Недобросовестный поставщик что делать

Содержание

Процедура включения в Реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ: основания для внесения и правовые последствия

Недобросовестный поставщик что делать

Действующее законодательство в сфере государственных и муниципальных закупок в настоящее время говорит о том, что все заключаемые контракты должны исполняться в полной мере. В том случае, если по каким-то причинам исполнитель отказался от взятых на себя обязательств либо исполняет их ненадлежащим образом, он может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков.

Что это такое и что грозит за попадание в него?

Реестр недобросовестных поставщиков: основные понятия

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная реестровая база, в которую включаются сведения обо всех исполнителях по контрактам, которые по каким-то причинам, чаще всего, не признаваемым объективными, не исполняют в должной мере взятые на себя обязательства по подписанному государственному контракту. При этом, под ненадлежащим исполнением взятых на себя обязательств следует понимать и отказ победителя той или иной процедуры определения потенциального исполнителя контракта подписать соглашение.

Для того чтобы ознакомиться с данными, внесенными в этот реестр и получить подробную информацию о том, кто из потенциальных исполнителей включен в данный реестр, а кто – нет, следует обратиться к официально размещенной базе данных.

Ранее вся информация, которая была доступна для ознакомления всеми заинтересованными лицами, размещалась в специальном разделе официального сайта Федеральной антимонопольной службы как государственного органа, уполномоченного на проведение процедур контроля за осуществлением государственных закупок.
В настоящее время все данные перенесены в соответствующий раздел Единой информационной системы в сфере государственных закупок, а доступ можно получить путем обращения к сайту zakupki.gov.ru.

Если ранее данный реестр был ограничен в части использования, так как информация в нем могла быть получена только потенциальными заказчиками, то на сегодняшний день Реестр недобросовестных поставщиков является открытым ресурсом и позволяет получать информацию всем тем, кто к нему обратился.

Причины включения в РНП

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков – это всегда мера воздействия, которая используется государственным или муниципальным заказчиком для того, чтобы простимулировать исполнителя по контракту полностью реализовать взятые на себя обязательства.

Включение в Реестр недобросовестных поставщиков происходит в тех случаях, когда нет возможности по-другому воздействовать на исполнителя контракта в связи с неоднократными нарушениями им не только взятых на себя обязательств, но и положений действующего законодательства в сфере регулирования государственных и муниципальных закупок.

К числу основных нарушений на сегодняшний день, предусмотренных статьей 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», относятся:

  • уклонение победителя, определенного по результатам проведения той или иной закупочной процедуры, от подписания контракта. При этом если победитель не может подписать предоставленный проект контракта по объективным причинам (например, подпадание под санкции или приостановление действия организации-победителя по причине возникновения стихийных действий природного или техногенного характера), и о такой невозможности подписания уведомлен государственный заказчик, то такие действия потенциального исполнителя не будут считаться уклонением от заключения контракта. Однако объективность причин отказа придется подтвердить документально;
  • неисполнение в срок обязательств по подписанному контракту, если такое неисполнение не имеет под собой объективных причин, зафиксированных в условиях контракта как уважительные. В том случае, если исполнитель контракта заранее уведомляет государственного или муниципального заказчика о том, что по объективным причинам не может исполнить контракт в срок и документально подтверждает наличие таких объективных причин, то такое неисполнение не становится основанием для включения такого исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков;
  • ненадлежащее исполнение обязательств, которые были взяты на себя победителем закупочной процедуры.

К ненадлежащему исполнению относятся следующие действия со стороны победителя закупочных процедур:

  • поставка товара, оказание услуг или выполнение работ ненадлежащего качества, которые государственный заказчик не может принять, о чем составлен соответствующий акт, а сам факт ненадлежащего исполнения контракта отражен в соответствующем акте экспертизы и аналогичных документах;
  • исполнение контракта, независимо от того, что именно входит в объект закупки для государственного или муниципального заказчика, с серьезными нарушениями сроков работы. Факт такого нарушения сроков должен быть отражен в приемочных документах, чтобы послужить основой для признания нарушения сроков действующего контракта как существенных условий такого контракта;
  • превышение установленной в результате закупочной процедуры цены контракта без наличия на то объективных обстоятельств либо поставка по указанной цене товара, который не соответствует требованиям государственного заказчика, установленным в документации к проводимой закупочной процедуре.

Каждый из перечисленных случаев нарушения, полного или частичного неисполнения заключенного государственного или муниципального контракта выступает в качестве оснований для внесения сведений об исполнителе такого контракта в РНП.

Правовые последствия для исполнителя

Внести в РНП государственный или муниципальный заказчик может любого исполнителя, который нарушил требования действующего законодательства или заключенного контракта.

Не играет роли, идет речь о физическом или юридическом лице – последствия будут едиными для всех недобросовестных исполнителей, которые были внесены в Реестр недобросовестных поставщиков.

К числу основных негативных последствий относятся:

  • запрет на участие в государственных и муниципальных закупках, если такой запрет установлен государственным или муниципальным заказчиком. Такой запрет не является обязательным, зафиксированным в действующем законодательстве. Однако сам заказчик вправе устанавливать ограничения на участие в процедуре заключения контракта для тех потенциальных исполнителей, которые включены в РНП;
  • в том случае, если заблаговременно потенциальный исполнитель не предоставил документы о том, что он включен в РНП, и данный факт выяснился только в момент подписания контракта, заказчик, проводивший закупочную процедуру, вправе отказаться от подписания контракта без объяснения причин, даже если такой потенциальный исполнитель признан победителем закупочной процедуры, так как предложил лучшие условия исполнения контракта;
  • заказчик вправе отказаться самостоятельно и в одностороннем порядке от исполнения своей части контракта либо полностью его расторгнуть по своей инициативе, если будет установлено, что потенциальный исполнитель скрыл свой статус внесенного в РНП или был внесен в данный реестр по другой закупке после того, как был определен в качестве победителя по текущей закупке.

Все перечисленные последствия направлены на то, чтобы ограничить возможности таких исполнителей участвовать в государственных процедурах определения поставщика, направленных на удовлетворение нужд различных государственных и муниципальных учреждений.

Процедура внесения сведений

Внесение сведений в Реестр недобросовестных поставщиков осуществляется на основании соответствующей заявки, поданной заказчиком, пострадавшим от действий недобросовестного исполнителя. Такая заявка должна быть подана в уполномоченные государственные органы, которые ответственны за ведение данного реестра.

Общий порядок действий по включению недобросовестного исполнителя в Реестр недобросовестных поставщиков выглядит следующим образом:

  1. Фиксация факта нарушения победителем закупочной процедуры сроков подписания контракта либо нарушений условий контракта, подписанного с таким исполнителем. Нарушения могут быть по срокам выполнения контракта, а также по качеству и виду оказываемых услуг, поставляемых товаров и выполняемых работ. Однако каждый вид такого нарушения должен быть зафиксирован в виде специального экспертного заключения или протокола.
  2. Передача сведений о факте нарушения требований действующего законодательства, а также условий контракта, в уполномоченный государственный орган, который занимается контролем за выполнением государственных и муниципальных закупок. В настоящее время такой контроль осуществляет Федеральная антимонопольная служба.
  3. Передача данных на недобросовестного исполнителя в Федеральную антимонопольную службу для внесения данных в Реестр недобросовестных поставщиков.
  4. По итогам проведения специальной проверки уполномоченными сотрудниками Федеральной антимонопольной службы происходит установление действительности отраженных в заявлении о включении в РНП исполнителя фактов и последующее включение таких исполнителей в содержание Реестра.

Сведения вносятся в РНП на срок не менее двух лет. Однако если будет установлен факт повторного нарушения действующего законодательства или условий другого заключенного контракта, срок нахождения в РНП может быть продлен.

Меры ответственности заказчика за нарушение правил предоставления сведений в РНП

Так как включение исполнителя государственного или муниципального контракта в Реестр недобросовестных поставщиков – это мера публичного воздействия на недобросовестных исполнителей для того, чтобы сократить количество совершаемых нарушений в данной сфере, то следует понимать, что за нарушение порядка предоставления сведений о негативных действиях исполнителя или последствиях таких действий заказчик может быть привлечен к различным мерам ответственности.

В соответствии с положениями этой нормы КоАП привлечение к ответственности осуществляется как в отношении должностных лиц, так и в отношении собственно государственного заказчика как юридического лица.

Так, в случае если сведения предоставлены в недостоверном виде, и представляющее их должностное лицо заведомо знало о том, что сведения будут недостоверными, то на него накладывается штраф в размере пятидесяти тысяч рублей за один доказанный факт такого нарушения.

Для случаев, когда сведения, направляемые в РНП, носят достоверный характер, но внесены несвоевременно, размер наказания на должностное лицо, выраженного в виде штрафа, составляет двадцать тысяч рублей за один выявленный и доказанный факт нарушения сроков.

Меры ответственности, которые налагаются на юридическое лицо, коим является государственный или муниципальный заказчик, определяются отдельно в зависимости от количества выявленных нарушений.

Реестр недобросовестных поставщиков – это специальная база данных на всех исполнителей по государственным и муниципальным контрактам, которые в каком-то объеме нарушили свои обязательства или требования действующего законодательства.

Включение в данный реестр происходит на основании заявления заказчика, пострадавшего от действий недобросовестного исполнителя, а также на основании специально принятого решения Федеральной антимонопольной службы.

Однако если заказчик предоставил сведения недостоверного характера или сделал это невовремя, он сам может получить наказание в виде штрафа.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/vklucenie-v-reestr.html

Госзакупки: что делать, если вас сочли недобросовестным поставщиком

Недобросовестный поставщик что делать

В реестр недобросовестных поставщиков, или РНП, попадают нарушители госзаказов. Чтобы оказаться в реестре, много не надо, достаточно забыть подписать контракт.

На рынке госзакупок ежегодно заключаются контракты на несколько триллионов рублей.

Доходы от госзакупок часто составляют основную долю выручки для многих предпринимателей — поставщиков и подрядчиков B2B, которые продают свои товары или выполняют заказы для государственных и муниципальных нужд. Если участвовать в госзакупках становится невозможно, это серьезно бьет по карману предпринимателя.

Но избежать попадания в реестр недобросовестных поставщиков можно. В статье расскажу, как это можно сделать.

Реестр недобросовестных поставщиков, или РНП — это список, в который вносят участников закупок, нарушивших обязательства контракта. Список выведен в один из разделов ЕИС — единой информационной системы закупок. Попадая в реестр, предприниматель теряет возможность выигрывать контракты на 2 года.

В закупках по 44-ФЗ есть поставщики, исполнители и подрядчики. Поставщик доставляет товары, исполнитель оказывает услуги, подрядчик выполняет работы. Несмотря на название, РНП грозит не только поставщикам, но и подрядчикам, исполнителям по контрактам, которые нарушают свои обязательства.

Отдельный РНП есть в закупках по закону 223-ФЗ. Но там свой порядок, о нем подробнее в другой раз.

Государство установило довольно жесткие правила отбора поставщиков и исполнителей в госзакупках.

Процедуру и причины, по которым исполнителя могут включить в РНП, определяет статья 104 закона 44-ФЗ. Причин всего две:

  1. Уклонение исполнителя от заключения контракта.
  2. Существенное нарушение условий контракта исполнителем, из-за чего заказчик расторгает его в одностороннем порядке или контракт расторгается судом по требованию заказчика.

Расскажу подробнее про каждую.

Если вы думаете, что речь о каком-то намеренном действии, то это не совсем так. Процедура заключения контракта строго регламентирована законом.

Вот как все происходит: когда, например, аукцион завершается, заказчик направляет контракт в электронной форме участнику-победителю — в течение 5 дней. Этот контракт приходит в личный кабинет победителя на электронной площадке, где проходили торги, и тот получает уведомление на свою электронную почту.

Несмотря на простые правила, на практике победители довольно часто не подписывают контракт вовремя. Обычно у участников нет намерения уклоняться от заключения контракта.

Нарушение условий контракта исполнителем. Попасть в РНП можно за нарушение условий контракта, то есть плохое исполнение контракта или его неисполнение.

Не за любое нарушение включат в РНП. Такое нарушение должно быть, как сказано в законе, существенным.

Например, если поставщик привез товар с опозданием на пару дней, то это нарушение контракта. Но за него начислят пени. А если поставщик многократно нарушает сроки поставки, это уже может быть существенным.

У заказчика может закончиться терпение из-за того, что его регулярно подводят, и он может отказаться от исполнения контракта.

В этом случае поставщику грозит не только пени за просрочку, но и штраф за неисполнение контракта, а также РНП.

Как вести бизнес в РоссииЗарабатывать больше и не нарушать закон. Дважды в месяц рассказываем в рассылке для предпринимателей

Если нарушить правила госзакупок, то исполнителя ждут неприятности — штрафы, пени, взыскание убытков, а кого-то могут внести в реестр недобросовестных поставщиков. Одновременно могут применить сразу несколько мер наказания, все зависит от обстоятельств.

  1. Потеря обеспечения заявки. Если участник уклоняется от заключения контракта, то может потерять деньги, которые внес как гарантию того, что заключит контракт. Это 0,5—5% от начальной цены контракта.
  2. Взыскание убытков заказчика. Например, победитель в аукционе предложил оказать услуги по охране за 140 000 Р и уклонился, а заказчик в итоге заключил контракт со следующим исполнителем на 190 000 Р. Убыток заказчика — 50 000 Р — должен выплатить уклонившийся от заключения контракта участник.
  3. Внесение в РНП. Участника признают недобросовестным и включают в реестр нарушителей госзаказов.

Если победитель конкурса или аукциона не подпишет контракт, он как минимум потеряет обеспечение заявки. Если выяснится, что уклонение было умышленным, то его внесут в РНП. А если при этом у заказчика возникнут убытки, то он может предъявить их в судебном порядке.

Для многих участников госзакупок попасть в реестр недобросовестных поставщиков — это худшее наказание. Целых два года такой предприниматель не сможет участвовать в закупках.

При подготовке закупочной документации заказчики устанавливают требования к участникам закупок. Одним из таких требований является отсутствие сведений об участнике в РНП.

И хотя в законе написано, что заказчики вправе, но не обязаны устанавливать такое требование, на практике оно есть в каждой закупочной документации. Так заказчики не допускают недобросовестных исполнителей получить госзаказ, потому что не хотят иметь с ними дело. Если такой участник подает заявку, то ее отклоняют в ходе проведения закупочных процедур.

В РНП включают не только сведения о фирме. Туда заносят и сведения о ее участниках и руководителе. Поэтому зарегистрировать новую фирму с теми же участниками и вернуться на рынок закупок не получится.

По закону 44-ФЗ закупаются в основном органы власти и казенные учреждения. По закону 223-ФЗ заказы размещают субъекты естественных монополий, компании с долей участия государства, бюджетные и автономные учреждения.

Если попасть в РНП по закону о госзакупках, то можно потерять возможность участвовать в закупках не только по 44-ФЗ, но также и по 223-ФЗ. Дело в том, что в закупках по 223-ФЗ заказчики зачастую требуют, чтобы сведения об участниках отсутствовали в обоих реестрах.

Заказчик отправляет сведения в антимонопольный орган, если:

  1. контракт не подписан победителем в установленный срок;
  2. контракт расторгнут судом или заказчик отказался от исполнения контракта из-за нарушений поставщика.

Антимонопольная служба приглашает заказчика и участника закупки на заседание. К этому заседанию участник может представить пояснения, почему он нарушил контракт или не подписал его. От того, как участник объяснит свое поведение, будет во многом зависеть и решение.

В свою очередь участник закупки может доказать, что намерения уклоняться не было, а контракт не был подписан из-за поломки ноутбука, перебоев с электричеством, регламентных работ в ЕИС или по другим уважительным причинам.

Так же и с исполнением контракта. Если поставщик сможет объяснить, что от исполнения контракта он не уклонялся, хотел исполнить свои контрактные обязательства, но не смог это сделать, например, из-за форс-мажорных обстоятельств, то в РНП его включать не будут.

В деле, о котором расскажу далее, поставщик не смог подписать контракт вовремя и был признан заказчиком уклонившимся, но РНП избежал.

Ко мне обратился поставщик, который попал в неприятную историю. Госпиталь для ветеранов войн проводил аукцион на поставку медицинских изделий. Компания победила в аукционе, но контракт в установленный срок не подписала.

Как выяснилось, причиной стала поломка ноутбука, на котором было установлено необходимое для работы на площадке программное обеспечение.

В сроки, отведенные на подписание контракта, ноутбук починить не удалось. Другой возможности подписать контракт у поставщика не было — с ЕИС он работал только с этого ноутбука.

Все подтверждающие документы — договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ — у поставщика были.

Поэтому заказчик признал поставщика медизделий уклонившимся от заключения контракта и направил сведения в Кировский УФАС для включения в РНП.

Протокол: заказчик признает победителя аукциона уклонившимся

Кировское УФАС уведомило поставщика медизделий о заседании по этому делу и предложило представить пояснения.

Уведомление Кировского УФАС о заседании по РНП

Мы подготовили пояснения и объяснили причины, по которым не подписали контракт вовремя, приложив подтверждающие документы: договор с сервисом на ремонт, акт выполненных работ, счет на оплату, платежное поручение.

Еще обратили внимание УФАС на ряд обстоятельств:

  1. Поставщик пытался заключить контракт: перевел на счет заказчика обеспечение исполнения контракта, направил подписанный контракт курьером заказчику.
  2. Компания готовилась исполнить контракт: поставщик получил коммерческое предложение от фирмы, у которой планировал купить медизделия для исполнения контракта.
  3. Добросовестность поставщика подтверждалась исполненными контрактами по другим закупкам. Список таких контрактов был приложен к пояснениям.

Таким образом поставщик хотел доказать УФАС, что не имел намерения уклониться от заключения контракта, а нарушение сроков подписания контракта произошло из-за неблагоприятного стечения обстоятельств.

В этом деле Кировское УФАС приняло решение не включать поставщика в РНП. Но предписание о заключении контракта выдавать не стало.

УФАС посчитало доказанным, что намерения уклониться не было. В решении указаны такие доказательства:

  1. Исполнитель перевел денежные средства заказчику в качестве обеспечения исполнения контракта.
  2. Направил подписанный контракт заказчику курьерской службой.
  3. Получил коммерческое предложение от фирмы на закупку медизделий, необходимых для исполнения контракта.

Также в УФАС учли информацию о том, что поставщик длительное время — с 2017 по 2019 год — участвовал в закупках и многократно добросовестно исполнял контракты, то есть имеет репутацию добросовестного поставщика. Это тоже отражено в решении.

В итоге Кировское УФАС не стало включать компанию в РНП. Хотя контракт был упущен, главная цель была достигнута — компания не попала в черный список и не выбыла из закупок на два года.

Если бы УФАС приняло другое решение и включило поставщика в РНП, то и в этом случае еще не все потеряно. Решение можно обжаловать в судебном порядке.

В дополнение к заявлению мы подготовили доказательства, что намерения уклониться от заключения контракта не было. Бюро не подписало контракт вовремя, так как случайно пропустило сроки на его подписание.

Уведомление от площадки, на которой заключался контракт, пришло на электронную почту директора бюро, хотя до этого все уведомления приходили на почту менеджера, отвечающего за контракт. Директор уведомление пропустил.

Из-за этого бюро не подписало контракт вовремя.

Суду были представлены доказательства того, что бюро принимало меры к заключению контракта и готовилось к его исполнению.

Например, подключило объекты заказчика к пульту централизованного наблюдения, готовилось к монтажу охранного оборудования на объектах заказчика.

После того как возможность подписания контракта была заблокирована на площадке, бюро направило заказчику контракт, подписанный на бумаге.

Суду были представлены доказательства, подтверждающие добросовестность бюро — сведения о полном исполнении 25 контрактов, а также о 20 контрактах, которые исполнялись бюро в тот момент.

С учетом всех обстоятельств суд принял решение, что у бюро не было намерения уклониться от заключения контракта, и признал решение Пермского УФАС недействительным. Суд обязал антимонопольную службу устранить допущенное нарушение — исключить сведения о бюро из РНП.

  1. Оценивайте свои силы и ресурсы перед тем, как подать заявку на участие в закупке. Будьте уверены в том, что вы сможете исполнить контракт на объявленных условиях.
  2. Следите за сроками подписания контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта — у вас есть 5 дней с даты размещения контракта заказчиком, чтобы подписать его.
  3. Не отчаивайтесь, если вы эти сроки нарушили. В РНП не вносят автоматически. Обратитесь к юристу, специализирующемуся на закупках.
  4. Контракт нужно исполнить. Если с исполнением есть какие-то сложности, то можно договориться с заказчиком о расторжении по соглашению сторон. В таком случае РНП не грозит.
  5. Подготовьте для антимонопольной службы пояснения, если заказчик все-таки подал в УФАС сведения для внесения в РНП, и примите участие в заседании.
  6. Вы можете обратиться в суд за защитой, если все-таки УФАС приняло решение о внесении в РНП.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/rnp/

Как вернуть деньги от недобросовестного поставщика – интервью

Недобросовестный поставщик что делать
Как вернуть деньги от поставщика

Неотъемлемой частью ведения бизнеса является решение вопросов с недобросовестными поставщиками и злостными неплательщиками.

У ведущего специалиста юриспруденции коммерческого и гражданского права Андреевой Юлии мы выяснили, как можно нейтрализовать подобные нарушения со стороны поставщиков с наименьшими потерями.

Статистика по обращениям от юридической компании

Расскажите немного о себе.

Андреева Юлия Александровна. Образование: СПБГУ Юридический факультет, Юрист, генеральный директор ООО «Лигл Эдвайз Сервисис» в Санкт-Петербурге.

Основной вид деятельности в юриспруденции — коммерческое и гражданское право.

Как часто к Вам обращаются за подобной услугой, каково примерное процентное соотношение в общем списке обращений?

Возврат денежных средств вообще составляет 50% всех обращений клиентов. Если брать только возврат денежных средств от недобросовестных Заказчиков или поставщиков – то это около 30% всех дел. А именно возврат денежных средств от недобросовестных поставщиков составляет около 15% всех обращений.

Как предотвратить мошенничество со стороны поставщика

Какие признаки указывают на то, что перед нами мошенник, как не попасться на удочку обманщика?

Самый большой риск, который несет Заказчик при взаимодействии с поставщиком, это отсутствие поставки оплаченного товара.

Легче всего избежать данного риска – это оплатить товара после получения. Но не все поставщики согласны на оплату после получения, поэтому как минимум нужно:

  1. Заключить договор;
  2. Проверить учредительные документы фирмы;
  3. Сверить их на соответствие данным, указанным на сайте налоговой;
  4. Проверить то ли лицо подписывает договор, которому предоставлено на это право в соответствии с уставом;
  5. Посмотреть, как давно существует эта организация;
  6. Предварительно проверить на сайте арбитражного суда, нет ли в отношении данного поставщика судебных споров, если есть – почитать дела с его участием. Если много судов, по которым с данного поставщика требуют денежные средства за оплаченный, но не поставленный товар, то существует большая вероятность, что и Вам, заключив с ним договор, придется впоследствии обращаться в суд;
  7. Проверить поставщика на сайте службы судебных приставов, нет ли заведенных на него исполнительных производств, и оценить их по размерам требований. Если какая-то незначительная задолженность перед Пенсионным фондом или налоговой встречается довольно часто, то, например, задолженность перед контрагентами должна вас насторожить.

Как вернуть займ, если договор займа составлен «неверно»?

Но в любом случае, никогда на 100 % нельзя быть уверенным в поставщике, поскольку, возможно, недобросовестный контрагент под каждое «дело» открывает новую организацию и поэтому еще на него нет ни судов, ни исполнительных производств.

Что делать, если поставщик не поставил товар

Если покупатель не получил товар/услугу, каким должен быть порядок действий? Чем может помочь юридическая компания в подобной ситуации?

Если покупатель оплатил товар (работу, услугу), а ему не поставили товар (не выполнили работу, не оказали услугу), то необходимо первоначально написать претензию контрагенту с требованием либо о поставке товара (выполнения работы, оказания услуги) в определенные сроки, либо с требованием о возврате оплаченной суммы в определенный срок. Претензию необходимо отправить по почте РФ ценным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. И сохранить копию претензии, а также опись, уведомление и чеки за оплату почтовых услуг. С момента отправки претензии ждать 30 дней.

Если за это время не последует никакого ответа или выполнения требований покупателя, то необходимо обратиться в суд. В суд нужно будет предоставить:

  • подтверждение оплаты (платежное поручение);
  • договор (если заключался);
  • копию претензию и подтверждение того, что Вы ее отправляли.

Юридическая компания может помочь в составлении претензии или, впоследствии, искового заявления и подачи дела в суд, а также может представлять Ваши интересы в суде.

Поставщик игнорирует требования

Если контрагент не отвечает на претензию или отвечает отказом, что делать? Какие законные способы воздействия на поставщика существуют?

После неполучения ответа на претензию необходимо обратиться в суд для взыскания оплаченной суммы. Также можно обратиться в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по мошенничеству. Если дело не возбудят, то на стадии расследования сотрудники правоохранительных органов должны вызвать для разъяснений генерального директора организации.

Возможно, после беседы со следователем, недобросовестный контрагент неожиданно вернет покупателю оплаченную сумму и предложит дополнительную сумму за то, чтобы заявители забрали заявление из полиции.

Но так бывает редко, так как чаще всего правоохранительные органы очень загружены делами и им некогда заниматься вновь поступившими, и они очень формально относятся к предусмотренным законодательством мероприятиям по расследованию.

Отправляют повестку и, если лицо не является, пишут, что не удалось отыскать данное лицо. Отказывают в возбуждении уголовного дела и всё.

Невозможно вернуть свои деньги

Бывает ли такое, что идти за помощью к юристам уже поздно?

Поздно может быть в 3-х случаях:

  1. Когда истек срок исковой давности, а в РФ он составляет 3 года. Эти 3 года даны лицу (организации), чье право нарушено, для восстановления своих прав. Спустя 3 года суд отказывает в связи с истечением срока исковой давности для предъявления требований.
  2. Когда организация ликвидирована.
  3. Когда организация признана банкротом и ведется конкурсное производство. Формально можно подать заявление о включении в реестр кредиторов, но как показывает практика, в итоге все равно никто ничего не получает.

Качество выполнения обязательств перед клиентом в кризис

Исходя из практики, какая наблюдается тенденция в ситуации с некачественным выполнением обязательств со стороны поставщика/подрядчика? Становится ли больше подобных ситуаций в кризис?

Такие ситуации и раньше происходили каждый день и сейчас.

Но, последнее время часто обращаются клиенты, у которых недобросовестными стали проверенные давние контрагенты, с кем они давно и хорошо сотрудничали. Возможно, это объясняется тем, что во время кризиса очень многие организации закрылись и продолжают закрываться каждый день. Поэтому, даже добросовестным поставщикам не всегда удается удерживаться.

Наша организация помимо представления интересов в суде, занимается также регистрацией и ликвидацией организаций. Судя по нашим клиентам, в этом году очень большое количество организаций ликвидируются, впрочем, как и в прошлом году. А раньше в основном все только открывались и редко закрывались.

Источник: https://promdevelop.ru/business/kak-vernut-dengi-ot-nedobrosovestnogo-postavshhika/

Как быть, если поставщик оказался недобросовестным: советы практикующего налогового юриста

Недобросовестный поставщик что делать

Как быть, если поставщик оказался недобросовестным: советы практикующего налогового юриста

30 сентября 2009 Сергей Семешкин Генеральный директор юридической фирмы «Джей-компания»

Столичные налоговые юристы утверждают: в этом году в Москве и области в подавляющем большинстве судебных споров о недобросовестных контрагентах побеждают инспекции.

Ранее мы писали о том, каким образом компании и предприниматели могут обезопасить себя еще на стадии заключения сделки.

А в настоящей статье генеральный директор юридической фирмы «Джей-компания» Сергей Семешкин расскажет, что делать налогоплательщикам, которых уже оштрафовали из-за «проблемных» поставщиков.

Если предприятие-поставщик не отчитывается перед ИФНС и не платит налоги, то страдают в первую очередь его клиенты. В том числе и те, кто даже не догадывался о недобросовестности своего контрагента. Происходит это так: во время проверки налоговики обнаруживают, что один из поставщиков неблагонадежен.

Тогда ревизоры вызывают человека, который по данным ЕГРЮЛ числится руководителем данной фирмы-партнера, и опрашивают его. Чаще всего директор заявляет, что название возглавляемой им организации слышит впервые, и никаких документов не подписывал.

Более того, многие лже-руководители, по их словам, потеряли свои паспорта, и «кто-то ими воспользовался».

Налоговики заносят это в протокол и объявляют, что проверяемое предприятие не проявило должной осмотрительности при выборе поставщика.

На этом основании аннулируют расходы, вычет «входного» НДС, и штрафуют по статье 122 НК РФ. При этом фискалов не заботит, что никаких иных доказательств, кроме свидетельских показаний, у них нет.

В такой ситуации налогоплательщику остается лишь самому подготовить грамотные аргументы в свою защиту.

На недобросовестного поставщика следует пожаловаться в милицию

Обычно налогоплательщики оспаривают решение по проверке в вышестоящем налоговом органе, затем в суде. Мы рекомендуем сделать еще и промежуточный шаг: перед обращением в арбитраж написать заявление в правоохранительные органы. Форма такая же, как в случае любого другого преступления (например, ограбления).

В заявлении сообщить о том, что неизвестное лицо подписало документы от имени компании-поставщика, чем нанесло ущерб покупателю. А также попросить найти человека, поставившего свой автограф на договоре, и привлечь его к ответственности.

Возможно, милиционеры и впрямь отыщут виновника, ведь у сотрудников ОВД есть возможность установить, кто управлял расчетным счетом недобросовестной организации-контрагента.

Надо сделать так, чтобы налоговики тоже проходили по уголовному делу

Кроме того, при обращении в милицию следует назвать еще одного виноватого — ИФНС, где зарегистрирован «проблемный» продавец. Действительно, у налоговиков есть полномочия контролировать действия по созданию юридических лиц и открытию банковских счетов.

Цель контроля — не допустить, чтобы хозяйственные операции совершались без ведома лиц, указанных в ЕГРЮЛ. Однако инспекции не только не принимают превентивных мер, но отказываются делать что-либо, даже когда их информируют об уже свершившихся фактах. Приведу пример.

В одном из налоговых споров, где мы представляли интересы организации-покупателя, в арбитраж вызвали директора фирмы-поставщика. Выступая в качестве свидетеля, он сообщил, что еще несколько лет назад с удивлением узнал о своей должности руководителя.

Тогда же он заявил в инспекцию, что фактически директором не является, и попросил разобраться в ситуации. Налоговики должны были заблокировать счет предприятия и выяснить, кто же на самом деле заключает сделки от имени фиктивного руководителя. Но инспекторы не предприняли никаких мер.

В результате недобросовестный поставщик продолжал безнаказанно действовать, а пострадала вполне благонадежная организация. Отстаивая свои интересы, компания-покупатель может попробовать призвать к ответственности налоговиков за их бездействие.

Теоретически это возможно, так как постановление о возбуждении уголовного дела утверждается прокуратурой. А она вправе дать предписание органу или лицу, виновному в причинении ущерба, об устранении нарушения. Другими словами, инспекцию могут обязать самостоятельно проводить мероприятия по выявлению «неустановленных лиц», подписывающих документы вместо зарегистрированных в реестре руководителей.

Но даже если этого не произойдет, налогоплательщик не останется в проигрыше. Независимо от своего исхода уголовное дело будет хорошим подспорьем во время предстоящего арбитражного спора с инспекцией. К тому же оно поможет отвести уголовную ответственность от директора «пострадавшей» компании.

О чем ходатайствовать в арбитраже

Теперь пришло время оспорить решение по налоговой проверке в арбитражном суде. Основная задача налогоплательщика — убедить судей, что показания лже-руководителя поставщика не говорят о недобросовестности компании-покупателя.

Цель, очевидно, будет достигнута в случае, когда договор подписан новым директором, тогда как показания давал прежний глава фирмы. Такое возможно, если на предприятии произошла смена руководителя, но налоговый орган об этом не извещен, и в реестре юридических лиц значатся устаревшие сведения.

Получается, что проверяющие опрашивают того директора, который проходит по их документам, хотя на самом деле он давно переизбран. Причем его преемник подписывает договоры с полным основанием, поскольку его полномочия не зависят от факта уведомления ИФНС.

К сожалению, налоговики при проверке не интересуются, является директор бывшим или действующим. Поэтому изучать данный вопрос придется налогоплательщику. Для этого в рамках арбитражного процесса он должен ходатайствовать об истребовании регистрационного дела поставщика.

Если окажется, что опрашиваемое лицо уже не занимает должность руководителя, то его показания не будут являться доказательством недобросовестности компании-покупателя.

Кроме того, нельзя исключать, что директор при опросе говорит неправду. Будучи лицом заинтересованным, он может и не признаться, что на договорах стоит его автограф. Подтвердить, либо опровергнуть его слова можно лишь при помощи почерковедческой экспертизы. Ходатайствовать о ее проведении должен именно налогоплательщик, потому что ИФНС этого обычно не делает.

Даже если суд отклонит ходатайство, вышестоящие инстанции, возможно, учтут, что данный вопрос не исследован, и не подтвердят решение, положительное для инспекции. Но следует иметь в виду: просить об экспертизе почерка целесообразно только в случае, когда подпись свидетеля похожа на подпись, стоящую в первичных документах.

При отсутствии сходства нужно признать, что директор, скорее всего, говорит правду.

В суде необходимо доказать, что сделка фактически состоялась

Чтобы отстоять свое право на вычет НДС и расходы, покупателю обязательно нужно продемонстрировать судьям реальность сделки. Проще говоря, рассказать, (и подтвердить документально) где сейчас находится и как используется товар, полученный от сомнительного продавца.

Например, назвать адреса объектов, на которых установлены температурные датчики определенной марки, закупленные у поставщика.
Сразу оговоримся — сегодня такие доводы крайне редко производят на судей впечатление.

И, тем не менее, о реальном характере сделки следует заявить, чтобы данные аргументы фигурировали в тексте судебного постановления.

Велика вероятность, что в ближайшем будущем Конституционный суд решит: нельзя привлекать покупателя к налоговой ответственности на основании одних только показаний руководителя фирмы-поставщика. И тогда судебные дела, выигранные налоговиками, можно будет пересмотреть.

Тут и пригодится реальность сделки, которая очевидно станет решающим доводом в пользу налогоплательщика. Добавим, что подобные прецеденты уже случались в судебной практике. Так, в 90-е годы московские инспекторы выигрывали все споры о незаконном введении в столице налога с продаж. Потом появилось положительное для плательщиков определение КС РФ, и большинство решений удалось изменить «задним числом».

От редакции

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/experience/2009/9/2202

Недобросовестный поставщик: основания для признания и включения в реестр

Недобросовестный поставщик что делать

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основания для признания поставщика государственных закупок недобросовестным по 44-ФЗ
  • Информация, включаемая в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ
  • Основания для признания поставщика недобросовестным по 223-ФЗ
  • Подача заявления в ФАС о признании поставщика недобросовестным
  • Обновление правил включения в РНП в 2020 году
  • Последствия для недобросовестного поставщика после попадания в РНП
  • Проверка, является ли потенциальный поставщик недобросовестным
  • 5 оснований для оспаривания статуса «недобросовестный поставщик»

Под понятие «недобросовестный поставщик» попадают те предприниматели, которые не выполняют взятые на себя обязательства по 44-ФЗ и 223-ФЗ.

Получение такого «статуса» возможно только на основании решения суда, после чего контрагент попадает в Реестр недобросовестных поставщиков.

Предприниматель, вошедший в этот своеобразный черный список, лишается возможности участвовать в закупочной деятельности в течение 2 лет.

Перечень оснований для признания недобросовестным поставщиком достаточно обширен, поскольку к этим контрагентам применяются весьма жесткие требования. Однако нельзя не отметить, что возможно признание решения суда необоснованным. В этой статье мы разберем, как можно отменить решение суда и как вообще не попасть в реестр недобросовестных поставщиков.

Основания для признания поставщика государственных закупок недобросовестным по 44-ФЗ

В законе о госзакупках 44-ФЗ содержится такое понятие, как недобросовестный поставщик. Это субъект, уклонившийся от подписания контракта либо нарушивший условия его исполнения.

В последнем случае договор расторгается по инициативе заказчика в одностороннем порядке либо по решению суда. Для экономических агентов, признанных недобросовестными поставщиками, предусмотрен особый список – реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Субъект может попасть в реестр еще до заключения контракта, если он:

  • признан победителем конкурентной процедуры, но уклонился от подписания договора. Заказчик заключает сделку с участником, занявшем второе место;
  • является единственным поставщиком в соответствии с требованиями 44-ФЗ, но уклонился от подписания договора.

Факт уклонения от подписания контракта признается при следующих условиях:

  • в положенный законом срок поставщик не подписал проект контракта;
  • заказчику не переданы все экземпляры контракта;
  • не выполнено условие по обеспечению исполнения контракта.

Если договор подписан и начата его реализация, то исполнитель может быть признан недобросовестным поставщиком услуг, работ, товаров при следующих условиях:

  1. Не выполняются существенные положения контракта, который расторгается по решению суда на основании искового заявления заказчика.
  2. Не выполняются существенные положения контракта, и в связи с этим заказчик в одностороннем порядке отказывается продолжать отношения. В частности, если подрядчик затянул сроки начала работ, предусмотренные договором.

Важно! По факту прекращения договорных отношений заказчиком может быть инициирован судебный процесс, в ходе которого стороны приходят к мировому соглашению, либо при разбирательстве устанавливаются обстоятельства, не содержащие вины исполнителя, хотя и явившиеся причиной нарушения условий контракта. Подобное развитие событий не является поводом признать подрядчика недобросовестным поставщиком по 44-ФЗ.

Информация, включаемая в реестр недобросовестных поставщиков по 44-ФЗ

В реестр недобросовестных поставщиков заносится информация об экономических агентах, которые, будучи участниками государственных закупок, либо уклонились от подписания контракта, либо не выполнили условия договора при отсутствии уважительных причин.

В законе 44-ФЗ содержатся требования относительно того, в каком объеме в реестр должны заноситься сведения о недобросовестных поставщиках работ, услуг и товаров:

  1. Полное наименование юридического лица или Ф. И. О. физического.
  2. ИНН экономического агента или аналогичный документ для иностранного субъекта.
  3. Ф. И. О. или наименования юридических лиц – учредителей организации с указанием их ИНН. Для иностранных учредителей предоставляется информация по документам – аналогам ИНН.
  4. Даты:

    – проведения аукциона в электронной форме;

    – размещения результатов открытого конкурса либо публикации итогов конкурса с ограниченным участием;

    – обнародования итогов двухэтапного конкурса;

    – проведения процедуры запроса котировок или запроса предложений.

    То есть должна быть предоставлена информация по тем конкурентным процедурам, в которых участвовал данный субъект и в последующем проявил себя как недобросовестный поставщик.

  5. Предмет договора.
  6. Стоимость сделки.
  7. Окончательная дата исполнения обязательств по контракту.
  8. Дата прекращения договорных отношений. Она устанавливается в соответствии с решением суда либо на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
  9. Причины, по которым был расторгнут контракт.
  10. Дата занесения сведений о недобросовестном поставщике в реестр.

РНП ведется с целью улучшить качество проведения государственных и муниципальных закупок и не допустить в эту сферу экономических агентов, имеющих негативную репутацию и не исполняющих должным образом свои обязательства.

В реестре отражается информация не только о наименовании организации, но и персонально о ее руководителях и учредителях, поэтому эти лица фактически лишаются доступа к тендерным процедурам, даже выступая от имени другой компании.

Если же сведения об экономическом агенте отсутствуют в реестре недобросовестных поставщиков, определение его надежности лишь по этому признаку будет не совсем корректным, потому что, возможно, субъект ранее никогда не имел отношения к госзакупкам либо не выигрывал тендеры.

Обратите внимание! В РНП информация заносится сроком на два года. После этого все сведения из базы удаляются.

Основания для признания поставщика недобросовестным по 223-ФЗ

Закон 223-ФЗ также регламентирует порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.

Помимо положения этого нормативного акта, заказчики, передавая в ФАС РФ информацию и документы о недобросовестных поставщиках – своих контрагентах, должны руководствоваться требованиями Постановления Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211.

Субъекты, реализующие закупки на основании 223-ФЗ, в своих требованиях к участникам вправе указать, что потенциальные поставщики не должны значиться в РНП как по 223-ФЗ, так и по 44-ФЗ.

Прежде чем занести информацию об экономическом агенте в РНП, компетентные органы должны ознакомиться с документацией о закупке и Положением, на основании которого действует заказчик.

Участники закупок обязаны подписывать договор, если они становятся победителями конкурентных процедур (конкурс, аукцион и т. п.).

Во всех прочих случаях – выбор поставщика через запрос предложений, запрос цен, запрос котировок и т. п. – такой обязанности не возникает.

Если в ходе исполнения контракта стороны приходят к необходимости прекратить отношения и расторгают договор, не обращаясь в суд, то поставщик не может быть признан недобросовестным.

В соответствии с Постановлением Правительства № 1211 от 22.11.2012 в реестр по 223-ФЗ вносится следующая информация:

  • Дата занесения информации в реестр и номер записи.
  • Наименование органа, который внес информацию о недобросовестном поставщике в реестр.
  • Наименование юридического лица либо ИП, который признан недобросовестным поставщиком на основании факта уклонения от подписания контракта или при наличии судебного решения о расторжении договора по вине данного исполнителя.
  • Юридический адрес организации либо адрес регистрации физического лица. Эта информация заносится в полной форме: страна, индекс, название единицы административно-территориального деления страны, муниципального образования, населенного пункта и улицы, номер дома, корпуса и офиса (или квартиры физического лица).
  • ИНН в соответствии с документами, выданными налоговой службой. Для иностранцев заносится информация, являющаяся аналогом налогового номера на территории их стран.
  • Дата события, повлекшего обязательства для потенциального поставщика, которые были им в дальнейшем нарушены. Это может быть: подведение итогов конкурентной процедуры, по результатам которой субъект был признан победителем и уклонился от подписания контракта; признание закупки несостоявшейся, когда единственный поставщик уклонился от заключения контракта (при наличии таких обязательств для него); подписание договора, который впоследствии был нарушен (в этом случае указываются реквизиты документа, удостоверяющего факт неисполнения обязательств по контракту).
  • Данные о контракте: объект закупки; код ОКПД 2 (коды должны быть представлены в полном формате, то есть по каждому ТРУ необходимо указать раздел, класс и подкласс, группу и подгруппу, категорию и подкатегорию); валюта договора и ее код; окончательная дата поставки.
  • Дата прекращения отношений по контракту. Необходимо прописать причины, по которым договор был расторгнут, и реквизиты официального документа, явившегося основанием для прекращения договорных отношений (в частности, судебное решение).

Подача заявления в ФАС о признании поставщика недобросовестным

Если в ходе закупки возникают нарушения правил взаимодействия со стороны потенциального поставщика, достаточные, чтобы признать его недобросовестным, заказчик оформляет заявление по данному факту и направляет его в территориальную антимонопольную службу.

Инициатор закупки должен подробно в нем изложить все обстоятельства взаимоотношений, указать даты и суть конкретных действий, на основании которых он требует признать контрагента недобросовестным поставщиком.

Определение степени вины должно быть основано на положениях закупочной документации.

К заявлению прилагаются документы, оформленные в ходе закупки, в том числе итоговый протокол. В самом тексте должны содержаться следующие сведения:

  • наименование поставщика, нарушившего условия закупки или контракта;
  • дата проведения закупочной процедуры (торгов).

Законами 44-ФЗ и 223-ФЗ установлены разные сроки для передачи заказчиком заявления в антимонопольную службу.

Для 44-ФЗ

Для 223-ФЗ

  • 3 рабочих дня после того, как будет подписан контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место.
  • 5 рабочих дней с даты, установленной в закупочной документации в качестве конечной для подписания контракта с единственным поставщиком.
  • 3 рабочих дня с момента вынесения судебного решения о расторжении договора либо с даты одностороннего отказа заказчика.
  • 30 календарных дней после того, как будет подписан контракт с участником конкурентной процедуры, занявшим второе место, или с конечной даты подписания контракта, установленной в закупочной документации.
  • 30 календарных дней с даты, установленной в закупочной документации в качестве конечной для подписания контракта с единственным поставщиком.
  • 10 рабочих дней с момента вынесения судебного решения о расторжении договора.

Вся система государственных закупок нацелена на их максимальную эффективность. Для этого предусмотрен жесткий регламент, способный в том числе отсеять безответственных поставщиков, не соблюдающих условия закупок.

Поэтому о нарушениях со стороны участника заказчик обязан направлять информацию в ФАС.

Если при рассмотрении дела подтверждаются факты неисполнения обязательств поставщиком, то он заносится в реестр, и эта информация становится доступной для других государственных структур и организации.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/nedobrosovestnyy-postavshchik/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.