Невостребованные участки

Содержание

Как земельные паи признать невостребованными в 2021 году

Невостребованные участки

Время чтения 7 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Невостребованные земельные паи признаются таковыми на основании изменений, внесенных в Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Закон освещает ситуации, по причине которых доли земли могут обрести подобный статус и оговаривает моменты, когда участку можно вернуть утраченную значимость.

Что такое невостребованный пай

В 1991 году правительство страны приступило к выделению прав на владение земельными участками, передавая таковые работникам колхозов и иных сельскохозяйственных предприятий. Подобные доли и получили название земельных паев.

Процедура проводилась всего один раз, и передача паев осуществлялась на безвозмездной основе из общего земельного массива. При этом гражданин не получал в пользование надел, обозначенный границами, а фактически становился обладателем прав на владение таковым.

Иными словами, людям вручались определенные размеры будущего участка, расположенного на конкретной территории, а также его оценка в денежном эквиваленте.

Использовать подобное право, так же как и эксплуатировать участки, предполагалась в сельскохозяйственных целях, учитывая при этом интересы и желания других пайщиков.

Что касается невостребованных земельных паев, здесь речь идет о тех долях в праве коллективной собственности на конкретный участок, которые на протяжении определенного времени пустовали и не подвергались эксплуатации со стороны владельцев.

Основания для признания земельного пая невостребованным

На данный момент самого термина о невостребованной земельной доле не существует, поскольку он исчез из законодательства после внесения изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Вместо термина о невостребованности пая, появился свод правил, согласно которому долю можно причислить к землям данной категории.

Важно уточнить – новая редакция закона предупреждает о том, что земельный пай не может являться невостребованным, он может лишь считаться таковым, в случае если он никоим образом не эксплуатируется и не передается в аренду долевым собственником в течение 3-х лет подряд с момента получения прав на владение землей.

Кроме того, земельная доля обозначается как невостребованная в следующих дополнительных случаях:

  1. Если собственник доли земли умер, а наследники отсутствуют, также как и завещание.
  2. Если после смерти собственника земельный пай отвергается и не признается наследниками, при этом не передается ими другим наследникам.
  3. Если возможные наследники отстранены от права наследования в порядке, установленном Законодательством.
  4. Если в момент приватизации сельхозугодий в решении, принятом органами местного самоуправления, будет отсутствовать информация о собственниках этого земельного пая. Иными словами, если владелец земельного пая неизвестен и о нем не найдено никакой информации.

На основании предыдущей редакции упомянутого закона, признать земельный пай невостребованным было невозможно, поскольку владелец, он же наследодатель, так или иначе, распоряжался принадлежащей ему собственностью. После внесения поправок возможность признания пая невостребованным стала реальной.

Кроме того, в случае если земельная доля передана в аренду, ее собственник скончался, а наследники тянут со вступлением в права наследования, пай на законных основаниях можно причислить к невостребованным землям.

Процедура признания земельного пая невостребованным

На основании существующих правил для признания земельных паев невостребованными, производится процедура официального причисления земель к таковым.

Процесс включает следующие этапы:

  1. Составление администрацией конкретного региона официального списка лиц, чьи земельные паи можно отнести к невостребованным на основании того, что указанные граждане не распорядились таковыми на протяжении 3-х лет.
  2. Формирование отдельного списка всех земель, подходящих под категорию невостребованных согласно дополнительным правилам, прописанным в законе.
  3. Публикация списка невостребованных паев земли в СМИ местного значения либо на официальном сайте администрации в сети интернет, если таковой имеет место быть. Предоставление списка на всеобщее обозрение должно быть осуществлено не менее чем за 3 месяца до сборана совещательное собрание всех партнеров долевой собственности.
  4. Обсуждение и утверждение списка на общем сборе долевых собственников.

В случае если перечень невостребованных земельных паев не будет утвержден собранием владельцев долей земли в течение 4-х месяцев с момента его официальной публикации, он получит законную силу с разрешения органов местной администрации.

Как вернуть востребованность земельной доле

Далеко не во всех ситуациях владельцы земельных паев согласны с тем фактом, что принадлежавшие им доли вдруг оказываются в числе невостребованных. Для разрешения подобных ситуаций существует отдельная процедура оспаривания, основанная на п. 6 ст. 12.

1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Здесь указывается, что любой владелец, несогласный с применением определения «невостребованный» в отношении его земельного пая, может и должен выразить имеющиеся возражения в течение 3-х месяцев с момента оглашения перечня.

Прежде всего, стоит уточнить, что гражданин вправе высказать несогласие еще на этапе утверждения списка невостребованных земель, а именно, на собрании долевых собственников. Подобное нередко является весомым аргументом для вывода спорного объекта из перечня невостребованных.

Также владелец земельного пая, признанного невостребованным, может написать заявление о несогласии, адресованное администрации того территориального региона, где расположен надел.

Для удачного решения спорного вопроса рекомендовано использовать оба метода одновременно – выразить несогласие на собрании собственников и подать опровержение статуса невостребованности в письменном виде в органы администрации.

Нередки случаи, когда собственник пропускает период, установленный для оспаривания признания его земельной доли невостребованной. В подобных ситуациях отчаиваться не стоит, а следует нанести визит в судебные органы. Как показывает практика, такого рода споры чаще всего выигрывает пайщик, потерявший земельную долю, поскольку суд становится именно на его сторону.

Как невостребованными долями распоряжается муниципалитет

Земельные паи официально признаются невостребованными со дня утверждения соответствующего перечня.

После чего местные органы самоуправления вправе обратиться в судебную инстанцию с требованием передать им право собственности на указанные земли.

В случае положительного решения и последующей регистрации наделов в качестве владений муниципалитета, последний вправе выставить земельные доли на продажу.

После оформления прав собственности на паи, вошедшие в категорию невостребованных, органы местного муниципалитета обязаны в течение 30 дней ознакомить население с информацией относительно данных земель, поскольку последние могут быть приобретены гражданами в частное владение. Цена земли данной категории будет составлять около 15% от ее кадастровой стоимости, при этом сумма остается неизменной, поскольку устанавливается законодательством.

Сведения о том, что невостребованные доли выставлены на продажу, должны быть размещены в СМИ для оповещения потенциальных покупателей. Вариант огласки информации может быть любым – распечатка на специальных щитах, расположенных на территории муниципалитета либо выкладка объявлений на официальном сайте, если таковой запущен в работу.

В данном случае преимуществом в приобретении наделов обладают фермерские, сельскохозяйственные и иные организации, пользующиеся землей, находящейся в долевой собственности на протяжении 6 месяцев после момента перехода невостребованной доли в распоряжение местной администрации.

Если по истечении полугода покупатель не будет согласован, участок должен быть определен органом местной власти как часть собственных земельных долей на основании принципа о минимальных размерах земельных площадей. После завершения процедуры, участок полностью выставляется на продажу.

Признание земельных паев невостребованными осуществляется на основании правил, изложенных в законодательстве.

Процедуру активируют органы местного самоуправления посредством создания перечня невостребованных долей, а также списка лиц, чьи земли подходят под такого рода определение.

Утверждение списка происходит на общем собрании владельцев, при этом несогласные со статусом земельной доли вправе выразить опровержение как устно, так и письменно.

Источник: https://law03.ru/land/article/nevostrebovannye-zemelnye-doli

Невостребованные земельные паи

Невостребованные участки

› Земля

13.11.2020

Среди сельскохозяйственных угодий, иногда встречаются земли, относящиеся к категории невостребованных, такие участки владельцы не эксплуатировали на протяжении нескольких лет. Согласно действующему законодательству, невостребованными земельными долями называют земельные участки, которыми никто не пользовался дольше, чем три года.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Признание земельной доли невостребованной

До принятия ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», под понятием невостребованной земельной доли понималась доля, входящая в структуру общего долевого владения землей, однако, непосредственный владелец не эксплуатировал ее в течении срока, превышающего три года.

Это тот отрезок времени, который прошел с момента вступления владельца в права собственности обозначенной доли.

Когда была принята новая редакция обозначенного выше закона, то понятие «невостребованной земельной доли» там уже не упоминалось. Но при этом в ней был перечислен свод правил, в соответствии с которым можно определенную долю причислить к категории невостребованной.

На каких основаниях доля земли может быть отнесена к невостребованной?

Обновленный ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» имеет особый подход к невостребованным долям. Самое важное, что понятие земельной доли в текущей редакции не содержится вообще.

Для чего нужно межевание земельного участка?

Как выкупить участок земли у государства, читайте тут.

Новая редакция закона говорит о том, что доля земли не может являться невостребованной. Она будет считаться таковой только в том случае, если владелец не передал ее в аренду или поступил с ней как-то иначе (об этом говорит пункт 1 статьи 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения»).

К причинам дополнительного характера для отнесения доли к списку невостребованных, относят случаи, когда:

  • собственник доли неизвестен, и о нем нет никакой информации в документах о проведении регистрации данной земли (что говорится в законе «О госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ним»);
  • собственник земли скончался, и после него не осталось ни одного законного наследника, и не был составлен завещательный документ;
  • наследники, которые остались после смерти долевладельца, не имеют возможности воспользоваться правом на наследование;
  • законные наследники лишены права наследования, были отстранены от наследства либо отказались от принятия наследственного имущества.

Ранее признать доли земли невостребованными не было возможности, так как их владелец, он же и является наследодателем, самостоятельно распоряжался указанной долей земли.

На данный момент, подобная возможность возникла. При этом, когда долю земли передали в аренду, но владелец скончался, а наследники по каким-то причинам не вступили в права наследования, ее могут законно отнести к невостребованным землям.

Как востребовать свою земельную долю

Не каждый из владельцев соглашается с тем, что принадлежащая ему доля в общей земельной, будет относиться к числу невостребованных.

Свое мнение они могут выразить письменно, направив заявление в ОМС того населенного пункта, в пределах которого размещен спорный земельный надел.

Кроме того, свое несогласие с определением, данным для его доли, владелец последней может высказать при сборе всех участников долевого владения. Все заявления владельцев о необоснованности решения, которое принято в отношении их долей, могут послужить веской причиной для вывода данной доли из числа невостребованных.

В законе «Об обороте земель сельхозназначения», в пункте 6 статьи 12.1 говорится о том, что любой собственник, несогласный с тем, что к его земельной доле было применено определение невостребованной, должен выразить свои возражения на этот счет в письменном виде и отправить их в ОМС, а также сделать заявление по этому поводу на собрании всех владельцев долей.

Решение о том, что землю следует отнести к невостребованным долям и внести ее в соответствующий список, утверждается именно на общем собрании собственников.

Таким образом, мы видим, что для принятия решения о прекращении статуса доли как невостребованной, необходимо предпринять оба шага. В противном случае, доля, попавшая в список невостребованных, не может быть из него извлечена.

Хотя никогда не стоит отчаиваться. Даже если вы пропустили сроки и не успели выразить свое возражение органам местной власти и на общем собрании собственников, шансы вывести свою земельную долю из списка невостребованной у вас остаются.

Как только до вас доходит информация о признании вашей земельной доли невостребованной, сразу же обращайтесь в суд. На нем органы местного самоуправления будут претендовать на то, чтобы эта доля была передана им в частную собственность.
Поверьте, суд обязательно будет на вашей стороне, и не даст свое разрешении на признание прав органов самоуправления на вашу земельную долю.

Оформление невостребованных земельных долей

В список лиц, земельная доля которых может быть отнесена к ряду невостребованных земель, вносятся те лица, которые на протяжении определенного законом времени не пользовались своей землей, не сдавали ее в аренду и не распоряжались каким-либо другим образом.

По тем земельным долям, которые не нашли своих собственников после смерти наследодателя, составляются отдельные списки. Таким образом, органы местного самоуправления того населенного пункта, на территории которого расположен земельный участок, выполняют требования, изложенные в п.2, ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Различают два вида списков, включающих лица или доли, которые могут быть отнесены к невостребованным. Эти списки составляются в зависимости от того, на каких основаниях доли признаются невостребованными.

После составления списков, ответственные лица помещают его в средства массовой информации с целью информирования граждан. Также списки размещаются на информационных щитах, которые находятся на территории местных органов самоуправления.

Эта процедура обязательна и должна осуществляться за три месяца до того времени, когда будет созываться общее собрание собственников для утверждения списков.

Когда список невостребованных земель опубликован в печати, органы местного самоуправления созывают собрание всех собственников земельного надела, где выделяются конкретные невостребованные участки. На собрании, собственники своим решением утверждают данный список.

Если по истечении четырех месяцев после опубликования списка долей, отнесенных к невостребованным, собрание так и не состоится, и список не будет утвержден собственниками, данной процедурой будут заниматься органы местного самоуправления. То есть список утверждается без участия всех собственников земельного участка.

В законодательных документах не указываются те причины, по которым могут быть перенесены полномочия на утверждение списков от общего собрания собственников к органам местного самоуправления.

К причинам может относиться и отсутствие кворума на собрании, и несогласие определенного количества собственников с данным решением.

Как только список будет утвержден общим собранием или органами местного самоуправления, доли, которые указаны в этом списке, будут признаны невостребованными. Далее местное самоуправление обращается в суд с целью добиться признания прав собственности на данную землю.

В том случае, когда никто не оспорит решение собственников, и суд признает за органами местного самоуправления их право собственности на невостребованную земельную долю, земля может быть зарегистрирована.

Как только земельная доля пройдет государственную регистрацию, новый владелец получает право собственности на нее (согласно ст.8 Гражданского кодекса РФ).

Как органы местного самоуправления могут распоряжаться невостребованными земельными долями?

Вступив в права собственности на невостребованные доли, орган местного самоуправления должен за один месяц ознакомить граждан с информацией о данных землях, которые могут быть приобретены в собственность. Цена на эту землю будет составлять не более 15% от ее кадастровой стоимости.

Эта цена не может быть изменена, так как она установлена законодательно. То есть никто из субъектов РФ не властен определять ни ее максимум, ни минимум. Каким бы ни было желание собственников, стоимость земли остается стабильной – 15% от кадастровой стоимости.

Сообщение о том, что невостребованная земельная доля выставляется на продажу, должно быть размещено на страницах печатных изданий или в других средствах массовой информации, которые определяются субъектом Российской Федерации.

Также сообщение размещается на официальном сайте органа самоуправления, если таковой имеется. Данную информацию должны содержать специальные щиты для сообщений, которые находятся на территории муниципального образования.

Кто же пользуется преимуществом в праве выкупа данных земель?

По закону, таким преимуществом пользуются те организации или фермерские хозяйства, которые используют землю, находящуюся в долевой собственности, в течение полугода после того, как невостребованная доля перешла в собственность органа местного самоуправления.

Когда по истечению 6 месяцев, покупатель на долю не будет найден, данный участок в течение года должен быть выделен органом самоуправления в счет собственных земельных долей. При этом необходимо соблюдать принцип минимальных размеров земельных наделов.

После проведения такой процедуры, земельный участок может быть выставлен на продажу полностью. Условия продажи будут изменены, в зависимости от законодательства субъекта Российской Федерации по регулированию земельных отношений.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа. Это быстро и бесплатно ! Или позвоните нам по телефонам:

+7 (499) 703-47-59
Москва, Московская область

+7 (812) 309-16-93
Санкт-Петербург, Ленинградская область

8 (800) 511-69-42
Федеральный номер ( звонок бесплатный для всех регионов России )!

Как оформит в собственность невостребованные земельные паи?

Добрый день! Я и мой муж не имеем земельных паев. Знаем, что на данный момент на территории сельского поселения имеются невостребованные земельные доли.Скажите пожалуйста может ли физическое лицо, не имеющие в собственности земельных паев,каким-либо образом оформить право собственности на невостребованные земли? Что для этого нужно и и куда обращаться?

Ответы юристов ( 3 )

Уважаемая Юлия Ивановна! Здравствуйте! Земельный пай — это доля в праве общей долевой собственности на тот или иной земельный участок (земельная доля).

Источник: https://best-insur.ru/zemlya/nevostrebovannye-zemelnye-pai.html

Оборотная сторона земли: почему в России остаются невостребованными сельхозугодья

Невостребованные участки

Проблему возвращения в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель в последнее время активно обсуждают в России. В начале февраля решить вопрос с их статусом правительству поручил президент страны.

В понедельник, 17 февраля, этой теме было посвящено заседание профильного комитета Госдумы. На этом фоне с собственными инициативами выступают и в регионах.

«Известия» поговорили с экспертами и фермерами о том, что сегодня мешает вернуть земли в оборот, почему «возвращать» участки нужно выборочно и как вообще узнать, сколько земли в России.

Земельный вопрос

В конце прошлого декабря вопрос возвращения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения подняли на заседании Госсовета, посвященном развитию сельского хозяйства. Перечень поручений президента по итогам заседания был опубликован 13 февраля. Тема заброшенных земель в нем стала одной из ключевых.

В частности, правительству поручено подготовить изменения в законодательство, которые бы упростили возвращение в оборот угодий, находящихся в долевой собственности, а также утвердить государственную программу «эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». Госпрограмма должна в том числе включать сбор и систематизацию данных о землях сельскохозяйственного назначения, проведение землеустроительных и кадастровых работ.

Вскоре после этого, 17 февраля, комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».

В обсуждение включились и регионы. В Брянской области рассказали о готовности ввести в оборот все заброшенные земли за два года.

В Счетной палате Самарской области отчитались об итогах недавно проведенной проверки, в ходе которой выяснилось, что из нескольких десятков выборочно осмотренных сельскохозяйственных участков по назначению использовалась половина — остальные или не использовались вовсе, или (реже) использовались в других целях. В Ивановской области рассказали, что уже с 22 февраля вступает в силу региональный закон, по которому участки такой земли должны предоставлять фермерам безвозмездно.

Экономическая нецелесообразность

Проблему начали обсуждать в России в середине 2010-х. Тогда же их впервые за долгое время попытались посчитать. Но точной информации о том, сколько именно земли пустует, до сих пор нет.

Так, по данным Росреестра, за организациями и гражданами числится 193,2 млн га сельхозугодий, при этом всего в России 222 млн га таких земель. Получается, что не используется из них почти 100 млн га, рассказывает «Известиям» директор научно-исследовательского центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда.

— Но это расчеты, основанные на данных, актуальность которых очень давно не проверяли. За исключением того, что проверила сельскохозяйственная перепись 2016 года. За сельхозпредприятиями, которые нашли переписчики, числится 142,7 млн га. Из них не используется 17,7 млн га, — рассказывает эксперт.

В большинстве случаев, по ее словам, это участки, оставленные в силу естественных причин. В том числе большие массивы пастбищ пустеют из-за сокращения поголовья скота (по данным, опубликованным РБК в феврале 2020-го, поголовье крупного рогатого скота в стране с 2013 по 2018 год сократилось почти на 6%).

Выведение из оборота части земель — естественный экономический процесс. Если какая-то земля не используется, это говорит о том, что она просто не востребована в современных экономических условиях, уверена директор по аграрной политике НИУ ВШЭ, принимавшая участие в подготовке доклада к заседанию Госсовета, по итогам которого были сформулированы поручения, Евгения Серова.

— Всегда есть маргинальные земли, которые выводятся из обращения, когда их становится невыгодно использовать. В советское время существовала установка, в рамках которой старались распахать всё вплоть до Полярного круга.

Когда страна перешла к рыночной модели, естественно, много такой земли оказалось маргинальной (то есть неэффективной при существующих ценах и прочих экономических параметрах) и выбыло из обращения. Так, в Саудовской Аравии одно время ввели программу собственного производства пшеницы.

Через какое-то время поняли бесперспективность этой программы и прекратили сеять пшеницу в песках. Получается, мы можем сказать, что у них образовалось много «заброшенной сельскохозяйственной земли», — отмечает эксперт.

Возросшая эффективность отечественного сельского хозяйства — еще один фактор, который приводит к тому, что часть участков остается невостребованной, подчеркивает она. Об этом, по ее словам, свидетельствует тот факт, что в традиционно сельскохозяйственных регионах урожайность отмечается высокая.

— На наиболее эффективных землях сегодня урожайность кратно превысила показатели советских времен — это значит, что часть земель просто не нужна для производства. Это же отличный результат с точки зрения устойчивости развития, то есть развития, ассоциированного с ростом эффективности использования ресурсов, — рассуждает Евгения Серова.

На современном этапе больший прирост производства дает интенсификация, применение инноваций, а не вовлечение новых площадей земли, согласна Наталья Шагайда. Последнее, по ее мнению, может быть актуально только в одном случае — если это даст реальную возможность обеспечить работой жителей конкретных поселений и увеличить их достаток.

При этом вовлечение в оборот большого количества земель, по мнению Евгении Серовой, может привести к перепроизводству и к снижению внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию. В то же время, когда рынок потребует расширения производства, многие сегодня заброшенные земли могут оказаться вновь востребованными. «Но стимул должен идти от рынка, а не от регулятора», — уверена эксперт.

Массовый ввод сельхозземли в оборот неизбежно будет иметь также и последствия для экологии, предупреждает Евгения Серова.

Во-первых, это приведет к резкому разовому выбросу СО2, который нужно будет как-то компенсировать в рамках обязательств по Парижскому соглашению.

Во-вторых, такие участки нужны для сохранения биоразнообразия: они естественным образом служат резервными территориями, на которых сохраняется генетический потенциал.

Ранее о необходимости прояснить статус бывших сельскохозяйственных земель, которые за время запустения поросли лесным массивом, также говорили экологи.

Хозяйство за миллион

Земли будут вовлекаться в оборот естественным путем, если для тех, кто их возделывает, будут созданы необходимые условия, полагает большинство экспертов.

Пока же наличие большого количества «свободной» земли — это не проблема земли как таковой, а результат других проблем, с которыми сталкиваются современные фермерские хозяйства, рассказывает заместитель председателя Московского крестьянского союза, член Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), фермер Сергей Балаев.

— Давайте посмотрим на это с другой стороны. В стране резко сократилось количество фермерских хозяйств. Почему люди бросают хозяйства? Основная причина — фермерам недоступны деньги. Кредиты им не то чтобы не дают, но количество одобренных заявок по сравнению с заявками поданными несравнимо. При этом агрохолдингам, конечно, кредиты дают на раз, — рассуждает он.

Отсутствуют и доступные точки сбыта: сельскохозяйственных рынков недостаточно, на те, которые остались, попасть можно только через перекупщиков, но продажи там, скорее всего, не будут покрывать издержек, уверен собеседник издания: «Основные продажи идут через торговые сети, но вход туда для фермеров пока закрыт по целому ряду причин. От незаинтересованности в сотрудничестве со стороны сетей до сложностей с обращением со свежей продукцией — ее нужно хранить особым образом, реализовать в короткие сроки и так далее».

Сократить издержки можно, если развивать сельское хозяйство на землях, расположенных поблизости от крупных городов, где есть возможность наладить сбыт и обеспечена инфраструктура. Однако такие участки сегодня чаще всего рассматриваются как предназначенные под ИЖС, рассуждает глава Ассоциации крестьянских (фермерских) подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда.

— Это в том числе позиция муниципалитетов. В Ленинградской области есть прецеденты, когда такие земли фермерам предлагают в аренду за миллион рублей в год — понятно, что никакое хозяйство они там вести не смогут, — объясняет собеседник издания.

Кроме того, до сих пор сложно бороться с недобросовестными собственниками такой земли. По закону сельскохозяйственные земли могут использоваться только по прямому назначению. Если этого не происходит, земля застраивается или не возделывается вовсе, участок у владельца может быть изъят.

Однако для этого земли должны быть оформлены должным образом, объясняет фермер. Этого многие не делают — умышленно или просто потому, что получили их почти случайно в 1990-е и никогда не планировали ими заниматься.

Отследить таких владельцев, чтобы изъять у них участки для возвращения в оборот, сегодня крайне сложно.

Тем временем бесхозная земля зарастает лесом, а процесс ее рекультивации в сегодняшних условиях требует не только больших затрат, но и дополнительных согласований.

— В первую очередь нужно вырубить лес. Если земля государственная, вы не можете сделать это просто так. Вы должны разработать проект. Потом вы должны получить разрешение на вырубку.

Потому что иначе вам могут предъявить претензию за то, что вы вырубили лес. Если вы не вырубили лес, то вам тоже предъявят претензии.

Просто это будут разные органы — если лес стоит, вам предъявит претензии Россельхознадзор, а если лес срублен — накажет лесничество, — говорит Михаил Шконда.

Неучтенные миллионы

В первую очередь необходимо разобраться с тем, какая земля и в каком количестве имеется в России, уверена Наталья Шагайда.

— Все запутались с неиспользуемыми землями.

Но как их можно использовать, если миллионы гектаров и не представлены в пользование? И какие это могут быть сельхозугодья, если ими не пользуются? Если только сенокосы или пастбища, — рассуждает собеседница издания.

— Около 90% земли сегодня находится в государственной собственности, но участки не оформлены и не сформированы (без этого предоставлять их в собственность нельзя. — Прим. ред.).

Будет логично, если землю будут изымать у тех, кто ее не использует по назначению, и передавать государству, которое, в свою очередь, передаст землю фермерам, полагает Михаил Шконда.

Но с выделением земель уже сегодня есть проблемы на уровне муниципалитетов. По закону процесс находится в их ведении, и позиции местных властей сильно отличаются, говорят фермеры.

Где-то участки аграриям выделяются легко, где-то приходится действовать через суд.

В данной ситуации, если в оборот начнут возвращаться земли, остававшиеся в запустении, выиграть могут прежде всего крупные агрохолдинги, а не отдельные фермерские или крестьянские хозяйства.

Сегодня именно в собственности крупных игроков сконцентрирована большая часть сельскохозяйственных угодий, при этом потенциал дальнейшего увеличения земельного банка для них уже исчерпан.

Поэтому компании будут особенно заинтересованы в том, чтобы получить от государства новые участки — особенно если дорогостоящая рекультивация будет проведена за государственный счет, полагают и Наталья Шагайда, и Евгения Серова.

При этом небольшие хозяйства законом практически не защищены. В том числе нет никаких ограничений в отношении арендной платы, которую могут назначать крупные собственники небольшим хозяйствам, желающим воспользоваться их участками. Хотя постепенное возвращение земли в оборот должно осуществляться именно их силами.

— Для вовлечения земель в сельхозиспользование нужна общая благоприятная среда, позволяющая развиваться малому бизнесу в сельском хозяйстве.

Это защита собственности, низкие барьеры для выполнения государственных требований, доступ к субсидиям, хорошие дороги, низкие тарифы, налаженные каналы взаимодействия с крупным бизнесом. Именно от малого бизнеса в первую очередь зависит устойчивость сельского развития.

Главы этого бизнеса живут в селе в отличие от глав крупных агрохолдингов. Для первых это жизнь, для вторых — просто бизнес, — резюмирует Наталья Шагайда.

Источник: https://iz.ru/978156/evgeniia-priemskaia/oborotnaia-storona-zemli-pochemu-v-rossii-ostaiutsia-nevostrebovannymi-selkhozugodia

Инструктаж → Государство вернёт себе земельные доли молчунов

Невостребованные участки

В Госдуме РФ готовится к первому слушанию законопроект, который признает все земельные доли, которыми их хозяева по каким-то причинам не распорядились, невостребованными. Когда документ примут, своих паёв лишатся около 8 миллионов граждан (если, конечно, эти люди ещё живы).

Что такое земельная доля и чем она отличается от доли в земельном участке?

В 1991-1992 годах в России было принято несколько законов, которые утвердили порядок реорганизации колхозов и совхозов. Государственные предприятия должны были стать самостоятельными коммерческими организациями, а их имущество и земля подлежали приватизации.

Активы совхозов и колхозов передавались в собственность граждан, которые непосредственно трудились на этих предприятиях или каким-либо образом «содействовали развитию хозяйства» (речь о работниках социальной сферы: учителях, воспитателях и т. д.).

Этим гражданам выдавались на руки «Свидетельства» о том, что крестьянин получает от государства бесплатно в собственность «земельную долю», «земельный пай».

Владельцами земельных паёв, сказано в пояснительной записке к законопроекту, стали 12 миллионов граждан.

К 2002 году было приватизировано и перешло в собственность населения 112,7 миллиона гектаров обрабатываемой земли (82,7% процента от всей площади обрабатываемой хозяйствами земли).

В течение последующих двадцати с лишним лет граждане, наделённые паями, проводили юридическое оформление собственности на свои земельные доли и ставили участки на кадастровый учёт. (Селянам эта процедура также известна под названием “выделение земельного участка в счёт земельных долей”).

Однако так поступали далеко не все граждане, наделённые паями, объясняют авторы законопроекта.

«Поставлено на кадастровый учет всего около 20% сельскохозяйственных земель. Только 4 из 12 миллионов граждан, получивших земельные доли, юридически оформили свои права на земельную собственность», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.

По данным депутатов ГД, около 30 млн гектаров сельскохозяйственных до сих пор не оформлены, как полагается, и не поставлены на кадастровый учёт. Кадастровая карта страны пестрит белыми пятнами, а на деле угодья, которые в советское время были пашнями и пастбищами, заросли лесом, не обрабатывается.

Зачем забирать земельные доли у собственников?

Депутаты мотивирую свою идею тем, что земля не обрабатывается, а найти её собственника не представляется возможным. Граждане, которые получали свидетельства на паи, могли уехать в другой регион или умереть, не передав пай в наследство. То есть по сути земля является бесхозной, но государство не имеет законных рычагов, чтобы вовлечь её в оборот.

Колхоз наделил меня (моего родственника) землёй. Могут ли её забрать?

Если у вас на руках есть свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок в общедолевой собственности, если участок, о котором идёт речь, поставлен на кадастровый учёт и имеет кадастровый номер, если этот участок используется по назначению (вы сами его обрабатываете или передали кому-либо в аренду) можете вздохнуть с облегчением: никто на вашу собственность не посягнёт.

Другое дело, если у вас на руках имеется только старинное, не зарегистрированное в Росреестре свидетельство о получении пая (доли), размер пая выражен в балло-гектарах, а земельный массив, в котором предположительно находится ваша доля, не поставлен на кадастровый учёт, не имеет кадастрового номера. В этом случае земельная доля действительно отойдёт государству.

Как государство будет изымать невостребованные земельные доли?

Согласно законопроекту, схема вовлечения долей в оборот будет выглядеть так:

  1. Общее собрание участников долевой собственности выясняет, кто из граждан не оформил, как полагается, свои земельные доли. Эти доли считаются невостребованными.
  2. Список граждан публикуется в СМИ
  3. Орган местного самоуправления формирует из невостребованных долей земельные участки и ставит их на кадастровый учёт
  4. Образованные участки становятся собственностью органа местного самоуправления, который вправе продать эти участки или сдать в аренду.

А если у невостребованной доли всё-таки найдётся законный владелец?

Если он – гражданин РФ и постоянно живёт в России, то он может предоставить в орган местного самоуправления документы, подтверждающие право на земельную долю, и получить компенсацию:

  • либо земельный участок в размере земельных долей
  • либо денежное возмещение из муниципального бюджета при оценке земли по кадастровой стоимости.

Когда государство начнёт изымать земельные доли?

Согласно планам Государственной Думы, законопроект, который предложили депутаты Геннадий Кулик, Владимир Плотников, Айрат Хайруллин и другие, будет рассмотрен в весеннюю сессию Госдумы, то есть судьба документа определится в июле 2019 года.

Источник: https://agrobook.ru/instruction/gosudarstvo-vernyot-sebe-zemelnye-doli-molchunov

Невостребованные земельные доли

Невостребованные участки

Невостребованные земельные доли

В наше время очень много земель граждан остались невостребованными, а следовательно, эти земли не могут использоваться надлежащим образом.

В этой связи важной задачей муниципальных органов власти является работа по надлежащему оформлению прав собственности муниципального образования на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей и дальнейшая передача земельного участка в пользу эффективного собственника.

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» с 01 июля 2011 года предоставлено право органам местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обращаться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Какие земельные участки считаются невостребованными?

Федеральный закон от 01.01.01 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» дает однозначный и понятный порядок признания доли невостребованной – ст. 12.1.

Первый признак. Невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд (за исключением земельных долей, права на которые зарегистрированы).

Второй признак. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу федерального закона № 000 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.

Считается невостребованной земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию.

Или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Что делать?

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц, при их наличии, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. В общем и целом принципиально важно понимать, что при оформлении невостребованных земельных долей составляется два списка – в зависимости от оснований, по которым земельные доли могут быть признаны невостребованными.

В целях составления таких списков орган местного самоуправления получает сведения о гражданах, наделенных земельными долями, которые могут быть получены путем направления соответствующего запроса:

–  в государственный фонд данных Управления Росреестра по Республике
Карелия, полученных в результате проведения землеустройства;

–  в районный архив в виде копии решения органа местного самоуправления
о бесплатной передаче таких земель в общую долевую собственность граждан;

–  в государственном кадастре недвижимости, в виде кадастровой выписки
на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, содержащей, в том числе информацию о правообладателях данного земельного участка.

Орган местного самоуправления исключает из списка граждан, которые распорядились, принадлежащими им земельными долями. Такую информацию можно получить:

–  в Управлении Росреестра по Республике Карелия, запросив выписку из
ЕГРП на земельный участок, о переходе прав на земельный участок;

–  в сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок.

Орган местного самоуправления составляет окончательный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

Этот список невостребованных земельных долей должен быть опубликован в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации – газета «Карелия» (Закон Республики Карелия от 01.01.

01 ода «О некоторых вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия»). А также размещен на официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

После обнародования списка невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников земельного участка, в границах которого определяются невостребованные земельные доли, для утверждения этого списка.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно.

Примечательно, что законодатель не определяет, по каким причинам общим собранием не принято решение об утверждение списка: в силу отсутствия кворума или просто собранием не принято решение.

С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными.

После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли в порядке гражданского судопроизводства.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации. И не забываем что в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

Порядок распоряжения невостребованными земельными долями после возникновения права муниципальной собственности.

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления обязан в течение месяца опубликовать извещение о возможности приобретения в собственность земельных долей по цене 15% от кадастровой стоимости.

Обратите внимание, федеральный законодатель в императивной форме установил стоимость земельной доли, не дав возможность субъектам РФ определять ее самостоятельно в рамках установленного максимуму или минимума. Итак, цена покупки невостребованных земельных долей составляет 15% от кадастровой стоимости.

Извещение о возможности приобрести невостребованные земельные доли должно быть опубликовано в СМИ, определенных субъектом РФ как официальный источник информации и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (если есть), а также на информационных щитах на территории муниципального образования по местоположению земельного участка.

Преимущественным правом покупки невостребованных земельных долей, перешедших в собственность органа местного самоуправления на основании решения суда, по цене 15% кадастровой собственности обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли.

Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

После выдела земельного участка в счет земельных долей, к продаже может быть предложен только земельный участок, но, уже на совершенно иных условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 01.01.01 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При этом не следует также забывать, что работа по регистрации права муниципальной на земельные доли, признанные невостребованными – это не только привлечение средств в бюджет (в результате их последующей продажи или передачи в аренду), но и в первую очередь борьба со скупщиками земельных долей, первоочередная задача которых получить контроль над земельными участками, а также вывести их из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Для сведения: в результате ранее проведенных работ Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению для государственных нужд, в соответствии с ранее действующей процедурой, в собственность Республики Карелия зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером, расположенный в Кондопожском районе общей площадью 1039,7 га, сформированный из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей членов бывшего АОЗТ «Кончезерское». В настоящее время по заявлениям заинтересованных лиц отдельные контуры из состава этого многоконтурного земельного участка площадью 101 га и 71 га формируются как отдельные объекты недвижимости, подлежащие передаче по сделке, путем проведения аукциона.

Источник: https://pandia.ru/text/78/466/52098.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.