Недостатки кадастрового способа уплаты налога

Содержание

Кадастровый способ исчисления земельного налога: особенности правового регулирования

Недостатки кадастрового способа уплаты налога

“Налоги и налогообложение”, 2008, N 5

В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому ст.

65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли. Одной из форм платы за землю является земельный налог, предусмотренный гл. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ). Согласно п. 1 ст.

396 НК РФ по общему правилу сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Налоговая база – это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ).

Статья 390 НК РФ предусматривает, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков.

См.: Земельный кодекс Российской Федерации от 25 ноября 2001 г. N 136-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147.

По нашему мнению, определение кадастровой стоимости земельных участков – одна из наиболее интересных особенностей исчисления земельного налога.

НК РФ не содержит определения понятия кадастровой стоимости и в вопросах ее определения отсылает нас к земельному законодательству.

Статья 66 ЗК РФ определяет, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения такой оценки установлен правительством в правилах проведения государственной кадастровой оценки земель .

В случаях же определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 “Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель” // СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1709.

Информация о кадастровой стоимости содержится в государственном земельном кадастре, который представляет собой систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов .

См.: О государственном земельном кадастре: Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ // РГ. 2000. 10 янв. N 5.

Государственный земельный кадастр ведут Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости и его территориальные органы . Для проведения государственной кадастровой оценки земель ими привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке. Государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.

См.: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215 “Об утверждении административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции “ведение государственного земельного кадастра” // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. 17 сент. N 38.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Под оценочной зоной понимается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков .

См.: Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель: Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 // СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1709.

В Федеральном законе “О государственном земельном кадастре” используется понятие “территориальная зона”.

Это часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей природной среды и иным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .

См.: О государственном земельном кадастре: Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ // РГ. 2000. 10 янв. N 5.

По всей видимости, “территориальная зона” – более широкое понятие, включающее в себя понятие оценочной зоны.

Хотелось бы отметить также формулировку понятия территориальной зоны как более корректную в связи с использованием в ней категории правового режима.

Тот факт, что именно правовой режим является критерием выделения территориальных, и в том числе оценочных, зон, косвенно подтверждается требованием совмещения границ таких зон с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки, землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров.

Методики государственной кадастровой оценки разнятся в зависимости от их целевого назначения и функционального использования земель:

  • земли городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений оцениваются на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости;
  • земли сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земли лесного фонда – на основе капитализации расчетного рентного дохода;
  • иные категории земель вне черты городских и сельских поселений – на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

Министерство экономического развития и торговли РФ утверждает методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель разных категорий . По данному вопросу сложилась противоречивая судебная практика. Так, Верховный Суд РФ в Определении от 6 декабря 2006 г.

N 43-Г06-5 указал, что такие методические рекомендации не являются нормативным правовым актом, поэтому результаты кадастровой оценки не могут быть оспорены из-за несоответствия их методическим рекомендациям . Позднее в Определении от 19 сентября 2007 г.

N 45-Г07-17 Верховный Суд РФ отметил, что подобная позиция по существу означает запрет на проверку кем-либо, включая суд, законности определения кадастровой оценки и лишение граждан и организаций права на судебную защиту.

Довод суда о том, что методика не является нормативным правовым актом, не может служить поводом к отказу заявителю в проверке произведенной с применением ее положений кадастровой оценки, поскольку определение кадастровой стоимости земель возможно лишь с применением методики и не может быть произвольным .

См., напр.:

Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 4 июля 2005 г. N 145;

Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель водного фонда: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 14 мая 2005 г. N 99;

Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 г. N 39;

Об утверждении Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов: Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 23 июня 2005 г. N 138.
См.: Определение Верховного Суда РФ от 6 декабря 2006 г. N 43-Г06-5.

Примечание: Текст Определения официально опубликован не был.

См.: Определение Верховного Суда РФ от 19 сентября 2007 г. N 45-Г07-17.

Примечание: Текст Определения официально опубликован не был.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Если результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января календарного года не утверждены в установленном порядке до 1 марта этого года, то в отношении этих земельных участков авансовые платежи и земельный налог не уплачиваются до их утверждения.

В отношении таких земельных участков налогоплательщик обязан представить в налоговые органы по истечении налогового (отчетного) периода “нулевую” налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам).

После утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 1 января соответствующего налогового периода налогоплательщик обязан в соответствии со ст.

81 НК РФ представить уточненную налоговую декларацию за соответствующий налоговый период, а в случае если кадастровая стоимость земельного участка доведена до налогоплательщика до окончания срока уплаты авансовых платежей по налогу за третий квартал календарного года, то и уточненные налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу за первый и второй кварталы календарного года с уплатой сумм авансовых платежей .

См.: О земельном налоге: Письмо Федеральной налоговой службы от 24 октября 2006 г. N 21-4-04/448@.

Совместным Приказом ФНС России и Росрегистрации предусмотрен порядок представления сведений из Федеральной регистрационной службы в ФНС России о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения . Такие сведения передаются по установленной в Приказе форме, в которой должны содержаться, в частности: кадастровый номер, площадь, код категории земель.

См.: Об утверждении порядка представления сведений о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения из Федеральной регистрационной службы в Федеральную налоговую службу: Приказ Росрегистрации N 157, ФНС России N САЭ-3-21/556@ от 2 ноября 2005 г.

Примечание: Текст Приказа официально опубликован не был.

Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством РФ, не позднее 1 марта этого года.

Как было разъяснено Министерством финансов РФ, налоговая база, размер которой зависит от кадастровой стоимости земельного участка, определяется на конкретную дату и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода, если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату. Произошедшие в течение налогового периода такие изменения, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде .

См.: Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2006 г. N 03-06-02-02/120 // Документы и комментарии. 2006. 2 окт. N 19.

А.С.Зырянова

Соискатель

кафедры финансового права

Государственного университета –

Высшей школы экономики

Источник: https://WiseEconomist.ru/poleznoe/45774-kadastrovyj-sposob-ischisleniya-zemelnogo-naloga-osobennosti-pravovogo

Дмитрий Жарский, директор Экспертной группы VETA подготовил памятку для организаций Москвы и Нижегородской области

Недостатки кадастрового способа уплаты налога

Жарский Дмитрий

Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт

специально для ГАРАНТ.РУ

С 2015 года налог на имущество организаций стал рассчитываться исходя из кадастровой стоимости, из-за чего многие компании стали оплачивать его в гораздо большем размере, нежели ранее (ст. 375 Налогового кодекса).

И, конечно, у многих возник вопрос: а как платить меньше? И такой способ есть, вернее даже два – установить вместо кадастровой рыночную стоимость или добиться исключения объекта из перечня недвижимости с соответствующим налогообложением.

Установить вместо кадастровой стоимости рыночную – хороший путь для организаций к снижению налога, и многие этим пользуются. Это особенно выгодно, когда первая выше возможной цены покупки или продажи в несколько раз.

Тем не менее, в ряде случаев можно добиться исключения объекта из перечня недвижимости, подлежащей налогообложению именно по кадастровой стоимости. Порой это более перспективно, чем процедура с установлением рыночной цены.

Правда, этот способ не всем подойдет.

Вопрос в принципе касается не всей коммерческой и производственной недвижимости. В соответствии с п. 2 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости только для определенного рода объектов.

Это торгово-офисные здания и недвижимость иностранных организаций, если последние не осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства или же их объекты, не имеющие отношения к деятельности через постоянные представительства.

В остальных случаях база по налогу рассчитывается по среднегодовой (или средней) стоимости объекта. Он определяется как сумма величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца, поделенная на количество месяцев в году.

Остаточная – это первоначальная стоимость за вычетом износа. Она, как правило, меньше кадастровой, поэтому сумма налога, рассчитанная исходя из среднегодовой стоимости, порой на порядок меньше той, что начислена по кадастровой.

Даже с учетом того, что в первом случае ставка налога обычно выше.

Но сделать так, чтобы недвижимость либо не попала в список объектов налогообложения по кадастровой стоимости, либо была исключена из него, можно лишь в определенных случаях. И как это сделать – зависит от региона, в котором работает организация.

Региональный фактор

Налог на имущество организаций является региональным налогом, а значит, многие моменты, которые касаются уплаты налога на имущество, определяют сами регионы (п. 1 ст. 14 НК РФ). Это и ставка, и некоторые особенности формирования базы по налогу, и льготы, и порядок уплаты налога, и порядок проведения некоторых процедур.

В частности, порядок исключения из перечня объектов налогообложения по кадастровой стоимости субъекты РФ также сами определяют.

Поэтому ситуация в разных регионах может отличаться настолько, что общим может остаться лишь тот факт, что налог на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для торгово-офисных зданий.

Различия хорошо видны при сравнении двух таких регионов, как Москва и Нижегородская область.

Так, если говорить о налоговой базе объектов на территории Москвы, то она рассчитывается исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (без учета жилых помещений и недвижимости иностранных организаций):

  • административно-деловых и торговых центров (и помещений в них) на земельных участках, у которых один из видов разрешенного использования – размещение офисных зданий, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. м (и помещений в них), где размещены офисы, торговые помещения, заведения общепита и бытового обслуживания населения, или фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения;
  • расположенных в многоквартирных домах нежилых помещений общей площадью свыше 3000 кв. м, принадлежащих одному или нескольким собственникам, фактически используемых для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита объектов бытового обслуживания;
  • отдельно стоящих нежилых зданий (и нежилых помещений в таких зданиях), если назначение зданий и помещений в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общепита или бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (ст. 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций”).

В Нижегородской области перечень несколько короче:

  • административно-деловые и торговые центры, помещения в них;
  • нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (статья Закона Нижегородской области от 27 ноября 2003 г. № 109-З “О налоге на имущество организаций”, налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости для следующих объектов (также без учета недвижимости иностранных организаций).

Ставки данного налога для организаций также разнятся. В Москве это 1,4% от кадастровой стоимости в 2017 году и 1,5% в 2018-м, а в Нижегородской области – постоянно 2%.

Кроме того, иногда применяется пониженная ставка. Так, в Москве при расчете суммы налога применяется коэффициент 0,1, если помещение удовлетворяет нескольким условиям.

Например, когда оно находится на цокольном, первом и втором этажах зданий, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения или к улицам с интенсивным пешеходным движением, и используется для размещения объектов общественного питания, розничной торговли, бытового обслуживания, туристской деятельности, деятельности в области исполнительских искусств, музеев, коммерческих художественных галерей и (или) в области демонстрации кинофильмов.

В Нижегородской области в ряде случаев применяется ставка 0,5%. Это относится к гостиницам, размещенным в принадлежащих налогоплательщику зданиях, или к расположенным в административно-деловых центрах помещениям, где выполняются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет госсредств.

Кроме того, у каждого региона есть свои льготы по налогу на имущество, рассчитанному исходя из кадастровой стоимости, и их список достаточно большой в обоих субъектах РФ.

Далеко не все льготы распространяются на частные коммерческие организации, но, например, в Москве предусмотрено уменьшение кадастровой стоимости на 300 кв.

м для субъектов малого бизнеса, для организаций, работающих четвертый год, и для организаций, средняя численность работников которых за предыдущий год была не меньше 10 человек, а выручка – 2 млн руб. на одного работника.

В Нижегородской области льготами могут воспользоваться (частичное или полное освобождение от уплаты налога) организации, реализующие проекты, признанные приоритетными и инновационными, художественные промыслы и организации в отношении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств в сфере обрабатывающих производств.

Выйти из Перечня

В обоих регионах в отношении недвижимости есть условие “в соответствии с кадастровыми паспортами объектов…”. То есть, и в Москве, и в Нижегородской области есть установленный местным законодательством Перечень объектов, облагаемых налогом по кадастровой стоимости.

Формируется он по определенным правилам, установленным в каждом субъекте РФ, и согласно Письму ФНС России от 19 мая 2017 г.

№ БС-4-21/9464@ “О применении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость”, данный акт не может быть отнесен к законодательству субъекта РФ о налогах.

То есть, постановление может вступить в силу не как остальные “налоговые” нововведения, которые обязательно должны начинать свое действие с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (за исключением ряда случаев). В итоге, ничего не запрещает региональным властям обновлять перечень и в середине года, что может стать сюрпризом для некоторых налогоплательщиков, и к этому надо быть готовым.

Постановления о перечнях объектов недвижимости, налогообложение которых рассчитывается по кадастровой стоимости, подразумевает и возможность исключения из него объектов по ряду причин, в основном по одной – объект фактически не используется для торгово-офисных целей. Как это? В соответствии с п. 3 ст. 378.

2 НК РФ, перечисленные в законе объекты (магазины, офисы, общепит и т.д.) должны занимать менее 20% от общей площади. То есть, например, на оставшихся 80% должно располагаться какое-нибудь производство.

Также возможны и другие поводы – кардинальная смена деятельности или консервация объекта (фактическое прекращение использования).

Как же исключить объект из Перечня? Процедура в обоих регионах также отличается.

Москва

Данные дела рассматривает Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов налогообложения в городе Москве.

Она может поручить Госинспекции по недвижимости определить (в том числе – повторно) вид фактического использования объекта.

Для этого надо подать соответствующее заявление в Департамент экономической политики и развития города Москвы (на сайте ведомства есть образец). Документы, которые надо приложить к заявлению (в любом случае):

  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия заявителя;
  • выписка из ЕГРП или нотариально заверенная копия свидетельства о собственности.

А далее все зависит от причины, по которой владелец недвижимости решил обратиться в комиссию. Если он считает, что Госинспекция допустила ошибку, так как руководствовалась иными данными, отличными от документов собственника, то в департаменте рекомендуют к заявлению приложить:

  • оригиналы или копии документов кадастрового и (или) технического учета;
  • описание различий в документах собственника и Госинспекции по недвижимости.

Если же ошибка была допущена в расчетах, то нужно предоставить:

В случае изменения вида фактического использования помещения (в связи с началом другой деятельности) необходимы:

  • экспликация и поэтажный план здания с указанием видов деятельности, которые ведутся в каждом из помещений, с отметками о произошедших изменениях;
  • договоры аренды с указанием видов деятельности, которые будут вести арендаторы в снимаемых помещениях;
  • соглашение о расторжении договора аренды;
  • фотоматериалы/видеоматериалы;
  • лицензии на осуществление заявленных видов деятельности;
  • документы, подтверждающие, что указанное производственное, медицинское и иное оборудование действительно расположено в этом здании;
  • ссылки на открытые источники с информацией о виде деятельности, осуществляемой заявителем на территории объекта.

Комиссия нередко принимает решения в пользу заявителей.

Так, в 2015 году было подано 250 таких заявлений, назначено 190 повторных мероприятий по определению фактического вида использования объектов, 125 решений принято в пользу собственников (то есть 50% от общего числа поданных заявлений). В 2016 году подано 121 заявление, назначено 55 повторных мероприятий и 39 решений вынесено в пользу заявителя.

Оспорить результаты мероприятий предыдущего года (в данном случае – 2016-го) можно было только до 31 марта текущего года. То есть сегодня собственник может поспорить только с выводами Госинспекции, сделанными уже в 2017 году.

И исключить объект из Перечня на 2017 год можно только в том случае, если повторный акт с выводом, что объект не используется для торгово-офисных целей, составлен до 31 декабря 2016 года. Если позже – то только из Перечня на 2018 год.

Нижегородская область

Здесь процедура исключения из Перечня несколько иная. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия при министерстве инвестиций, земельных и имущественных отношений Нижегородской области.

Для этого надо сделать отчет о фактическом использовании и подать заявление в министерство.

На данный момент можно исключить объект только из Перечня за 2017 года – за 2016 год уже поздно (по срокам действуют те же правила, что и Москве).

Кстати, если комиссия примет отрицательное решение, то его можно обжаловать в судебном порядке. Но, в принципе, в Нижегородской области практика исключения из Перечня в основном положительная, в том числе и при обжаловании в суде.

Главное условие

Шанс исключить объект из Перечня напрямую зависит от вида разрешенного использования (ВРИ) земельного участка и наименования (назначения) объекта.

Если они предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, то такие объекты не подлежат исключению из перечня, даже если они убираются в необходимую пропорцию 20%/80%.

И подавать заявку или заказывать экспертизу в этом случае нецелесообразно.

То есть, если по всем документам объект – заведение общепита, например столовая, то и рассматривать ее будут как столовую, несмотря на то, что фактическое использование может быть другое (или даже не использоваться вовсе). Но обычно таких назначений бывает несколько, что, в принципе, оставляет пространство для маневра. Главное – ничего не напутать.

Рубрика: Налоги и бухучет

Москва, юрлица, налог на имущество организаций, бухучет и отчетность, налоги, сборы, взносы, практические ситуации, ФНС России

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/zharskij/1141702/

Как формируется налог на недвижимость физических лиц на основе кадастровой стоимости и стоит ли оспаривать кадастровую стоимост

Недостатки кадастрового способа уплаты налога

Автор – Центр экономико-правовой экспертизы собственности (ЦЭПЭС)
сайт – www.otsenk.ru
Ключевые слова: Центр экономико-правовой экспертизы собственности (ЦЭПЭС), кадастровая стоимость, рыночная стоимость, оспаривание.

Больше материалов на сайте журнала «Оценка инвестиций»Оспаривание кадастровой стоимости

Основное практическое применение кадастровой стоимости в настоящее время- это расчет земельного налога и налога на недвижимое имущество.

Посмотрим, как законодатель предписывает использовать кадастровую стоимость при определении налога на недвижимость.

Налог на имущество физических лиц (п.1 ст.399 НК) устанавливается и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки.

Объектами налогообложения признаются (п.1 ст.401 НК) расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (п.1 ст.402 НК).

Порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения определен в ст.403 НК, где в п.1 сказано, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Налоговые ставки (п.1 ст.

406 НК) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и составляют (в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости) 0,1 процента в отношении жилых домов, жилых помещений; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино-мест. Налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В  Москве ставка налога на квартиры  с кадастровой стоимостью до 10 млн. руб. включительно составляет 0,1%; от 10 до 20 млн руб.- 0,15%; 20 до 50 млн. руб.- 0,2%, а от 50 до 300 млн. руб.- 0,3%.

Порядок формирования суммы налога определен п.8 ст.408 НК. Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В общем виде это произведение кадастровой стоимости объекта налогообложения на ставку налога и на коэффициент переходного периода (0,2; 0,4; 0,6; 0,8 – для налоговых периодов 2015…2018 г.г.). Таким образом, начиная с налогового периода 2019 г. (оплата налогов за который будет происходить в 2020 г.

) сумма налога будет исчисляться в полном объеме.

Недавно стало известно, что один из владельцев квартир в «Доме на набережной» оспорил в суде кадастровую стоимость своей квартиры. По данным “Ъ” кадастровая стоимость квартиры была снижена с 87,89 млн. руб.

, утвержденных правительством Москвы, до рыночной стоимости в размере 39,39 млн. руб., т.е. более чем в 2,23 раза.

Такое снижение кадастровой стоимости позволило владельцу квартиры получить выигрыш на налоге не только от снижения кадастровой стоимости, но и от перехода с максимальной ставки налога (0,3%) к более низкой (0,2%).

По расчетам “Ъ”, «при площади квартиры в 100,4 кв. м, кадастровой стоимости в 39,9 млн руб., ставке налога 0,2% и налоговом вычете 20 кв.

м (федеральная льгота) платеж по имущественному налогу для собственника в 2020 году составит почти 64 тыс. руб. А если бы кадастровая стоимость квартиры осталась на уровне 87,89 млн руб.

, ставка налога была бы 0,3% и в 2020 году он составил бы 211 тыс. руб. Таким образом, разница получается 147 тыс. руб.».

Сравним 64 тыс. руб. и 211 тыс. руб. и задумаемся, стоит ли оспаривать кадастровую стоимость?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/esm_invest/kak-formiruetsia-nalog-na-nedvijimost-fizicheskih-lic-na-osnove-kadastrovoi-stoimosti-i-stoit-li-osparivat-kadastrovuiu-stoimost-5aaa5f4e4826774244e3915a

Налог по кадастровой стоимости – все особенности и способы расчета

Недостатки кадастрового способа уплаты налога
Подписаться

Начиная с января, частично изменились правила, как формируется налог по кадастровой стоимости для юридических и физических лиц. Фирмам теперь не надо его платить на движимое имущество. Обо всех нюансах и в каких случаях требуется оплата – в статье.

Налогообложение проходит единовременно или с авансовыми платежами. Оплата происходит по месту расположения объекта. Когда подходят определенные даты, словосочетания «налог на имущество по кадастровой стоимости» слышится все чаще. Каким он будет в 2020 году определяла инвентаризационная и кадастровая цена, сейчас – только последняя.

Что такое налог по кадастровой стоимости и в чем его суть?

Это один из видов обязательных платежей государству, который имеет в своей основе установленный тариф. Формируется налог его необходимо уплатить в ряде операций с домом, квартирой и т.д. или по окончанию периода.

Фиксированный налог по кадастровой стоимости включает определение последней – цена, которая сформирована в результате проведения независимой оценки объекта. Рассчитывая суммарный размер пошлины, учитывается цена, которая сформирована согласно методикам, утвержденными органами местной власти.

Оплачивая налоги исходя из кадастровой стоимости, учитываются данные из единого реестра. Если их нет, необходимо заказать независимую первичную оценку.

Налог на имущество по кадастровой стоимости

Для расчета налога, необходимо учитывать: юридическое или физическое лицо имеет объект в собственности. Он привязан к оценке объекта и его площади. Есть льготные категории, которые могут не оплачивать пошлину среди физлиц. Ранее он включал понижающий коэффициент и дефлятор. Сейчас он не оперирует этими понятиями.

Оплачен ли в полной мере налог имеет право проверить инспектор федеральной службы.

Базовые объекты налогообложения и применяемые к ним ставки

Проводя расчет, помните: переход на кадастровый вид происходит поэтапно и уже с 1 января текущего года; имущество физических лиц оценивается с позиции независимой оценки объектов.

Перед расчетом налога, важно определить объекты, которые попадают под сферу влияния Кодекса. Среди них:

  • жилая невидимость: дом, квартира или отдельная комната в них;
  • место для парковки, гараж;
  • незаконченное строительство;
  • другие помещения.

Расчёт налога физ. лиц исходя из кадастровой стоимости

Принцип прост: налог учитывает именно кадастровую оценку, которая не превышает рыночную. Проводится расчет с учетом данных из ЕГРН. Формируется он с учетом данных цены на 1 января текущего периода.

Пример расчета налога на имущество

Проводится вычисление и для земельных участков. Норма прописана в 389 ст. НК России. За основную цену, чтобы рассчитать налог, берутся сведения из единого реестра. Если были внесены изменения в земельный участок, то учитывается кадастровая стоимость участка – земельный налог на дату изменений.

Отметим: увеличить размер сбора – мера не популярная, но иногда применяемая, чтобы наполнить казну. В РФ установлено правило, что пересматривается фактически не сам налог, а кадастровая оценка раз в 5 лет.

Важно! Не попадайтесь на удочку мошенников. Если вам нужна объективная оценка недвижимости, обращайтесь к нам через официальный сайт.

Посмотрите на пример расчета налога, поняв, что именно вносится в формулу.

Согласно правилам, проводя предварительный расчет, располагайте на дальнейшую уплату в казну 0,1% от показателя. Это касается жилых помещений, хозпостроек, не более 50 кв.м, объектов подсобного хозяйства.

Увеличенная кадастровая стоимость, процент – налог будет выше и по прогнозам аналитиков может достигнуть до 20%.

Налог на имущество для юр. лиц

Наперед изучая, какой налог от кадастровой стоимости, ознакомьтесь с местными ставками на сбор.

Актуальный размер для фирм изменился в начале 2020 года. Согласно ст. 2 и 4 Закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ при расчете этого платежа на имущество организаций больше не надо учитывать движимое имущество. Исключение составляют:

  1. космические корабли;
  2. памятники как архитектурные объекты;
  3. природные и водные ресурсы.

Налог на имущество региональный, его размер различается между регионами. Льготы определяют местные власти и Кодекс.

Расчет налога по кадастровой стоимости недвижимости

Надо провести предварительный расчет, тогда стоит придерживаться такой пошаговой инструкции:

  • выбрать на карте субъект РФ;

  • подобрать подходящее муниципальное образование;
  • указать вид пошлины и период;
  • нажать на кнопку «найти».

Онлайн-сервис, чтобы узнать налог на недвижимость по кадастровой стоимости, каким будет сбор, позволяет экономить время.

В результате – получаете таблицу с указанием процентных ставок, ведь налог в каждом регионе разный.

Также можно узнать наперед налог на кадастровую стоимость квартиры или любой другой недвижимости, например, дома, хозпостройки на участке, провести его расчет для земельного участка.

Как провести расчет земельного налога исходя из кадастровой стоимости

Производят расчет налога организации самостоятельно. Для того, чтобы наперед узнать, каким будет налог физическим лицам, воспользуйтесь онлайн-сервисами или проверенными агентствами.

Проводим расчет самостоятельно. Для этого кадастровую оценку умножаем на произведение площади объекта за минусом вычета, и умножаем на подходящую ставку. Рекомендуем оплачивать сбор вовремя и в полной мере, чтобы избежать проблем с законом.

Правила расчета несложные, главное знать формулу. Умножьте данные и узнаете, какую сумму нужно оплатить за весь год.

Например, в одном районе РФ проводя расчет для жилого дома используется коэффициент 0,3%, в столичном регионе доходит до 0,4%.

В качестве примера: налог на кадастровую стоимость квартиры составляет 0,1%, для «роскошных вариантов» может быть увеличен вплоть до 1%. Чтобы узнать цену за 1 кв. м, перед тем как провести расчет, разделите показатель на всю площадь.

Принципиальный нюанс: пошлина оплачивается не со всей площади, а только той, которая подлежит налогообложению. Теперь вы понимаете, как просто, точно и грамотно рассчитать налог на имущество собственными силами.

Расчет налога, если изменилось право собственности в течение года

Если изменился собственник, за основу, когда проводится расчет, применяются последние данные, внесенные в ЕГРН.

Бывают случаи, когда собираются специальные комиссии для изменения цены, соответственно изменяется принцип оценки на объекте.

Помните: налог учитывается за прошлый период, когда оформлены права собственности. Для того чтобы посчитать налог, необходимо знать текущую ставку на дату оплаты.

Вычеты и их размеры

Перед тем, рассчитать налог, учитывайте: вычет применяется ко всем жилым объектам в собственности. Формируя стоимость пошлины, вычет не привязан к количеству собственников. Проводится расчет налога по кадастровой стоимости с учетом типа и площади объекта. Существует правило, как провести подсчет с учетом площади объекта (в м2):

  • комната: до 10;
  • квартира в 2 раза больше;
  • для дома, сельхоз зданий не более 50.

От критерия прямо зависит: каким будет налог, а показатель определяет, сколько «квадратов» готово «простить».

Вы можете заказать электронную выписку о кадастровой стоимости из Росреестра, подписанную электронно цифровой подписью, на этой странице нашего сайта.

Кому полагаются льготы?

Не платить этот налог могут граждане, которые определены в ст. 399 и 407 соответствующего Кодекса. Документ определяет: сбор могут не платить определенные лица на федеральном и региональном уровне. Не интересен, такой налог на федеральном уровне таким категориям как:

  • ветераны ВОВ;
  • Герои Советского Союза и РФ;
  • инвалиды детства, 1-ой, 2-ой групп;
  • ликвидаторы ряда ЧС;
  • военнослужащие и их семьи.

Пенсионеры могут не переживать за дополнительные расходы – они освобождены от уплаты. Оплатить, а предварительно рассчитать размер сбора, нужно в том случае, когда, например, 2 квартиры или большой земельный надел. Льгота лишь на 1 объект в категории

Не обязательно наперед рассчитать налог по кадастровой стоимости для лиц, у которых постройка меньше 50 квадратов. Можно не узнавать, какой размер выплаты и ряду других лиц, которые имеют льготы от органов местного самоуправления. Не платят пошлину многодетные семьи.

Налог не предусматривает льготу, если объект выше 300 млн. рублей.

Если он не платится по льготе, лицо самостоятельно информирует службу об этом, предоставляя документы для доказательства.

Порядок и даты

Важно знать дату погашения. Она указана в НК, в 30 и 32-ой главе. Дедлайн, когда надо оплатить этот налог различается для физ. и юр. лиц.

Чтобы вовремя его оплатить есть ряд сервисов. Если у лица есть кабинет на nalog.ru, то приходит уведомление, что необходимо оплатить с указанием даты. В этом случае ФНС разрешено не направлять бумажную версию, что надо оплатить налог на имущество. Зная граничную дату, можете наперед узнать, во сколько он обойдется, учитывая все параметры.

Оплачивается сбор не позднее 1 декабря следующего года. То есть он выплачивается до 1.12.2020 за минувший.

Погасить его юридические лица должны в другом порядке. Аванс платежа на имущество организаций выплачивается до 30 числа месяца, который идет за отчетным, годовой – до 30 марта за прошлый год.

Прочитав статью, Вы сможете сами рассчитать размер, оценить грядущие растраты. Организации вносят налог на имущество по кадастровой стоимости в бюджет издержек в бизнес-плане и финансовой отчетности.

на новые статьи

Источник: https://rosreestor.info/nalog-na-nedvizhimost-po-kadastrovoj-stoimosti

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.