Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Содержание

Как оформить муниципальную землю в собственность в 2021 году

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Время чтения 5 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность происходит при неиспользовании земельных наделов их законными владельцами. В таком случае местные власти вправе перевести такие земли в муниципальные владения на основании судебного решения.

Понятие невостребованных земель

К невостребованным землям можно отнести только доли земельного надела сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные наделы часто не разделены на отдельные участки и находятся во владении группы граждан, каждый из которых имеет право распоряжения определённой долей.

Согласно положениям п.п. 1,2 ст. 12.1 Закона № 101, к невостребованным землям можно отнести доли сельскохозяйственных участков при наличии следующих оснований:

  • Земли не были использованы по назначению в течение 3-х лет;
  • Земли не были переданы в аренду третьим лицам в течение 3-х лет;
  • Земли являются выморочным имуществом;
  • О собственниках земель отсутствуют сведения в едином реестре недвижимости.

Выморочным имуществом называются участки, собственники которых умерли и не оставили законных наследников или завещания, или данные наследники отказались принять наследство.

Процедура оформления

Порядок оформления земли в муниципальную собственность осуществляется следующим образом:

  1. Исполнительные органы власти составляют список владельцев долей, которые могут считаться невостребованными;
  2. Список вывешивается по адресу нахождения общего земельного надела и на сайте городской администрации;
  3. Через 90 дней после опубликования списков созывается собрание владельцев долей сельскохозяйственного надела, чтобы решить судьбу невостребованных земель;
  4. На собрании принимается решение об использовании невостребованных долей;
  5. Если в течение 30-ти дней после созыва собрания, но не позднее, чем через 4 месяца после вывешивания списков, владельцы неиспользуемых долей не объявляются, городские власти признают такие доли невостребованными;
  6. Городские органы власти обращаются в суд с требованием перевести невостребованные доли в муниципальную собственность.

Список неиспользуемых земель составляется по основаниям, приведённым выше. Во время ожидания созыва собрания (90 дней) владельцы неиспользуемых земель могут обратиться с письменным заявлением о желании продолжить хозяйствование на своих долях.

Согласно п. 6 ст. 12.1 Закона № 101, обращение владельцев долей с заявлением может стать основанием для исключения таких долей из списка невостребованных земель.

Собрание дольщиков инициируется земельным департаментом местного муниципалитета путём подачи извещения через средства массовой информации, включённые в региональный список СМИ для официальных объявлений.

На собрании избирается председатель, после чего происходит зачтение списка невостребованных долей, составленного администрацией города. Если на собрании присутствуют собственники долей, которые могут быть признаны неиспользуемыми, такие собственники могут подать председателю собрания письменное заявление о желании оставить доли во владении.

Вместе с заявлением владельцы должны предъявить следующие документы:

Как правило, присутствия владельцев невостребованных долей на собрании достаточно, чтобы принадлежащие им доли были исключены из списка невостребованных земель, за исключением случаев, когда участки были использованы с нарушениями правил природопользования, приводящими к обеднению почвы.

После рассмотрения заявлений собрание дольщиков принимает одно из следующих решений:

  1. Признать все земли из списка востребованными;
  2. Утвердить список неиспользуемых долей;
  3. Утвердить список неиспользуемых долей частично.

Решение принимается простым большинством . В первом и во втором случае копия протокола собрания направляется в земельный департамент местной администрации, который инициирует обращение в судебные органы.

https://www.youtube.com/watch?v=_BajLFxlgc8

Суд признаёт невостребованные земли муниципальной собственностью по итогам рассмотрения протокола собрания дольщиков и заявлений собственников невостребованных земель.

Участвовать в судебных прениях или оспорить принятое решение суда могут не только собственники долей, но и их наследники по закону или по завещанию.

Как предотвратить признание доли невостребованной?

Владельцы неиспользуемых долей, как и их наследники, могут предотвратить изъятие своих земель на нужды муниципалитета, обратившись с заявлением:

  • В земельный департамент местного самоуправления;
  • К общему собранию дольщиков.

Заявление должно быть составлено на бумаге формата А4 и начинаться с наименования места обращения в верхнем правом углу титульного листа. Далее посередине листа пишется слово «Заявление», ниже следует информация об использовании земель с доказательствами такого использования. К доказательствам могут относиться:

  • Свидетельства соседних землепользователей;
  • Копия арендного соглашения;
  • Свидетельство о наследственном праве;
  • Квитанции об оплате земельного налога (или иных обязательных платежей) в течение последних трёх лет.

Свидетельство о наследственном праве могут подавать объявившиеся наследники выморочного имущества. В качестве доказательства родства им необходимо взять справки из органов ЗАГС.

Если у заявителя имеются свидетели в том, что он появлялся регулярно на используемом участке в течение последних трёх лет и осуществлял на нём хозяйственную деятельность, то показания данных свидетелей необходимо оформить в виде отдельного документа, который прикладывается к заявлению. При доведении дела до суда свидетелей необходимо пригласить на слушание.

Когда судебное решение о признании невостребованной земли принято, собственник доли участка из списка может оспорить решение в областном или верховном суде, если он не смог убедить суд в ответственном хозяйствовании на участке или не мог присутствовать на заседании по уважительным причинам.

Итак, невостребованные собственниками земельные участки могут быть переданы в муниципальную собственность, если после объявления списков таких земель их владельцы не обратятся с письменным заявлением в администрацию или к собранию дольщиков. Решение собрания или постановление местных властей можно оспорить в судебном порядке.

Источник: https://law03.ru/land/article/kak-oformit-municipalnuyu-zemlyu-v-sobstvennost

Невостребованные земельные доли

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Многих читателей интересует, что такое невостребованные земельные доли?

С изменением системы экономики была прекращена деятельность колхозов и совхозов. Бывшие члены стали пайщиками и дольщиками, оказавшись в условиях совместной собственности сельскохозяйственных участков.

Неиспользованные земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, через 3 года попали под категорию спорных и в дальнейшем приобрели статус невостребованных земель, накладывая на собственников некоторые ограничения.

Законные основания

В 1991 году государство начало на безвозмездной основе передавать работникам колхозов права на владение земельными участками из общего земельного массива. Новые владельцы становились собственниками прав на владение наделом.

Если такие долго участки пустовали на протяжении определенного времени и не подвергались эксплуатации, то их начали переводить в разряд невостребованных земельных паев.

Эти участки не всегда оформлялись согласно правилам регистрации недвижимости, долгое время находясь в неопределенном статусе. Чтобы не лишать владельцев и арендаторов прав, новый закон позволяет внести данные в ЕГРН, чтобы претензии муниципалитета стали невозможны.

Правовое регулирование основано на Конституции РФ, Земельном и Гражданском кодексе РФ, а также других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Действующий Федеральный закон Российской Федерации направлен на регулирование отношений, связанных с владением и распоряжением участков земельных объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно Закону, по отношению к земельным участкам установлены правила и ограничения, которые распространяются на доли владения общей собственности, на возникновение или прекращение прав, а также изъятие земель сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность.

Согласно Земельному кодексу РФ N 354-ФЗ и N 447-ФЗ, действие закона не распространяется на садовые и огородные земельные участки, наделы для строительства гаражей и ведения личного подсобного хозяйства, а также на участки, где расположена недвижимость. Не подлежит приватизации земля в государственной или муниципальной собственности, которая занята отгонными пастбищами и оленьими пастбищами на Крайнем Севере.

Порядок признания земель невостребованными

Перед признанием земельного надела невостребованным, необходимо определить, соответствует ли он требованиям законодательства для придания такого правового статуса.

Основными критериями для порядка признания земельных долей невостребованными являются следующие факты:

  • надел пустовал, не использовался по назначению, использовался с нарушением законодательства, не был передан в аренду сроком от 3 лет;
  • владелец умер, не оставив наследников по закону или завещанию;
  • собственник участка неизвестен, в регистрационных документах отсутствуют сведения о личности владельца;
  • наследники были отстранены от наследования или по какой-то причине не могут воспользоваться своим правом.

В основном причины сводится к тому, что о претендентах на земельный надел нет никакой информации или они попросту отсутствуют. Как выявить невостребованные земельные доли?

Список неиспользованных участков земли в общей долевой собственности представляется органом местного самоуправления по месту его расположения.

Порядок оформления

Чтобы признать участок земли невостребованным, необходимо пройти процедуру оформления, выполняя последовательные действия. Признание надела невостребованным происходит по воле муниципалитета, на территории которого располагается земельный участок.

Для этого администрации муниципального образования следует пройти порядок оформления невостребованных земельных долей:

  1. Подготовить перечень угодий, которые подходят под статус невостребованных на основании имеющихся данных и документов.
  2. Утвердить окончательный список и опубликовать его в местных СМИ или на официальном сайте администрации не менее чем за три месяца до общего собрания пайщиков.
  3. Организовать собрание владельцев земельных объектов и объявить о намерении признать некоторые угодья невостребованными. Если соглашения достичь не удается, оформляется соответствующее постановление.
  4. Подготовить и подать исковое заявление о признании права собственности на невостребованный участок за муниципальным образованием.
  5. Принять участие в судебном слушании и получить заверенную копию решения суда, которую затем необходимо передать в Росреестр.
  6. Провести регистрацию земельного объекта на администрацию образования.

Если список невостребованных наделов не утвержден собранием владельцев в течение 4 месяцев после официальной публикации, то он будет иметь законную силу действия.

Как распоряжается муниципалитет невостребованными долями

После признания земельных долей невостребованными, местные органы самоуправления имеют право обратиться в суд с иском об изъятии пая и передаче им в право собственности на эти участки. Целью оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность является признание права собственности для использования надела в дальнейшем по прямому назначению.

После вынесения положительного решения и регистрации земли, органы местного муниципалитета могут выставить наделы на продажу. После оформления прав собственности муниципалитет обязан в течение 30 дней предоставить населению сведения об этих землях, чтобы пайщики могли приобрести их в частное владение.

Для оповещения потенциальных покупателей, информация о выставлении на продажу невостребованных земель должна быть размещена в СМИ или другим способом, например, порядок продажи может быть выложен на официальном сайте или распечатан на специальных стендах.

Продажа невостребованных земельных долей органом местного самоуправления осуществляется по закону. Стоимость устанавливается законодательством и остается неизменной, составляя 15% от ее кадастровой цены.

Предпочтение отдается сельскохозяйственным или фермерским организациям, которые уже находятся в долевой собственности на протяжении полугода после перехода невостребованного пая в распоряжение муниципальной администрации.

Как вернуть востребованность

Не всегда владельцы земельных участков согласны, что их доли оказываются в числе невостребованных. Любой несогласный собственник вправе выразить несогласие в течение 3 месяцев после оглашения перечня. Для этого можно воспользоваться процедурой оспаривания, согласно п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Владелец вправе высказать возражения на общем собрании, на этапе утверждения перечня невостребованных долей. Зачастую этого достаточно для вывода спорного пая из списка невостребованных.

Также он может написать заявление о возражении администрации своего территориального региона. Лучше одновременно использовать оба способа, выразив возражение на собрании, а также подав опровержение статуса в органы администрации в письменном виде.

Действия владельцев

Так как изъятие земли производится в пользу муниципалитета, собственникам рекомендуется выполнить такие действия:

  1. Ознакомиться со списком объектов участков, которые могут быть признаны невостребованными.
  2. Подготовить возражение, если в перечень включен надел, который находится в собственности или аренде.
  3. Проконтролировать ответ на поданное возражение. Оно может быть подано на общем собрании собственников или заранее.

Бывают ситуации, когда владелец пая пропускает срок, установленный для оспаривания. В таком случае лучше обратиться в судебные органы, которые обычно становятся на сторону пайщика. Передачу земли в свою собственность муниципалитет также может требовать только через суд. Если владелец подал возражение, то он будет вызван в суд в качестве ответчика.

Если сведений о проведении судебного заседания не было и решение суда было вынесено, то можно попытаться потребовать отмены судебного акта и восстановить срок для обжалования, а также добиться нового рассмотрения дела.

В суде следует обосновать суть претензий и доказать, что участок земли использовался по прямому назначению. Для этого можно приложить к делу нужные документы или использовать свидетельские показания.

Исковое заявление и документы

Иск может быть составлен отдельно по умершим гражданам и по живым дольщикам. Документы по умершим гражданам запрашиваются в органах ЗАГСа или у нотариуса.

Примерное составление иска в 2021 году:

В районный суд (город, область)

Истец: Администрация муниципального образования (название, адрес)

Ответчик: Территориальное управление по управлению государственным имуществом (город, область)

Третьи лица:

Управление государственной регистрации, кадастра и картографии (адрес)

Департамент имущественных и земельных отношений (адрес)

Исковое заявление

Органом местного самоуправления (наименование) было принято постановление (название нормативного правового акта, номер и дата), в соответствии с которым на правах общей долевой собственности членам коллектива был предоставлен земельный участок, площадью (га) для использования в сельскохозяйственном производстве (адрес). На основании постановления (ФИО владельца) было выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю общей площадью (га) без выдела в натуре в праве общей долевой собственности на земельный пай (адрес).

Согласно 5 п. ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ N 101. Положениями Закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

В соответствии со ст. 12.1 невостребованной долей может быть признана земля, принадлежащая лицу, которое не передало этот пай в аренду или не распоряжалось им в течение 3 и более лет.

Органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка имеют право обратиться в суд с требованием о признании права муниципалитета на участки земли, признанные невостребованными (основания, по которым земля признана невостребованной). В силу положений ст. 12.

1, указанные обстоятельства дают возможность признать принадлежащий (ФИО владельца) земельный участок невостребованным.

Истцом был составлен список граждан, земельные паи которых могут быть признаны невостребованными. Перечень опубликован в СМИ (наименование и дата), размещен на официальном сайте истца и на информационных щитах муниципалитета.

Возражений относительно включения земельного пая (ФИО владельца) не поступило.

Кроме списка земельных участков, в газете было опубликовано объявление о проведении общего собрания участников, на котором был утвержден список невостребованных наделов.

Истцом были соблюдены все процедуры для признания земельного пая невостребованным, и он вправе просить признать за ним право муниципальной собственности на указанный участок земли.

Руководствуясь ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 131 и 132 ГПК Российской Федерации, прошу:

1) Прекратить право собственности (ФИО и дата рождения владельца) на земельную долю площадью (га) в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

2) Признать право муниципалитета (наименование) на невостребованный земельный участок, площадью (га), принадлежавший (ФИО владельца), в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

Согласно ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, к исковому заявлению в суд на невостребованные земельные доли необходимо приложить следующие копии:

  • искового заявления по количеству третьих лиц и ответчиков;
  • решения муниципального органа местного самоуправления о приватизации земли с приложением списка владельцев;
  • протокола общего собрания собственников;
  • перечня невостребованных земельных долей;
  • решения органа местного самоуправления и списка невостребованных земельных участков;
  • публикации в СМИ сообщения о проведении общего собрания участников и перечня невостребованных долей;
  • кадастровой выписки на землю в общей долевой собственности.

Также понадобится документ, подтверждающий полномочия специалиста, подписавшего заявление, а также документы, которые подтверждают обстоятельства дела. Отдельно запрашивать на каждого дольщика акты на землю или свидетельства о праве на землю не нужно.

Итак, невостребованные земли по закону считаются бесхозными. Администрация муниципального образования принимает их в свою собственность, чтобы использовать территории по прямому назначению. Владельцы таких наделов имеют право защищать свои права в судебном порядке или через администрацию.

Источник: http://expert-home.net/nevostrebovannye-zemelnye-doli/

Невостребованные земельные доли и паи

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Перед тем, как признать земельный надел такой долей, нужно определить, соответствует ли он требованиям законодательства для определения соответствующего правового статуса. Основными критериями для начала такой процедуры служат следующие моменты:

  • участок не использовался по назначению и не был передан в аренду в срок от трёх лет и более, то есть фактически пустовал или использовался с нарушением законодательства;
  • владелец надела неизвестен, сведения о нём отсутствуют в регистрационных документах;
  • собственник умер и не оставил наследников ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники не могут воспользоваться своим правом по какой-то причине;
  • наследники изначально имелись, но были .

Большая часть причин сводится к тому, что претенденты на использование земли попросту отсутствуют или информации о них нет.

Невостребованной долей признаётся лишь участок, который является частью сельскохозяйственных земель, которые ранее принадлежали колхозам или совхозам. Законодатель не распространяет подобных требований на наделы прочих категорий.

Например, если участок был переведён в единоличную собственность в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, то собственник может вовсе не использовать его и не сдавать в аренду, это его прямое право.

Горе молчунам

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа землёй.

Трудяги колхозов и совхозов, а также социальные работники получили тогда ещё непонятное, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».

Свалившееся на голову селянину счастье обозначалось в виде тысячной дроби или в виде определённого количества баллогектаров.

Что следовало делать с этой «общей собственностью», в самом начале реформы люди плохо себе представляли. Но время шло, законодательство совершенствовалось, появлялись Росреестр и кадастровая служба. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он стал своеобразной библией для тех, кто хотел стать полноправным собственником земли.

Самые расторопные пайщики начали потихоньку выделять из общих земельных массивов участки в счёт своих земельных долей. Те, кому размер доли (или долей) позволял, становились полноправными владельцами участков.

Те, чьи доли были недостаточно большими, межевались группками, кружками единомышленников – и получали в результате участки, находящиеся в долевой собственности.

Эти люди сегодня могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Но существовала и существует другая категория пайщиков – назовём их «молчунами», – которые не предпринимали никаких действий, чтобы выделить доли. Понять людей можно: не хотелось оплачивать из собственного кармана работу кадастрового инженера, а может, здоровье не позволяло ввязываться в бюрократические процедуры.

Государство давно пыталось стимулировать этих молчунов к выделу. В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.

1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков.

Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.

Читайте так же:  В чем разница между ижс и лпх

Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.

Ответственность за надлежащее использование

Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

Данные мероприятия проводятся с целью охватить для целевого прибыльного использования как можно большего количества земельных площадей и дать возможность сельхозкомпаниям заниматься обработкой невостребованной и, как следствие, запущенной земли.

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли;
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину. Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости.

Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Немного истории как получали земельные паи и как паи превратились в земельные доли

Земельные паи родились в 1991 г. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г.

N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусмотрело, что всем колхозникам и работникам совхозов, действующим и пенсионерам, положены земельные паи.

Когда на эти паи выделялась земля, гражданам выдавали свидетельство, в котором указывалось какую долю от общей площади колхозных земель составляет пай.

Так земельные паи стали земельными долями. Действующий закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002 г. указал, что все земельные доли – это доли в праве общей собственности на земельный участок (и вовремя, т.к. понять, что такое есть земельные доли, до этого момента никто не мог).

Долгие годы паи представляли собою огромную массу неоформленных прав на самовольно используемую третьими лицами землю.

Законодатель решил этот вопрос. Каждый собственник земельного пая (доли) должен распорядиться своим правом в течение 3-х лет с момента получения такового. В противном случае доля будет признана невостребованной. Местные власти в судебном порядке признают право собственности на такие доли.

Но как распорядиться этим странным объектом, представляющим собою долю в праве на участок, иногда даже не имеющий конкретных границ, оставшийся от колхозных земель?

Способ распорядиться паем первый: продажа и дарение земельной доли

Земельный пай можно продать ограниченному кругу лиц:

  • колхозу или фермеру, который обрабатывает землю;
  • сособственнику (гражданину, у которого доля в том же участке, что и у продавца).

Если участок совсем маленький (сособственников не более 5), то ограничения закона «Об обороте…» не действуют, а применяются правила ГК РФ о преимущественном праве покупки. Владелец доли сначала должен предложить ее сособственникам, а если те промолчат или откажутся купить, тогда можно продать и посторонним.

Чтобы избежать ограничений, куплю-продажу земельного пая иногда маскируют сделкой дарения. Дарить долю можно, кому угодно. Однако здесь нужно осознавать риск: покупатель может просто не заплатить.

Способ распорядиться паем второй: выделить в натуре

Выделить пай можно индивидуально для себя или группой пайщиков (даже в несколько сотен человек). В первом случае гражданин станет собственником не доли, а земельного участка, определенного на местности, с адресом и кадастровым номером.

Во втором – гражданину будет принадлежать доля в праве на вновь образованный участок. Это уже не размытые границы колхозных земель, а большой участок в долевой собственности, которым можно совместно с сособственниками распорядиться.

Образуется участок путем установления его границ и подготовки межевого плана.

Читайте так же:  Самозахват земли в 2019 году закон и ответственность

Плюсы индивидуального межевания:

  • участок определен на местности, собственник может контролировать, не использует ли кто самовольно его землю;
  • участок дороже, чем доля, и более ликвиден;
  • распоряжаясь участком, не нужно договариваться с сособственниками.

Минусы индивидуального межевания:

межевание сельхозучастка небольшого размера чрезвычайно дорого, особенно, если участок далеко от контрольных точек координат, на основе которых геодезисты формируют новый участок;

выдел участка в счет доли из земель сельхозназначения – долгий и сложный процесс, предусматривающий общее собрание собственников, публикацию объявления о выделе и т.п.;

законодательные ограничения на распоряжение наложены не только на доли, но и на участки. В Московской области власти имеют право преимущественной покупки участков для сельхозпроизводства.

Плюсы межевания большого участка на нескольких сособственников:

  • можно отдать в аренду сельхозпроизводителю (договоры аренды паев заключать нельзя, а маленькие индивидуальные участки, чересполосицу, фермерам неудобно обрабатывать);
  • установить границы выйдет дешевле, чем для маленького участка. Некоторые арендаторы за свой счет межуют земли под аренду.

Минусы межевания большого участка:

  • все вопросы решаются на общем собрании под протокол (иногда непросто собрать кворум на собрании, т.к. все собственники живут в разных регионах, приходится оформлять доверенности на земельный пай);
  • невовремя умерший сособственник помешает провести сделку с общей землей, т.к. придется ждать, пока его наследники смогут вступить в наследство (6 месяцев) и подписать договор.

Таким образом, как бы вы ни собрались распорядиться земельным паем, простым этот процесс точно не будет. Может, лучше оставить пай себе и, переоформив землю на использование «под строительство дач», возвести на своей земле семейную усадьбу?

Особенности правового статуса невостребованных земель

особенность таких наделов заключается в том, что они могут быть признаны невостребованными только если относятся к определённой категории. Это всегда сельскохозяйственные участки, которые ранее использовались в колхозах и совхозах и после их упразднения были переданы гражданам.

Не всегда такие земли оформляются в соответствии с правилами регистрации недвижимости. Наделы, считаясь долевой собственностью, длительное время могут находиться в “подвешенном” состоянии. Это не лишает их собственников и арендаторов прав, но вызывает противоречия.

Новый закон о государственной регистрации позволяет внести чёткие данные в ЕГРН, после чего претензии муниципальных образований будут невозможны.

Невостребованная земля фактически считается ничейной. Муниципалитет принимает её в свою собственность для того, чтобы обеспечить её использование по прямому назначению.

Невостребованные земельные доли — это особая категория участков, которые ранее являлись частью колхозов или совхозов. Их владельцы либо неизвестны, либо не используют их в соответствии с прямым назначением сроком более трёх лет.

Это порождает возможные претензии со стороны муниципальных образований, которые направлены на обеспечение использования таких участков.

Собственники и арендаторы вправе защищать свои права через подачу возражения в администрацию или в судебном порядке.

Источник: https://landeri.ru/nevostrebovannye-zemelnye-doli/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.