Невостребованные земли сельхозназначения

Содержание

Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом

Невостребованные земли сельхозназначения
Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в структуре земельного фонда.

В соответствии со статьей 47 Земельного кодекса такими признаются земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства. В числе их главных характеристик – качество почвы. Но значительные площади таких земель не используются для сельскохозяйственного производства. Одна из причин неиспользования земель по назначению – они находятся в частной собственности.

Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» гласит о том, что в число нарушений при эксплуатации земельных участков входят следующие признаки неиспользования земель:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность, закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность, закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность, заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Причины, потребовавшие наведения порядка с землей сельскохозяйственного назначения

Во время приватизации земельные наделы совхозов и колхозов скупали инициативные люди. С тех пор они используются в качестве долгосрочного вклада.

При этом затраты на такие участки были минимальны, так как размер земельного налога – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Но кадастровая стоимость меняется каждые 3 года, последний раз стоимость участков повысили более чем в 40 раз в некоторых областях, налоги резко возросли. Узнайте подробности о том, как выполняют переоценку земли для снижения налогов.

Неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земли зарастают сорной травой, кустарниками и даже деревьями. По кадастровой стоимости продавать их часто нецелесообразно. Брать в аренду такие участки невыгодно, поскольку арендатор становится полностью зависимым от собственника.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника в судебном порядке участка, не используемого по назначению в течение трех и более лет.

Сейчас существует спрос на землю для индивидуальной застройки (ИЖС). Его, в большинстве случаев, можно удовлетворить только за счет перевода сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов.

Одно из условий этого – включение участка в границы населенного пункта при утверждении или изменении генерального плана.

В результате большие площади земель сельскохозяйственного назначения выбывают из оборота. Это отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.

Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять

В июле 2016 года Госдумой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства России».

Этот документ сократил до одного года срок освоения земель и предоставил надзорному органу осуществлять проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя. В своем послании Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин дал понять, что ситуацию с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения надо в корне менять.

Работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев было предложено вести активнее. Правительство, основываясь на предложениях Россельхознадзора, подготовило проект закона о внесении изменения в законодательные акты, введенные в действие в 2015 году.

Штраф за неиспользование сельскохозяйственных земель

В числе мер – увеличении штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ. Размер штрафа за неиспользование земли сельхозназначения изменен. Для физических лиц размер штрафа увеличен с тысячи до 2 тысяч рублей, для юридических – 40 тысяч до 400 тысяч рублей.

К тому же меру административной ответственности за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения увязали с площадью участка и его освоенностью.

Следует напомнить, что в апреле 2015 года кадастровая стоимость была увеличена более чем в 3 раза (данные разнятся по регионам). К примеру, в Курганской области сейчас стоимость гектара составляет от 37 до 45 тысяч рублей.

В среднем по стране налог с гектара может составлять 111 – 500 рублей в год в зависимости от региона.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Еще одно основание для принудительного изъятия участка земли – его неиспользование в течение 3-х и более лет.

Участок можно изъять в том случае, если он используется так, что происходит снижение плодородия земли или окружающей среде причиняется вред.

Одно из условий для изъятия участка в судебном порядке – неисполнение предписания, которое выдано надзорным органом и предусматривающее устранение нарушений в течение года.

Новый закон позволит навести порядок с земельными долями

В 2019 году вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков. Он также требует наличия оснований и соблюдения соответствующих процедур. Это предусмотрено в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Новый документ позволяет государству навести порядок с земельными долями, в том числе, с невостребованными, которые были розданы колхозникам и работникам совхозов. В собственность муниципалитетов перейдут неоформленные и невостребованные доли.

Важно знать: Как оформить выдел и межевание доли земельного участка из общей долевой собственности.

В настоящее время, как следует из данных Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остаются юридически не оформленными 80% земель сельскохозяйственного назначения. В эту категорию входят земли дачников и огородников, организаций и дольщиков. Государственную регистрацию собственных долей осуществили собственники долей только на 18 миллионов гектаров из 115 миллионов.

проблема легитимности использования сельскохозяйственной земли у организаций. У них оформлены лишь 3,5 миллиона гектаров. Все остальное – это доли, используемые на правах аренды с госрегистрацией договоров и без нее, на правах представительства без документов, оформленных на землю. То есть, фактически речь идет о самозахвате невостребованных земельных долей.

Новый законодательный акт, как уверены эксперты, позволит восполнить пробелы, существующие в законодательстве. Тем самым будет обеспечена возможность провести госрегистрацию прав 9-и миллионов земельных долей, а также сформировать участки на 95 миллионах гектаров. При этом, если собственники долей не будут сами приводить все в порядок, этим займутся муниципалитеты.

Получив дополнительные полномочия, местная власть стала заинтересованной стороной. Через непродолжительное время после принятия закона на сайтах муниципалитетов появились обращения к гражданам и организациям по поводу нового порядка.

В Комитете Госдумы по аграрным вопросам пришли к мнению, что в собственности муниципалитетов могут перейти земельные доли общей площадью почти 22 миллионов гектаров.

В случае их продажи по цене в 15% кадастровой стоимости (это максимальная, установленная законом цена) в местные бюджеты поступят 55 миллиардов рублей.

Участок можно изъять лишь на основании решения суда

Существует несколько оснований для изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такая процедура применяется тогда, когда участок используется с нарушением земельного законодательства, в результате чего снижается плодородие или ухудшается экологическое состояние.

Правда, конкретные критерии правительством пока не определены. Изъять участок можно и в том случае, если он не используется в течение трех лет подряд со времени возникновения на него собственности.

Такой же срок предусмотрен и на случай, если участок используется не по назначению.

Интересно: Как получить землю под фермерское хозяйство? Получение земли сельхозназначения поэтапно.

Однако закон обеспечивает возможность собственнику устранить выявленные нарушения. Тем самым он может сохранить участок за собой. Но если нарушения не будут устранены, начнется процесс изъятия. В таком случае органы исполнительной власти субъектов РФ должны обращаться в суд по поводу изъятия участка и его продажи с публичных торгов.

Закон предусматривает, что реализация земельного участка, который изъят путем наказания в принудительном порядке, должна осуществляться в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Проводится она только с публичных торгов и в соответствии с правилами, определенными Гражданским кодексом РФ.

Если торги будут признаны недействительными, участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Источник: https://promdevelop.ru/industry/problemy-neispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-zemel-budut-reshat-izyatiem-i-shtrafom/

Новости аграрного рынка и сельского хозяйства → Не выделил земельную долю? Можешь с ней попрощаться!

Невостребованные земли сельхозназначения

Правительство России решило больше не церемониться с пайщиками-молчунами. В 2020 году они останутся без земли: их доли могут отойти государству.

Минсельхоз РФ разработал законопроект, который завершит выдел земельных долей. Произойдёт это в духе современной России, под лозунгом: “Всё ничейное станет государственным”. Так что если вы попадаете в число “потенциальных обездоленных”, начинайте действовать сегодня же.

Кому грозят лишения?

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа сельскохозяйственной землёй.

Работники колхозов и совхозов получили в подарок от государства непонятное тогда ещё, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».

Это свалившееся на голову селянину счастье обозначалось как тысячная дробь или определённое количество баллогектаров. Что делать с щедрым подарком, представляли смутно.

Со временем земельные пайщики поделились на две категории: тех, кто был порасторопнее, и тех, кто жил по инерции.

Те, кто был порасторопнее, свои земельные доли выделили в натуре.

Участки, образованные из общего земельного массива, были поставлены на кадастровый учёт, а их владельцы получили зарегистрированное право собственности – либо на обыкновенные земельные участки (где 1 участок = 1 хозяин), либо на земельные участки в долевой собственности (в случаях, когда участок в счёт своих долей выделяла группа единомышленников). Эти люди могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Те же, кто жил по инерции, особенно в земельные вопросы не вникали, межеванием предпочитали не заниматься (недешёвое удовольствие!) и довольствовались уже тем, что регулярно получают арендную плату. Так в России образовались огромные земельные массивы с сотнями собственников (часть из которых всё ещё жива, часть – отошла в разряд “мёртвых душ”).

Так вот.

Тем, кто, получив земельную долю, никогда ничего не межевал и до сих пор состоит в так называемом общем земельном массиве, как раз и стоит беспокоиться.

За них-то и примутся наши доблестные чиновники. Вернее, не за них, а за их земли, которые до сих пор не поставлены на учёт.

Согласно законопроекту Минсельхоза, 1 января 2020 года органы местного самоуправления (ОМС) получат право:

а) заказать кадастровые работы на эти земельные массивы;

б) уточнить местоположение и границы участков;

в) зарегистрировать землю.

Таким образом, органы местного самоуправления проделают всю ту работу, которую в своё время не провели собственники земли. И проделают, конечно, не без пользы для себя: участок будет зарегистрирован в качестве бесхозного и через год сельская администрация (или муниципальный район) сможет получить его в собственность. 

Земле давно нужен был порядок

В том, что правительство России решило «пригосударить» землю, нет ничего удивительно. Давно к этому шло.

Лет десять, если не больше, власти призывают собственников земельных паёв навести порядок, выделить доли и оформить свою собственность, как полагается.

Последняя попытка была предпринята в 2010 году, когда ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» был дополнен пунктом 3 ст. 19.1.

Этот пункт обязал местные администрации организовывать собственников-молчунов: помочь им провести общее собрание и протолкнуть вопрос о межевании и проведении кадастровых работ.

Эту работу сельские чиновники должны были активизировать ещё в 2013 году. Предполагалось, что за пару лет выдел земельных долей в России будет завершён.

Но, видимо, что-то пошло не так. То ли собственники не находились, то ли не хотели скидываться на кадастрового инженера – короче, федеральное правительство решило, что дальше это терпеть нельзя. Землю будут межевать в принудительном порядке – и забирать. У земли должен быть хозяин.

Кстати, по этой же причине муниципалитеты могут больше не церемониться с невостребованными земельными долями.

Раньше им приходилось долго и нудно судиться за доли “потеряшек”, а суды постоянно норовили отказать в иске: то ответчик не надлежащий, то хозяин доли умер, то невозможно найти его наследников…

Законопроект облегчит жизнь сельским администрациям: теперь судиться ни с кем не нужно. Дождался 2020 года – и межуй в своё удовольствие любые бесхозные доли.

Что делать?

Выход для пайщиков есть один: как можно быстрее организовываться и выделять долю в натуре, ставить её на кадастровый учёт, регистрировать в Росреестре право собственности. Пока не поздно.

Крепко задуматься о своём будущем стоит и сельхозтоваропроизводителям, которые обрабатывают не отмежеванные ещё поля. На месте таких аграриев я бы донесла до реальных, живых пайщиков опасность потерять землю и призвала бы их выделять участки в счёт своих долей. В противном случае земля станет государственной — и может быть сдана в аренду или продана другому сельхозпроизводителю.

Минсельхоз пишет, что по состоянию на 1 января 2016 года общая площадь невостребованных земельных долей составила 16,8 млн. га. С учётом земельных долей, чьи хозяева до сих пор не провели межевание не выделили землю в натуре, эта площадь может быть значительно больше. 

Источник: https://agrobook.ru/blog/user/aleksandra-koreneva/ne-vydelil-zemelnuyu-dolyu-mozhesh-s-ney-poproshchatsya

Правительство РФ предлагает вовлекать в оборот невостребованные земельные доли

Невостребованные земли сельхозназначения

Муниципалитеты могут наделить правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозпроизводителям.

Для развития экспортного потенциала российского АПК и достижения цели вывоза продукции на $45 млрд к 2024 году, в первую очередь, нужно вовлекать в оборот неиспользуемые сейчас земли сельхозназначения.

Об этом в ходе совещания президента Владимира Путина с членами правительства сказала вице-премьер Виктория Абрамченко.

В частности, она предложила вовлекать в оборот невостребованные земельные доли, общая площадь которых оценивается в 17 млн га, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозпроизводителям.

«Это те земли, у которых есть титульный собственник, однако в течение 25 лет этот собственник не распорядился своей долей никак. Мы таких собственников называем молчаливыми дольщиками, — уточнила Абрамченко (цитата по сайту Кремля).

— При этом до 1 января 2025 года необходимо дать право такому «молчаливому дольщику» зарегистрировать свои права в установленном порядке.

Иначе с 1 января 2025 года мы предлагаем запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для «бесхозяинного» имущества». Реализация этих мер позволит достичь быстрых реальных результатов, уверена вице-премьер.

Это вопрос уже «перезрел», и с невостребованными земельными долями давно пора что-то сделать, согласился глава государства. «Я вас прошу как можно быстрее доводить эти вопросы до логического завершения», — сказал Путин.

Также Абрамченко обратила внимание на проблему перевода земель сельхозназначения в другую категорию. По ее словам, площадь сельхозземель в стране в 20 раз больше площади всех населенных пунктов.

Они не только являются средством производства в сельском хозяйстве, но и обеспечивают продовольственную безопасность, а также играют роль «донора» для развития населенных пунктов.

Однако построить на этих землях ферму, склад для готовой продукции, дом для фермера или организовать ярмарку невозможно без их перевода в другую категорию. А эта процедура непрозрачна, содержит коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра, подчеркнула вице-премьер.

При этом она уточнила, что речь идет не о сельхозугодьях или особо ценных сельхозземлях, а о прочих землях, которые сейчас не нужны для развития растениеводства. Их площадь Абрамченко оценила в 190 млн га.

«Считаю, что при установлении жестких ограничений по параметрам такого строительства законодательное решение о возможности размещения на прочих землях объектов, необходимых для производства, переработки и реализации сельхозпродукции, позволит привлечь в АПК новых инвесторов, что также очень важно в текущей ситуации», — отметила она.

При этом важно защитить угодья и особо ценные сельхозземли от застройки и выбытия, для этого, по словам Абрамченко, нужно внести изменения в Земельный кодекс и закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, нужно дать новое определение особо ценным сельскохозяйственным землям, обязать регионы установить их границы, включить сведения о таких землях в Единый государственный реестр недвижимости.

Треть земель сельхозназначения — это пастбища, поэтому очень важно разграничение и выделение земель, которые «должны использоваться для ведения сельского хозяйства в прямом смысле этого слова», подчеркнул президент.

Он согласился, что сейчас перевод земель из одной категории в другую является непрозрачным и там присутствует большая коррупционная составляющая.

«Мы с вами хорошо понимаем: берут земли за копейки, как земли сельхозназначения, потом в течение нескольких лет ничего не делают, потом чиновники какие-то подписывают необходимые бумажки и переводят из земель сельхозназначения в земли поселений, для строительства, — прокомментировал Путин. — Цена вырастает не на проценты, а в десятки раз, за одну подпись только, в десятки раз. Нужно это немедленно прекратить, нужно, безусловно, этим заняться».

Также Абрамченко обратила внимание, что вовлечение в оборот неиспользованных сельхозземель требует развития и поддержки мелиоративного комплекса, культуртехнических работ, работ по агролесомелиорации, осушения и орошения, известкования кислых почв. «Такие работы без поддержки со стороны государства для наших аграриев будут непосильны», — признала она, добавив, что эти мероприятия должны выполняться на системной и постоянной основе.

«По моему поручению должен быть подготовлен проект государственной программы эффективного вовлечения земель сельхозназначения в оборот и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации, — уточнил Владимир Путин. — Надеюсь, что эта работа будет завершена как можно быстрее».

О том, что Минсельхоз разработал госпрограмму эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса сообщалось в январе. Согласно проекту постановления правительства, срок реализации госпрограммы — 2021-2030 годы, ее стоимость превышает 1,41 трлн руб., в том числе около 887,9 млрд руб. из федерального бюджета.

Источник: https://news.myseldon.com/ru/news/index/226962248

Землю сельхозназначения можно потерять, если не пользоваться ей 3 года

Невостребованные земли сельхозназначения

В порядок оборота земель сельскохозяйственного назначения внесены значительные дополнения и изменения.

Президентом РФ был подписан Федеральный закон, которым были внесены изменения в отдельные законодательные акты России в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Федеральный закон “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”

Невостребованные земельные доли

Усовершенствовано правовое регулирование невостребованных земельных долей. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.

Орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании за ним права муниципальной собственности на невостребованные доли. После признания права собственности такие земельные участки могут передаваться использующим их сельскохозяйственным организациям или крестьянским (фермерским) хозяйствам в собственность или аренду в упрощенном порядке.

Использование земли не по назначению

Уточнен порядок принудительного изъятия в судебном порядке земельных участков сельскохозяйственного назначения, используемых не по назначению. Критерии ненадлежащего использования участков утверждаются Правительством РФ.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть принудительно изъят у его собственника в судебном порядке. Это произойдет в случае, если в течение 3 и более лет подряд со дня возникновения права собственности на участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с этим деятельности.

После вступления в силу соответствующего решения суда такой участок подлежит продаже с публичных торгов. В случае признания торгов несостоявшимися такой участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность.

Отказ от права собственности на долю

Участник долевой собственности без выделения земельного участка в счет земельной доли может отказаться от права собственности на нее. Для этого ему необходимо подать заявление в орган государственной регистрации прав.

Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка.

Собрание участников долевой собственности

Уточнены полномочия общего собрания участников долевой собственности. В частности, теперь собрание может уполномочить выбранное им лицо действовать без доверенности от имени собрания по вопросам, относящимся к его компетенции. Полномочия такого лица подтверждаются заверенной уполномоченным лицом органа местного самоуправления выпиской из протокола общего собрания.

Установлено, что для подсчета участников на собрании размеры земельных долей должны быть определены единым способом. Законом добавляются положения, касающиеся порядка такого определения.

Добавлена статья 13.1 о проекте межевания земельного участка. В частности,

проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей (далее также – образуемые земельные участки).

Проект межевания земельных участков, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности, также должен содержать сведения о земельных участках, выделяемых в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (при их наличии), и о земельном участке или земельных участках, право общей собственности на которые сохраняется или возникает.

Определены основания для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей. Установлен перечень документов, подтверждающих право собственности на земельную долю или земельные доли, которые должны быть приложены к заявлению

Закон дополнен новой статьей 24.1, определяющей особенности государственной регистрации права на земельную долю.

Более подробно регламентирован порядок государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности.

Вводится административная ответственность за неиспользование в течение определенного законом срока земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельского хозяйства.

Санкция новой части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривает за это правонарушение административный штраф:

  • на граждан в размере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей;
  • на должностных лиц – от 4 тысяч до 6 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 80 тысяч до 100 тысяч рублей.
  • Также изменения были внесены в (Земельный кодекс Статья Земельный кодекс РФ) и Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ, Федеральный закон “О государственном кадастре недвижимости”.

    Основная часть нововведений вступает в силу с 1 июля 2011 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

    Источник: https://ppt.ru/news/91862

    Невостребованные земельные доли

    Невостребованные земли сельхозназначения

    Многих читателей интересует, что такое невостребованные земельные доли?

    С изменением системы экономики была прекращена деятельность колхозов и совхозов. Бывшие члены стали пайщиками и дольщиками, оказавшись в условиях совместной собственности сельскохозяйственных участков.

    Неиспользованные земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, через 3 года попали под категорию спорных и в дальнейшем приобрели статус невостребованных земель, накладывая на собственников некоторые ограничения.

    Законные основания

    В 1991 году государство начало на безвозмездной основе передавать работникам колхозов права на владение земельными участками из общего земельного массива. Новые владельцы становились собственниками прав на владение наделом.

    Если такие долго участки пустовали на протяжении определенного времени и не подвергались эксплуатации, то их начали переводить в разряд невостребованных земельных паев.

    Эти участки не всегда оформлялись согласно правилам регистрации недвижимости, долгое время находясь в неопределенном статусе. Чтобы не лишать владельцев и арендаторов прав, новый закон позволяет внести данные в ЕГРН, чтобы претензии муниципалитета стали невозможны.

    Правовое регулирование основано на Конституции РФ, Земельном и Гражданском кодексе РФ, а также других нормативных правовых актах Российской Федерации.

    Действующий Федеральный закон Российской Федерации направлен на регулирование отношений, связанных с владением и распоряжением участков земельных объектов сельскохозяйственного назначения.

    Согласно Закону, по отношению к земельным участкам установлены правила и ограничения, которые распространяются на доли владения общей собственности, на возникновение или прекращение прав, а также изъятие земель сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность.

    Согласно Земельному кодексу РФ N 354-ФЗ и N 447-ФЗ, действие закона не распространяется на садовые и огородные земельные участки, наделы для строительства гаражей и ведения личного подсобного хозяйства, а также на участки, где расположена недвижимость. Не подлежит приватизации земля в государственной или муниципальной собственности, которая занята отгонными пастбищами и оленьими пастбищами на Крайнем Севере.

    Понятие невостребованных земель

    В соответствии с Законодательством, земельная доля не может быть признана неиспользуемой, если зарегистрирована согласно правилам Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости».

    Участок считается невостребованным, если права не были перерегистрированы, надел не был передан в аренду или не использовался в течение 3 лет. То есть, это доля общей собственности, которая не используется по назначению.

    Оборот земельных участков основывается на:

    • сохранении целевого использования земли сельскохозяйственного назначения;
    • установлении максимального размера общего размера сельскохозяйственных территорий;
    • установлении предоставления земель юридическим лицам, лицам без гражданства, иностранным гражданам;
    • преимущественном праве субъекта РФ на продажу угодий, кроме случаев продажи с публичных торгов;
    • преимущественном праве иных претендентов на земельный участок, который находится в долевой собственности.

    Если надел был оформлен как единоличная собственность, то владелец имеет право не сдавать его в аренду или вообще никак не использовать.

    Порядок признания земель невостребованными

    Перед признанием земельного надела невостребованным, необходимо определить, соответствует ли он требованиям законодательства для придания такого правового статуса.

    Основными критериями для порядка признания земельных долей невостребованными являются следующие факты:

    • надел пустовал, не использовался по назначению, использовался с нарушением законодательства, не был передан в аренду сроком от 3 лет;
    • владелец умер, не оставив наследников по закону или завещанию;
    • собственник участка неизвестен, в регистрационных документах отсутствуют сведения о личности владельца;
    • наследники были отстранены от наследования или по какой-то причине не могут воспользоваться своим правом.

    В основном причины сводится к тому, что о претендентах на земельный надел нет никакой информации или они попросту отсутствуют. Как выявить невостребованные земельные доли?

    Список неиспользованных участков земли в общей долевой собственности представляется органом местного самоуправления по месту его расположения.

    Порядок оформления

    Чтобы признать участок земли невостребованным, необходимо пройти процедуру оформления, выполняя последовательные действия. Признание надела невостребованным происходит по воле муниципалитета, на территории которого располагается земельный участок.

    Для этого администрации муниципального образования следует пройти порядок оформления невостребованных земельных долей:

    1. Подготовить перечень угодий, которые подходят под статус невостребованных на основании имеющихся данных и документов.
    2. Утвердить окончательный список и опубликовать его в местных СМИ или на официальном сайте администрации не менее чем за три месяца до общего собрания пайщиков.
    3. Организовать собрание владельцев земельных объектов и объявить о намерении признать некоторые угодья невостребованными. Если соглашения достичь не удается, оформляется соответствующее постановление.
    4. Подготовить и подать исковое заявление о признании права собственности на невостребованный участок за муниципальным образованием.
    5. Принять участие в судебном слушании и получить заверенную копию решения суда, которую затем необходимо передать в Росреестр.
    6. Провести регистрацию земельного объекта на администрацию образования.

    Если список невостребованных наделов не утвержден собранием владельцев в течение 4 месяцев после официальной публикации, то он будет иметь законную силу действия.

    Как распоряжается муниципалитет невостребованными долями

    После признания земельных долей невостребованными, местные органы самоуправления имеют право обратиться в суд с иском об изъятии пая и передаче им в право собственности на эти участки. Целью оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность является признание права собственности для использования надела в дальнейшем по прямому назначению.

    После вынесения положительного решения и регистрации земли, органы местного муниципалитета могут выставить наделы на продажу. После оформления прав собственности муниципалитет обязан в течение 30 дней предоставить населению сведения об этих землях, чтобы пайщики могли приобрести их в частное владение.

    Для оповещения потенциальных покупателей, информация о выставлении на продажу невостребованных земель должна быть размещена в СМИ или другим способом, например, порядок продажи может быть выложен на официальном сайте или распечатан на специальных стендах.

    Продажа невостребованных земельных долей органом местного самоуправления осуществляется по закону. Стоимость устанавливается законодательством и остается неизменной, составляя 15% от ее кадастровой цены.

    Предпочтение отдается сельскохозяйственным или фермерским организациям, которые уже находятся в долевой собственности на протяжении полугода после перехода невостребованного пая в распоряжение муниципальной администрации.

    Как вернуть востребованность

    Не всегда владельцы земельных участков согласны, что их доли оказываются в числе невостребованных. Любой несогласный собственник вправе выразить несогласие в течение 3 месяцев после оглашения перечня. Для этого можно воспользоваться процедурой оспаривания, согласно п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

    Владелец вправе высказать возражения на общем собрании, на этапе утверждения перечня невостребованных долей. Зачастую этого достаточно для вывода спорного пая из списка невостребованных.

    Также он может написать заявление о возражении администрации своего территориального региона. Лучше одновременно использовать оба способа, выразив возражение на собрании, а также подав опровержение статуса в органы администрации в письменном виде.

    Действия владельцев

    Так как изъятие земли производится в пользу муниципалитета, собственникам рекомендуется выполнить такие действия:

    1. Ознакомиться со списком объектов участков, которые могут быть признаны невостребованными.
    2. Подготовить возражение, если в перечень включен надел, который находится в собственности или аренде.
    3. Проконтролировать ответ на поданное возражение. Оно может быть подано на общем собрании собственников или заранее.

    Бывают ситуации, когда владелец пая пропускает срок, установленный для оспаривания. В таком случае лучше обратиться в судебные органы, которые обычно становятся на сторону пайщика. Передачу земли в свою собственность муниципалитет также может требовать только через суд. Если владелец подал возражение, то он будет вызван в суд в качестве ответчика.

    Если сведений о проведении судебного заседания не было и решение суда было вынесено, то можно попытаться потребовать отмены судебного акта и восстановить срок для обжалования, а также добиться нового рассмотрения дела.

    В суде следует обосновать суть претензий и доказать, что участок земли использовался по прямому назначению. Для этого можно приложить к делу нужные документы или использовать свидетельские показания.

    Исковое заявление и документы

    Иск может быть составлен отдельно по умершим гражданам и по живым дольщикам. Документы по умершим гражданам запрашиваются в органах ЗАГСа или у нотариуса.

    Примерное составление иска в 2021 году:

    В районный суд (город, область)

    Истец: Администрация муниципального образования (название, адрес)

    Ответчик: Территориальное управление по управлению государственным имуществом (город, область)

    Третьи лица:

    Управление государственной регистрации, кадастра и картографии (адрес)

    Департамент имущественных и земельных отношений (адрес)

    Исковое заявление

    Органом местного самоуправления (наименование) было принято постановление (название нормативного правового акта, номер и дата), в соответствии с которым на правах общей долевой собственности членам коллектива был предоставлен земельный участок, площадью (га) для использования в сельскохозяйственном производстве (адрес). На основании постановления (ФИО владельца) было выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю общей площадью (га) без выдела в натуре в праве общей долевой собственности на земельный пай (адрес).

    Согласно 5 п. ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ N 101. Положениями Закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

    В соответствии со ст. 12.1 невостребованной долей может быть признана земля, принадлежащая лицу, которое не передало этот пай в аренду или не распоряжалось им в течение 3 и более лет.

    Органы местного самоуправления по месту расположения земельного участка имеют право обратиться в суд с требованием о признании права муниципалитета на участки земли, признанные невостребованными (основания, по которым земля признана невостребованной). В силу положений ст. 12.

    1, указанные обстоятельства дают возможность признать принадлежащий (ФИО владельца) земельный участок невостребованным.

    Истцом был составлен список граждан, земельные паи которых могут быть признаны невостребованными. Перечень опубликован в СМИ (наименование и дата), размещен на официальном сайте истца и на информационных щитах муниципалитета.

    Возражений относительно включения земельного пая (ФИО владельца) не поступило.

    Кроме списка земельных участков, в газете было опубликовано объявление о проведении общего собрания участников, на котором был утвержден список невостребованных наделов.

    Истцом были соблюдены все процедуры для признания земельного пая невостребованным, и он вправе просить признать за ним право муниципальной собственности на указанный участок земли.

    Руководствуясь ст. 12.1 Федерального закона N 101-ФЗ, ст. 131 и 132 ГПК Российской Федерации, прошу:

    1) Прекратить право собственности (ФИО и дата рождения владельца) на земельную долю площадью (га) в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

    2) Признать право муниципалитета (наименование) на невостребованный земельный участок, площадью (га), принадлежавший (ФИО владельца), в праве общей долевой собственности на земельный пай (кадастровый номер), площадью (га), расположенный по адресу (указать).

    Согласно ст. 132 Гражданского процессуального кодекса РФ, к исковому заявлению в суд на невостребованные земельные доли необходимо приложить следующие копии:

    • искового заявления по количеству третьих лиц и ответчиков;
    • решения муниципального органа местного самоуправления о приватизации земли с приложением списка владельцев;
    • протокола общего собрания собственников;
    • перечня невостребованных земельных долей;
    • решения органа местного самоуправления и списка невостребованных земельных участков;
    • публикации в СМИ сообщения о проведении общего собрания участников и перечня невостребованных долей;
    • кадастровой выписки на землю в общей долевой собственности.

    Также понадобится документ, подтверждающий полномочия специалиста, подписавшего заявление, а также документы, которые подтверждают обстоятельства дела. Отдельно запрашивать на каждого дольщика акты на землю или свидетельства о праве на землю не нужно.

    Итак, невостребованные земли по закону считаются бесхозными. Администрация муниципального образования принимает их в свою собственность, чтобы использовать территории по прямому назначению. Владельцы таких наделов имеют право защищать свои права в судебном порядке или через администрацию.

    Источник: http://expert-home.net/nevostrebovannye-zemelnye-doli/

    Поделиться:
    Нет комментариев

      Добавить комментарий

      Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.