Невостребованные паи

10 важных моментов аренды невостребованных паев

Невостребованные паи

Аренда земли — основной актив для большинства аграриев. В то же время 27,7 млн га земель сельскохозяйственного назначения (68% всех с/х земель) являются земельными долями (паями).

Поэтому наряду с арендой земельных участков значительную долю составляет аренда паев.

Однако, если аренда паев для большинства, в принципе, не новое явление, то аренда невостребованных земельных участков далеко не у всех на слуху. По сравнению с обычной аренда невостребованных паев законодательством почти не урегулирована. В связи с этим возникает ряд вопросов, которые в дальнейшем часто доводят до суда.

О том, что такое невостребованный земельный участок/доля (пай), каков порядок заключения договоров аренды таких паев, и что нужно знать и учитывать, заключая договоры аренды, AgroPortal.ua рассказали советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Олег Качмар и юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Александра Бортман.

Что такое невостребованные паи?

В 1995 г. Указом Президента Украины было принято решение провести распаевание земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и кооперативам, в том числе созданным на базе совхозов.

Распаевание земель предусматривало определение размера земельной доли в коллективной собственности каждого члена сельскохозяйственного предприятия без выделения земельных участков в натуре (на местности).

Каждому члену такого предприятия был передан в собственность «пай» — условный земельный участок, размер которого определялся исходя из общей площади земель, переданных сельскохозяйственному предприятию, и количества членов предприятия.

Для подтверждения права собственности на земельный пай его владельцу выдавался сертификат единственного в Украине образца, который был утвержден постановлением Кабинета министров Украины от 12.10.1995 г. № 801.

Однако не все граждане, имевшие право на земельный пай, получили такие сертификаты. Одни — не воспользовались такой возможностью, другие — просто не успели. Сейчас, по данным исследования USAID «Проект Агроинвест», владельцы паев — люди старше 50 лет (79%) и 60 лет (43%). Более 1 млн владельцев земельных паев уже умерли.

Паи, сертификаты на которые гражданами не было получено, получили статус «невостребованных».

Поэтому наряду с обычными земельными паями появилась еще одна категория — невостребованные паи  — те, владельцы которых не получили сертификаты или иным образом не заявили о своих правах.

Cоветник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Олег Качмар. Источник фото: ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Откуда взялись нераспределенные земельные участки?

Каждый член коллективного сельскохозяйственного предприятия, получившего сертификат на земельную долю и зарегистрировавший его в районной государственной администрации, в дальнейшем получал право на выделение земельного участка в натуре.

Порядок выделения пая в натуре владельцам сертификатов регулируется Законом Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» от 05.06.2003 г. № 899-IV.

Выделение земельных участков в натуре предусматривает несколько этапов:

  • обращение граждан в соответствующий орган: сельский, поселковый, городской совет или районную государственную администрацию с заявлениями о выделении им земельной доли в натуре;
  • принятие соответствующим органом решения;
  • заключение с землеустроительными организациями договоров на выполнение работ по выделению земельных долей на местности и изготовление соответствующей документации по землеустройству;
  • разработка технической документации по землеустройству и согласование ее с соответствующим органом;
  • проведение распределения паев в пределах одного сельскохозяйственного предприятия между собственниками земельных долей, которые подали заявления о выделении принадлежащих им земельных паев в натуре, на собрании собственников долей согласно полученному проекту землеустройства;
  • составление протокола результатов распределения земельных участков и его утверждение соответствующим сельским, поселковым, городским советом или районной государственной администрацией;
  • принятие решения о выделении земельных долей в натуре;
  • выдача государственных актов на право собственности (с 01.01.2013 г. — выдача свидетельств о праве собственности на земельный участок) владельцам земельных паев.

После прохождения всех этих стадий, владелец сертификата на земельную долю приобретал право собственности на отдельный земельный участок.

Если гражданин подал заявление о выделении ему земельного участка на местности, но не прибыл на собрание собственников паев по распределению земельных участков, или вообще не подавал такого заявления, но документация по землеустройству в пределах одного сельскохозяйственного предприятия была разработана, то запроектированный земельный участок этого лица приобретал статус «невостребованного» или «нераспределенного».

Таким образом, «нераспределенный (невостребованный) земельный участок» — это запроектированный в составе единого земельного массива без определения границ на местности пай, который не был распределен на собрании собственников земельных долей из-за неявки на собрание. Статус невостребованных нераспределенные земельные участки приобретают только после проведения собрания по распределению паев (согласно постановлению Высшего хозяйственного суда Украины от 15.01.2015 г. по делу № 924/686/14).

Кто является арендодателем невостребованного пая/нераспределенной земли?

В отличие от договора аренды пая, который заключается с владельцем сертификата, договор аренды невостребованного земельного участка заключается с соответствующими органами: сельскими, поселковыми, городскими советами, органами исполнительной власти, так как такие участки остались в их компетенции.

Если же невостребованный пай находится за пределами населенных пунктов и их компетенции, по вопросу аренды нужно обращаться к органам исполнительной власти.

К сельскому совету, просто находящемуся неподалеку, в таком случае обращаться не стоит.

Передача сельским советом в аренду нераспределенных земельных участков за пределами его населенного пункта, то есть за пределами его компетенции, является незаконной.  

Именно поэтому нужно внимательно изучить, в компетенции какого населенного пункта находится заинтересовавший вас пай. В противном случае суд признает договор аренды недействительным.

Юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» Александра Бортман. Источник фото: ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Нужно ли проводить земельные торги?

Передача в аренду земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности, осуществляется по результатам проведения земельных торгов (часть 2 статьи 124 ЗК Украины).

Однако нераспределенные доли не являются землями государственной или коммунальной собственности, и поэтому их предоставление в пользование осуществляется без проведения земельных торгов.

Достаточно решения соответствующего органа исполнительной власти или местного самоуправления и разработки технической документации по землеустройству относительно составления документа, удостоверяющего право на земельный участок.

Какие обязательные условия договора аренды невостребованного пая?

Законом Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)», статьей 13 установлено, что нераспределенные земельные участки по решению соответствующего органа могут передаваться в аренду для использования по целевому назначению на срок до момента получения их собственниками государственных актов на право собственности на земельный участок, о чем указывается в договоре аренды. А собственники земельных паев или их наследники, которые не приняли участие в распределении земельных участков, уведомляются о результатах в письменной форме, в случае, если известно их местонахождение.

Таким образом, в договоре аренды нераспределенных земельных долей обязательно должно содержаться условие о заключении такого договора на срок до момента получения их собственниками государственных актов на право собственности на земельный участок. Это называется «отменительное условие».

Практика Высшего хозяйственного суда Украины свидетельствует о том, что указанное обстоятельство является важным при решении судом спора о действительности заключенного договора аренды в случае его оспаривания.

Распространяются ли требования типовой формы договоры аренды земельной доли, статьи 15 Закона Украины «Об аренде земли» на отношения по передаче в аренду невостребованных земельных участков?

В отличие от договора аренды земельной доли, законодательство не определяет конкретных условий или требований к договору аренды невостребованных земельных участков и не устанавливает какой-либо типовой формы такого договора.

Более того, ни форма типового договора аренды, заключаемого с гражданами-владельцами сертификатов, ни статья 15 Закона Украины «Об аренде земли», что определяет обязательные условия договора аренды земельных участков, не распространяются на отношения по поводу передачи в аренду невостребованных земельных участков.

Нужно ли регистрировать договоры аренды невостребованных паев?

Регистрации на сегодняшний день подлежит не право аренды, а договор аренды невостребованного земельного участка. Регистрация договоров аренды нераспределенного пая проводится так же, как и регистрация договоров аренды земельных паев — исполнительным комитетом сельского, поселкового, городского совета по месту расположения земельного участка.

Что нужно учитывать во время и после заключения договора аренды невостребованного пая?

Поскольку единой системы регистрации договоров аренды невостребованных земельных участков не существует, а записи о регистрации договоров аренды вносятся только в книгу записей регистрации договоров аренды земельных долей соответствующего совета района, то существует риск заключения договоров аренды одних и тех же невостребованных паев с различными арендаторами.

О наличии такого риска и случаев «двойной регистрации» свидетельствует, в частности, судебная практика.

К примеру, решая спор о действительности заключенного с сельским советом договора аренды невостребованных паев, суд установил, что договор аренды одних и тех же невостребованных долей с различными арендаторами был почти одновременно заключен сельским советом и районной государственной администрацией. Решая данный спор, суд пришел к выводу, что именно районная государственная администрация имела полномочия на передачу спорных невостребованных долей, и признал недействительным договор аренды, заключенный сельским советом.

Применяется ли норма статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли» о преимущественном праве арендатора на возобновление договора аренды к договорам аренды невостребованных земельных участков?

В отличие от аренды земельного участка, аренда невостребованных земельных долей не регулируется специальным законодательством.

Часто это становится проблемой арендаторов, которые хотят продлить действие договора аренды невостребованных земельных участков на новый срок, в то время как соответствующий орган уже принял решение о передаче этой земли другому лицу.

Однако, судебная практика свидетельствует, что в таком случае суды исходят из общих норм Гражданского кодекса Украины о найме (аренде), устанавливающих преимущественное право нанимателя, надлежащим образом исполняющего свои обязанности по договору, на заключение договора на новый срок (статья 777 Гражданского кодекса Украины), и применяют нормы статьи 33 Закона Украины «Об аренде земли» по аналогии.

Какие риски для арендатора невостребованного пая несет получение владельцем земельной доли государственного свидетельства о праве собственности на земельный участок?

Как указано выше, статья 13 Закона Украины определяет, что договор аренды невостребованного земельного участка не может быть заключен более чем на срок до момента получения ее собственником государственного акта на право собственности на земельный участок.

Поэтому, заключая договоры аренды невостребованных земельных участков, арендаторы должны учитывать, что действие такого договора может прекратиться в любой момент.

Екатерина Золотаренко, AgroPortal.ua

паи,аренда земли,Александр Бортман,Олег Качмар,ЮФ Василь Кисиль и Партнеры

Источник: https://agroportal.ua/publishing/lichnyi-vzglyad/10-vazhnykh-momentov-arendy-nevostrebovannykh-paev/

Невостребованные земельные паи

Невостребованные паи

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Вернуться назад на Земельный пай
Невостребованная земельная доля – доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, собственник которой не распоряжался ей в течение трех и более лет подряд с момента приобретения права собственности на такую земельную долю – так законодатель определял понятие земельной доли до вступления в силу ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. С принятием новой редакции ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” термин невостребованная земельная доля из закона исчез. Однако появились правила, по которым та или иная земельная доля может быть отнесена к невостребованной.

Основания признания земельной доли невостребованной

В отличие от предыдущих, действующая редакция ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” к невостребованным земельным долям подходит более дифференцировано. Во-первых, в законе отсутствует понятие земельной доли. Законодатель изменил формулировки, и теперь земельная доля на земельный участок не является невостребованной, а может быть признана таковой, если собственник земельной доли не передал земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом – п.1 ст.12.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” Во-вторых, законодатель ввел дополнительные основания, по которым земельная доля может быть признана невостребованной.

Такими основаниями являются:

Самое читаемое за неделю
Должен знать каждый: Сильное повышение штрафов с 2021 года за нарушение ПДД
Введение продуктовых карточек для малоимущих в 2021 году
Доллар по 100 рублей в 2021 году
Новая льготная ипотека на частные дома в 2021 году
Продление льготной ипотеки до 1 июля 2021 года
35 банков обанкротятся в 2021 году
Новый акциз на газировку, чипсы, пельмени и консервы с 2021 года
700% прибыли при безрисковых вложениях
• отсутствие сведений о собственнике земельной доли в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, принятых до вступления в силу ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”;
• у умершего собственника земельной доли нет наследников ни по закону, ни по завещанию; • наследники умершего собственника земельной доли не имеют право наследовать;

• наследники умершего собственника земельной доли отстранены от наследства, либо наследники отказались или не приняли наследство.

С чем связаны внесенные изменения?

После государственной регистрации договора аренды, в земельном участке появляются доли, у умерших собственников которых отсутствуют наследники, либо наследники не торопятся с оформлением своих прав.

В предыдущих редакциях закона, признать такие земельные доли невостребованными было невозможно, так как формально наследодатель – собственник доли, при жизни распорядился своей земельной долей. Новая редакция закона поменяла правила игры, и теперь, даже если земельная доля в составе земельного участка была передана в аренду, однако после смерти собственника не объявятся наследники, либо объявившиеся наследники не вступят в наследство, такая земельная доля может быть признана невостребованной.

Как востребовать свою земельную долю, если она попала в список невостребованных

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей. Это цитата пункта 6 статьи 12.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. Ключевым в данном пункте является союз «и”. Если Вы попали в список невостребованных земельных долей, то Вы должны и представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления и заявить об этом на общем собрании собственников земельных долей, на котором утверждается список невостребованных долей. Формально, если Вы не исполните одно из обязательных требований, то после утверждения списка, востребовать свою долю Вы не сможете. Однако из личного опыта могу сказать, упустив возможность заявить о своих правах на долю на этапе публикации списка, а, затем, не предприняв мер на этапе его утверждения общим собранием, не стоит отчаиваться. Если Вам стали известны такие обстоятельства, не теряя ни минуты, вступайте в судебный процесс, в рамках которого орган местного самоуправления заявляет требование о признании права собственности на невостребованные земельные доли. Можете быть уверены, суд откажет органу местного самоуправления в признании права собственности в части Вашей земельной доли.

Порядок оформления невостребованных земельных долей в собственность органов местного самоуправления

Оформление земельных долей, которые могут быть отнесены к невостребованным, начинается с составления списка лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными в связи с тем, что собственники земельных долей не передали их в аренду или не распорядились ими иным образом. Законодатель обязал органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка составлять отдельно список земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, предусмотренным пунктом 2 ст.12.1 ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”. В большей степени речь идет о земельных долях “не нашедших” своих наследников. В общем и целом принципиально важно понимать, что при оформлении невостребованных земельных долей составляется два списка – в зависимости от оснований, по которым земельные доли могут быть признаны невостребованными. Итак, список составлен и пришло время опубликовать этот список в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, размещает этот список на своем официальном сайте (если есть), а также на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования. Распространение списка невостребованных долей указанными способами осуществляется не менее чем за три месяца до созыва общего собрания собственников для его утверждения. После обнародования списка невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников земельного участка, в границах которого определяются невостребованные земельные доли, для утверждения этого списка. В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно. Примечательно, что законодатель не определяет по каким причинам общим собранием не принято решение об утверждение списка: в силу отсутствия кворума или просто собранием не принято решение. С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными. После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли. Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации. И не забываем что в соответствии со ст.8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

Порядок распоряжения невостребованными земельными долями после возникновения права муниципальной собственности

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления обязан в течение месяца опубликовать извещение о возможности приобретения в собственность земельных долей по цене 15% от кадастровой стоимости. Обратите внимание, федеральный законодатель в императивной форме установил стоимость земельной доли, не дав возможность субъектам РФ определять ее самостоятельно в рамках установленного максимуму или минимума. Итак, цена покупки невостребованных земельных долей составляет 15% от кадастровой стоимости. Извещение о возможности приобрести невостребованные земельные доли должно быть опубликовано в СМИ, определенных субъектом РФ как официальный источник информации и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления в сети “Интернет” (если есть), а также на информационных щитах на территории муниципального образования по местоположению земельного участка.

Преимущественным правом покупки невостребованных земельных долей, перешедших в собственность органа местного самоуправления на основании решения суда, по цене 15% кадастровой собственности, обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности, в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли. Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

После выдела земельного участка в счет земельных долей, к продаже может быть предложен только земельный участок, но, уже на совершенно иных условиях, которые напрямую зависят от законодательства субъекта РФ в области регулирования земельных отношений.

Князь

Христианство
Дружины
Идентификация и фальсификация товаров
Организация проведения товарной экспертизы

Назад | | Вверх

Источник: https://center-yf.ru/data/stat/Nevostrebovannye-zemelnye-pai.php

Земельный пай: что это такое? Кому положен пай земли, виды сделок

Невостребованные паи

Последние изменения: Январь 2021

Среди сделок с землей сельхозназначения особое место занимают мероприятия по переоформлению и распоряжению наделами, входящими в состав общего имущества.

С 91 года прошлого столетия у работников коллективных хозяйств появилась возможность безвозмездно приобрести земельный пай, который будет далее использован по усмотрению человека.

Столкнувшись с необходимостью каким-либо образом распорядиться полученным паем, следует учитывать правовые особенности подобных сделок, ведь для надлежащего оформления документов придется пройти длительную и сложную процедуру.

Общие понятия

Следует отличать земельный пай от привычного участка в частной собственности.  Пай представляет собой часть общедолевой собственности, а размер определяется в виде процента от суммарного значения участков, выраженных в единицах измерения площади.

Зачастую, пай включают в уставной капитал заинтересованной организации (производственное предприятие, кооператив, акционерное общество), ведь первоначально выдел пая происходил в период преобразования советских хозяйств и организаций в коммерческие предприятия.

При выделении пая применяется принцип безвозмездности, однако при определении, кому положен надел, следует отметить, что право используется лишь гражданами, непосредственно связанными с колхозом или совхозом, из земель которого сформированы паи.

Чтобы оформить право на надел, надлежит пройти процесс приватизации, на основании которой будет зарегистрирован новый собственник, и проведена постановка на учет по Кадастру.

При намерении физически выделить надел, нужно узнать, как получить новые документы, ведь владельцу пая предстоит пройти длительную процедуру, связанную с межеванием и оформлением границ с присвоением номера по кадастровому учету и оформления кадастрового паспорта.

Текущая ситуация такова, что только половина земель представляет собой объединенные вместе паи, владельцы которых успешно переоформили собственность на себя.

Иными словами, земельный пай представлен в виде определенного размера земельной площади, приходящейся на человека, без выделения из общего числа и определения конкретных границ. Документальным основанием считать себя держателем пая земель сельхозназначения служит свидетельство, устанавливающее право в общей собственности.

Подтверждающий документ включает следующую информацию:

  • величину пая;
  • оценка в балло-гектарах;
  • вид назначения земли (под пашню, пастбище и т.д.)

Особенностью подобного права является усредненность характеристик и отнесение к виртуальной собственности, которая может быть, при желании, получена в виде собственности.

Когда возникает потребность в оформлении пая и распоряжении им, необходимо изучить законодательные нормы, регулирующие правовые вопросы в земельном праве:

  • Процесс перевода пая в земли сельхозназначения, а также сделки купли-продажи, дарения, оформления наследства определяется согласно положений закона №101-ФЗ, утвержденного в 2002 году.
  • ЗК РФ регулирует статусы сельхознаделов.
  • Проведение постановки на кадастровый учет и связанные с техническим оформлением земель проводится согласно закона №218-ФЗ, с 1 января 2017.
  • Требования и нормы регистрационного оформления недвижимой собственности приведены в законе № 122-ФЗ (утрачивает силу с 01.01.2020 года).

Особенности использования и преимущества

 

Помимо земельных паев, которые начали выдавать с 1991 года, в процессе реорганизации коллективных хозяйств с 92-93 годов стали выделять имущественные паи.

Земельный пай отличается от имущественного тем, что он мог быть получен любым членом колхоза, без учета степени ценности вклада, который он внес в развитие своей организации.

Владение земельным паем дает большие возможности в отношении распоряжения своим правом:

  • Получать прибыль, полученную по результатам обработки земель и сбора урожая и последующей его продажи. Возможна выдача прибыли в натуральном выражении.
  • Пай может принести доход от его продажи или обмена на другую собственность.
  • Доля передается в дар или наследуется.
  • Земля может быть использована в качестве залогового обеспечения или внесена в уставной капитал кооператива.
  • Доход в виде арендной платы.
  • Передача в доверительное управление.

Не всегда паи используются и контролируются владельцами. Большая часть территорий под сельское хозяйство остаются не востребованы.

Согласно действующему законодательству, в случае отсутствия каких-либо распоряжений в отношении доли в течении 3 лет, она относится к категории невостребованных.

Законные основания для признания невостребованного пая появились сравнительно недавно и к их числу относят следующие параметры:

  • Держатель пая не установлен.
  • Владелец умер, а наследовать землю некому.
  • В случае смерти держателя пая наследник не вправе переоформить недвижимость, либо отказался от наследства.

При выявлении хозяев пая, невостребованность земель может быть опротестована в следующем порядке:

  1. Пишется заявление в местную администрацию.
  2. Оспорить решение собственников на общем собрании установившим невостребованность пая можно только в судебном порядке.

Порядок оформления

Процесс приватизации и выделения пая происходит в следующем порядке:

  1. В печатных средствах массовой информации региона публикуется информация о планируемом выделении.
  2. Спустя месяц проводится собрание пайщиков с целью согласовать параметры выдела.
  3. На организацию и проведение межевания уходит довольно длительный период, вплоть до 2 лет.
  4. После проведения межевания границы и формы согласуются с владельцами прилегающих земель и представителями земельного комитета. Проверка и согласование межевой схемы занимает 30-дневный период.
  5. Основанием считать процесс согласования завершенным служит получение заключения о соответствии плана положениям законодательства.
  6. Происходит постановка участка на учет по кадастру с присвоением уникального номера. Оформляется кадастровая документация, паспорт, план выделенного в натуральном виде надела.
  7. Участок проходит государственную регистрацию, а собственник получает подтверждающее свидетельство.

Приступая к оформлению, следует подготовиться к длительному процессу с соблюдением условий выделения пая.

Вопросы по продаже

Для продажи земли необязательно проводить специальные подготовительные работы. При составлении текста договора предметом сделки указывают только площадь земли, право на которую передается. Кроме того, в договоре отражают наличие/отсутствие обременений и срок, отведенный на перевод пая в собственность другого лица.

Приложением к договору станет схема участка, без установленных границ. Закон не предусматривает никаких ограничений по поводу возмездной передачи пая.

В процессе проверки юридической допустимости сделки продажи покупатель проверяет:

  • информацию с плана;
  • обозначенные границы;
  • стоимость по кадастру.

Цена и способ расчетов определяется сторонами договора по взаимному согласию.

После выделения земельного права необходимо провести регистрацию полученного права, с получением пакета правоустанавливающих документов, кадастровой и технической документацией.

Для регистрации выделенной земли и получения свидетельства обращаются в территориальный отдел Росреестра по месту, где находится недвижимость.

В пакет документации для регистрации входят:

  • протокол общего собрания пайщиков;
  • кадастровая документация на пай;
  • платежный документ на госпошлину.

При желании, пай оформляют через представителя, действующего по доверенности. На доверенное лицо также представляют личные документы, удостоверяющие личность.

Проверка характеристик участка по кадастровому номеру

В процессе оформления выделенного пая проводятся важные мероприятия по определению местоположения и границ надела.

В результате, пай обретает конкретное выражение в виде четко обозначенной территории, которая ставится на кадастровый учет и регистрируется в базе с присвоением уникального кадастрового номера.

Из цифровой комбинации, представленной в кадастровом номере, можно узнать основные характеристики участка, его особенности, назначение и т.д.

Так как информация о земле, поставленной на кадастровый учет, находится в свободном доступе, для получения ответа на запрос, достаточно знать номер участка.

  • Размер земли, выраженный в кв.м.
  • Стоимость по кадастру (нужна для определения суммы имущественного налога).
  • Назначение использования земель.
  • Точное определение места нахождения.

Комбинация присваиваемого номера позволяет провести предварительную расшифровку основных характеристик земли:

  1. 2 первые цифры отвечают за обозначение субъекта Федерации, в которой расположен надел.
  2. 3-я и 4-я цифры обозначают определенный округ.
  3. 6 последующих цифр устанавливают принадлежность к определенному кварталу.
  4. Точное положение участка указывают последние цифры из номера.

Информацию об участке можно проверить онлайн в течение считанных минут. Достаточно ввести номер в строку поиска на сайте Росреестра в разделе Публичной кадастровой карты.

Дальнейшее распоряжение землей

Не стоит недооценивать значимость земельных паев, даже если текущий владелец пая не имеет прямого отношения к предприятию, занимающемуся обработкой всех, входящих в общую собственность территорий. Пай может быть продан, арендован, с получением соответствующего дохода, оговоренного между сторонами сделки.

Получив в собственность пай, можно производить с ним следующие виды сделок с паями и распоряжения:

  • Оформить договор купли-продажи, переоформив пай на заинтересованное лицо или организацию (колхоз, фермерство, либо другому пайщику).
  • Передать землю в дар. В данном случае, не следует подменять дарственной договор купли-продажи, так как в противном случае пай будет отчужден без каких-либо обязательств по оплате со стороны нового собственника. Кроме того, выявление подмены ведет к привлечению ответственности.
  • Выделить пай в виде конкретного участка, либо в составе собственности части пайщиков. После выделения единоличной доли пайщик становится полноправным собственником.

Для оформления купли-продажи, помимо самого договора и заявления с просьбой о переоформлении, потребуется подготовить для сделки следующие бумаги:

  • личные документы сторон сделки (оригиналы паспортов и ксерокопии);
  • заверенное нотариусом согласие на сделку второго супруга, если новый собственник или продавец находится в брачных отношениях;
  • правоустанавливающие документы на объект недвижимости;
  • подтверждающие документы, свидетельствующие об уведомлении остальных дольщиков о планируемой продаже;
  • платежный документ, свидетельствующий об уплате пошлины.

Для успешной продажи одного намерения дольщика недостаточно. Право передать имущество в пользу другого хозяина можно только при условии, что администрация отклонила предложение купить землю.

При определении цены надела учитывают важные факторы, оказывающие прямое воздействие на ликвидность и привлекательность объекта:

  • основные физические характеристики;
  • место нахождения;
  • особенности рельефа, местности;
  • климат.

Если продавец решил скорректировать цену, предоставив покупателю скидку, необходимо заново пройти согласование с муниципалитетом (администрацией). Продолжить оформление бумаг можно только при повторном получении разрешения и отказе выкупить со стороны официальных властей.

Оформление в дар

Во избежание юридических проблем, настоятельно не рекомендуется заменять дарением возмездную сделку купли-продажи.  Однако, закон не запрещает передачи в дар не только близкой родне, но и лицам с дальним родством или вовсе посторонним.

Преимуществом договора дарения является невозможность раздела полученных земель при разводе. Недвижимость остается в собственности одаряемого и не относится к совместно нажитому имуществу.

В остальном процесс дарения аналогичен купле-продаже и требует сбора аналогичного списка документов, за исключением согласия супруга.

Подаренный объект также подлежит дальнейшей регистрации в Росреестре, а получение свидетельства завершает процесс переоформления.

Владение долей влечет за собой возможность получать доход от его использования, продажи, аренды, а также применения в качестве части уставного капитала предприятия. Имея свои особенности, земля дольщика является таким же имуществом, право на которое может быть завещано или передано в дар близким людям.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/zemelnyiy-pay-chto-eto-takoe/

Невостребованные паи

Невостребованные паи

В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 24.07.

2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация Даниловского сельского поселения  Даниловского муниципального района Ярославской области публикует  список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными для дальнейшего признания в установленном порядке права муниципальной собственности Даниловского сельского поселения  Даниловского района на данные земельные доли как невостребованные.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в администрацию Даниловского сельского поселения Даниловского района в течение трех месяцев со дня публикации списков по адресу: Ярославская область, Даниловский район, г. Данилов, ул. Циммервальда, д. 53 а, телефон 8(48538) 5-16-33, официальный сайт:                   ,электронный адрес: sp_danilov@mail.ru  и заявить об этом на общем собрании участников общей долевой собственности.

1. Колхоз «Дружные всходы».

2. СПК «Восход».

3. Колхоз им. Ленина.

4. Колхоз «Россия».

5. Колхоз «Путь Ленина».

6. СК «Память Ленина».

7. ТОО «Надежда».

8. Колхоз «Колос».

9. АО «Даниловский».

10. Сельхозпредприятие «Заря».

11. ТОО «Волна».

12. ТОО «Возрождение».                                    

Дополнительно сообщаем:

 1. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.

 2.

Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

 3.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее в целях настоящей статьи – список невостребованных земельных долей).

 4.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

 5. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

 6.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

 7. С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

 8. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собствен

 ности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муници-пальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.

Администрация Даниловского сельского поселения

Источник: http://spdanilov.ru/nevostrebovannye-pai.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.