Невыполнение приказа военнослужащим по контракту

Статья 28.5. Обстоятельства, учитываемые при назначении дисциплинарного взыскания

Невыполнение приказа военнослужащим по контракту

1. При назначении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность.

2. По своему характеру грубыми являются следующие дисциплинарные проступки:

нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими;

самовольное оставление воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, или гражданином, призванным на военные сборы;

неявка в срок без уважительных причин на службу при увольнении из расположения воинской части или с корабля на берег, при назначении, переводе, а также из командировки, отпуска или медицинской организации;

отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени;

уклонение от исполнения обязанностей военной службы;

нарушение правил несения боевого дежурства (боевой службы);

нарушение правил несения пограничной службы;

нарушение уставных правил караульной службы;

нарушение уставных правил несения внутренней службы;

нарушение уставных правил патрулирования в гарнизоне;

нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

умышленные уничтожение, повреждение, порча, незаконное расходование или использование военного имущества;

уничтожение или повреждение по неосторожности военного имущества;

нарушение правил сбережения вверенного для служебного пользования военного имущества, повлекшее по неосторожности его утрату или повреждение;

нарушение правил обращения с оружием, боеприпасами, радиоактивными материалами, взрывчатыми или иными веществами и предметами, представляющими повышенную опасность для окружающих, военной техникой или правил эксплуатации военной техники, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, уничтожение, повреждение или утрату военного имущества либо иные вредные последствия;

нарушение правил управления транспортными средствами или их эксплуатации, повлекшее по неосторожности причинение вреда здоровью человека, повреждение военного имущества либо иные вредные последствия;

исполнение обязанностей военной службы в состоянии опьянения, а также отказ военнослужащего от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения;

непринятие командиром в пределах его компетенции необходимых мер по предупреждению или пресечению дисциплинарного проступка, совершенного подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, привлечению военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к установленной настоящим Федеральным законом дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка либо по устранению причин и условий, способствовавших его совершению, а равно сокрытие командиром информации о совершении подчиненным ему по службе военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, преступления, административного правонарушения или дисциплинарного проступка;

административное правонарушение, за которое военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность;

умышленная порча документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”), либо утрата документа, удостоверяющего личность военнослужащего Российской Федерации (служебного удостоверения военнослужащего органов, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”), по небрежности;

нарушение правил и требований, устанавливающих порядок ведения секретного делопроизводства;

нарушение порядка выезда из Российской Федерации;

нарушение требований законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, создавшее условия для нанесения ущерба безопасности личности, общества и государства либо собственной безопасности органов, осуществляющих такую деятельность;

заведомо незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;

нарушение командиром (начальником) требований безопасности военной службы, приведшее к гибели или нетрудоспособности, в том числе временной, военнослужащего и (или) гражданина, призванного на военные сборы;

нарушение запретов, установленных в пунктах 1.1 и 1.3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Обстоятельствами, смягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

раскаяние военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок;

добровольное сообщение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, о совершенном им дисциплинарном проступке командиру;

предотвращение военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, совершившим дисциплинарный проступок, вредных последствий дисциплинарного проступка, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение дисциплинарного проступка в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств.

Командир или судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, может признать смягчающими и иные обстоятельства.

4. Обстоятельствами, отягчающими дисциплинарную ответственность, признаются:

продолжение противоправного действия (бездействия), несмотря на требование командира прекратить его;

повторное совершение такого же дисциплинарного проступка, если за первый дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, уже применялось дисциплинарное взыскание и оно в установленном порядке не снято;

совершение двух и более дисциплинарных проступков, ни за один из которых к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, не было применено дисциплинарное взыскание, а также совершение одного действия (бездействия), содержащего признаки двух и более дисциплинарных проступков;

совершение дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы;

совершение дисциплинарного проступка в состоянии опьянения.

Судья военного суда, применяющий к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, дисциплинарное взыскание, в зависимости от характера совершенного дисциплинарного проступка может не признать какое-либо из обстоятельств, указанных в настоящем пункте, отягчающим.

Обстоятельства, указанные в настоящем пункте, не могут учитываться как отягчающие в случае, если они квалифицируются как дисциплинарный проступок.

5. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка командир, рассматривающий материалы о дисциплинарном проступке, может освободить военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Источник: https://www.zakonrf.info/zakon-o-statuse-voennosluzhaschih/28.5/

Наказание за неисполнение приказа по статье 332 УК РФ

Невыполнение приказа военнослужащим по контракту

Неисполнение приказа как совокупность признаков раскрывает статья 332 УК РФ. Кодекс содержит специальную главу о преступлениях против интересов службы.

Первым в этой главе указано именно неисполнение командного веления, поскольку игнорирование военнослужащим законного распоряжения его командира нарушает порядок подчиненности и уставных взаимоотношений, установленных на воинской службе.

При условии возникновения вреда в результате таких действий к военнослужащему применяются меры уголовной ответственности.

Многоканальная бесплатная горячая линияЮридические консультации по уголовному праву. Ежедневно с 9.00 до 21.00Москва и область: +7 (495) 662-44-36Санкт-Петербург: +7 (812) 449-43-40

Понятие неисполнения приказа

Узкоспециальные термины, такие как понятие законного приказа, его формы, способы дачи, рамки взаимоотношений, содержатся в отраслевых нормативных актах. В число таковых входят Дисциплинарный и Строевой уставы, Устав гарнизонной и караульной служб и Устав внутренней службы. Принятие и изменение общевоинских уставов подлежит утверждению Президентом РФ.

С точки зрения уголовного закона, неисполнение представляет собой неподчинение законному распоряжению начальника.

Чтобы приобрести черты преступного деяния, само неподчинение военнослужащего должно отвечать ряду признаков:

  1. Неподчинение последовало от лица, обязанного исполнить поручение в силу вертикальных правоотношений.
  2. Распоряжение отдано в соответствующем порядке и имеет оговоренную уставом форму – устное распоряжение, письменное поручение или дача инструкций посредством спецсвязи.
  3. Игнорирование поручения нанесло измеримый ущерб войсковой части.

Обязательность неукоснительного подчинения военачальнику закреплено в ст. 39 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Не допускается обдумывание, обсуждение, произвольное толкование командного веления.

Саботирование полученного распоряжения — это дисциплинарный проступок. Наступление негативных последствий делает проступок уголовным деянием.

Все эти постулаты актуальны для мирного времени. Неподчинение командиру в ходе боевых действий квалифицируется по законам военного времени.

Характеристика состава преступления

Объектом неисполнения приказа является порядок поступления и несения воинской обязанности. Непосредственным объектом выступают отношения воинской подчиненности. Предмет преступления при неисполнении законного распоряжения военачальника отсутствует.

Не исполнить распоряжение командира может только военнослужащий, находящийся в подчиненном положении у лица, отдавшего распоряжение. Возраст уголовной ответственности, применительно к данному составу повышен, поскольку на воинскую службу в РФ поступают по достижению 18 лет.

По конструкции состав преступления материальный.

В структуру объективной стороны законодателем включены следующие элементы:

  • непосредственно деяние в виде активного противодействия или уклонения от исполнения поручения;
  • последствия деяния в виде существенного ущерба или тяжкого вреда;
  • причинно-следственная связь между самим деликатным деянием и наступившими материальными последствиями.

Под существенным ущербом закон понимает нанесение материального ущерба, причинение легкого вреда здоровью, крах мероприятий и срывание выполнения текущих задач военного подразделения.

Причинно-следственная связь, включенная в конструкцию состава, обязывает правоприменителя показать, что намеренное игнорирование приказа явилось определяющим моментом, повлиявшим на неизбежность наступления последствий.

Субъективная сторона может заключаться в прямом или косвенном умысле. Волевой момент умышленной формы вины заключается не только в желании негативных последствий, но и в безразличии к вероятности их наступления.

Квалифицированный и привилегированный составы

Частью 2 ст. 332 УК РФ предусмотрено более опасное для устоев военной службы преступление, влекущее ужесточение санкции.

Квалифицирующих признаков неисполнения приказа два:

  1. Соучастие в субъектном составе.
  2. Тяжкие последствия как итог преступных действий.

Законодатель не дает понятие тяжких последствий. Теоретики и правоприменители к таковым относят повреждение, уничтожение, разрушение военизированной техники и боеприпасов, причинение среднего и тяжелого вреда здоровью или смерть, срывание боевой задачи.

Неумышленное неисполнение распоряжения отнесено законодателем к преступлениям только при наличии тяжких последствий как результата проявленной военнослужащим небрежности или недобросовестности. Субъективная сторона состава, предусмотренного ч. 3 ст. 332 УК, заключается в неосторожной форме вины.

Игнорирование со стороны подчиненного может произойти по причине проявленных:

  • по преступной небрежности;
  • по преступному легкомыслию.

От казуса неосторожность отличает интеллектуальный момент вины: по служебному положению лицо могло и обязано было предполагать получение неблагоприятных результатов собственных действий или бездействия.

Наказание за неисполнение приказа

Неисполнение законного поручения своего командира в любом случае наказуемо.

Нарушение устава подчиненным может повлечь:

  1. Дисциплинарное взыскание в соответствии с уставом.
  2. Уголовное наказание при наличии признаков криминального деяния.

Санкция за неосторожное преступление более мягкая, альтернативная и схожа с общим составом. Самое мягкое наказание — арест, самое суровое и длительное по времени — направление на службу в дисбат. Санкция квалифицированного состава, в отличие от общего и привилегированного, предусматривает только лишение свободы.

Отграничение от смежных составов

По внешней стороне самого деяния неисполнение приказа сходно с самоуправством. По конструкции оба состава относятся к материальным. В теории отграничение ст. 332 от ст. 330 УК происходит сразу по нескольким элементам:

  1. По субъекту (при неисполнении — специальный, при самоуправстве — общий).
  2. По объекту (для самоуправства — порядок реализации прав и несения обязанностей вообще, для неисполнения распоряжения — только применительно к воинской службе).

На практике термин самоуправства к лицам, состоящим на военной службе, неприменимый.

Несение воинской обязанности регламентируется специальными нормативными актами — воинскими уставами, которые такого понятия не содержат.

Правовые комментарии к ст. 332 УК РФ и судебная практика

Существует несколько источников разъяснений и комментариев нормативных актов. Законодатель издает официальные комментарии, по сути, толкующие нормы права, в части, не раскрытой в законе. Однако юридической силы такие правовые комментарии не имеют и не могут быть приведены в качестве нормативного обоснования в суде.

Так, правовые комментарии:

  1. Дают понятие приказа, перечисляют формы неисполнения: прямое неповиновение или прямое саботирование действий, предписанных к исполнению.
  2. Разъясняют, что считается существенным вредом в контексте главы 33 УК.
  3. Дают понятие интересов службы.
  4. Раскрывают критерии определения тяжести вреда.
  5. Указывают момент окончания преступления.

После принятия в 1996 году Уголовного кодекса РФ статья 332 до настоящего времени не претерпела значительных изменений. Также комментарии содержат сравнительный анализ норм Уголовного кодекса РФ и УК РСФСР, имеющий значение для теоретиков права.

Для правоприменителей более ценны толкование новелл законодательства и разъяснение специальных терминов, применяемых в армии.

Процесс применения правовых норм главы 33 УК РФ имеет ряд закономерных особенностей, вызванных наличием специального субъекта преступления:

  • расследование ведут специализированные отделения правоохранительных органов;
  • разрешение этой категории уголовных дел отнесено к подведомственности военных судов;
  • совершение армейцами других преступлений (убийство, разбой, кража), не посягающих на порядок несения военной службы, влечет ответственность в общеуголовном порядке.

Рассмотрение дел в общеуголовном порядке не влечет изменение подведомственности дел. Субъектный состав является определяющим при расследовании и постановлении приговора в суде. Расследование дел с участием военнообязанных отнесено к подведомственности военных органов следствия, разрешение таких дел – к исключительной подсудности военных судов.

Совершение преступления военнообязанными придает специфику самому процессу расследования, сбора доказательств и судебному разрешению дела.

Обращаясь за юридической помощью, необходимо учитывать несколько важных моментов:

  1. Грамотно проконсультировать по воинским преступлениям сможет юрист, имеющий опыт работы в военной прокуратуре или получивший образование в военном вузе.
  2. Сам статус военнослужащего может предполагать доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, что существенно сужает круг лиц, способных прокомментировать ситуацию.
  3. Дела рассматриваются в специальных военных судах, для допуска юриста к участию в процессе могут предъявляться дополнительные условия.

Таковы в целом особенности расследования и рассмотрения дел с участием военнослужащих, в том числе преступное неисполнение приказа.

Источник: https://ugolovnoe.com/pravo/kodeks/statya-332

Особенности расследования преступлений, связанных с неисполнением приказа

Невыполнение приказа военнослужащим по контракту

Жудро С.К.
студент 3 курса
ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

Одним из основополагающих принципов, на основе которого строятся взаимоотношения в Вооруженных Силах Российской Федерации, является принцип единоначалия. Он закреплен в ст.

33 Устава внутренней службы ВС РФ и предполагает наделение командира или начальника всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности подчиненной ему воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.

Выражается этот принцип в праве командира или начальника, исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать приказы в строгом соответствии с требованиями законов и воинских уставов и обеспечивать их выполнение.

Также единоначалие предполагает беспрекословное повиновение подчиненных военнослужащих их командирам и начальникам, т.е. точное, полное и своевременное выполнение приказов.

За нарушение данного принципа действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность.

В Уголовном кодексе РФ глава 33 объединяет в себе преступления, посягающие на интересы военной службы. Особую группу составляют преступления против порядка подчиненности в Вооруженных Силах РФ.

Общественная опасность данного рода преступлений состоит в том, что они подрывают воинскую дисциплину, принцип единоначалия, нарушают закрепленный в воинских уставах порядок управления войсками, затрудняя нормальное выполнение воинскими частями и подразделениями возложенных задач. Своя специфика существует и в расследовании воинских преступлений.

Особое значение для выяснения таких вопросов, как мотив, цель и причины совершенного преступления, а также для правильной квалификации противоправных действий военнослужащего, приобретает знание следователем военного законодательства.

Так, следователь должен быть знаком с общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ, которые регламентируют порядок подчиненности, права и обязанности старших и младших по званию.

Необходимо также разбираться в особенностях военно-служебных отношений военнослужащих и иметь представление о прохождении военной службы в целом.

Возбуждать уголовные дела о преступлениях, связанных с неисполнением приказа, в соответствии со ст. 145 УПК РФ может как следователь, так и орган дознания, к которому в соответствии со ст.

40 УПК РФ относятся также начальники органов военной полиции ВС РФ, командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов. На основании ч. 3 ст.

149 УПК РФ орган дознания возбуждает уголовное дело, проводит неотложные следственные действия и, в срок не позднее 10 суток, направляет уголовное дело в военный следственный отдел. В п. 19 ст.

5 УПК РФ закрепляется, что под неотложными следственными действиями следует понимать действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Тем не менее, сам кодекс не содержит перечня таких действий, однако из смысла закона к ним не относятся действия, связанные с принятием основных решений по делу и которые могут быть произведены только после привлечения лица в качестве обвиняемого.

Это могут быть исключительно проверочные действия, к примеру, следственный эксперимент или проверка показаний на месте. По общему же правилу уголовные дела об этих преступлениях возбуждаются следователями Следственного комитета Российской Федерации на основании п. «а» ч. 2 ст.

151 УПК РФ после получения соответствующих сообщений или материалов о совершенном преступлении.

При расследовании преступления, предусмотренного ст. 332 УК РФ, подлежат доказыванию следующие обстоятельства:

  1. Кем и кому был отдан приказ. Следователю либо органу дознания необходимо разобраться, являлся ли военнослужащий, отдавший приказ, начальником по отношению к лицу, которому был отдан приказ, а другой – военнослужащим, обязанным выполнить его. Начальником, согласно ст. 33 и 34 УВС ВС РФ, является военнослужащий, который имеет право отдавать приказы в отношении подчиненных ему военнослужащих и требовать их исполнения. Круг начальников по воинскому званию применительно к определенным категориям военнослужащих перечислен в ст. 36 УВС ВС РФ. Так, прапорщики и мичманы являются начальниками по своему воинскому званию для сержантов, старшин, солдат и матросов одной с ними войсковой части. Начальники бывают и по должностному положению. Также, согласно ст. 37 УВС ВС РФ, существуют старшие по воинскому званию, которые, в случае нарушения младшими по воинскому званию воинской дисциплины, имеют право потребовать от них устранения нарушения, а те обязаны беспрекословно выполнить эти требования.
  2. и форма приказа, а именно – был ли он отдан в надлежащей форме. В ст. 39 УВС ВС РФ указано, что под приказом следует понимать распоряжение командира или начальника, обращенное к подчиненным и требующее обязательного выполнения определенных действий, соблюдения тех или иных правил или устанавливающее какой-либо порядок, положение. В этой же статье закрепляется, что приказ может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам одному или группе военнослужащих. Статья 41 УВС ВС РФ и часть 3 ст. 37 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» запрещает командирам и начальникам отдавать приказы и распоряжения, не имеющие отношения к военной службы или направленные на нарушение законодательства РФ.
  3. Форма неисполнения приказа. Как правило, военнослужащий не предпринимает все надлежащие действия, направленные на исполнение приказа или предпринимает не все необходимые действия. Следствию также необходимо установить, было ли это неповиновение, т.е. умышленное неисполнение приказа, либо неисполнение приказа по неосторожности. Под неповиновением понимается демонстративное противопоставление своей воли воле начальника и расценивается как наиболее дерзкая форма неисполнения приказа. Неисполнение приказа по неосторожности имеет место, когда военнослужащий не выполняет или выполняет приказ ненадлежащим образом из-за своей небрежности либо недобросовестного отношения к службе. В качестве примера можно привезти случаи, когда военнослужащий по своей забывчивости забывает заступить в наряд в определенное время.
  4. Где, когда и при каких обстоятельствах был отдан и не исполнен приказ. Данное обстоятельство имеет большое значение, ведь неисполнение приказа в определенных ситуациях может повлечь за собой тяжкие последствия. К примеру, неисполнение приказа во время несения боевого дежурства.
  5. Виновность обвиняемого в неисполнении приказа. Нужно выяснить цель неисполнения приказа, мотив совершения преступления и имелась ли вообще у военнослужащего возможность выполнить приказ. Отсутствие подобной возможности исключает наличие состава преступления.
  6. Характер и размер вреда, причиненного преступлением. Понятие существенного вреда в законе не раскрывается, оно является оценочным и подлежит рассмотрению в каждом конкретном случае. Неисполнение приказа, не повлекшее причинения существенного вреда интересам службы, может быть расценено как дисциплинарный проступок.
  7. Обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание.
  8. Наличие или отсутствие обстоятельств, исключающих преступность и наказуемость деяния. Так, согласно ст. 42 УК РФ неисполнение военнослужащим заведомо для него незаконного приказа исключает преступность деяния.
  9. Факт наличия или отсутствия обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности. К таким обстоятельствам могут быть отнесены деятельное раскаяние, явка с повинной и т.д.
  10. Обстоятельства, способствовавшие неисполнению приказа.

В рамках дальнейшего расследования следователь для установления истины по делу проводит следующие следственные действия:

  1. Допрос военнослужащего, отдавшего приказ. В ходе допроса устанавливается характер его взаимоотношений с лицом, которому он отдал приказ, а также где, когда, при каких обстоятельствах, какой по содержанию и форме он отдал приказ. Следователю рекомендуется предложить военнослужащему повторить дословно отданный приказ и записать его в протоколе в форме прямой речи. Необходимо также выяснить форму отказа от выполнения приказа, убедился ли он, что приказ был правильно воспринят подчиненным, в какой обстановке ему дали отказ на выполнение приказа, как это повлияло на состояние воинской дисциплины в подразделении. В чем, по его мнению, причины неисполнения приказа.
  2. Допрос военнослужащего, не выполнившего приказ. Во время допроса необходимо установить, что предшествовало неисполнению приказа, когда, где, в какой обстановке и какой по содержанию он получил приказ, предпринимал ли он какие-либо действия для исполнения приказа, какими мотивами руководствовался и какую цель преследовал.
  3. Следственный осмотр. Если неисполнение приказа повлекло за собой какие-либо вредные последствия, имеющие материальные следы, проводится следственный осмотр. К примеру, следователь может осмотреть технику, которая была повреждена вследствие неисполнения приказа или с помощью которой нужно было выполнить приказ.

В рамках дальнейшего расследования следователь может произвести допрос свидетелей, которые могли присутствовать во время отдачи приказа и дачи отказа на его выполнение. При наличии существенных различий в показаниях свидетелей могут быть проведены очные ставки.

При расследовании преступлений, связанных с неисполнением приказа, могут проводиться различные судебные экспертизы. Судебная медицинская экспертиза может быть проведена, если военнослужащий ссылается на то, что не смог выполнить приказ по состоянию здоровья.

Судебно-психологическая экспертиза назначается, если существует подозрения, что подчиненный не выполнил приказ ввиду состояния повышенной психической напряженности либо ввиду несоответствия психологического уровня военнослужащего поставленным перед ним задачам.

Судебно-техническая экспертиза проводится для проверки версии о неисполнении приказа из-за неисправности каких-то технических средств, с помощью которых военнослужащий должен был получить или выполнить приказ. Если военнослужащий ставит под сомнение подпись на документе, содержащем для него приказ, может быть проведена судебно-почерковедческая экспертиза.

В исключительных случаях может возникнуть потребность в военно-тактической (оперативной) экспертизе. С ее помощью можно установить, мог ли солдат в той или иной боевой обстановке выполнить отданный ему боевой приказ.

Joomla Templates & WordPress Themes – GavickPro

Color I Color II Color III Color IV Color V Color VI

Источник: https://femida-science.ru/index.php/home/vypusk-4/item/140-osob-rassl-pres-svyaz-s-neispoln-prikaza

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.