Невостребованные земельные доли что это такое

Вопрос 64 Невостребованные земельные доли

Невостребованные земельные доли что это такое

1)Невостребованной земельной долей (нзд) может быть признана з. доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение 3 и более лет подряд.

2) нзд может быть признана также доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу ФЗ 1997г. «О гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов мсу о приватизации с/х угодий.

3) либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто не принял наследства, или все отказались при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Порядок оформления таких долей:

1 этап (формирование публикации и утверждение списка невостр. долей ст. 12.1 ФЗ «Об обороте..». Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.

Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.

С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.

В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.

2 этапОрган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

3 этапгос. регистрация права собственности на земельные доли и распоряжение такими долями.

В течение 1 месяца со дня возникновения муниципальной собственности орган мсу публикует в СМИ и размещает на своем официальном сайте информацию о возможности приобретения земельной доли с/х организации или кфх, использующими земельную долю. В течение 6 мес. со дня возникновения мун. собственности субъекты, указанные выше, вправе приобрести з. долю по цене, определяемой как произведение 15% кадастровой стоимости на площадь земельной доли.

4 этап:если никто не заключил д. купли-продажи земельной доли, то орган мсу в течение 1 года с момента возникновения права собственности обязан произвести землеустроительные работы, поставить участки на кадастровый учет и осуществить гос.

регистрацию права собственности на участки, выделенные в счет земельных долей, оформленных в собственность поселения.

В течение 2 недель с момента возникновения права собственности орган мсу в СМИ и на сайте публикует информацию о возможности приобретения земельной доли; Земельный участок, находящийся в мун.

собственности передается с/х организации или кфх, использующим такой участок, в собственность или аренду без проведения торгов с заявлением о заключении договора в течение 3 месяцев с момента гос. регистрации права мун. собственности.

Вопрос 65 Порядок образования земельного участка из зем. уч-ка с/х назначения, находящегося в долевой собственности.

Ст. 13. ФЗ «Об обороте..»

Процедура выдела участка включает в себя: 1) составление проекта межевания участка. Выделяют 2 вида проекта: – если участников долевой собственности более 5, то проект утверждается на общем собрании. Он содержит сведения о межевании всего з. уч-ка, находящегося в долевой собственности, а не только того, что подлежит выделу.

Проект составляется 1 раз; утверждение является обязанностью общего собрания. Эти действия д. б. совершены до 1 июля 2012 г., в противном случае- органами мсу до 1 июля 2013. Проект должен быть доступен для ознакомления не менее чем за 30 дней до его утверждения.

– 2 проект составляется по заказу участника долевой собственности, если кол-во участников долевой собственности менее 5 и отсутствует проект, рассмотренный выше. Подлежит единоличному утверждению долевым собственником и должен пройти процедуру согласования по размерам и границам участка с др. участниками долевой собственности, а также со смежными землепользователями.

2) созыв общего собрания долевых собственников и утверждение проекта либо единоличное утверждение проекта. 3) кадастровый учет создаваемого участка 4) гос. регистрация перехода права собственности на образуемый участок.

Ст. 13ФЗ «Об обороте..»: -участник долевой собственности на земельный участок из земель с/х назначения вправе выделить участок в счет своей земельной доли, если это не противоречит требованиям к образованию участков. – з.

уч-ок образуется путем выдела в счет земельной доли на основании решения общего собрания уч-ов долевой собственности или путем выдела участка. – з.

уч-ок может быть образован на основании решения общего собрания уч-ов долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания уч-ов, перечень собственников образуемых уч-ов и размер их долей в праве общей собственности на образуемые уч-ки.

– в случае, если решение общего собрания уч-ов долевой собственности отсутствует, то собственник з. доли заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания уч-ка. – размер выделяемого участка определяется на основании данных, указанных в док-ах, удостоверяющих право на эту з. долю.

При этом площадь выделяемого в счет з. доли уч-ка может быть больше или меньше площади, указанной в док-ах, удостоверяющих право на з. долю, если увеличение или уменьшение площади выделяемого участка осущ. с учетом состояния и свойств почвы выделяемого уч-ка, из которого он образуется.

– размер и местоположение границ уч-ка должны быть согласованы кадастровым инженером. – Порядок определения размера выделяемого уч-ка с учетом состояния и св-в его почвы устанавливается законом субъекта; отсутствие указанного порядка не явл. препятствием для выдела. – Выдел з. долей, нах. в мун. собственности, осущ. по правилам, установленным для выдела з. долей, нах. в частной собственности.

Вопрос 66 Особенности владения, пользования и распоряжения земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности (см. текст в предыдущей редакции)

1.

Владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. 2.Участник долевой собственности может выдать другому лицу нотариально удостоверенную либо заверенную уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении принадлежащей данному участнику долевой собственности земельной доли, в том числе на ание на общем собрании участников долевой собственности.

3. Участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения:

-о предложениях относительно проекта межевания земельных участков;

-об утверждении проекта межевания земельных участков;

-об утверждении перечня собственников земельных участков, образуемых в соответствии с проектом межевания земельных участков;

-об утверждении размеров долей в праве общей собственности на земельные участки, образуемые в соответствии с проектом межевания земельных участков;

-об утверждении списка лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными;

-о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности действовать без доверенности;

-об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности;

-об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности;

-об утверждении расчета размера долей в праве общей собственности на земельный участок в целях их выражения единым способом, если ранее данные доли были выражены разными способами.

4.

Уполномоченное общим собранием лицо подтверждает свои полномочия выпиской из протокола общего собрания участников долевой собственности или копией такого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. При этом срок осуществления полномочий не может быть более чем три года и данному лицу не может быть передано осуществление полномочий по вопросам, которые в соответствии с настоящей статьей не могут быть решены на общем собрании участников долевой собственности.

Уполномоченное общим собранием лицо обязано информировать участников долевой собственности об осуществлении переданных ему общим собранием участников долевой собственности полномочий.

В случае смерти участника долевой собственности уполномоченное общим собранием лицо является в силу закона доверительным управляющим в отношении земельной доли, принадлежавшей умершему участнику долевой собственности, в части осуществления полномочий, переданных ему общим собранием участников долевой собственности, на период до перехода прав на эту земельную долю по наследству.

5.

Участник долевой собственности, выразивший на общем собрании участников долевой собственности несогласие с передачей в аренду земельного участка, находящегося в долевой собственности, или с условиями договора аренды такого земельного участка, в случае передачи его в аренду вправе выделить земельный участок в счет принадлежащих ему земельной доли и распорядиться выделенным в счет земельной доли земельным участком по своему усмотрению. При этом согласие арендатора земельного участка или залогодержателя права аренды земельного участка на выдел в счет земельной доли или земельных долей земельного участка не требуется и договор аренды или залог прав аренды в отношении выделенного земельного участка прекращается. В целях изменения условий договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, в связи с выделом земельного участка в счет земельной доли или земельных долей проведение общего собрания участников долевой собственности не требуется. От имени участников долевой собственности дополнительное соглашение к данному договору аренды заключает уполномоченное общим собранием лицо, срок осуществления полномочий которого не истек.

Общее собрание уч-ов долевой собственности может быть созвано по предложению: -участника долевой собственности; – либо лиц, использующих участок в целях пр-ва с/х продукции; – либо по инициативе органов мсу.

Сообщение о проведении собрания публикуется органами мсу в СМИ и на официальном сайте не позднее чем за 40 дней до до проведения собрания.

Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 20% их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50% таких долей.

Решения принимаются общим собранием открытым анием.

Решение считается принятым, если за него проали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50% долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания. По итогам собрания составляется протокол в 2 экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления. К протоколу д. быть приложен список присутствующих уч-ов долевой собственности с документами, удостоверяющими права собственников.



Источник: https://infopedia.su/8x1b3b.html

Невостребованные земельные доли как выморочное имущество, проблемы наследования в публичную собственность

Невостребованные земельные доли что это такое

Румянцев Федор Полиектович, доцент кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются проблемы правовой коллизии между нормами Гражданского кодекса РФ и специального Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” о составе выморочного имущества, которое может перейти в различные формы публичной собственности. Предлагаются дополнения и изменения действующих редакций ст. 1151, 1152 ГК РФ, направленных на передачу невостребованных земельных долей как выморочного имущества в муниципальную собственность.

Ключевые слова: выморочное имущество, невостребованная земельная доля, органы местного самоуправления, государственная и муниципальная собственность.

UNCLAIMED LAND SHARES AS ESCHEATED PROPERTY, ISSUES OF INHERITANCE IN PUBLIC OWNERSHIP

F.P. Rumyantsev

Rumyantsev Fedor P., Assistant Professor of the Department of Civil Law and Procedure of the Law Faculty of the National Research Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Doctor of Law, Professor.

The article deals with the problems of legal conflict between the norms of the Civil Code of the Russian Federation and the special Federal Law “On the turnover of agricultural land” on the composition of escheat property, which can pass into various forms of public property. Supplements and changes to the current editions of Article 1151, 1152 of the Civil Code of the Russian Federation are proposed, aimed at transferring unclaimed land shares as escheat property to municipal property.

Key words: escheat property, unclaimed land share, local government bodies, state and municipal property.

В вопросе наследования невостребованных земельных долей в праве общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения как выморочного имущества продолжает оставаться неопределенность, поскольку специального федерального закона по регулированию передачи выморочного имущества в собственность субъектов или муниципальных образований, предусмотренного ч. 3 ст. 1151 ГК РФ , до настоящего времени нет. Законодатель до 1 июля 2011 г. предусматривал возможность передачи земельных участков, сформированных из невостребованных земельных долей, в собственность субъектов Федерации. С указанной даты вступила в силу новая ст. 12.1 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” , посвященная невостребованным земельным долям (введена Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ ), где были внесены существенные изменения в регулирование данного порядка.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) // СПС “КонсультантПлюс”. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” // СПС “КонсультантПлюс”.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения” // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 47.

Согласно прежней редакции Закона об обороте земель требовалось выделение невостребованных долей в земельный участок и право собственности публичного образования признавалось именно на земельный участок. Теперь же в соответствии с п. 8 ст. 12.

1 Закона допускается признание права муниципальной собственности (о собственности субъекта РФ теперь в Законе уже не упоминается) не на земельный участок, а на земельные доли .

Указанным Законом было также существенным образом расширено определение понятия невостребованной земельной доли.

Сухова Е.А. Порядок обращения в муниципальную собственность земельных долей и вовлечения их в гражданский оборот: проблемы законодательства и практики // Юрист. 2013. N 3. С. 14.

В субъектах Федерации складывается двойственная практика по признанию невостребованных земельных долей муниципальной или государственной собственностью. Даже в границах одного субъекта Федерации суды в одних муниципальных образованиях принимают решения по передаче невостребованных земельных долей в муниципальную, в других – в государственную собственность.

В частности, в Нижегородской области практика характеризуется именно таким подходом: суды принимают решения, основываясь на специальной норме Закона об обороте (ч. 8 ст. 12.

1), предусматривающей правомочие органов местного самоуправления обратиться в суды о передаче невостребованных земельных долей в муниципальную собственность, в других регионах земельные доли передаются судебными решениями в государственную собственность в соответствии с п.

50 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г.

N 9 “О судебной практике по делам о наследовании” , прямо указывающей на переход невостребованных земельных долей как выморочного имущества, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства в собственность Российской Федерации без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.

Постановления Пленума ВС РФ “О судебной практике по делам о наследовании” от 29 мая 2012 г. N 9 // СПС “КонсультантПлюс”.

Следует отметить, что главы администраций муниципальных образований проявляют прагматичную заинтересованность в расширении площадей муниципальной собственности за счет невостребованных земельных долей.

Однако в сложившихся условиях отсутствия правовой определенности по передаче данной части наследственной массы в ту или иную форму публичной собственности этот процесс на местах идет с большими затруднениями.

В этой связи в целях упорядочения существующей двойственной судебной практики по определению правовой судьбы невостребованных земельных долей считаю целесообразным включить данный вид наследства в перечень выморочного имущества, передаваемого в муниципальную собственность, предусмотренный ч. 2 ст. 1151 ГК РФ.

В специальной литературе отмечается отсутствие единого подхода в вопросе о начале легального отсчета неиспользования земельной доли ее собственником как одного из правовых оснований придания ей статуса невостребованной .

Считаю, что по прошествии столь длительного периода с начала земельной реформы, положившей начало наделению работников бывших совхозов, членов колхозов и иных лиц правом собственности на земельную долю, как таковая проблема по данному вопросу утрачивает свою остроту, поскольку соответствовать основному критерию легального срока неиспользования земельная доля может и в случае с отсчетом такого периода от самого начала 1990-х годов, когда утверждались первичные списки земельных дольщиков, и с момента вступления в силу (1 января 2003 г.) принятого специального закона об обороте земель, и от завершения исполнения органами местного самоуправления (1 июня 2013 г.) предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 435-ФЗ предписаний по составлению и утверждению списков собственников невостребованных долей, и с момента признания банкротом сельскохозяйственного предприятия, осуществляющего использование общеконтурного земельного участка, в составе которого находились эти доли.
Липски С.А. Особенности реализации прав на унаследованную земельную долю // Нотариус. 2014. N 8.

Г.В.

Савенков, анализируя проблему нормативного регулирования наследования невостребованных долей как части выморочного имущества наследодателя, указывает, что в случае возникновения судебных споров по необоснованному лишению наследников земельной доли как части наследственной массы при принятии судом решения о передаче земельной доли, принадлежащей наследодателю, в муниципальную собственность по основанию ее невостребованности, местный бюджет может понести существенные издержки на исполнение судебных решений по восстановлению наследников в правах на долю, особенно в случае массовости такой категории споров . Практикующий исследователь затронул очень интересный вопрос правовых последствий передачи невостребованных земельных долей в муниципальную собственность в случае оспаривания наследниками незаконного лишения их части наследственной массы наследодателя, представленной правом на земельную долю, принять которую закон (ч. 2 ст. 1152 ГК РФ) позволяет им без ограничения срока после открытия наследства. Важность этого вопроса важна в двух правовых аспектах: во-первых, будут обозначены истинные намерения органов местного самоуправления о целях передачи выморочных земельных долей в муниципальную собственность (как правило, причиной судебных споров с наследниками служат факты распродажи ОМС прирезанных из вновь образованных в счет выморочных земельных долей муниципальных земельных участков под коттеджную застройку); и, во-вторых, ускорится надлежащее законодательное решение по определению формы собственности, в которую будут передаваться невостребованные земельные доли как вид выморочного имущества. Можно предположить, что в данном случае судебные решения по восстановлению нарушенных имущественных прав наследников не затронут финансового состояния муниципальных бюджетов и восстановление в силу судебного решения права собственности наследодателей, включенных в списки собственников невостребованных земельных долей, не будет предусматривать обязывания органов местного самоуправления произвести за счет средств местного бюджета выделение наследуемой земельной доли от образованного из невостребованных земельных долей земельного участка в натуре, поскольку вины в действиях органов местного самоуправления, за которые бы имелись все необходимые правовые основания обязать их произвести указанные затратные землеустроительные и кадастровые работы, не усматривается. Суд должен восстановить наследников в том объеме прав, которым обладали их наследодатели, т.е. предоставить возможность унаследовать долю в общеконтурном исходном земельном участке.

Савенков Г.В. Невостребованные земельные доли: путь к пополнению бюджетов органов местного самоуправления? // Реформы и право. 2013. N 3. С. 41.

Проблема по передаче невостребованных земельных долей в муниципальную собственность усугубляется отсутствием у органов местного самоуправления легальных правомочий на истребование единственно достоверной публичной информации об открытых наследственных делах умерших собственников невостребованных земельных долей. Федеральный закон об общих принципах местного самоуправления не предусматривает такого взаимодействия ОМС не только с нотариатом, но и с органами загса. Несмотря на указанную проблему с получением сведений от нотариальных контор о наследниках как ответчиках исковых требований, органы местного самоуправления пытаются перевести невостребованные земельные доли как выморочное имущество в муниципальную собственность, указывая последнее известное место жительства умерших собственников земельных долей.

В целях устранения существующей правовой коллизии предлагается внести изменения в абз. 1 ч. 2 ст.

1152 ГК РФ в следующей редакции: “Принятие наследником части наследства не означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, за исключением земельной доли, которая в случае ее непринятия наследниками в течение 3 лет с момента открытия наследства переходит по решению суда в муниципальную собственность“. Считаю, что данное предложение позволит учесть объективный фактор подчиненности земельных участков как объектов наследуемого недвижимого имущества не только правовым, но и природным законам, проявляющимся в зарастании земельной собственности наследодателей мелколесьем в случае длительного непринятия наследниками открывшегося наследства данной части наследственной массы.

Для более оперативного устранения отмеченной правовой коллизии предлагаю исключить из п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г.

“О судебной практике о наследовании” слова “в том числе невостребованная земельная доля”. Данная мера, по моему мнению, позволит судам обоснованно руководствоваться при принятии решений о передаче невостребованных земельных долей в муниципальную собственность правилом преимущества специальной нормы над общей, в данном случае специальной нормой, закрепленной в ч. 8 ст. 12.

1 специального Закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” над нормами, предусмотренными ст. 1151 ГК РФ как общими.

Литература

  1. Липски С.А. Особенности реализации прав на унаследованную земельную долю / С.А. Липски // Нотариус. 2014. N 8. С. 14 – 17.
  2. Савенков Г.В. Невостребованные земельные доли: путь к пополнению бюджетов органов местного самоуправления? / Г.В. Савенков // Реформы и право. 2013. N 3. С. 39 – 44.
  3. Сухова Е.А. Порядок обращения в муниципальную собственность земельных долей и вовлечения их в гражданский оборот: проблемы законодательства и практики / Е.А. Сухова // Юрист. 2013. N 3. С. 13 – 15.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/97991-nevostrebovannye-zemelnye-doli-vymorochnoe-imushhestvo-problemy-nasledovaniya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.