Не является заинтересованным лицом

Содержание

Заинтересованное лицо: кто это в гражданском процессе и законодательстве?

Не является заинтересованным лицом

В российском законодательстве понятие заинтересованного лица многогранно и зависит от регулируемых отраслью права взаимоотношений. Общей чертой таких участников правоотношений выступает совершение юридически значимых действий, в целях получения материальной (нематериальной) выгоды. Это может быть заключение сделки, подача заявления в суд и т. д.

Понятие «заинтересованные лица» различается в зависимости от отрасли права, регулирующей общественные отношения. Выделяют следующие группы:

  • в гражданском процессе;
  • в административном процессе;
  • при проведении процедуры банкротства;
  • в корпоративном праве по отношению к конкретной организационно-правовой форме юридического лица.

Заинтересованные лица в гражданском судопроизводстве

Судебный процесс начинается с обращения в суд заинтересованного лица (заявителя), чьи права нарушены и принятия судьей дела к рассмотрению. Заявление в суд должно содержать сведения о нарушении прав и интерес в их восстановлении.

Участников судебного разбирательства много, но не у всех из них есть юридический интерес в гражданском процессе, в том или ином его исходе.

Кто является заинтересованным лицом по гражданскому законодательству? Это истец (заявитель) и ответчик, прокурор, представитель общественной или государственной организации, представители сторон в споре, третьи лица, т. е. все те, кого, так или иначе, затрагивает результат рассмотрения спора в суде.

Кроме них, в судебном заседании могут участвовать приглашенные специалисты, эксперты, свидетели, переводчики, которые не являются заинтересованными в том или ином результате судебного разбирательства. Они не имеют права на самостоятельное обращение к суду, в рамках процесса, в котором участвуют. Их права не нарушены и восстановления не требуют.

Фактическая и процессуальная заинтересованность

Условно заинтересованных в исходе дела можно разделить:

  • заинтересованные лично в исходе дела истец и ответчик, любой человек, участвующий в процессе, чьи права затрагивает результат судебного разбирательства;
  • представители сторон в судебном разбирательстве, чей юридический интерес носит процессуальный характер;
  • прокурор, представители общественных и государственных учреждений профессионально заинтересованы в ходе выполнения своих служебных обязанностей в рамках судебного заседания;
  • стороны процесса по делам, затрагивающим публичные отношения (например, оспаривающие нормативный акт местного органа власти).

Процессуальный интерес — это заинтересованность в конкретном исходе дела, представителя истца и ответчика, основанная на выполнении поручения или служебных обязанностей в рамках трудового договора.

Представители сторон не являются самостоятельными участниками процесса, их юридический интерес в результате рассмотрения дела ограничен рамками поручения.

При прекращении договора у них исчезает и заинтересованность в исходе судебного разбирательства.

Фактически заинтересованные лица — это участники судебного разбирательства, которые в его результате приобретают или утрачивают какие-либо материальные (нематериальные) ценности, права, обязанности и т. д.

При этом следует понимать, что наличие фактической заинтересованности у участников процесса, выполняющих свои должностные обязанности в рамках конкретного процесса, является поводом для их отстранения от рассмотрения дела.

Например, судья, назначенный для ведения процесса, является близким родственником истца или ответчика, что может теоретически повлиять на принятие решения в пользу той или иной стороны. Такой интерес в исходе дела становится поводом для смены судьи.

Заинтересованные лица в административном процессе

Понятия участников, имеющих юридический интерес, в гражданском и административном процессе похожи. Различие состоит в том, что заявить о своем интересе в исходе административного дела они могут только до вынесения решения судом первой инстанции.

Основанием для участия в судебном разбирательстве может быть личная или судебная инициатива, ходатайство сторон. Самостоятельно инициировать начало или прекращение административного процесса заинтересованные лица не имеют права.

Они могут заявлять обращение в суд на стороне административного истца или ответчика.

По делам о банкротстве выделяют три группы участников:

  1. По отношению к должнику юридическому лицу — дочерние и материнские предприятия, люди, которые исполняя свои должностные обязанности, могут участвовать в управлении, принимать решения и заключать сделки от имени фирмы-должника, их близкие родственники.
  2. По отношению физическому лицу, в отношении которого судом выносится определение о банкротстве — близкие родственники самого должника и их супругов.
  3. По отношению к арбитражному управляющему в деле о банкротстве — близкие родственники и лица, входящие в одну группу с управляющим либо аффилированные с ним.

Заинтересованные лица, в соответствии с организационно-правовой формой юридического лица

Это люди и организации, по отношению к юридическому лицу, заинтересованные в совершении им сделок или других действий, с целью получения выгоды для себя.

По общему правилу, к ним относятся руководители, главные бухгалтеры, кредиторы, работники контролирующих органов, их родственники и т. д.

Кроме того, в акционерных обществах выделяют владельцев более 1/5 доли акций, а в обществах с ограниченной ответственностью — участника, имеющего более 1/5 от общего числа .

Законодательством предусмотрен особый порядок совершения сделок, если присутствуют признаки личной заинтересованности таких участников и возможность отмены их в судебном порядке (когда они противоречат действующему законодательству).

Источник: https://pravovik.guru/grazhdanskoe-pravo/zainteresovannye-litsa-zayavitel-v-protsesse.html

Статья 19 Федерального закона №127-ФЗ

Не является заинтересованным лицом

В процесс признания финансовой несостоятельности компании нередко вступают граждане или организации, которые не являются участниками данной процедуры по нормам 127-ФЗ. Делают они это при наличии личной заинтересованности.

Структура и содержание ст. 19 127-ФЗ

В деле о банкротстве можно выделить определенный перечень заинтересованных лиц. Выделяются лица, которые признаются заинтересованными в целях обеспечения особого контроля над указанной категорией граждан и недопущения мошенничества с их стороны в деле о банкротстве в сговоре с должником. Круг возможных лиц, которых можно отнести к заинтересованным, прописан в ст. 19 127-ФЗ.

Согласно положениям п. 2 ст. 103 127-ФЗ, сделка, которая была совершена должником с заинтересованным лицом, может быть признана недействительной. Для этого внешний управляющий или конкурсный управляющий (в зависимости от этапа банкротства) подают заявление в арбитражный суд. Но ему также необходимо доказать, что в результате совершения такой сделки имущественным интересам кредиторов был нанесен вред (например, она была заключена на нерыночных условиях или по заниженной цене).

Именно по причине существенных правовых последствий законодательство о банкротстве важное значение придает определению перечня заинтересованных лиц и жестко ограничивает их круг.

Статья 19 определяет перечень заинтересованных субъектов в делах о признании компании финансово несостоятельной. Под таким лицами понимается определенный субъект, который обладает особым интересом в конкретном деле о банкротстве.

В каждом из указанных пунктов содержится перечень заинтересованных в деле о банкротстве лиц, классифицированные в зависимости от участника. Это должник (он может иметь статус юридического лица и с 2015 года – рядового гражданина), управляющие и кредиторы. Также все заинтересованные лица квалифицированы здесь в зависимости от своего статуса на юридических и физических.

Статья 19 ФЗ-127 включает в себя 4 пункта. Она содержит:

  1. Определение заинтересованного лица.
  2. Перечень заинтересованных лиц по отношению к должнику в статусе юрлица.
  3. Перечень заинтересованных лиц по отношению к должнику – физическому лицу.
  4. Перечень заинтересованных лиц по отношению к управляющему и кредиторам.

Кто признается заинтересованными лицами по отношению к должнику в статусе юридического лица

При определении заинтересованного лица ст. 19 127-ФЗ содержит отсылку к другому закону: ФЗ-135 «О защите конкуренции» от 2006 года.

Под определением понимается заинтересованное лицо, входящее в одну группу с должником, или которое является его аффинированным лицом.

К указанным компаниям можно отнести дочерние или материнские организации по отношению к предприятию, находящемуся в стации признания финансовой несостоятельности.
Данный статус предполагает наличие юридических и физических возможностей у одной компании участвовать в хозяйственной деятельности другой и оказывать влияние на принятые решения.

Возможность влияния на деятельность иного юрлица может быть обеспечена через преобладающую долю в уставном капитале в другом обществе либо в силу пописанного между компаниями соглашения.

По отношению к должнику в статусе юрлица к заинтересованным лицам относятся:

  1. Руководитель компании-должника.
  2. Лица из числа совета директоров или наблюдательного совета.
  3. Коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления компании-должника.
  4. Главный бухгалтер или бухгалтер.

Согласно положениям п. 2 ст. 19 127-ФЗ, к представленным физлицам можно также отнести тех граждан, которые ранее состояли в трудовых отношениях с компанией-должником, но были освобождены от своих обязанностей в течение года до возбуждения процедуры банкротства. В качестве отправной точки для отсчета может выступать дата введения временной администрации в компании-должнике. Все зависит от того, какая из указанных дат наступила раньше: введения администрации или возбуждения дела о банкротстве.

В случае если указанные граждане покинули занимаемую ими должность более, чем год назад после наступления указанных выше событий, то они утрачивают статус заинтересованных.

Также к заинтересованным лицам причислены родственники данных граждан, которые имеют с ними связи по п. 3 ст. 19 127-ФЗ, а также признанные таковыми по нормам заключения гражданско-правовых сделок.

Заинтересованные лица по отношению к должнику-гражданину

С 2015 года право об объявлении о собственной финансовой несостоятельности появилось у рядовых граждан, которые никогда не занимались предпринимательской деятельностью или не входили в состав учредителей компании. При их банкротстве существует определенная специфика, в том числе при определении круга заинтересованных лиц.

Их перечень применительно к банкроту-гражданину перечислен в п. 3 ст. 19 127-ФЗ. Указанный список включает в свой состав:

  1. Супруга/у должника.
  2. Родственники по прямой восходящей и нисходящей линиям (дети и родители).
  3. Родители, дети, сестры, братья супруга.
  4. Сестры/братья и их родственники по нисходящей линии (племянники).

В ходе процедуры банкротства в задачи управляющего входит анализ совершенных сделок должника до процедуры финансовой несостоятельности за трехлетний период. Он наделен правом на аннулирование сделок, которые были совершены с родственниками, если они ухудшили имущественное состояние гражданина в статусе получения банкротства. Более того, при наличии таких сделок физлицо могут обвинить в преднамеренном или фиктивном банкротстве.

Пример: незадолго до инициации процедуры несостоятельности должник передал права собственности на загородный дом и участок земли в пользу сына по дарственной.

Это было сделано незадолго до подачи им заявления о признании несостоятельности в арбитражный суд.

В результате управляющему удалось признать сделку недействительной, вернуть недвижимость в конкурсную массу, добиться ее продажи в ходе торгов, а вырученные средства были направлены на погашение задолженности перед кредиторами.

Заинтересованные лица по отношению к управляющему и кредиторам

В п. 4 ст. 19 127-ФЗ приведено понятие заинтересованных лиц по отношению к арбитражному управляющему или кредиторам (они по умолчанию входят в число участников дела о банкротстве). Эти субъекты аналогичны тем, которые перечислены в п. 1, 3 ст. 19 127-ФЗ.

То есть в некоторых ситуациях и на отдельных этапах банкротства заинтересованными могут быть признаны родственники управляющего, который ведет дело о несостоятельности.

Например, на стадии конкурсного производства или при внешнем управлении в процессе покупки имущества банкрота на заключение сделки с лицом, состоящим в родственных связях с управляющим или кредиторами, нужно предварительно заручиться разрешением от совета или собрания кредиторов (кроме тех случаев, когда такое решение было принято при утверждении плана по внешнему управлению).

Таким образом, в ст. 19 127-ФЗ приведен перечень заинтересованных лиц в ходе процедуры признания несостоятельности физических и юридических лиц.

Необходимость введения данной правовой нормы обусловлена тем, что в сложившейся практике именно с указанными категориями проводится наибольшее количество мошеннических операций, направленных на незаконное уменьшение конкурсной массы.

В результате могут страдать интересы кредиторов, так как их шансы на получение назад задолженности уменьшаются.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/fizicheskix-lic/stata-19.html

Сделки с заинтересованностью по-новому: первый опыт

Не является заинтересованным лицом

01 января 2017 года вступили в силу новые правила одобрения и совершения сделок с заинтересованностью.

Важнейшими изменениями, на мой взгляд, являются следующие:

1. Изменение круга лиц, признаваемых заинтересованными в совершении сделки.

2. Изменение оснований признания лиц заинтересованными в совершении сделки.

3. Изменение оснований, исключающих применение правил о сделках с заинтересованностью (исключений из правил о сделках с заинтересованностью).

4. Изменение порядка и предназначения согласия на совершение сделок с заинтересованностью.

Применив данные правила к конкретным ситуациям и сравнивая их с ранее действовавшими правилами, я пришел к некоторым интересным выводам, которыми хотел бы поделиться.

Так как правила о сделках с заинтересованностью обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ в целом аналогичны, то свои выводы я буду подкреплять только ссылками на федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ (далее – Закон).

Также хочу оговориться, что для краткости я вместо предусмотренных законодателем терминов «предварительное согласие» и «последующее одобрение» буду использовать единый термин «одобрение сделки».

Итак, вот мои выводы:

1. С 01 января 2017 года заинтересованными в совершении сделки признаются контролирующие лица, а не акционеры. В силу прямого указания Закона заинтересованными могут быть лица, контролирующие общество как прямо, так и косвенно. Контролирующим же является лицо, владеющее более чем 50 процентов в высшем органе управления.

В дальнейшем (например, в п. 4 ст. 83 Закона) Закон также использует термин “акционер, заинтересованный/ не заинтересованный в совершении сделки”.

Так как никакого специального определения заинтересованного акционера Закон не содержит, приходится признать, что заинтересованным является акционер, владеющий более чем 50 процентами голосующих акций, т.е. порог участия, необходимый для признания акционера заинтересованным, повышен в 2,5 раза.

Также необходимо отметить исключение из Закона признака аффилированности (как одного из признаков “заинтересованности”), что исключает возможность “коллективного” владения необходимым количеством голосующих акций.

Таким образом, контролирующим, а как следствие и заинтересованным в свершении сделки, может быть только один акционер – владеющий более чем 50 процентами голосующих акций. Следовательно, акционер, единолично владеющий менее чем 50 процентами акций (например – 50 процентов минус одна акция) в принципе не может признаваться заинтересованным.

Более того, из этого вывода следует ещё один – в акционерном обществе может вообще не быть заинтересованных акционеров. Так, формально не будут заинтересованными при совершении сделки с обществом аффилированные акционеры с долями участия 40, 30 и 30 процентов. Дополнительную информацию к размышлению даёт норма п. 2 ст. 5 федерального закона от 29.04.

2008 N 57-ФЗ, предусматривающая возможность признать контролирующим лицо, владеющее менее чем 50 процентов , что, на мой взгляд, более соответствует природе контроля.

Например, Закон не позволяет признавать заинтересованным акционера, владеющего 40 процентами , если второму крупному акционеру принадлежит 30 процентов , а оставшиеся 30 процентов распределены между, например, пятьюдесятью тысячами акционеров-физических лиц, не участвующих в собраниях акционеров.

В такой ситуации 40 процентов достаточно для единоличного проведения своих решений на собраниях акционеров, но при этом остальные акционеры лишены возможности защитить свои интересы от возможных злоупотреблений крупнейшего акционера через институт сделок с заинтересованностью.

2. Согласно измененной редакции п. 1 ст.

81 Закона лица, способные быть заинтересованными, признаются таковыми в случае, если они (члены их семьи, подконтрольные им лица) являются, контролируют или занимают должности в органах управления стороны, выгодоприобретателя, посредника, представителя в сделке.

Новеллой в данной норме является требование нахождения стороны и т.д. под контролем заинтересованного лица, т.е. линия контроля для целей признания лица заинтересованным рассматривается исключительно “вниз”, от контролирующего лица к подконтрольному и не иначе.

Такая конструкция порождает вопрос, а является ли акционер заинтересованным в совершении сделки, если ее стороной является общество, контролирующее акционера («бабушка» общества)? Если исходить из буквального смысла Закона, то нет, такой контролирующий акционер не является заинтересованным и может ать за одобрение сделки.

Можно “усугубить” ситуацию и предложить в качестве стороны в сделке организацию, которая имеет общего генерального директора с организацией, являющейся контролирующим акционером.

Конфликт интересов в такой ситуации налицо, но новая редакция Закона, в отличие от прежних норм Закона, не позволяет квалифицировать такую сделку, как сделку с заинтересованностью и, тем самым, защитить интересы организации и её миноритарных акционеров.

Интересная ситуация возникает, если стороной в сделке оказывается контролирующее лицо, обладающее косвенным контролем. Предположим, в обществе 3 аффилированных акционера, владеющие 40, 30 и 20 процентами и ещё 10 процентов принадлежит стороннему лицу.

Аффилированные акционеры на 99 процентов контролируются одним лицом, 100-процентная дочерняя компания которого выступает стороной в сделке. Заинтересованным в такой сделке будет косвенно контролирующее лицо, а решение об одобрении будут принимать незаинтересованные акционеры, в том числе полностью подконтрольные заинтересованному лицу.

Кроме того, исключение признака аффилированности и замена его на признак контроля, понимаемого как владение голосами в высшем органе управления организации, выводит из-под квалификации в качестве сделок с заинтересованностью сделки с большим количеством физических лиц, являющихся аффилированными обществу или его контролирующим акционерам и сделки с которыми ранее признавались сделками с заинтересованностью – например, сделки с генеральными директорами аффилированных («сестринских», «дочерних») организаций. Так, нет заинтересованности в сделке, стороной в которой является генеральный директор единственного акционера, а в случае вынесения такой сделки на рассмотрение единственного акционера (например, как крупная сделка) такой генеральный директор, действуя от имени своего работодателя, будет единолично рассматривать вопрос о совершении 100 процентной дочкой своего работодателя сделки с самим собой.

Таким образом исключение признака аффилированности и замена его на признак наличия контроля резко сузило круг сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в том числе оставляя без контроля сделки, при совершении которых есть очевидный конфликт интересов.

3. Важным элементом применения правил о сделках с заинтересованностью являются исключения – п. 2 ст. 81 Закона. Новая редакция данного пункта расширяет перечень исключений (было 9, стало 12), трансформируя часть существовавших ранее. На одном из таких исключений я и хотел бы остановиться. Пп. 3 п. 2 новой редакции и абзац 3 п. 2 прежней редакции ст.

81 Закона предусматривают освобождение от одобрения сделок, в совершении которых заинтересованы все акционеры, но с одним важным дополнением в новой редакции – при отсутствии иных заинтересованных лиц.

Данная норма имела большое значение для холдинговых структур, совершавших многочисленные “внутренние” сделки, и такое изменение существенно изменило ситуацию.

Предположим, что существует производственный холдинг, включающий 14 производственных организаций, на 100 процентов контролируемых 15-й холдинговой организацией, в свою очередь принадлежащей различным конечным собственникам.

14 производственных организаций представляют из себя производственный комплекс полного цикла, который самостоятельно выполняет все этапы производства и реализации конечной продукции, начиная с разработки продукта и производства полуфабрикатов и заканчивая реализацией продукции конечным потребителям и постпродажным обслуживанием. Во всех производственных организациях есть Советы директоров из 5 членов: 2 представителей акционера (общих для всех организаций, и, как следствие, заинтересованных при совершении «внутренних» сделок) и 3 индивидуальных для каждой организации. Производственные организации совершают между собой постоянные сделки, опосредующие движение товара в рамках производственной цепочки.

Прежняя редакция п. 2 ст. 81 Закона позволяла при квалификации таких «внутренних» сделок ограничиться установлением очевидной заинтересованности единственного акционера и тем самым снять вопрос квалификации и одобрения «внутренних» сделок в качестве сделок с заинтересованностью. С 01 января 2017 года ситуация изменилась.

Анализируемая норма была дополнена требованием отсутствия иных заинтересованных лиц, что сразу вывело «внутренние» сделки придуманного мною производственного холдинга из-под действия исключения (по причине наличия заинтересованности членов Совета директоров). Дополнительные исключения, содержащиеся в п. 2 (например, пп. 1, 2, 12) ст.

81 Закона не спасают в силу их специфичности. Так, пп. 1 распространяется на ситуацию, при которой общество совершает на аналогичных условиях как сделки, не являющиеся сделками с заинтересованностью так и сделки с заинтересованностью.

Следовательно, при отсутствии «внешних» сделок нет и оснований для применения данного пункта к «внутренним» сделкам. Таким же исключительным случаем является совпадение в одном лице единоличного исполнительного органа и единственного акционера (пп.2), а также применение порога цены сделки (0,1 процента балансовой стоимости активов – пп.12).

Аналогичные последствия (квалификация всех «внутренних» сделок холдинга как сделок с заинтересованностью) наступают в случае наличия заинтересованности косвенно контролирующего лица или в случае более сложной структуры холдинга.

Например, если в предложенном мною условном производственном холдинге исключить все советы директоров, но при этом сосредоточить более чем 50 процентов голосующих акций 15-й холдинговой организации в одних руках (или даже все 100 процентов в руках членов одной семьи), то результат, в части квалификации сделок с заинтересованностью, будет аналогичным. А при структурировании холдинга так, чтобы в его структуре образовались «субхолдинги» (т.е., проще говоря, появились «бабушки» и «внучки») уйти от квалификации всех «внутренних» сделок как сделок с заинтересованностью не помогут уже никакие хитрости.

4. Проводя реформу сделок с заинтересованностью законодатель поменял правила, касающиеся необходимости одобрения сделок с заинтересованностью. Начиная с 01 января 2017 года о грядущем совершении сделки должны быть уведомлены члены коллегиальных органов управления, а в определенных случаях ещё и акционеры, причем в порядке, предусмотренном для уведомления о проведении собрания акционеров (п. 1.

1. ст. 81). Генеральный директор, члены коллегиальных органов или акционер, владеющий 1 процентом акций, вправе потребовать одобрения сделки компетентным органом, причем предварительное одобрение сделки необязательно (п. 1 ст. 83 Закона). При этом, Закон прямо предусматривает возможность одобрения сделки с заинтересованностью заинтересованными в её совершении акционерами (п. 4.1 ст. 83 Закона).

Что можно сказать по этому поводу?

Следует отметить, что необходимо крайне осторожно воспринимать нововведение об отказе от обязательного предварительного согласия на совершение сделки. Если отбросить формальное замечание о том, что отмена предварительного согласия не означает отсутствие необходимости одобрения сделки вообще, то из анализа оснований недействительности (абз. 2 п. 1 ст.

84 Закона) можно сделать вывод о возможном предназначении такого одобрения. Закон достаточно двусмысленно формулирует основания недействительности сделок с заинтересованностью: с одной стороны, в Законе содержится прямая отсылка к п. 2 ст.

174 ГК, предусматривающей два основания недействительности (ущерб и осведомленность об этом контрагента, либо только прямой сговор сторон о действии в ущерб интересам общества), а с другой стороны Закон формулирует ещё два специальных основания недействительности именно сделок с заинтересованностью: ущерб и знание контрагента о заинтересованности в совершении сделки, либо ущерб и отсутствие одобрения. При этом в силу п. 1.1. ст. 84 Закона отсутствие одобрения и непредставление информации по абз. 1 п. 1 ст. 84 Закона влечет презумпцию наличия ущерба.

Статья 82 Закона делает сомнительной неосведомленность контрагента об отсутствии заинтересованности в совершении сделки, что приводит к зависимости судьбы сделки от формальных действий: предоставления информации и одобрения. Если принять во внимание чрезвычайно широкую формулировку абз. 1 п.

1 ст. 84 (текст нормы дает право запрашивать фактически неограниченный объем информации, фантазия может быть ограничена только через ст. 10 ГК), то одобрение сделки (любое) становится едва ли не единственным средством защиты сделки от оспаривания её по формальным основаниям.

С другой стороны, наличие одобрения сделки с заинтересованностью также не лишает заинтересованных лиц права доказывать наличие ущерба интересам общества и оспаривать сделку в том числе по основаниям п. 2 ст.

174 ГК, что низводит одобрение сделки на уровень процессуального инструмента перераспределения бремени доказывания.

Подводя итог всему вышесказанному, хочу признаться, что меня не покидает ощущение ошибочности и неправильности моих рассуждений и выводов. Собственно говоря, данная заметка написана в надежде, что кто- нибудь укажет мне на мои упущения и докажет ошибочность моего анализа.

Если же я всё- таки окажусь прав (чего я искренне страшусь), то как мне кажется, всем связанным с квалификацией и одобрением сделок с заинтересованностью не останется другого выхода, кроме как обратиться к двум новеллам законодателя: п. 8 ст. 83 и абз. 4 п. 2 ст. 69 Закона.

Первая новелла позволяет предусмотреть в уставе неприменение правил о сделках с заинтересованностью к конкретному обществу, а вторая – самостоятельно сформулировать признаки и порядок одобрения экстраординарных сделок, в которых присутствует конфликт интересов, соответствующий интересам конкретного общества.

Вот, собственно говоря, и всё, что я хотел сказать по этому поводу.

Источник: https://zakon.ru/blog/2017/3/10/sdelki_s_zainteresovannostyu_po-novomu_pervyj_opyt

Заинтересованные лица в банкротстве: кто к ним относится и их права

Не является заинтересованным лицом

АПК РФ определяет круг физических и юридических лиц, допущенных к участию в деле. Среди них выделяются как стороны процесса, заявители, заинтересованные и третьи лица, так и прокурор, органы государственной власти и МСУ. Все они наделены определенными правами и обязанностями, имеют особый правовой статус, зависящий в том числе от самого судебного разбирательства.

Далее расскажем о том, чем характеризуются заинтересованные лица в деле о банкротстве.

Определение заинтересованных лиц

С юридической точки зрения заинтересованным лицом является тот, чей правовой статус (или совокупность прав и обязанностей) может быть затронут при судебном разбирательстве. В целом на них распространяются полномочия одной из сторон, однако обычно им не разрешается:

  • изменять основание или предмет иска;
  • отказываться от иска;
  • подавать встречный иск.

Статья 19 закона «О банкротстве» посвящена определению того, кто относится к заинтересованным лицам по отношению как к должнику, который является гражданином, так и к должнику, представленном организацией. Правовой статус каждого из них отличается особыми характеристиками.

В соответствии с упомянутой ст. 19 профильного закона о несостоятельности заинтересованным лицом по отношению к любому из должников является:

  • его аффилированное лицо;
  • лицо, входящее в одну с ним группу (на основании ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года).

Если говорить о юридическом лице, то его заинтересованными лицами в банкротстве будут в том числе:

  • руководство компании;
  • люди, входящие в состав совета директоров, то есть наблюдательного органа, либо в состав коллегиального исполнительного органа;
  • главный бухгалтер организации.

Важно отметить, что перечисленные лица продолжают считаться имеющими интерес, даже если они перестали исполнять свои обязанности. Однако это должно произойти не ранее одного года до начала производства по делу о несостоятельности.

Иногда за точку отсчета берется день назначения временной администрации компании. Это зависит от того, какая дата наступила раньше.

Кроме того, подобные лица считаются заинтересованными, если они имеют объективную возможность влиять на действия должника.

В ходе своей деятельности компании постоянно заключают сделки гражданско-правового характера. Поэтому ГК РФ также влияет на определение заинтересованных лиц в арбитражном процессе. Так, если человек или компания связаны с одной или несколькими заключенными соглашениями должника, они могут быть признаны заинтересованными.

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

Что касается должника, являющегося гражданином, то в его случае лицами, имеющими интерес, являются его родственники. Речь идет о муже (или жене), сестрах, братьях, родителях, детях. Здесь же следует отметить, что родственники людей, занимающих руководящие должности в компаниях, также могут быть признаны заинтересованными.

Права заинтересованных лиц

АПК РФ определяет права всех лиц, принимающих участие в судебном разбирательстве. Таким образом, заинтересованным лицам позволяется:

  • изучать материалы дела, выписывать или копировать информацию из них;
  • заявлять отвод судьи;
  • представлять доказательства и знакомиться с теми, что были предложены другими сторонами процесса;
  • задавать вопросы иным лицам, участвующим в арбитражном судопроизводстве;
  • ходатайствовать или делать заявления о чем-либо, возражать против ходатайств других;
  • давать разъяснения в рамках своих знаний и компетенции;
  • представлять всю документацию в электронном виде;
  • обжаловать в установленном порядке акты, вынесенные судебным органом.

Участники дела, в том числе заинтересованные лица, обязаны добросовестно использовать всеми предоставленными им полномочиями. Злоупотребление ими влечет за собой установленное законодательством наказание. Кроме того, неисполнение подобными гражданами или организациями своих обязанностей приводит к последствиям, предусмотренным АПК РФ.

Заинтересованное лицо в процессе несостоятельности организаций

ФЗ «О несостоятельности» отмечает следующие категории субъектов, отнесенных к заинтересованным лицам:

  • граждане, занимающие руководящие должности;
  • члены Совета директоров, иных органов управления;
  • основная или дочерняя компания.

Следует знать, что правовой статус арбитражного управляющего не позволяет рассматривать его в качестве заинтересованного в исходе дела.

Аффилированное лицо

Под аффилированным лицом подразумевается тот, кто способен влиять на деятельность физического или юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью. Это может быть как гражданин, так и компания или организация.

Если говорить об аффилированных лицах гражданина, то к ним относятся:

  • организация, где данному лицу принадлежит 20% уставного капитала или акций, с помощью которых у него есть право участвовать в ании;
  • физические лица из группы, к которой относится и данный гражданин.

Сейчас компании, организованные в форме акционерных обществ, регулярно представляют сведения о своих аффилированных лицах в Федеральную комиссию, осуществляющую надзор за рынком ценных бумаг.

Закон предусматривает, что каждое АО обязано составлять реестр подобных граждан, чтобы впоследствии ежегодно публиковать его в средствах массовой информации.

В этих реестрах также указывается численность акций и их типы.

К взаимозависимым лицам гражданина относятся еще и его близкие родственники: супруг, родители, дети, братья или сестры. Сюда же автоматически включаются предприятия, в которых перечисленные лица участвуют в качестве учредителей или владельцев акций.

Что касается ответственности взаимозависимых субъектов, то этот вопрос пока не нашел отражения в законодательстве. Однако, если говорить об АО, то аффилированное лицо обязано проинформировать о своем вхождении в группу и соответственно несет ответственность в случае несоблюдения данной обязанности.

Банкротство аффилированного лица

Признание несостоятельным аффилированного лица — гражданина приводит к определенным последствиям негативного характера. Среди них:

  • невозможность открыть новый бизнес в течение 3-летнего периода;
  • отсутствие права на приобретение доли в ООО, а также акций;
  • неправомерность повторного объявления себя банкротом в течение пяти лет;
  • запрет на поездки в другие страны (не всегда);
  • аннулирование статуса ИП, прекращение действия выданных лицензий;
  • уведомление финансовых организаций о наличии статуса банкрота;
  • отмена сделок безвозмездного характера за период, равный трем последним годам.

Что касается родственников обанкротившегося лица, то их данный статус почти не затрагивает. Некоторые проблемы касаются лишь иждивенцев, поскольку часть денежных средств, направленных на их содержание, будет уходить на погашение задолженности.

Проверка сведений о банкротстве и их публикация

На данный момент о процедуре несостоятельности необходимо сообщать, чтобы сведения были внесены в специальный реестр банкротов.

Чтобы проверить кого-либо, нужно зайти на сайт Единого федерального реестра, выбрать в разделе «Должники» соответствующую категорию. После этого потребуется ввести фамилию и имя искомого лица, а также город проживания.

По данному запросу на экран в виде списка будет выведена информация обо всех гражданах с указанными личными данными, проживающими в требуемом городе.

В данном реестре отражаются все изменения, связанные с банкротством граждан. Внесение сведений обо всем процессе входит в компетенцию финансовых управляющих и организаторов торгов для реализации имущества.

За несвоевременное занесение информации назначается денежный штраф. Здесь же отметим, что каждая публикация сведений в реестре подлежит оплате. И деньги взимаются непосредственно с должника.

Сумма эта – фиксированная и не зависит от количества данных и числа прикрепленных документов.

Публикации подлежит следующая информация:

Ответим на ваш вопрос за 5 минут!

  • о начале процедуры реструктуризации;
  • о включении кредиторов в реестр;
  • о завершении или прекращении банкротства;
  • о проведении реализации имущества на торгах и результатах его продажи;
  • об утверждении кандидатуры финансового управляющего (и его отстранении, если это произошло);
  • о начале процесса банкротства.

Пошаговая инструкция

Оформление несостоятельности в 2019 году осуществляется по определенному алгоритму. Так, все начинается с подготовки всех необходимых документов. Далее следует оплатить государственную пошлину и произвести другие взносы денежных средств. После этого в арбитражный суд по месту жительства или регистрации направляется исковое заявление. К нему прилагается пакет документов.

После начала разбирательства суд выбирает кандидатуру финансового управляющего. Он будет сопровождать и контролировать ведение процедуры несостоятельности. Затем остается лишь ожидать завершения судебного процесса и вынесения решения судебным органом. После проведения подробного и всестороннего анализа ситуации исход дела может быть следующим:

  • реструктуризация задолженности;
  • подписание мирового соглашения между сторонами;
  • признание несостоятельности должника с последующей продажей его имущества на торгах;
  • отказ в принятии искового заявления из-за отсутствия характеристик, присущих банкротству.

Объявление должника банкротом совсем не значит, что ему больше не придется расплачиваться с долгами. Например, на гражданине остается обязанность по перечислению алиментов, а также по возмещению какого-либо ущерба.

Несмотря на это, во многих случаях признание несостоятельности помогает разобраться с некоторыми обязательствами финансового характера и выбраться из долговой ямы.

Ранее такая возможность имелась лишь у организаций, однако теперь ее предоставили и гражданам.

Данную процедуру сложно назвать отработанной, но она применяется. Перед ее применением каждый должен четко осознать суть банкротства и все возможные последствия, особенно тех, что касаются правового статуса.

Иногда люди начинают переоформлять имущество, переписывая его детям, родителям и другим родственникам, пытаясь оставить себе самый минимум. При этом нужно понимать, что в суде будет произведен анализ не только актуальной ситуации, но и того, что ей предшествовало.

Задайте вопрос юристу бесплатно

Источник: https://pravobez.ru/articles/Zainteresovannye-litsa-v-bankrotstve-kto-k-nim-otnositsia-i-ikh-prava-74013.html

Заинтересованное лицо в гражданском процессе

Не является заинтересованным лицом

При рассмотрении в суде дел, попадающих под действие ГК РФ, всех участвующих в нём можно разделить на две категории по степени их заинтересованности.

Первая категория представлена непосредственно лицом, выдвигающим какие-либо требования (истцом), и лицом, отвечающим на эти требования (ответчиком). Выделение этих лиц в отдельную группу понятно, они защищают и отстаивают собственные интересы. И истец, и ответчик лично заинтересованы в том, каков будет результат судебных заседаний.

Во вторую категорию лиц – участников гражданского суда попадают те из них, которые не имеют собственного (субъективного) интереса в результатах, но имеют интерес профессиональный, общественный и так далее.

К числу указанных лиц относятся, например, прокурор или представители органов местной власти. Эти участники отстаивают интересы государства или защищают интересы правосудия, не имея никакой личной выгоды.

Лица, не попавшие в перечисленные категории, относятся к простым участникам процесса, не имеющим никакого интереса к его результатам. Например, свидетели, переводчики, специалисты по экспертизам и так далее. Они являются незаинтересованными участниками суда.

Участники суда, имеющие личный интерес в его результатах

В судопроизводстве истец – это тот, кто считает, что его имущественные или гражданские права были нарушены, и он пытается восстановить их, используя возможности суда. Основным способом обращения к суду для истца является исковое заявление, в котором указываются все нарушения прав и обоснование необходимости их восстановления.

Естественно, что истец имеет личную заинтересованность в итогах судебных заседаний, поскольку положительное судебное решение позволит ему восстановить нарушенные права, а отрицательное решение оставит ситуацию без изменений. В ГПК РФ личная заинтересованность гражданина является поводом для написания искового заявления по поводу восстановления прав.

Истцом могут быть и не физические лица. Исковое заявление в суд может быть предоставлено от имени государственных или муниципальных органов и так далее.

В этом случае представители этих органов в суде будут представлять интересы государства, муниципалитета, не имея никакой личной заинтересованности.

Тем не менее, наличие общественной (публичной) заинтересованности по ГПК РФ также может быть основанием для подачи искового заявления.

Второй стороной гражданского процесса выступает ответчик. То есть тот, кто отвечает на все предъявляемые ему претензии по поводу нарушения прав и свобод истца. Его интерес также является личным, поскольку при положительном для истца исходе судебных заседаний ответчику придётся компенсировать ему ущерб и восстанавливать затронутые права и свободы.

Участники, имеющие личную (или субъективную) заинтересованность в его результатах присутствуют в большинстве рассматриваемых судами гражданских дел. Однако встречаются ситуации, когда и истец, и ответчик имеют только публичную заинтересованность в результатах.

Участники, имеющие профессиональную или общественную заинтересованность

Участниками рассмотрения гражданского дела, имеющими общественную заинтересованность, выступают, как правило, организации или учреждения государственного, регионального или муниципального уровня. Они имеют право подавать гражданские иски в случае нарушения их прав, то есть быть истцами, или могут быть ответчиками. В любом случае личный интерес у них отсутствует.

Для лиц, имеющих профессиональный интерес в гражданском деле, существует также термин юридическая заинтересованность.

Он означает, что указанные лица совершают определённые процессуальные действия и ожидают определённого результата от рассмотрения гражданского дела.

Однако, при рассмотрении дела у них имеется вполне определённый мотив (доведение результата дела до того положения, которое является, пор их мнению, полностью соответствующим законодательству).

Лицо, имеющее профессиональную заинтересованность, только тогда становится участником рассмотрения гражданского дела, когда у него появляется юридический интерес.

Что такое фактическая заинтересованность?

Наряду с личной, общественной или профессиональной заинтересованностью в ГПК РФ присутствует такое понятие, как фактическая заинтересованность. Оно не применяется к лицам с личным интересом к результатам рассмотрения гражданских исков. А вот для второй категории заинтересованных лиц это понятие очень важно.

Что оно означает? Например, когда рассматривается гражданское дело и в нём участвует прокурор, то у него нет личной заинтересованности в этом деле.

Но, вполне возможно, что один из участников (истец или ответчик) приходятся ему родственником или является хорошим знакомым. Тогда по факту у прокурора может появиться определённый интерес к итогам гражданского процесса.

То же самое применимо, если имеются связующие линии у любых других участников дела (у свидетелей, представителей государственных и муниципальных организаций и так далее).

С точки зрения действующего законодательства наличие фактической заинтересованности ничего не будет значить для большинства участников рассмотрения гражданского дела. Единственным исключением будет являться прокурор, для которого подобное станет преградой для участия в деле.

(2 votes, average: 5,00 5)
Загрузка…

Источник: https://bukva-zakona.com/grazhdanskoe-pravo/zainteresovannoe-litso-v-grazhdanskom-protsesse

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.