Недоимка ндфл

Правовая природа недоимки —позиция Минфина России

Недоимка ндфл

Продолжение темы, начатой в статье «Переплата — фундаментальное заблуждение налоговиков, или хитрая уловка?!»

Перед тем, как погрузиться в «тему», предлагаю читателям — каждому для себя, зафиксировать свою позицию по такому вопросу.

Налогоплательщик в своей налоговой декларации ошибочно завысил сумму налога. Однако оплата им произведена в меньшем размере в соответствие с действительным налоговым обязательством. Налоговый орган на основании полученной от налогоплательщика декларации выставил налогоплательщику Требование об уплате налога в части «недоплаченной» суммы.

Вопрос: Возникла ли у налогоплательщика обязанность оплатить выставленное требование?

Сначала оценим ситуацию на основании «духа Закона». Иными словами: «исходя из основных положений и смысла законодательства о налогах и сборах».

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ «недоимка – сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок».

В соответствие с п. 1 ст. 3 НК РФ «каждое лицо должно уплачивать ЗАКОННО УСТАНОВЛЕННЫЕ налоги и сборы». Соответственно параметры «законно установленного налога» — в первую очередь его размер и срок уплаты — это самый что ни на есть объективный фактор. И субъективная ошибка налогоплательщика никак не может считаться правовым основанием для возникновения налоговой обязанности.

Дело в том, что государство — это не «беловоротничковый» жулик, промышляющий на ошибках беспечных и неграмотных граждан (и даже не «Робин Гуд», по беспределу карающий очевидных ловкачей и ворюг). Должностные лица налоговых органов как государственные служащие в соответствие со ст. 15 Федерального закона от 27.07.

2004 № 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” обязаны «соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций». Соответственно ст. 32 НК РФ предписывает налоговым органам «соблюдать законодательство о налогах и сборах», а ст.

 33 НК РФ обязывает должностных лиц налоговых органов «действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами».

Экономическая суть недоимки (добавим — и начисляемых на неё пени) — это количественный показатель причинённого государству налогоплательщиком материального ущерба в результате просрочки исполнения налоговой обязанности.

Закреплённый в Налоговом кодексе РФ публично-правовой метод регулирования налоговых правоотношений возлагает на государство бремя доказывания факта причинения материального ущерба при обязательном соблюдении установленной законодательством о налогах и сборах процедур.

Поэтому описанная в вопросе ситуация невозможно в принципе. Оговоримся: при условии надлежащего исполнения налоговыми органами положений законодательства о налогах и сборах. Именно такую доктрину закрепил  законодатель в Налоговом кодексе России.

Подтвердим это конкретными правовыми нормами, опираясь на авторитетное мнение уполномоченного государственного органа.

В ответе на вопрос о правовой природе недоимки Минфин России в письме от 28.11.2018 № 03-02-08/86043 (файл письма присоединён к статье) изложило абсолютно правильные выводы. Но, к сожалению, не сопроводив их правовым обоснованием. Попытаемся нивелировать этот недостаток, не исказив позицию финансового органа.

Вся суть содержится в 3-х абзацах. Приведу их дословно (выделения автора):

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ (Кодекс) недоимкой признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Неуплата налога в установленный срок является нарушением законодательства о налогах и сборах.

В случае, если недоимка выявлена вне проведения налоговой проверки, требование об уплате налога направляется налоговым органом в соответствие с п. 1 ст. 70 Кодекса. Факт наличия недоимки отражается в документе, форма которого утверждена приказом ФНС России от 13.02.

2017 № ММВ-7-8/179@.

Обращаю внимание: позиция Минфина России «завязана» на весьма важную норму п. 2 ст. 69 НК РФ: «Требование об уплате налога направляется налогоплательщику приналичии у него недоимки».

Применив к процитированному фрагменту рассматриваемого письма Минфина России правила логики  неминуемо придём к следующим двум выводам.

  • Во-первых, из первых двух абзацев (посылок), «железобетонно» следует вывод: недоимка – это нарушение законодательства о налогах и сборах.
  • Во-вторых, согласно третьему абзацу — документальное оформление «факта наличия недоимки» (формирование налоговым органом доказательственной базы) производится одним из двух альтернативных способов:

1-й способ –выявление недоимки «вне проведения налоговой проверки». В подтверждение  этого составляется документ по форме, утв. приказом ФНС России от 13 февраля 2017 г. № ММВ-7-8/179@.

2-й способ – выявление недоимки в ходе проведения налоговой проверки.

Начнём с актуального для предпринимателей способа установления  факта «наличия недоимки» в ходе проведения налоговых проверок.

С учётом того, что подробно процедура камеральной налоговой проверки, а также как современные информационные технологии, внедрённые ФНС России в налоговый контроль, обеспечивают защиту прав и законных интересов налогоплательщиков, будет рассмотрена в одной из следующих статей. Здесь же остановимся только на ключевых моментах в разрезе темы статьи.
Итак, самое главное.

1. В соответствие с п. 2 ст. 88 НК РФ по каждой поступившей в налоговый орган налоговой декларации (налогового отчёта) в обязательном порядке проводится камеральная налоговая проверка.

И только в случае не поступления в надлежащий срок декларации налоговый орган вправе начать камеральную налоговую проверку (при отсутствии декларации) по имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике и его налогооблагаемых доходах. Однако после поступления (с опозданием) налоговой декларации в обязательном порядке начинается камеральная налоговая проверка (абз. 3 п. 2 ст. 88 НК РФ).

2. Согласно п. 5 ст.

 88 НК РФ «если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса».

Таким образом, не составление акта по окончании камеральной налоговой проверки означает отсутствие нарушений законодательства о налогах и сборах (а не только налоговых правонарушений). Напомним, что недоимка согласно официальному разъяснению финансового органа как раз и является нарушением законодательства о налогах и сборах.

3. Материалы налоговой проверки (основным из которых является Акт проверки) в порядке, установленном ст. 101 НК РФ, рассматриваются руководителем (его заместителем) территориального налогового органа, который может вынести два вида Решений:

А далее весьма важная деталь: при любом исходе дела, если установлен факт недоимки (в том числе уже погашенной налогоплательщиком), в Решении в обязательном порядке указывается конкретная сумма этой недоимки и (или) начисленные пени (абз. 1 и 2 п. 8 ст. 101 НК РФ).

Решение в соответствие с п. 9 ст. 101 НК РФ вступает в силу через месяц после вручения налогоплательщику (а в случае обжалования – сразу после рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом).

Таким образом, только после вступления в силу Решения по итогам рассмотрения материалов налоговой проверки считается установленным факт наличия недоимки. И соответственно, налоговый орган получает право начать процедуру её истребования.

4. Согласно п. 2 ст. 70 НК РФ «требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (…) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, еслииное не предусмотрено настоящим Кодексом». «Иного» Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено.

Более того, данное правило продублировано (и уже без всяких «если») в п. 3 ст. 101.3 НК РФ: «На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которого вынесено решение  , направляется в установленном статьей 69 настоящего Кодекса порядке требование об уплате налога (сбора, страховых взносов), соответствующих пеней».

Представленная здесь точка зрения подтверждается позицией Минфина, изложенной в письме от 11.06.2019 № 03-15-05/42607 (письмо присоединено к статье).

Хотя основная тема письма – отдельные вопросы нормативного регулирования контроля за уплатой страховых взносов (в том числе переходные положения в связи с передачей администрирования от ПФР в ФНС России с 01.01.

2017), предпоследние три абзаца письма посвящены порядку направления требования об уплате налога по результатам налоговых проверок. Приведу их полностью (выделения автора):

Предметом налогового контроля является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, сборов, страховых взносов, определенных статьей 8 Кодекса.

Порядок проведения налоговых проверок, рассмотрение материалов по результатам их проведения, вынесение налоговыми органами решений по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок регулируются статьями 88, 89, 100, 101 Кодекса.

Требование об уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов по результатам налоговой проверки направляется в соответствии со статьями 69, 70 и пунктом 3 статьи 101.3 Кодекса.

Внимательный читатель, надеюсь, обратил внимание, что законодатель оперирует похожими (близкими по смыслу) категориями «налоговое правонарушение» и «нарушение законодательства о налогах и сборах». Их соотношение раскрывается на таком примере.

В соответствие с п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата налога в надлежащий срок является налоговым правонарушением (ст. 106 НК РФ), за которое полагается финансовая санкция. Недоимка в данном случае является одним из элементов состава налогового правонарушения.

Если же полный состав налогового правонарушения не будет подтверждён, то обнаруженная в ходе налоговой проверки недоимка квалифицируется как нарушение законодательства о налогах и сборах. В обоих случаях процедура истребования недоимки инициируется в порядке, установленном п. 3 ст. 101.3 НК РФ (в первом случае вместе с наложенной финансовой санкцией — штрафом).

Таким образом, налоговое правонарушение — это частный случай более широкого понятия — нарушение законодательства о налогах и сборах.

Нельзя не упомянуть, что факт недоимки может быть подтверждён и Актом взаимной сверки расчётов. В этом случае налогоплательщик добровольно признаёт факт наличия недоимки, освобождая налоговый орган от необходимости выполнять установленные законодательством о налогах и сборах процедуры.

Вернемся к случаю установления факта наличия недоимки вне проведения налоговой проверки.

Исходя из того, что каждая полученная налоговым органом декларация в обязательном порядке подвергается камеральной налоговой проверке, ареал применения такого «одностороннего» (а значит — заведомо субъективного) способа ограничен случаями налогового контроля недекларируемых объектов налогообложения.

А это в подавляющей своей части сфера отношений с гражданами, не являющимися предпринимателями. Например, имущественные налоги физических лиц. И этому есть логическое объяснение. В подобных случаях налоговый орган самостоятельно ведёт учёт как налоговых начислений (извещая о них налогоплательщиков), так и о поступивших в их погашение платежах.

Что позволяет налоговикам единолично устанавливать факт наличия недоимки с оформлением соответствующего документа.

Правомерность же применение такого «одностороннего» (без участия налогоплательщика) способа установления факта «недоимки» в ходе других мероприятий налогового контроля весьма сомнительна. Хотя бы потому, что в Законе такие случаи прямо не оговорены.

А налогоплательщики, руководствуясь ст. 21 НК РФ, «имеют право требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков».

Надеюсь, приведённые аргументы помогут налогоплательщикам при защите своих прав и законных интересов.

Начало темы:  Переплата: фундаментальное заблуждение налоговиков, или хитрая уловка?!

Продолжение темы: Сверка с налоговой: «подводные камни» и «засады»

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/8/19/pravovaya_priroda_nedoimki_-poziciya_minfina_rossii

Какая ответственность предусмотрена за неуплату НДФЛ?

Недоимка ндфл

Неуплата НДФЛ – ответственность за это нарушение несут как выгодоприобретатели, так и лица, от которых физические лица получают доходы. В данной статье мы поговорим о том, к какой ответственности могут быть привлечены налогоплательщики и можно ли ее избежать.

Объект и налоговая база НДФЛ

В контексте НК РФ доход как объект налогообложения сформулирован следующим образом. Это экономическая выгода, если ее возможно идентифицировать и оценить в денежной форме (ст. 41).

Применительно к НДФЛ, согласно ст. 210 НК РФ, – это доходы в денежной и натуральной форме, материальная выгода, виды которой поименованы в ст. 212 НК РФ. Здесь подразумевается, что если некая сумма налога задержана организацией или предпринимателем, то за время задержки он может ее пустить в оборот и получить доход. За это деяние и предусмотрено наказание в НК РФ.

Необходимо отметить, что право распоряжения доходом приравнено к его получению. Для налоговых резидентов налоговая база включает также доходы, полученные за границей.

Подробнее о налоговой базе по НДФЛ читайте в статье «Порядок определения налоговой базы по НДФЛ».

Предусмотрена ли ответственность юридических лиц и ИП за неуплату НДФЛ

Налоговым периодом по НДФЛ является календарный год. Физическое лицо уплачивает причитающуюся сумму НЛФЛ не позднее 15 июля года, следующего за данным налоговым периодом (п. 6 ст. 227, п. 4 ст. 228 НК РФ).

Неуплата НДФЛ означает возникновение недоимки по налогу, подлежащей уплате в бюджет. На сумму просроченной задолженности начисляются пени в качестве компенсации потерь казны за неисполнение в надлежащий срок обязанности налогоплательщика.

К индивидуальным предпринимателям и нотариусам (адвокатам), имеющим частную практику, за неуплату (или просрочку уплаты) авансовых платежей в течение налогового периода согласно п. 9 ст. 227 НК РФ также может быть предъявлено требование об уплате пени.

Часть доходов, являющихся объектом налогообложения по ст. 209 НК РФ, подлежит обложению НДФЛ налоговым агентом (ст. 226 НК РФ). Ненадлежащее исполнение налоговым агентом обязанности по уплате удержанного за счет дохода налогоплательщика налога к налогоплательщику отношения не имеет.

Однако если налоговый агент не удержал налог из дохода налогоплательщика при наличии этой обязанности, за неуплату НДФЛ к ответственности может быть привлечен и сам налогоплательщик. Правда, не во всех случаях.

Когда налогоплательщик не привлекается к ответственности за неуплату НДФЛ

Прежде всего, следует упомянуть п. 5 ст. 226 НК, который вменяет налоговому агенту в обязанность по окончании отчетного года уведомить налогоплательщика в 2-месячный срок — не позднее 1 марта следующего года.

Решение о применении штрафа к налогоплательщику принимается налоговым органом при соблюдении условий, установленных ст. 109 НК РФ. В ней сказано, что, помимо события правонарушения (неуплаты налога), необходима вина налогоплательщика.

То есть не всегда правомерен тезис о том, что за неуплату НДФЛ ответственность налогоплательщика неизбежна.

Нельзя не упомянуть в связи с этим письмо Минфина России от 10 июня 2013 года № 03-04-05/21472, в котором рассмотрен один из вариантов неуплаты НДФЛ при участии обозначенных выше лиц в расчетах с казной по НДФЛ. Ситуация описана в письме следующим образом:

  • при выплате дохода НДФЛ не был удержан;
  • налогоплательщик узнал об этом факте после истечения срока по уплате НДФЛ и представления налоговой декларации.

Установленное надлежащим образом обстоятельство, что налогоплательщик не знал о неудержании с него НДФЛ, является доказательством его безвинности. А это в силу п. 2 ст. 109 считается самостоятельным и достаточным доводом для невзыскания штрафа, установленного ст. 122 НК РФ.

Однако Минфин России не делает в этом случае однозначного заключения, а только указывает, что при образовавшейся в подобных обстоятельствах неуплате НДФЛ ответственность назначается с учетом наличия вины.

В связи с этим, если есть основания считать, что его отношения с экономическим субъектом могли привести к возникновению объекта налогообложения, физическому лицу все же следует побеспокоиться о получении справки 2-НДФЛ.

Либо необходимо иным применимым к конкретным обстоятельствам способом удостовериться в отсутствии обязанности по уплате НДФЛ.

О том, какие доходы не надо облагать подоходным налогом, можно узнать из статьи «Доходы, не подлежащие налогообложению НДФЛ (2016–2017 гг.)».

Какие санкции предусмотрены за несвоевременную уплату НДФЛ

Неуплата НДФЛ физическим лицом вкупе с отсутствием декларирования налога в установленных законом случаях влечет за собой ответственность в виде штрафа, предусмотренную ст. 122 НК РФ.

Согласно ст. 229 НК РФ физические лица не позднее 30 апреля по окончании налогового периода обязаны подать налоговую декларацию:

  • по доходам от предпринимательской деятельности;
  • по вознаграждениям по трудовым договорам, от продажи имущества, любого иного прироста имущества, являющегося объектом налогообложения по НДФЛ, от налоговых агентов и лиц, ими не являющихся, при условии, что НДФЛ источником дохода удержан не был;
  • лица, признаваемые налоговыми резидентами, — при получении доходов из зарубежных источников.

Неуплата НДФЛ, отягощенная неподачей декларации 3-НДФЛ, приводит к взысканию штрафа в размере 20% от суммы неуплаченного налога (п. 1 ст. 122 НК РФ).

Неосведомленность физического лица о наличии и размере обязательства по уплате НДФЛ может оказаться весьма неприятным сюрпризом, так как налоговым органом будет предъявлена к единовременной уплате недоимка, пени и, возможно, штраф.

Что будет за неуплату подоходного налога налоговым агентом

Налоговые агенты ежемесячно начисляют налог по облагаемым по ставке 13% доходам нарастающим итогом с начала года. Своевременное выявление обязанности по уплате НДФЛ и исполнение срока по его платежу важно с точки зрения размера убытков для экономических субъектов, являющихся налоговыми агентами по НДФЛ.

Помимо взыскания недоимки и пени (п. 1 ст. 46 НК РФ), ст. 123 НК РФ в редакции закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ дает налоговому органу основания налагать на налоговых агентов штраф не просто за неуплату налога, а даже за задержку уплаты, например на один день.

Соответствие этой нормы законодательно установленным принципам налогообложения (соразмерности размера ответственности и материального вреда бюджету и др.) в судебном порядке не проверялось. Налоговые и судебные органы могут уменьшить размер штрафа на основании подп. 3 п.

1 ст. 112 НК РФ.

О том, как минимизировать ответственность, см. материал «Финансовые трудности налогового агента: организации могут смягчить ответственность».

См. также «Спасет ли от штрафа уплата НДФЛ до составления акта проверки?».

Например, организация осуществляет розничную торговлю и выдает зарплату за счет денежных средств в кассе, полученных наличными от покупателей. НДФЛ уплачивается в течение 2–3 дней после выплаты дохода.

Таблица 1

Пример размера штрафа за несвоевременную уплату НДФЛ налоговым агентом

Что будет за неуплату подоходного налога налоговым агентом

В результате неуплата НДФЛ в установленный срок приведет к ощутимым потерям в виде штрафа, даже если недоимка к началу налоговой проверки отсутствует.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/nalognalog/kakaia-otvetstvennost-predusmotrena-za-neuplatu-ndfl-5afc9351581669c2c4e8a068

Что будет, если не платить НДФЛ

Недоимка ндфл

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это налог, который «автоматически» платят со своей зарплаты все. Точнее, платит его за нас работодатель.

Ситуация резко меняется, когда человеку поступают доходы, не связанные с его трудовыми отношениями, например, доход от продажи имущества или от сдачи квартиры в аренду.

Такие доходы в некоторых случаях необходимо задекларировать самостоятельно и заплатить с них НДФЛ. Делают это уже далеко не все. Разбираемся, чем теоретически может грозить неуплата такого налога.

Платить налог с доходов обязаны все физлица. Этим налогом облагаются доходы от продажи имущества, которое было в вашей собственности менее 3 лет, доходы от сдачи имущества в аренду, полученные за рубежом, и многие другие, вплоть до выигрыша в лотерею или ставок на спорт.

Ставка НДФЛ варьируется в зависимости от наличия налогового резидентства и видов доходов. Так, для налогового резидента ставка составляет 13%, а для налогового нерезидента – 30%. Налоговым резидентом может быть и иностранец, если он провел в России более 183 дней за последние 12 месяцев.

Для отдельных видов доходов ставка может составлять и 35%.

Впрочем, не все доходы облагаются НДФЛ. Например, освобождены от этого налога доходы, полученные от продажи имущества, которое находилось в вашей собственности более 3 лет.

Как и доходы в виде наследства, и доходы полученные через договор дарения (впрочем, даже здесь есть свои нюансы и особенности). НДФЛ также не нужно платить с алиментов, грантов, стипендий, пособий по безработице и пр.

Полный список исключений можно найти здесь.

В большинстве случаев НДФЛ за нас платит или работодатель или иной налоговый агент. Например, в случае с инвестициями в большинстве случаев это делает брокер.

Но есть ситуации, когда физическое лицо должно самостоятельно декларировать свой доход. Как правило, это ситуации, в которых физическое лицо не взаимодействует с каким-либо налоговым агентом.

Наверное, самый распространённый случай – это сдача квартиры в аренду.

Итак, что же будет, если вы по какой-то причине не задекларировали свой доход?

Во-первых, для привлечения к ответственности за неуплату НДФЛ должна быть доказана вина налогоплательщика. Так, если у налогоплательщика была обязанность уплатить НДФЛ, но он не подал декларацию и не уплатил налог, то вина очевидна и влечет за собой предусмотренную законом ответственность.

Другое дело, если НДФЛ не уплатил по какой-либо причине налоговой агент, например, работодатель. За его действия или бездействие налогоплательщик отвечать не должен.

Сам налоговый агент должен уведомить налогоплательщика и ФНС о том, что не удержал НДФЛ должным образом.

Если налогоплательщик не получил такое уведомление и не знал, что налог не был удержан, то вины налогоплательщика в этом нет, как и ответственности.

подробнее Этому вопросу, в частности, посвящено письмо Минфина от 10.06.2013 года №03-04-05/21472 Неуплата НДФЛ уже сама по себе является правонарушением, однако, отягощенная отсутствием подачи декларации 3-НДФЛ, она приводит к штрафу в размере от 20% до 40% от суммы неуплаченного налога: 20% в случае неумышленной неуплаты и 40% в случае умышленной. К случайной неуплате (полной или частичной) относятся случаи, когда налогоплательщик, например, задекларирует доход меньше, чем получил в действительности, либо укажет в декларации налоговые вычеты, которые на самом деле не имел права применять.

Статья 119 НК РФ подразумевает штраф за отсутствие декларации в размере 5% от неуплаченной по декларации суммы налога за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% этой суммы и не менее 1 000 руб.

В некоторых случаях могут быть начислены пени. Налоговая имеет право доначислить налог за дни просрочки за три последних года в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ за каждый день просрочки.

Как правило пени рассчитывается следующим образом: ставка рефинансирования ЦБ РФ, действовавшая в момент просрочки, делится на 300, а затем полученное число умножается на неуплаченную в срок сумму налога и количество дней просрочки.

Налоговая имеет право выставить требование об уплате задолженности, пени и штрафа в течение 3 месяцев с момента выявления нарушения (в данном случае с момента составления акта).

Налоговые органы проводят камеральную проверку для выяснения масштабов налогового нарушения в том числе и относительно физических лиц, по итогам проверки составляется акт недоимки. Надо отметить, что обычно срок истребования недоимок составляет около 3 лет.

В период более 3 лет истребовать сумму недоимок достаточно проблематично.

Источник: https://bki-okb.ru/okblog/chto-budiet-iesli-nie-platit-ndfl/

Зачёт и возврат налоговой переплаты: новые правила

Недоимка ндфл

Чаще всего причиной переплаты становятся ошибки в платёжном поручении или декларации, двойное списание налога по требованию ФНС, ранее уплаченные авансовые платежи, превышающие итоговую сумму налога за год. В 2020 году дополнительной причиной может стать освобождение от уплаты налогов и сборов за II квартал на основании Федерального закона от 08.06.2020 № 172-ФЗ.

Раньше узнать о переплате можно было только после сверки с налоговой инспекцией или из справки по форме КНД 1160081. Начиная с 1 октября 2020 года ФНС обязана всегда уведомлять налогоплательщика о том, что на его лицевом счету есть излишне уплаченная сумма по налогу, в 10-дневный срок с момента её выявления (п. 3 ст. 78 НК РФ).

Как можно распорядиться деньгами 

Распорядиться переплатой можно тремя способами (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ):

  • вернуть на свой расчётный счёт;
  • зачесть в счёт будущих платежей;
  • погасить задолженность по другим налогам, уплатить пени или штрафы.

До 1 октября 2020 переплату по налогу можно зачесть только в счёт налога одного уровня. Так, переплатой по федеральному налогу на прибыль можно закрыть недоимки и предстоящие платежи из числа федеральных налогов: НДС, налогу на прибыль, НДПИ.

Ещё одно правило, которое скоро изменят: деньги на счёт возвращают тем налогоплательщикам, у кого нет долгов перед бюджетом по налогам того же вида. 

С 1 октября 2020 в силу вступят положения Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ, и правила поменяются:

  1. Зачесть переплату в счет будущих платежей или погасить задолженность можно по разным налогам. Независимо от того, в какой бюджет РФ они зачисляются. Например, за счет излишне уплаченного налога на прибыль (федеральный бюджет) можно погасить недоимки или штраф по имущественному или транспортному налогам (региональный бюджет).

  2. При наличии задолженности по налогам любого вида (федеральный, региональный или местный), вернуть деньгами переплату по налогу нельзя. Должники за счёт переплаты обязаны сначала погасить свои обязательства по налогам, штрафам и пеням (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Сроки для подачи заявления о возврате или зачёте

Подать заявление о возврате или зачёте денег нужно не позднее 3 лет с момента образования переплаты, который определяется по дате перечисления средств в бюджет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Из этого правила есть исключения.

Если переплата образовалась из-за превышения авансовых платежей, например по налогу на прибыль, к сумме налога, рассчитанного по итогам года, то срок начинает отсчитываться со дня подачи годовой налоговой декларации (постановление президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).

В случае пропуска трехлетнего срока, указанного в Налоговом кодексе РФ, деньги из бюджета можно вернуть только через суд.

Срок исковой давности по таким делам — 3 года с момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о своём праве на возврат денег (письмо Министерства финансов РФ от 15 марта 2019 № 03-02-08/16920).

В статье «Как вернуть излишне уплаченный налог» мы разобрались, как правильно считать сроки и избежать конфликтов с налоговой.

Сейчас, когда ФНС будет обязана уведомлять об обнаружении переплаты, срок для подачи иска о возврате денег необходимо отсчитывать с момента получения налогового уведомления или сверки с бюджетом.

Механизм возврата или зачёта переплаты

Налоговая не возвращает излишне уплаченные суммы автоматически. Это происходит только по заявлению налогоплательщика. Для вашего удобства мы подготовили подробную схему проведения зачёта по налогам или возврата переплаты.

Этап 1. Проведите сверку с налоговой инспекцией

Подайте в ИФНС по месту учёта заявление о необходимости провести сверку. Такое заявление можно принести лично или отправить по почте или через Контур.Экстерн. В течение 5 рабочих дней налоговая направит вам акт сверки, проверьте его.

Если всё верно, подпишите акт и передайте его в налоговую инспекцию. Если обнаружены ошибки или расхождения, укажите в конце раздела 1 акта, что «акт подписан с разногласиями».

Этап 2. Подготовьте заявление о проведении зачёта или возврате переплаты

Направьте заявление о проведении зачета или возврате денег в налоговую инспекцию по месту регистрации или по месту нахождения налогоплательщика.

Заявление можно подать в произвольной форме или на бланке, рекомендованном в приложении 9 к приказу ФНС от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. К заявлению приложите платёжные поручения и документы, подтверждающие переплату.

Если переплата возникла из-за ошибок в налоговой декларации — сдайте уточнённый расчёт.

Этап 3. Дождитесь решения налоговой инспекции

В течение 10 рабочих дней, но не ранее дня окончания камеральной проверки по уточнённой декларации инспектор примет решение о проведении зачёта по налогам или возврате денег.

Срок для возврата переплаты — 1 месяц со дня подачи заявления или со дня окончания камеральной проверки по уточнённой декларации (п. 6 ст. 78 НК РФ).

Если в возврате денежных средств отказано, в течение одного года можно обжаловать отказ в вышестоящий налоговый орган (ст. 137, 138 НК РФ). Когда обжалование не помогло, верните переплату через суд. Срок исковой давности для подачи заявления — 3 года. 

Источник: https://kontur.ru/articles/5831

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.