”author”:”Дмитрий Лаевский”,”date_published”:”2017-10-09T20:33:50.979Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://blog.laevski.by/post/154888339981/esli-inoe-ne-predusmotreno-zakonodatelstvom”,”domain”:”blog.laevski.by”,”excerpt”:”Эта фраза — одно из воплощений абсолютного зла в праве и юриспруденции. Она вызывает праведный гнев.”,”word_count”:823,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/laevski-blog/esli-inoe-ne-predusmotreno-zakonodatelstvom-9d5da575a067

Поиск ответа

Не предусмотренное законодательством

Всего найдено: 19

Если вследствие обстоятельств, предусмотренных настоящим Кодексом, доля наследства, причитавшаяся наследнику, на которого была возложена обязанность исполнить завещательный отказ или завещательное возложение, переходит к другим наследникам, последние, постольку, поскольку из завещания или закона не следует иное, обязаны исполнить такой отказ или такое возложение. Как понять значение союза “постольку, поскольку”?

Ответ справочной службы русского языка

Союз постольку… поскольку имеет значение “в той мере как”. Но складывается впечатление, что союз постольку… поскольку в данном случае использован неверно: на его месте должен быть союз поскольку.

Нужны ли запятые в предложении: Может осуществлять другие предусмотренные законодательством полномочия.

Ответ справочной службы русского языка

Возможны варианты пунктуации в зависимости от смысла: Может осуществлять другие предусмотренные законодательством полномочия (до этого уже шла речь о каких-то предусмотренных законодательствах полномочиях) и Может осуществлять другие, предусмотренные законодательством полномочия (речь уже шла о полномочиях, но не предусмотренных законодательством).

Корректна ли расстановка знаков препинания? 1.

Согласованный и подписанный Сторонами в установленном порядке акт сдачи-приемки оказанных Услуг является документом, подтверждающим принятие Государственным заказчиком от Исполнителя исполнения обязательств по Договору и основанием для оплаты Услуг на условиях, предусмотренных Договором. 2.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим Договором, начиная со дня следующего после дня истечения установленного настоящим Договором срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим Договором в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Договором и фактически исполненных Исполнителем.

Ответ справочной службы русского языка

1. Согласованный и подписанный Сторонами в установленном порядке акт сдачи-приемки оказанных Услуг является документом, подтверждающим принятие Государственным заказчиком от Исполнителя исполнения обязательств по Договору, и основанием для оплаты Услуг на условиях, предусмотренных Договором.

2.

Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного настоящим Договором, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Договором срока исполнения обязательства, и устанавливается настоящим Договором в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего Договора, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Договором и фактически исполненных Исполнителем.

ВОПРОС. Какое окончание верное: …привязывание к нужным позициям любым из предусмотренных программой способоМ (В)?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: любым из предусмотренных программой способов .

Уважаемая Справка! Нужна ли запятая в скобках: Во всех (,) предусмотренных Договором случаях неустойка подлежит выплате…? Срочно! Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая не нужна.

Верно ли: в случаях и порядке, предусмотренных…
Или все же предусмотренными?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: в каких? – в предусмотренных.

Подскажите, пожалуйста, нужно ли выделять запятыми оборот “наряду с…”. Например: “Для осуществления расходных мероприятий наряду с распределением предусмотренных бюджетным планом средств формируются так называемые административные средства”.

Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Обособление оборотов с наряду с факультативно. Оборот, стоящий в середине предложения, обычно выделяют.

1. Каким сокращением правильно пользоваться в тексте статьи при упоминании федерального закона: ФЗ №94, ФЗ-94, 94-ФЗ? 2. Нужно ли писать слово “федеральный” с большой буквы при упоминании закона, например: “В соответствии с Федеральным законом…”

Ответ справочной службы русского языка

1. Как правило, используется третий вариант № 94-ФЗ. 2. В официальном названии документа слово _федеральный_ пишется с прописной буквы: _предусмотренных Федеральным законом «О…»_. В остальных случаях правильно написание со строчной. Принять работу в сроки и в порядке, предусмотренных / предусмотренном / предусмотренные настоящим Договором? Какой падеж и число использовать?

Ответ справочной службы русского языка

Предложение построено неверно, поэтому ни один из вариантов не будет правильным. Предложение следует откорректировать. очень важно. как пишется не предусмотренных слитно или раздельно? В нашей работе много нюансов, не предусмотренных законом.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание. Не предусмотренных – слитно или раздельно в данном предложении?. В нашей работе много нюансов, не предусмотренных законом.

Ответ справочной службы русского языка

Верно раздельное написание. Пожалуйста подсткажите как пишется НЕПРЕДУСМОТРЕННЫЙ- вместе или раздельно в предложении – Выполнение операций, непредусмотренных технологиями ….. (в толково-словообразовательном словаре – вместе, а мне не нравится) Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае верно раздельное написание, так как есть зависимое слово: _не предусмотренных технологиями_. … только в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами и указом Президента РФ. (какой именно указ – не сказано. Указ – с большой или маленькой буквы?) Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно написание с маленькой буквы. … и в иных случаях, предусмотренных федеральным законом. “Федеральным” в этом случае – с большой или маленькой буквы? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

В официальном названии документа слово _федеральный_ пишется с прописной буквы: _предусмотренных Федеральным законом «О…»_ В остальных случаях правильно написание со строчной. нужны ли кавычки в предложении : Согласно пункту 8.2 Договора, в случае нарушения Поставщиком сроков поставки Оборудования, предусмотренных Приложением №1, Покупатель вправе потребовать от Поставщика уплаты пени в размере 1% от стоимости не поставленного Оборудования за каждый день просрочки. пункт при этом цитируется полностью. и надо ли ставить запятую после слова “договора”? спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Запятая после _договора_ необязательна.

Источник: http://www.gramota.tv/spravka/buro/search-answer?s=%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%83%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.