Недопоставка товара по 44 фз

Содержание

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ: случаи и нюансы осуществления таких закупок

Недопоставка товара по 44 фз

Из всех представленных в 44-ФЗ видов закупок особенной является закупка у единственного поставщика.

Отличается от своих «собратьев по цеху» она тем, что отсутствует момент соперничества, а, значит, поставка осуществляется в кратчайшие сроки. Заказчикам нравится этот вид неконкурентных торгов малым количеством этапов.

По статистике закупки у единственного поставщика по 44-ФЗ занимают 2-е место, уступая лидерство лишь электронным аукционам.

В новой статье рассказываем о случаях, когда заключается контракт с единственным поставщиком. Опережая события, скажем, что таких случаев – 56. Об этом и не только читайте ниже.

Что такое закупка у единственного поставщика?

В качестве единственного поставщика (ЕП) при проведении таких неконкурентных закупок выступают организации или физические лица. При этом порядок проведения процедуры упрощен, заказчикам не нужно соблюдать этапы, свойственные, например, электронным аукционам или открытым конкурсам в электронной форме.

В 44-ФЗ нет положений, обязывающих заказчиков проводить закупки у единственного поставщика, т.е. способ определения исполнителя они должны выбирать на свое усмотрение. Исключением будут те случаи, когда конкурентные торги признаны несостоявшимися.

В каких случаях проводится?

Случаи, при которых контракт может быть заключен с единственным поставщиком, перечислены в ч.1 ст.93 44-ФЗ (всего их 56 с учетом последних изменений).

В качестве примера приведем те, которые используются заказчиками чаще всего:

  • торги на приобретение товаров, работ или услуг, которые являются продуктом деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п.1 ч.1 ст.93);
  • закупки, стоимость которых не более 600 тыс. руб. При этом общая стоимость таких закупок в год не должна превышать 2 млн. руб. или не должен превышать 10% СГОЗ заказчика и не должен составлять более чем 50 млн. руб. (п.4 ч.1 ст.93);
  • выполнение работ по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (кроме поставок сжиженного газа), по подключению к инженерно-техническим ресурсам по регулируемым в соответствии с российским законодательством тарифам), по хранению и ввозу/вывозу средств наркотического и психотропного воздействия (п.8 ч.1 ст.93);
  • приобретение товаров, работ или услуг для устранения следов аварии, чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, непреодолимой силы; для оказания экстренной или неотложной медицинской помощи (п.9 ч.1 ст.93);
  • случаи, при которых открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок не состоялись (п.25 ч.1 ст.93).

Разберем некоторые виды закупок у единственного поставщика.

Условия проведения

Заказчик вправе отдать контракт на поставку товара, оказание услуг или выполнение работ единственному поставщику, если его цена не превышает 600 тыс. руб. или 10% совокупного годового объема закупок заказчика (если 10% > 2 млн. руб.) и не должен составлять более 50 млн. руб.

Эти ограничения не действуют на закупки для реализации муниципальных целей сельских поселений.

Пример. В ноябре текущего года заказчик заключает контракт на поставку офисной техники в кабинеты сотрудников на сумму 200 тыс. руб. В декабре этого же года он вправе приобрести необходимый товар у единственного поставщика при условии, что сумма каждого контракта – не более 600 тыс. руб.

При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не берется во внимание при условии, что такие закупки не будут иметь признаки «дробления» и годовая стоимость закупок у единственного поставщика не выйдет за границы 2-х млн. руб. или 10% и составит при этом не более 50 млн. руб.

Малые закупки используются заказчиками чаще всего, так как схема их проведения достаточно проста:

  • Во-первых, не требуется все их прописывать в плане-графике, информация указывается в виде одной общей суммы за год.
  • Во-вторых, не нужно готовить извещение о предстоящей процедуре (до 31.07.2019 г. извещение нужно было составлять).
  • В-третьих, такие закупки не нужно заносить в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

Остановимся на случаях, когда заказчики обязаны провести закупку у единственного поставщика.

Если в соответствии с п.24, 25 ч.1 ст.93 44-ФЗ конкурентная процедура не состоялась, так как поступила только одна заявка или только одна заявка соответствовала требованиям, то заказчик должен организовать закупку у единственного поставщика.

Важный момент! Если невозможно провести процедуру для ЕП (например, совокупный годовой объем уже закрыт), заказчик может провести аукцион в электронной форме или открытый конкурс (ст. 54.1, 59 44-ФЗ), а также запрос котировок или запрос предложений в электронной форме (ст.72, ст.83.1).

Если торги не состоялись, то заказчик принимает решение о закупке у ЕП самостоятельно, не согласовывая его с контрольным органом. Это правило не относится к несостоявшемуся запросу предложений в электронной форме (п.25 ч.1 ст.93).

Неконкурентный способ определения исполнителя имеет свои плюсы и минусы.

Преимущества

  1. Часто заказчики уже знакомы с поставщиком по прошлым контрактам и поэтому уверены в его силах.
  2. Риск того, что поставщик откажется от контракта, минимален.

  3. Из-за упрощенной схемы проведения процедуры заказчики экономят свое время и легко готовят простой набор документов.

  4. Закупки у единственного поставщика не требуют больших расходов, так как поставщика определять не нужно, он один.

Недостатки

  1. Заказчик не может значительно уменьшить стоимость контракта, как, например, при электронном аукционе.

  2. Вследствие того что не ведется конкурентная борьба, заказчик не может выбирать лучшее предложение из нескольких, как, например, при открытом конкурсе в электронной форме.

  3. Федеральная антимонопольная служба пристально следит за этим видом неконкурентных процедур, потому что среди недобросовестных заказчиков распространена коррупционная составляющая при расходовании государственных денег.

    Например, заказчики выдвигают своего претендента на контракт и за это получают от него благодарность в виде «отката». Выбирая закупку у единственного поставщика, заказчики должны быть готовы к суровым проверкам со стороны надзорных органов и осознавать всю ответственность, которая наступит в случае превышения полномочий.

Форс-мажор

На практике заказчики часто отдают контракт единственному поставщику, мотивируя свое решение обстоятельствами непреодолимой силы. Тут следует понимать, какие обстоятельства являются форс-мажором, а какие – нет.

Определение форс-мажоров дается в гражданском законодательстве, а именно в ст.401 ГК РФ: они носят характер чрезвычайности и предотвратить их невозможно.

Другие случаи, например, недобросовестно исполненный контракт или плохая погода, при которой выполнение работ невозможно, к ним не относятся.

Для понимания рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Конец финансового года

В бюджет заказчика поступили государственные деньги для проведения конкурентных процедур, но год уже заканчивается и времени на организацию закупки не остается. Может ли он подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на п.9 ч.1 ст.93 44-ФЗ?

Согласно этому положению заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, если нужно приобрести товары, работы или услуги для устранения следов аварий, чрезвычайных происшествий, обстоятельств непреодолимой силы. Но это возможно при условии, что проведение конкурентных процедур не будет целесообразным.

В свою очередь, нехватка времени не является чрезвычайным или непредотвратимым фактором. Поэтому такое решение заказчика нарушает закон.

В судебной практике и практике ФАС финансирование организаций в конце отчетного периода не признается обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал, что произошла чрезвычайная ситуация или авария на подконтрольном ему участке. Вправе ли они подписать контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы действительно имели место быть, но на момент заключения контракта они отсутствуют, то заказчик не может отдать контракт единственному поставщику. Так как сама по себе ситуация появления чрезвычайных обстоятельств не говорит об объективном наличии таких обстоятельств.

В судебной практике при рассмотрении подобных дел решения выносятся исходя из того, действовали ли обстоятельства непреодолимой силы (авария) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику правильно будет не рисковать, а провести конкурентную процедуру.

Пример 3. Контракт после аварии

После аварийной ситуации, которая произошла на подконтрольном участке заказчика, прошло довольно много времени. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы?

Если в то время, которое упустил заказчик, можно было провести конкурентную процедуру, то при заключении контракта с единственным поставщиком надзорные ведомства расценят его поступок как нарушение закона.

Заказчик вправе отдать контракт единственному поставщику при закупке работ, необходимых для устранения следов аварии, иных чрезвычайных происшествий природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но это возможно при условии, что использование конкурентных процедур нецелесообразно.

Поэтому если после возникновения аварийной ситуации прошел довольно длительный срок, то заключать контракт с единственным поставщиком нельзя, контрольные органы расценят это как неправомерные действия со стороны заказчика.

Рассматривая такие дела, арбитражные суды выносят решения, ориентируясь на тот факт, мог ли заказчик успеть провести конкурентную закупку сразу после возникновения аварийного происшествия.

Порядок проверки контролирующим органом

При проведении закупок по п.6, 9, 34, 50 ч.1 ст.93 44-ФЗ заказчик должен известить о своем действии надзорное ведомство в течение 1 рабочего дня, как только был заключен контракт. Информация о такой процедуре передается в ФАС, местным или городским властям, ответственным за контроль таких процедур, чтобы они были в рамках закона.

Одновременно с уведомлением направляется копия подписанного сторонами договора с обоснованием его заключения.

В законодательстве нет четких инструкций по осуществлению контроля, но, как правило, надзорные органы придерживаются следующего порядка:

  1. Уведомление заказчика поступает специалисту контролирующего ведомства, который изучает его и оценивает действия заказчика на соблюдение норм 44-ФЗ.
  2. По итогам рассмотрения готовит служебную записку.
  3. Если действия заказчика полностью соответствуют контрактному законодательству, то все в порядке. Надзорный орган в этом случае не обязан его информировать о ходе процедуры.
  4. При выявлении нарушений контролирующий орган проводит внеплановую проверку, о которой заказчику будет сообщено заранее.

Расчет и обоснование цены в закупке у единственного поставщика

Согласно контрактному законодательству заказчик обязан рассчитать и обосновать стоимость контракта, если закупки проводятся по п.3, 6, 9, 11, 12, 18, 22, 23, 30-32, 34, 35, 37-41, 46, 49 ч.1 ст.93 44-ФЗ.

Обоснование цены обязательно нужно указывать в тексте контракта, который заключается с единственным поставщиком.

Изменения в 2020-ом году

Поговорим об изменениях, которые коснулись закупок у ЕП. Некоторые из них мы называли выше. Для понимания вопроса соберем все изменения в данном разделе.

Согласно новому Указу Президента  РФ № 558 определение поставщика по п.2 ч.1 ст.93 порядок определения поставщика необходимо дополнить этапом обоснования предложения и соответствующей экспертной оценкой. Обновленный порядок действует с 14 сентября 2020 г.

Предложение об определении ЕП должно включать в себя следующую информацию:

  • предмет процедуры и его описание;
  • обоснование о нецелесообразности применения конкурентных торгов;
  • обоснование предложения о выборе ЕП;
  • наименование заказчика;
  • информация о потенциальном поставщике и обоснование его определения;
  • обоснование срока проведения работ;
  • материалы проверки будущего исполнителя на соответствие требованиям контрактного законодательства;
  • сведения о субподрядчиках;
  • сведения об обеспечительных мерах контракта;
  • информация о поступлениях в бюджет на осуществление закупки.

Эксперты готовят необходимое заключение на  каждое предложение об определении единственного поставщика с выводами нескольких ведомств: Минфина, Минэкономразвития и ФАС. Так подтверждается правомерность цены контракта, его соответствие нормам договора о евразийском экономическом союзе и необходимость проведения неконкурентной процедуры.

Важный момент! Новые правила не применяются к закупкам по государственному оборонзаказу.

В связи с режимом повышенной готовности, который наступил в нашей стране из-за коронавируса, до конца 2020 г. действует новый порядок определения ЕП. Возможно он будет продлен и на 2021 г.

Эти изменения подготовило правительство России в своем Постановлении № 647 от 08.05.2020 г. (вступило в силу 10 мая).

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5f874fc25d4c7f7c3b059c2d/zakupka-u-edinstvennogo-postavscika-po-44fz-sluchai-i-niuansy-osuscestvleniia-takih-zakupok-5fc772c86d4e6a5c3ff2f671

Санкции по 44-ФЗ для поставщиков | Контур.Закупки

Недопоставка товара по 44 фз

За нарушение законодательства о госзакупках могут быть наказаны не только заказчики, но и поставщики.

За ненадлежащее исполнение контракта, например, за поставку товаров с не соответствующими закупочной документации характеристиками, на поставщика должен быть наложен штраф, а за просрочку исполнения контракта – начислены пени.

Важно помнить, что закон 44-ФЗ не позволяет вносить какие-либо существенные изменения в контракт. Поэтому прежде чем подавать заявку на участие, необходимо тщательно ознакомиться с требованиями закупки и реально оценить свои возможности.

Исчисление штрафа и пени

Размер штрафа за нарушение условий контракта зависит от его суммы. Если она меньше 3 млн рублей, то штраф составит 10%, при цене 3–50 млн рублей – 5%, при цене 50–100 млн рублей – 1%, а более этой суммы – 0,5%.

Порядок расчета пени содержится в постановлении Правительства № 1063 от 25.11.13. Ставка пени напрямую зависит от длительности просрочки. Поясним на примере.

Допустим, на исполнение контракта отводилось 28 дней, просрочка же составила 7 дней.

Определим коэффициент просрочки, то есть процентное отношение количества дней просрочки к общему количеству дней, отведенных на исполнение контракта. В нашем случае это:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

(7 / 28) * 100% = 25%

При просрочке менее 50% пени исчисляются исходя из ставки 0,01 ставки рефинансирования Центрального банка России в день, при просрочке 50–100% для расчета коэффициента берется 0,02 ставки рефинансирования, ну а если просрочка превысила срок исполнения контракта, расчетная ставка поднимается до 0,03 ставки рефинансирования. В указанном примере применяется ставка 0,01, поскольку коэффициент просрочки менее 50%.

Таким образом, расчет ставки для начисления пени в нашем случае будет таков:

0,1 * 0,01 * 7 = 0,007 или 0,7%,

где 0, 1 — ставка рефинансирования ЦБ РФ 10%, а 7 – количество дней просрочки.

Размер пени будет зависеть и от того, какая часть контракта в стоимостном выражении исполнена в срок.

Сумма, к которой применяется рассчитанная выше ставка пени, — это разница между стоимостью контракта и суммой выполненных обязательств. Допустим, в примере выше цена контракта составила 1 млн рублей.

Поставщику удалось исполнить в срок 80% своих обязательств, то есть поставить товара на 800 тыс. рублей. Получается, что сумма для расчета пени будет равна:

1 000 000 — 800 000 = 200 000 рублей

Для расчета абсолютного размера пени нужно полученную сумму умножить на исчисленную выше ставку:

200 000 * 0,007 = 1 400 рублей

Таким образом, если поставщик получил контракт стоимостью 1 млн рублей, но исполнил в срок лишь 80% своих обязательств, то при просрочке 7 дней размер пени составит всего 1 400 рублей.

Для исполнителя контракта гораздо выгоднее уплачивать пени, нежели штраф, поскольку сумма последнего значительно выше.

Поэтому когда поставщик понимает, что не успеет уложиться в срок, нужно стремиться к тому, чтобы исполнять свои обязательства пусть с просрочкой, но качественно. В этом случае можно ограничиться пенями.

Если же срок все-таки будет выдержан, но в ущерб качеству исполнения контракта, то есть большой риск получить штраф.

Начислять или не начислять?

Заказчик обязан начислять штрафные санкции вне зависимости от своего желания, и также не может изменять их ставки.

Но есть отдельные случаи, когда за заказчиком остается право выбора — включать ли в контракт штрафные санкции.

Это закупка у единственного поставщика услуг на посещение кинотеатра, театры, концерта, музея, спортивного мероприятия, цирка или зоопарка, а также контракт на поставку лекарств.

В остальных случаях санкции должны быть применены, и избежать их можно, лишь оспорив в суде. Часть 9 статьи 22 закона 44-ФЗ говорит о том, что если вины поставщика в неисполнении его обязанностей нет, то он освобождается от уплаты неустойки.

При этом он должен доказать, что неисполнение или ненадлежащее исполнение им условий контракта произошло по вине заказчика либо вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора).

Поскольку полного списка таких обстоятельств законодательство не содержит, то не всегда понятно, что можно подвести под это определение. Хорошо, если в контракте заказчик пропишет такие обстоятельства. Например, это могут быть природные катаклизмы или военные действия.

Если перечень обстоятельств непреодолимой силы в контракте отсутствует, то доказать свою невиновность поставщику будет сложнее.

Штрафы и пени начислены — что дальше?

Если произошло неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, стороны, как правило, оговаривают причины этого и обсуждают степень своей виновности. Тут возможны два варианта — поставщик признает либо не признает себя виновным.

Поставщик признает свою вину

Если поставщик не отрицает, что виноват в нарушение условий контракта, он может добровольно заплатить штраф и пени.

В этом случае заказчик направляет в адрес исполнителя претензию, в которой указывает, по какому контракту и какую сумму он должен оплатить в качестве штрафных санкций, а также описывает нарушение условий договора.

Поставщик соглашается с изложенными в письме фактами и перечисляет деньги заказчику, после чего следует обычная процедура приемки контракта и расчета.

Заказчик может взыскать сумму штраф или пени с поставщика самостоятельно. В зависимости от ситуации это можно сделать следующим образом:

  1. Удержать из суммы оплаты за исполнение контракта.
  2. Обратиться в банк, который выдал гарантию, с требованием компенсировать неустойку. Способ может быть применен в том случае, если договор банковской гарантии на исполнение контракта включает пункт о покрытии взысканий подобного рода. При этом между заказчиком и поставщиком сохраняются обычные взаимоотношения по исполнению контракта, оформлению результатов его приемки и оплаты.
  3. Удержать из обеспечения контракта. Отметим, что это неоднозначный способ, ведь в соответствии с законом обеспечение контракта — это страховка от его неисполнения. Формально использовать его на другие нужды нельзя, поэтому если заказчик удержит из этой суммы штрафные санкции, поставщик может обратиться в суд.

Если поставщик не желает платить штраф и пени

Однако порой поставщик не согласен с начисленными санкциями, поскольку считает виновным заказчика.

Например, последний затянул срок предоставления документации, из-за чего исполнитель контракта не смог начать строительство вовремя.

В этом случае после получения претензии от заказчика поставщику следует обратиться в арбитражный суд. Важно, что при этом свои обязательства по контракту нужно продолжать исполнять в обычном режиме.

Суд может вынести решение трех типов:

  • полностью освободить поставщика от уплаты санкций, если посчитает его доводы убедительными;
  • отказать поставщику в удовлетворении его просьбы и обязать оплатить пени и/или штраф, если решит, что правда на стороне заказчика;
  • удовлетворить иск частично, то есть уменьшить сумму неустойки по причине того, что она несоизмерима с последствиями нарушенного обязательства.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/sankcii-po-44-fz-dlya-postavshhikov/

Штрафы и пени для поставщиков по 44‑ФЗ

Недопоставка товара по 44 фз

Статья актуальна на 16 января 2018

В любом госконтракте есть пункт, где заказчик прописывает ответственность поставщика. Посмотрим, чем отличаются штрафы и пени, как их рассчитывают и в каких случаях можно избежать. 

Когда взыскивают штрафы и пени?

44-ФЗ предусматривает два основных вида нарушения:

  • Ненадлежащее исполнение контракта, за которое заказчик требует штраф;
  • Просрочка исполнения, за которую начисляет пени, или неустойку.

Ненадлежащее исполнение — значит, ваш товар или услуга не соответствует параметрам из контракта.

Например, если заказчик указал, что автомобильные шины должны быть текущего года выпуска, то прошлогодние он имеет право не принять. То же самое с просрочкой — нельзя выходить за сроки, указанные в контракте.

Пени не начисляют за дни, которые требуются заказчику для приемки товара (это разъяснение Минфина из письма от 07.11.2017 N 24-03-08/73293).

Внести изменения в значимые условия контракта по 44-ФЗ нельзя. Если вы начали выполнять подписанный контракт с нарушением графика, заказчик начислит пени. Если просрочка произошла по вашей вине, придется оплатить, если нет — можно оспорить.

Как насчитывают пени и штрафы?

Размер пени за просрочку и штрафов за различные нарушения индивидуален. Их начисляют по правилам из постановления правительства от 30.08.2017 № 1042.   

Правила расчета пени 

За каждый день просрочки начисляют 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Цена должна быть уменьшена на сумму уже выполненных работ. Общая сумма неустойки для заказчика или поставщика не может превышать цену контракта.

Правила расчета штрафов 

Сумма штрафов в контрактах до 100 млн рублей не изменилась, но в закупках больше этой суммы штрафы теперь ниже. 

НМЦ (в руб.)< 3 млн 3-50 млн 50-100 млн от 100 до 500 млн от 500  млн до 1 млрдот 1 до 2 млрдот 2 до 5 млрдот 5 до 10 млрд> 10 млрд
% штрафа10510,50,40,30,250,20,1

Штрафы за некачественное исполнение контракта гораздо больше, чем пени за просрочку. Если срок контракта подходит к концу, а вы не успеваете выполнить работу качественно, то лучше исполнить контракт с просрочкой, но качественно. Так вы потеряете меньше денег. 

Размер штрафа для СМП и СОНКО составляет 1% от цены контракта или его этапа, но не меньше чем 1 тыс. руб. и не больше 5 тыс. руб. 

По-другому рассчитывают штрафы и в закупках на повышение цены. Если цена контракта  в итоге больше НМЦ, штрафы рассчитают исходя из цены контракта. В других случаях отталкиваются от НМЦ.

В этом случае порядок действий такой:

  1. Заказчик пишет претензию в свободной форме, где описывает факт просрочки, указывает реквизиты контракта, сумму к оплате, номер счета.
  2. Поставщик отвечает в письме о согласии оплатить пени и перечисляет на счет заказчика деньги.
  3. Стороны подписывают акт приемки, заказчик полностью оплачивает контракт и возвращает обеспечение.

Поставщик согласен с нарушением, но заказчик взыскивает деньги сам

Есть три варианта, как именно заказчик удерживает штраф или пени:

  • Из суммы, которую должен поставщику за исполнение контракта.
  • Из обеспечения контракта. Такая ситуация возможна, но она спорная. Поставщик может подать в суд на заказчика, так как сумма обеспечения — страховка от невыполнения госконтракта, использовать ее в других целях незаконно.
  • От банка, в котором поставщик оформил гарантию на исполнение контракта. Если в гарантии есть пункт о взыскании пени за просрочку, заказчик может потребовать у банка компенсировать ему неустойку. Разбирательство с банком не должно влиять на завершение контракта: стороны подписывают акт приемки, заказчик оплачивает контракт.

Поставщик не согласен с начисленными штрафами и пени

Например, поставщик не смог вовремя начать строительство, потому что заказчик не предоставил проектную документацию. В этом случае нужно продолжать работы, а пени оспаривать. Получив претензию, поставщик подает в арбитраж. Суд разбирает обстоятельства дела и решает:

  • Освободить поставщика от уплаты, если заказчик не предоставил доказательств несвоевременного выполнения работ;
  • Удовлетворить требования заказчика частично. Например, по формуле неустойка составила 1 млн рублей, а суд обяжет вернуть только 200 тыс. рублей «в связи с явной несоразмерностью последствиям нарушения обязательства»;
  • Полностью удовлетворить требование заказчика.

Можно ли избежать штрафов?

Заказчик не может сам решать, начислять пени или нет. Он обязан это сделать, как только произошла просрочка или нарушены условия контракта. Размер пени за просрочку нельзя изменить даже по согласованию сторон. Но есть ситуации, когда их не начисляют.

Закупка у единственного поставщика

Заказчик может не писать в контракте сумму штрафов и неустоек, если проводит закупку у единственного поставщика и она не дороже 100 тыс. руб.:

  • на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия,
  • на поставку лекарств.

Например, в этой закупке штраф есть, а в этой заказчик решил не устанавливать наказание.

Виноват сам заказчик

Поставщик может оспорить штраф или пени, если докажет, что его вины нет:

«Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны» (ч.9, ст.22, 44-ФЗ).

В Гражданском кодексе нет закрытого списка обстоятельств непреодолимой силы. Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке. Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1138-shtrafy

Ответственность за ненадлежащее исполнение контракта заказчиком или поставщиком по 44-ФЗ: штрафы и пени за просрочку

Недопоставка товара по 44 фз

После выбора исполнителя закупки стороны подписывают контракт, условия которого вкупе с положениями закона 44-ФЗ накладывают ряд обязательств на исполнителя и заказчика.

Права и обязательства заказчика и исполнителя

Вне зависимости от предмета закупки исполнитель обязан:

  • информировать заказчика о процессе исполнения контракта на любой стадии;
  • соблюдать сроки исполнения обязательств;
  • соблюдать требования заказчика и отраслевых нормативов к качеству поставляемого товара, оказываемой услуги или выполняемой работы.

При этом исполнитель может расторгнуть госконтракт, если заказчик необоснованно занизил цену контракта после его подписания или систематически пропускал промежуточные платежи в пользу исполнителя.

Также исполнитель вправе привлекать независимых экспертов для оценки качества товара или услуги, если считает претензии заказчика необоснованными, и требовать выплаты пеней за просрочку выплаты по контракту.

Заказчик при этом обязуется:

  • соблюдать сроки публикации закупочной документации в ЕИС;
  • проводить экспертизу поставленного товара или услуги и составлять акт приемки;
  • оплачивать работу исполнителя и своевременно возвращать сумму обеспечения закупки.

При нарушении контракта исполнителем заказчик имеет право на возмещение убытков и выплату неустойки в свою пользу. Расторгнуть контракт в одностороннем порядке заказчик имеет право только в случае, если исполнитель не исправит допущенные нарушения в течение 10 дней с момента получения письменного требования от заказчика.

Важно учесть, что заказчик имеет право принять товары, услуги или работы ненадлежащего качества, не взыскивая с исполнителя неустойку, если такое принятие не нанесет ущерб государству или обществу.

Правовое регулирование

Ответственность сторон по госконтракту регулируется:

Ст. 34 закона 44-ФЗ определяет меры гражданской ответственности сторон и порядок расчета пени за просрочку исполнения условий контракта, Постановление № 1042 устанавливает правила расчета штрафа за низкое качество предоставленных товаров или услуг, а КоАП определяет наказания для сторон за нарушение закона 44-ФЗ при исполнении госконтракта.

Типичные нарушения и взыскания

Исполнитель госконтракта чаще всего допускает два вида нарушений:

  • просрочка исполнения условий контракта;
  • поставка товаров или оказание услуг низкого качества.

При нарушении сроков исполнения контракта исполнителем заказчик взыскивает пени, а за ненадлежащее качество исполнения обязательств исполнитель выплачивает штраф. Кроме того, заказчик вправе взыскать с исполнителя убытки, понесенные из-за нарушения условий контракта.

Если нарушение условий исполнения контракта принесло вред обществу или государству (например, когда исполнитель нарушил сроки ремонта городских коммуникаций), то ответственные за нарушение должностные лица исполнителя подвергаются административному штрафу в размере от 5 до 15 процентов от стоимости неисполненных обязательств, но не менее 30000 рублей. При этом организация исполнителя выплачивает штраф в размере 100-300% от цены контракта, но не менее 300000 рублей (ч. 7 ст. 7.32 КоАП).

Заказчики допускают следующие нарушения:

  • нарушение сроков оплаты исполненных обязательств по госконтракту;
  • незаконное расторжение контракта в одностороннем порядке;
  • нарушение порядка приемки товара.

За просрочку оплаты назначаются пени в пользу исполнителя, за расторжение контракта без законных оснований – административный штраф в размере 50000 рублей для должностных лиц и в размере 200000 рублей – для организации заказчика (ч. 6 ст. 7.32 КоАП).

Если заказчик не составил акт приемки, то он подвергается штрафу в размере 20000 рублей, а если принял некачественный товар, что привело к растрате бюджетных средств, то сумма штрафа составит от 20000 до 50000 рублей.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Пени, выплачиваемые заказчиком при просрочке оплаты и исполнителем при просрочке исполнения обязательств, составляют 1/300 ключевой ставки ЦБ от цены контракта за каждый день просрочки. Размер ключевой ставки с 2018 года равен 7,75.

Например, цена контракта на ремонт здания МУПа составляет 1000000 рублей, подрядчик отремонтировал 75% здания в срок, а остальную часть – с опозданием на неделю. Размер пени составит:

(100% – 75%) * 1000000 * (7 дней) * (1/300 * 7,75%) = 452 рубля.

Штраф за некачественно выполненные обязательства зависит от цены контракта и составляет:

  • 3% цены контракта, если она не превышает трех миллионов рублей;
  • 2% – если цена контракта от 3 до 10 миллионов рублей;
  • 1% – если цена выше 10 миллионов рублей.

Если победителем закупочной процедуры является лицо, предложившее самую высокую цену за право заключения госконтракта, то штраф составит:

  • 10% – при цене контракта до 3 миллионов рублей;
  • 5% – при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 1% – при цене контракта более 50 миллионов рублей.

Важно учесть, что если только часть обязательств контракта исполнена некачественно, то процент штрафа рассчитывается только от стоимости этой части, на не цены всего контракта.

Штраф может взыскиваться в твердой сумме, если некачественно выполненные условия контракта не имеют материального выражения. Сумма штрафа в таком случае составит:

  • 1000 рублей – если цена контракта меньше 3 миллионов рублей;
  • 5000 – при цене от 3 до 50 миллионов рублей;
  • 10000 – при цене от 50 до 100 миллионов рублей;
  • 100000 – при цене свыше 100 миллионов рублей.

Размер убытков, причиненных заказчику из-за просрочки или некачественного исполнения госконтракта, определяется арбитражным судом на основе данных, представленных проверяющими товары или услуги экспертами.

Как избежать взыскания

Решение о присуждении пени или штрафа принимается арбитражным судом, в ходе которого устанавливаются виновные в нарушении контракта и обстоятельства нарушения.

Согласно ч. 9 ст. 34 закона 44-ФЗ, нарушившая контракт сторона освобождается от выплаты неустоек в пользу контрагента, если сможет доказать, что нарушение условий контракта было допущено по причине:

  • действия непреодолимой силы (например, стихийного бедствия);
  • противоправных действий контрагента.

В качестве доказательств невиновности в нарушении госконтракта исполнитель может предоставить копии отказов заказчика в проведении независимой экспертизы товара или услуги, показания свидетелей о предоставлении услуги заказчику в срок и отказе составлять акт приемки и т. д.

Уменьшить размер неустойки исполнитель или заказчик может только в случае, если контрагент сознательно ее завысил, или если сумма неустойки превысила стоимость неисполненных обязательств, согласно ст. 333 ГК РФ. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/otvetstvennost-za-neispolnenie.html

Нарушение сроков поставки товара по контракту 44-ФЗ

Недопоставка товара по 44 фз

В соответствии с нормами 44-ФЗ и Гражданского Кодекса России стороны, заключившие контракт, должны добросовестно исполнять свои обязательства.

Одной из самых распространенных конфликтных ситуаций в этой области становится нарушение поставщиком сроков поставки товаров.

В этом случае заказчику придётся провести целый цикл работ, чтобы призвать недобросовестного контрагента к ответственности.

Отношения между поставщиком и заказчиком после заключения контракта регламентируются нормами параграфа 7 44-ФЗ. В нем предусмотрена возможность расторжения договора заказчиком в одностороннем порядке, а также наложения на контрагента пени и штрафов в случае нарушения им сроков поставки продукции или оказания услуг. 

Прежде чем прибегать к радикальным мерам воздействия, заказчик должен убедиться в том, что сроки действительно были нарушены.

Для этого следует проверить, была ли правильно оформлена заявка на доставку продукции, и получил ли ее поставщик.

Если вы сделали заявку посредством телефонного звонка, то вам впоследствии будет сложно доказать факт её передачи. Поэтому лучше все заявки направлять в письменной форме. 

После того как факт просрочки установлен, можно начинать проведение претензионной работы. Для этого необходимо передать поставщику официальную претензию. Это предусмотрено нормами статьи 34 44-ФЗ. Претензия оформляется в письменном виде на официальном бланке организации.

Претензия поставщику

В самом начале разбирательств заказчик отправляет поставщику письмо с требованием незамедлительно поставить товар. Документ должен содержать в себе следующую информацию:

  1. Описание причины написания претензии и сути требований. Рекомендуется указать ссылки на пункты контракта, которые были нарушены поставщиком.
  2. Срок, отведенный поставщику на устранение нарушения. Законодательно он никак не регламентирован, поэтому лучше устанавливать его на уровне 5-10 суток.
  3. Последствия, которые влечет за собой отказ поставщика от удовлетворения требований заказчика. Напомните поставщику, что с него будут взысканы штрафы и неустойки за неисполнение им своих обязательств.

Составленная претензия визируется подписью и печатью руководителя организации. Отправить ее можно по почте заказным письмом с уведомлением или передать лично представителю контрагента.

Следует помнить, что написание претензии в такой ситуации не право, а обязанность. Если документ не будет отправлен поставщику, работник контрактной службы сам может быть привлечен к ответственности в соответствии с нормами статьи 7.32 КоАП. 

Поставщик нарушил срок, но товар все же был доставлен

Если после написания претензии поставщик все же привез товар, то заказчик должен зафиксировать факт просрочки. Для этого достаточно иметь на руках претензионную переписку и акт приема-передачи товара, на котором указа фактическая дата исполнения обязательств. 

Согласно нормам статьи 405 Гражданского Кодекса России сторона, просрочившая исполнение своих обязательств, обязана возместить контрагенту связанные с этим убытки. Поэтому заказчик вправе требовать от поставщика выплаты неустойки в размере, предусмотренном контрактом.

Для получения неустойки заказчик должен отправить поставщику претензию в письменной форме. В ней обязательно приводится расчет суммы, причитающейся к выплате, основания для ее начисления, а также реквизиты, на которые должны поступить средства. Прописывается также и срок исполнения требований. После этого возможно три варианта развития событий:
  1. Поставщик соглашается со всеми требованиями. В этом случае он отправляет в адрес заказчика письмо о своем намерении оплатить неустойку, и переводит денежные средства на указанные реквизиты. 
  2. Поставщик согласен, что нарушил сроки поставки, но не хочет оплачивать неустойку. Заказчик может взыскать её самостоятельно из банковской гарантии, если это предусмотрено документом, кроме того существует возможность удержать неустойку из денежных средств, перечисленные в качестве обеспечения контракта. Однако если такое условие не было оговорено в контракте, поставщик может обратиться в суд с просьбой признать действия заказчика незаконными. 
  3. Поставщик не согласен с начисленной суммой. В этом случае он должен сразу же обращаться в суд. Только судья решит вопрос о правомерности начисления неустойки, ее размере и порядке выплаты. Если поставщику удастся доказать, что просрочка поставки произошла по вине самого заказчика, то он можеть вовсе освободиться от уплаты неустойки.

После получения от поставщика неустойки заказчик обязан полностью оплатить поставленный товар. На этом контракт признается исполненным. В ЕИС публикуются подтверждающие документы.

Товар не поставлен вовсе

Если в ответ на претензию о нарушения сроках поставки контрагент не отвечает или говорит о том, что товар поставлен не будет, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Такое право должно быть обязательно предусмотрено самим договором.

После принятия решения о расторжении контракта, заказчик публикует его в ЕИС в течение трех суток. Одновременно с этим он отправляет соответствующее извещение.

Если в течение 10 суток с момента получения уведомления поставщик не выполняет своих обязательств, то договор автоматически признается расторгнутым.

После этого заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

В случае если расторжение контракта привело к убыткам, заказчик вправе требовать их возмещения. Для этого сперва необходимо отравить претензию в письменной форме. В ней нужно расписать свои требования и сумму, которую должен выплатить контрагент. Если он отказывается добровольно покрывать убытки – следует обратиться с соответствующим требованием в суд.

Доставлена только часть товара

Иногда бывают ситуации, когда контракт предусматривает одну поставку, но по факту товар привозят частями. Если запрет на такие действия не прописан в контракте, то заказчик не вправе отказать в приемке товара. При этом поставленную без нареканий партию придется оплатить.

Когда поставщик допускает просрочку поставки оставшейся продукции, заказчик должен выставить ему соответствующую претензию. В ней он может потребовать устранения нарушения и выплаты неустойки или расторжения контракта, если такая возможность предусмотрена текстом договора.

В любом случае уже на следующий день после просрочки поставщиком поставки продукции заказчик должен начать претензионную работу. Все общение между сторонами должно быть в письменной форме. Так в случае обращения в суд у компаний будут иметься официальные подтверждения всех своих действий.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/250-narushenie-srokov

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.