Недостача груза при перевозке

Статья 796 ГК РФ. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа

Недостача груза при перевозке

1.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа – в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа – в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа – в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, – в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

См. все связанные документы >>>

1. Под несохранностью понимают утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза или багажа. Утрата груза (багажа) не означает его фактической гибели, поскольку он может быть ошибочно выдан другому лицу, задержаться в пути следования или затеряться на складе перевозчика.

Пассажир вправе считать багаж утраченным и потребовать возмещения стоимости его от железной дороги либо автоперевозчика, если багаж не прибудет в пункт назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа (ст. 91 УЖТ РФ).

На внутреннем водном транспорте багаж считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки (ст. 117 КВВТ РФ).

Если багаж, за утрату или недостачу которого перевозчик выплатил соответствующее возмещение, будет впоследствии найден, грузополучатель вправе потребовать выдачи этого груза или багажа, возвратив полученное за его утрату или недостачу возмещение (ст. 91 УЖТ РФ, ст. 117 КВВТ РФ, ст. 796 ГК РФ).

Комментируемая статья не предоставляет право транспортным уставам и кодексам предусматривать иные правила об освобождении перевозчика от ответственности за несохранность груза.

Поэтому большинство транспортных уставов и кодексов, следуя требованиям ГК РФ, лишь конкретизируют обстоятельства, послужившие причиной, которые перевозчик не мог предотвратить (ст. 95 УЖТ РФ, ст. 117 КВВТ РФ, ст. 34 УАТиНГЭТ). Между тем правила ст. ст.

118, 119 ВзК РФ свидетельствует об увеличении степени ответственности перевозчика по сравнению с требованиями, установленными ГК РФ. В ст.

66 КТМ РФ также наблюдается некоторое отступление от норм ГК РФ, что нельзя признать обоснованным, поскольку в данном случае устанавливается лишь примерный перечень обстоятельств, доказав которые перевозчик освобождается от ответственности. Особым случаем освобождения морского перевозчика от ответственности за несохранность груза является доказательство того, что утрата, повреждение или порча груза произошли вследствие навигационной ошибки.

Требования ст. 168 КТМ РФ и ст. 18 КВВТ РФ противоречат требованиям ст. 796 ГК РФ, которая никоим образом не предусматривает расширения перечня обстоятельств, освобождающих перевозчика от ответственности за несохранность груза. Иллюстрацией к сказанному может служить Постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 N 2810/98, рассмотренное в порядке надзора.

2. Правила о размере ущерба, подлежащего возмещению перевозчиком, воспроизведены и в действующих транспортных уставах и кодексах (ст. ст. 96 УЖТ РФ, 117 КВВТ РФ, 169 КТМ РФ, 119 ВзК РФ, 34 УАТиНГЭТ). Размер возмещения ущерба зависит от условий принятия груза к перевозке – с объявленной ценностью или без нее.

Перевозчик несет ограниченную ответственность за несохранность груза, поскольку контрагент перевозчика не может требовать возмещения упущенной выгоды на основании ст. 15 ГК РФ.

Обусловлено это тем, что использование транспортных средств, представляющих собой источник повышенной опасности, сопряжено с повышенным предпринимательским риском перевозчика, включая риск повреждения или уничтожения как перевозимого груза, так и транспортного средства.

При этом он должен учитывать фактические обстоятельства, такие как пространственная рассредоточенность основных средств транспорта и зависимость исполнения транспортных обязательств от погодных условий, а также юридические обстоятельства: при перевозках грузов и багажа на основании публичного договора перевозки его условия характеризуются стандартностью и однотипностью для всех потребителей транспортных услуг.

3. Наряду с мерами гражданско-правовой ответственности транспортные уставы и кодексы предусматривают правила, направленные против неосновательного обогащения перевозчика.

Так, перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, должен возвратить отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если эта плата не входит в стоимость груза (ст. ст. 96 УЖТ РФ, 34 УАТиНГЭТ, 119 КВВТ РФ, 169 КТМ РФ).

К документам, удостоверяющим факты несохранности груза, относятся акты общей формы, коммерческие акты, транспортные накладные, путевые листы, сопроводительные ведомости (ст. 38 УАТиНГЭТ). Их содержание не является бесспорным доказательством обстоятельств, в них изложенных.

При рассмотрении дела в суде он оценивается наряду с другими доказательствами. Однако без представления такого документа соответствующие обстоятельства не могут подтверждаться другими доказательствами, а заявленный иск не подлежит рассмотрению.

В случае отказа перевозчика от составления коммерческого акта или оформления коммерческого акта с нарушением установленных требований грузополучатель обязан подать заявление перевозчику в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон.

Перевозчик обязан дать грузополучателю мотивированный ответ на указанное заявление.

4. При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области.

Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными.

Выводы экспертизы должны отвечать на вопрос о причинах повреждения (порчи) груза, их размерах, а также на какую сумму понизилась стоимость груза.

5. Применимое законодательство:

– ВзК РФ;

– КВВТ РФ;

– КТМ РФ;

– УАТиНГЭТ;

– УЖТ РФ.

6. Судебная практика:

– Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 N 17-О;

Источник: https://RuLaws.ru/gk-rf-chast-2/Razdel-IV/Glava-40/Statya-796/

Недостача груза при перевозке

Недостача груза при перевозке

Одна из проблем, с которой сталкиваются перевозчики и грузовладельцы при осуществлении перевозки – недостача груза.

Как и все инциденты, имеющие место в логистике, недостача требует надлежащего документального оформления.

Недостача может выражаться как в частичном отсутствии грузомест, единиц груза, так и отклонения от нормы в весовом выражении.

Проблемы при смешанных и многоэтапных перевозках
При смешанных или многоэтапных перевозках возникает необходимость определения момента возникновения недостачи и виновных лиц.

При этом пострадавшей стороной может оказаться именно последний из перевозчиков, при выдаче груза которым и обнаружится недостача.

В случае, если перевозчик при приеме груза от предыдущего участника транспортировки не зафиксировал факт несоответствия груза товаросопроводительным документам и не сделал в них соответствующую отметку, вина практически со стопроцентной вероятностью ляжет на него.

Проблемы перевозки в опечатанном отсеке автомобиля
В случае недостачи во время перевозки в опечатанном отсеке автомобиля с претензиями в большинстве случаев следует обращаться к отправителю, при этом порядок документального оформления недостачи неизменен.

Даже при целостной пломбе необходимо проводить полную проверку груза на предмет соответствия условиям договора и товаросопроводительным документам, фиксация выявленной недостачи значительно облегчит дальнейшие разбирательства относительно обстоятельств возникновения недостачи и ее последующего возмещения.

Общее правило фиксации факта недостачи – осмотр и составление отчета, желательно с участием третьих лиц (экспертов) и обязательно с участием представителя перевозчика.

Грузоотправители по факту недостачи груза: 

  • Осуществляют комиссионную приемку груза. 
  • Привлекают сторонних специалистов для фиксации факта недостачи и составления сюрвейерского отчета, что практически исключает вероятность допущения ошибок в документальном оформлении факта недостачи, а значит значительно упрощает процесс дальнейшего возмещения размера недостачи виновной стороной в добровольном или принудительном порядке.

Способы контроля прибывшего груза грузополучателем для обнаружения недостачи: 

  • Осмотр внешней упаковки груза на предмет нарушения целостности упаковки или пломбы, выборочная проверка грузомест.
  • Взвешивание. С учетом отклонений в пределах установленной погрешности груз принимается у перевозчика с замечаниями или без таковых. 
  • Тщательный осмотр со вскрытием всех грузомест и досмотром содержимого. В данном случае логика грузополучателя сводится к тому, что оплата простоя перевозчика во время выгрузки обойдется ему дешевле, чем последующее доказывание факта недостачи. Но все же такой порядок приемки встречается довольно редко, особенно при перевозке особо крупных партий неоднородного груза.

Вина перевозчика при утрате или частичной недостаче груза признается по умолчанию (презюмируется). 

Перевозчик будет нести ответственность за любую недостачу, возникшую по его вине, за исключением недостачи, возникшей под действием обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Вопреки убеждениям некоторых перевозчиков – недостача, возникшая в результате хищения или умышленной порчи груза третьими лицами, не относится к числу обстоятельств, не зависящих от перевозчика и не может являться основанием для освобождения от ответственности.

Сложившаяся судебная практика подтверждает данную точку зрения, Пленум Верховного Суда поставил жирную точку в этом вопросе еще в середине 2018 года, разъяснив, что хищение имущества во время перевозки является риском перевозчика, который последний в состоянии предусмотреть.

Экспедитор отличается от перевозчика степенью вовлеченности в процесс транспортировки и разнообразием оказываемых услуг, связанных с такой транспортировкой. Экспедитор чаще всего является организатором перевозки, в отличие от перевозчика, который обычно оказывает услуги по перевозке собственными силами.

Размер ответственности экспедитора за недостачу в целом не отличается от ответственности перевозчика. И экспедитор и перевозчик заинтересованы в надлежащем документальном оформлении причиненного ущерба и обстоятельств происшествия, так как в силу законодательных особенностей они вынуждены занимать оборонительную позицию, доказывать отсутствие своей вины.

Страховщик, как сторона, ответственная за возмещение убытка в пределах оговоренной договором страхования суммы, все чаще выражает желание присутствовать при осмотре и фиксации размера ущерба, особенно при инцидентах с крупными партиями или дорогостоящими грузами. Кроме того, страховая компания, как правило, не лишена возможности проводить самостоятельные осмотры с целью оценки причиненного ущерба и определения размера страховой выплаты.

Предъявляя претензии по факту недостачи груза, следует помнить, что законодательство, регулирующее отношения по перевозке и транспортной экспедиции, предполагает довольно жестко регламентированный порядок действий. Пренебрегая надлежащим осмотром и документальным оформлением происшествия – будь то недостача, частичная утрата или повреждение груза, пострадавшая сторона рискует не получить возмещение убытков в дальнейшем.

Источник: https://nasa-service.ru/situations/nedostacha-gruza/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.