Незаконное снятие земельного участка с кадастрового учета

Cнятие земельного участка с кадастрового учета – как это делается?

Незаконное снятие земельного участка с кадастрового учета

Каждый объект недвижимости, существующий в России, должен находиться на кадастровом учете. Однако нередко возникают обстоятельства, когда землю с такого учета необходимо снять. Что для этого необходимо сделать и в каких случаях необходимо?

Определение

Земельный надел, если он был раньше поставлен на учет в кадастровых базах, существует как самостоятельный объект права. Это означает, что такой участок можно не только предоставить в пользование (если при этом не требуется никаких дополнительных документов), но и продать, подарить – то есть осуществить любые юридически веские действия с таким участком.

Соответственно, если участок с кадастрового учета снимается – он теряет свою правоспособность как самостоятельный объект недвижимости. Это означает, что никакие юридически веские действия с ним осуществить нельзя.

Основания

Для того, чтобы тот или иной земельный надел мог быть снят с кадастрового учета, законодатель предусмотрел несколько оснований, каждое из которых означает фактическое прекращение возможностей физического использования такого участка:

  • Фактическое прекращение существования земельного участка вследствие его разделения или объединения с последующей постановкой на учет новообразованных наделов;
  • Прекращение существования участка в связи с его физической утратой из-за техногенных или природных обстоятельств;
  • Если сведения об участке, внесенные в базы Государственного кадастра, носили временный характер;
  • Если участок был поставлен ранее на кадастровый учет, но в течение двух лет с этого момента вещное право (по-другому, право собственности) на него оформлено не было;
  • Участок был поставлен на учет год назад, но регистрация существующего обременения права собственности на него осуществлена не была.

Как снять участок с учета

Для того, чтобы осуществить эту процедуру без обращения в судебные инстанции, необходимо составить заявление о снятии надела с кадастрового учета.

Подать этот документ может либо сам собственник, либо (в случае его смерти) наследники, вступившие в свои права, либо представитель собственника по доверенности. Ближайшие родственники, за исключением случая смерти собственника и их вступления в права наследования, подавать заявление не вправе.

Следует уделить особое внимание, так как именно на основе этого документа происходит весь процесс снятия участка с учета.

Оформляется этот документ в простой форме (если речь не идет о специальном бланке, составленном в конкретном подразделении Росреестра) и состоит из следующих разделов:

  • Наименование организации, куда направляется документ;
  • Сведения о заявителе (его паспортные данные и основания распоряжения снимаемым участком);
  • Данные об участке (со ссылкой на имеющиеся кадастровые и межевые документы при их наличии);
  • Причины снятия с учета конкретного надела;
  • Дата и подпись заявителя.

В том случае, если заявление будет подавать представитель, в тексте необходимо указать эти сведения со ссылкой на документ, наделяющий представителя соответствующими полномочиями.

Снятие по решению суда

В случае, если по заявлению снять с учета участок не удалось, можно осуществить эту процедуру через судебное решение.

Для того, чтобы суд рассмотрел такое дело, истцу необходимо обратиться с исковым заявлениеми приложить к нему все документы, подтверждающие законность его требований о снятии конкретного участка с кадастрового учета.

В тексте заявления необходимо отразить следующие сведения:

  • Наименование той судебной инстанции, в которую направляется заявление;
  • Сведения об истце;
  • Обстоятельства дела необходимо изложить максимально подробно, в том числе, обязательно указать, когда и при каких условиях прекратил существование, а также перечислить те документы, которые выступают фактическим подтверждением представленной картины;
  • Собственно исковая часть с указанием тех требований, которые необходимо удовлетворить (в данном случае, о том, что учет участка необходимо прекратить ввиду наступления обстоятельств, по которым он прекратил свое существование);
  • Приложения к заявлению (все необходимые документы, а также квитанция об оплате госпошлины за проведение рассмотрения).

В течение тридцати дней с момента подачи иска суд его изучит и, в случае отсутствия каких-либо замечаний к поданным документам, назначит заседание, на котором еще раз будут рассмотрены обстоятельства дела, а также, при необходимости, изучены показания сторон.

Порядок процедуры

Процедура снятия земельного надела с кадастрового учета осуществляется в Росреестре (кадастровой палате).

Документы можно подать как непосредственно при визите в территориальное подразделение данной службы, так и путем визита в многофункциональный центр, откуда его сотрудник передаст их в Росреестр, выдав заявителю расписку с перечислением принятых документов, а также с указанием даты следующего визита.

Узнать, куда следует подавать документы, можно через сайт Росреестра или путем определения территориальной принадлежности участка к тому или иному району субъекта РФ.

Для того, чтобы участок был снят с учета, необходимо предоставить такие документы:

  • Заявление о снятии с учета участка, оформленное в соответствии с требованиями действующего законодательства;
  • Оригинал документов, подтверждающих права собственности заявителя на конкретный участок, а также его права на осуществление этой процедуры;
  • Если снимать участок явился не сам собственник, а его доверенное лицо – необходимо предоставить также и доверенность вместе с удостоверяющими его личность документами;
  • Если на участок установлено обременение вещного права в пользу заявителя, необходимо будет предоставить также и документы в оригиналах, которые подтверждают правомерность такого обременения;
  • Квитанция об оплате госпошлины (на сегодняшний день ее размер колеблется в каждом регионе, но стоимость составляет в среднем две тысячи пятьсот рублей);
  • В случае, если участок прекратил свое существование в силу техногенного или природного ущерба, причиненного ему, к заявлению должен быть приложен соответствующий акт обследования территории (составляется платно при выезде кадастрового инженера).

В течение восемнадцати календарных дней с момента подачи заявления сведения об участке из Государственного кадастра недвижимости должны быть исключены.

Отличие от процедуры снятия участка с кадастрового учета по решению суда заключается в сроке осуществления данных действий (занимает около двух-трех месяцев), а при подаче заявки об исключении сведения достаточно только заявления и приложенного к нему судебного решения с отметкой о вступлении в силу.

Причины отказа от снятия с учета

Всего на данный момент существует пять наиболее распространенных оснований для отказа снятия участка с учета:

  • Если его нельзя преобразовать и снять с учета в соответствии с действующим законодательством;
  • Если заявление подано не тем лицом, которое имеет на это право;
  • Участок не относится к недвижимому имуществу, которое стоит на кадастровом учете;
  • Документы оформлены ненадлежащим образом;
  • Через три месяца после того, как учет участка был приостановлен, причины такой приостановки не были устранены.

Итоги

Снятие участка с кадастрового учета является необходимым мероприятием в случае, если по каким-то причинам он перестал существовать как самостоятельный объект недвижимости.

Вариантов проведения данной процедуры на сегодняшний день существует два – путем подачи заявления и по судебному решению. Для того, чтобы избежать обращения в суд или отказа в прекращении учета, все документы, сопровождающие данный процесс, должны быть оформлены соответствующим образом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/uchet-zemelnyj/snyatie-s-kadastrovogo-ucheta.html

Оспаривание процедуры кадастрового учета: ГПК vs КАС

Незаконное снятие земельного участка с кадастрового учета

Вернемся к проблемам процессуального права. В этой заметке я хочу затронуть вопрос, который уже длительное время на дает покоя многим. Споры о границах земельных участков, споры об оспаривании кадастрового учета все еще не могут найти себе места в одной конкретной форме судопроизводства.

Всё дело в том, что часто в этих спорах присутствует административный элемент. Выбор формы судопроизводства по таким делам все еще не является однозначным. Кстати, дело со схожими обстоятельствами ранее уже было описано на сайте zakon: https://zakon.

ru/discussion/2018/08/21/pereschyot_granic_uchastka_prosyat_priznat_nezakonnym__vs_reshit_v_kakom_poryadke_osporit_kadastrovu. 

Фабула дела.

Гражданин П. приобрел земельный участок (№1), право собственности зарегистрировано. Позже он выяснил, что границы его земельного участка пересекаются с земельным участком №2. Гражданин П. обращался во всевозможные органы, чтобы ему помогли разобраться с данной проблемой. В результате долгих хождений по различным органам и организациям гражданин П. выяснил следующее.

Земельный участок №1 ранее имел площадь 10 соток. Он был выделен предыдущему собственнику в 1992 году. Позднее предыдущий собственник приобрел дополнительные 4 сотки, земельный участок получил площадь 14 соток. Всё бы хорошо, да вот только эти самые 4 сотки еще раньше были получены в собственность гражданином К. – собственником земельного участка №2. Так и получилось наложение границ.

Но на этом дело на закончилось. Земельный участок №1 был поставлен на кадастровый учет в Ленинградской области, а земельный участок №2 в Санкт-Петербурге. Кроме того, в границах первоначального кусочка земельного участка №1 (т.е. в границах 10 соток) был образован еще один земельный участок (№3), принадлежит городу.

Только вот земельный участок №3 был поставлен на кадастровый учет в городе Санкт-Петербурге.

В данной ситуации был подан административный иск о признании процедуры кадастрового учета земельного участка №3 незаконной, снятии земельного участка с кадастрового учета.

Основание: в ходе процедуры кадастрового учета государственными органами не были направлены соответствующие запросы, ответы на которые позволили бы государственным органам получить сведения о том, что земельный участок №1 уже выделен гражданину, является частной собственностью.

Дело шло долго и мучительно, была назначена экспертиза, заключение эксперта подтверждало, что государственные органы допустили процедурные ошибки. 

Суд прекратил производство по делу, так как требования административного истца надлежало рассматривать в порядке гражданского судопроизводства. Апелляция согласилась с судом первой инстанции. Мы обратились в Президиум Санкт-Петербургского городского суда. Кассация отменила акты нижестоящих инстанций. 

Первая проблема.

Сама процедура кадастрового учета должна оспариваться в рамках административного судопроизводства? У меня не возникает сомнения, что процедуру кадастрового учета мы должны оспаривать только в рамках административного процесса (в научной среде также есть сторонники этой позиции). Ниже я буду приводить ссылки на ППВС 10/22, а конкретно на п.56, где есть ответ на этот вопрос. Более того, Верховный суд РФ указал в одном из обзоров практики, что отношения в сфере кадастрового учета носят публичный характер. 

Вторая проблема.

Можно ли в административном судопроизводстве заявлять требования, которые являются смежными со спором о праве? Выше описано, что помимо требования о признании процедуры кадастрового учета незаконной, было заявлено требование о снятии земельного участка с кадастрового учета.

Вполне можно усомниться, что это верный подход. Тем не менее, существуют разные позиции. Так, в теории есть мнения, что администратиdный иск может содержать только требование, которое находится в рамках публичных правоотношений.

Но есть и другое мнение: в административном судопроизводстве могут затрагиваться вопросы, соприкосновенные со спором о праве.

Итак, что делать с требованиями, которые сопутствуют основному требованию? В рамках данного дела судом кассационной инстанции было установлено, что все требования подлежат рассмотрению в порядке КАС РФ (Санкт-Петербургский городской суд, дело № 4Га-307/2019 – (4Га-6396/2018)). 

?! Требование о признании процедуры кадастрового учета незаконной охватывает требование о снятии земельного участка с кадастрового учета?

!!! Вопрос, как мне кажется, следует поставить иначе. Если требования о снятии земельного участка с кадастрового учета не будет вовсе, будет ли решение о признании процедуры незаконной основанием для снятия земельного участка с кадастрового учета?

Смотрим Постановление 10/22 (пункт 56). 

Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.

Вместе с тем, если лицо полагает, что государственным регистратором допущены нарушения при осуществлении государственной регистрации права или сделки, оно вправе обратиться в суд с заявлением по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ с учетом подведомственности дела.

Судебный акт по таким делам является основанием для внесения записи в ЕГРП только в том случае, когда об этом указано в его резолютивной части.

Суд вправе сделать такой вывод, если изменение ЕГРП не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц, а также при отсутствии спора о праве на недвижимость.

Например, когда судебный акт принят по заявлению обеих сторон сделки об оспаривании отказа государственного регистратора совершить регистрационные действия.

1) только в том случае, когда указано в резолютивной части; 2) только в том случае, если не повлечет нарушения прав и законных интересов других лиц; 3) нет спора о праве.

Стоит предположить, что снятие земельного участка с кадастрового учета все-таки “немножко” затронет права других лиц. А что если они привлечены в процесс в качестве ответчиков, третьих лиц, т.е. имеют возможность приводить свои доводы, отстаивать свою позицию? Все равно следует сказать, что нельзя описать в резолютивной части  –  “…снять с кадастрового учета…” ? 

Я упомянул, что мне встретилась заметка по похожему делу. Приведу выдержку из позиции ВС РФ по тому спору (ссылка на судебный акт):

“Между тем рассматриваемое требование по делу направлено на признание неправомерного и безосновательного внесения изменений в ГКН кадастровой палатой.”

“Из вышеизложенного следует, что поскольку заявленное по делу требование о признании незаконными оспариваемых обществом действий кадастровой палаты является самостоятельным способом защиты нарушенных прав, имея свой предмет и основания, а также учитывая характер спорных правоотношений, цель обращения общества в суд за защитой своего нарушенного права, это требование подлежало рассмотрению в соответствии с требованиями главы 24 Кодекса и с принятием решения, предусмотренного статьей 201 этого же Кодекса”.

Здесь было только одно требование и вывод Верховного суда однозначен. В нашем деле я также ссылался на позицию Верховного суда, которая отражена в обзоре практики.

Согласно п.36 “Обзора судебной практики Верховного Суда РоссийскойФедерации № 2 (2017)” (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.

2017) Правоотношения в сфере кадастрового учета носят публичный характер, в связи этим дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего государственный кадастровый учет недвижимого имущества, подлежат рассмотрениюи разрешению в порядке административного судопроизводства (определение ВС РФ№11-КГ16-20).

Стоит обратить внимание, что Верховный суд пишет: “…отношения в сфере кадастрового учета…” В нашем деле государственный орган не произвел всех действий для того, чтобы убедиться в правомерности постановки земельного участка №3 на кадастровый учет. В итоге: незаконная постановка земельного участка №3 на кадастровый учет.

И что мы получаем? Если признать, что в административном порядке можно лишь заявить требование о признании процедуры незаконной, но нельзя просить снять земельный участок с кадастрового учета, то после того, как мы получим решение о признании процедуры незаконной, нам необходимо инициировать еще один процесс, где мы в исковом порядке будем просить снять земельный участок с кадастрового учета. 

Можем ли мы оспорить часть процедуры и каков итог?

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/3/20/osparivanie_procedury_kadastrovogo_ucheta_gpk_vs_kas

Снятие с учета земельного участка

Незаконное снятие земельного участка с кадастрового учета
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Снятие с учета земельного участка

Процесс снятия земельного участка с кадастрового учета является довольно редким в деловом обороте. Тем не менее, возникают ситуации, когда в отношении участка, ранее поставленного на учет, требуется провести обратную процедуру снятия с такого учета.

Постановка на кадастровый учет и снятие с учета земли происходит в рамках кадастровой деятельности. После формирования участка земли и регистрации объекта в государственных органах он не только получает конкретные границы, описание характеристик. Также каждому земельному участку присваивается уникальное идентификационное обозначение – кадастровый номер.

Конкретный кадастровый номер может принадлежать только одному конкретному участку и содержит набор цифр, описывающих его территориальное местоположение по строгой системе.

Кадастровый учет позволяет вести единую базу данных в отношении объектов недвижимости, систематизировать и упорядочить единообразие регистрационных действий в этой сфере.

Постановка участка на учет и присвоение ему уникального кадастрового номера позволяет выделить каждый конкретный участок как самостоятельный объект правоотношений для совершения с ним в дальнейшем юридически значимых действий.

Когда необходимо снять земельный участок с кадастрового учета?

Снятие с учета необходимо в случаях, когда единый и уникальный участок утрачивает свою целостность, перестает существовать как самостоятельный объект правоотношений, меняет свои границы.

Такие действия субъектов правоотношений направлены на изменение физических характеристик участка и его правового статуса.

Типичным примером изменения физических характеристик участка земли является изменение его границ в процессе объединения земельных участков или наоборот, разделении единого земельного объекта на несколько отдельных участков.

При этом, изначальный земельный участок, ранее поставленный на кадастровый учет, перестает существовать и меняет свой правовой статус.

Важным моментом является тот факт, что снять участок с кадастрового учета возможно лишь в случаях, когда в отношении него отсутствуют зарегистрированные права. Снятие с учета допускается в следующих случаях:

  • 1) информация об участке земли носила временный характер и подлежат изменению;
  • 2) участок подлежит разделу с образованием новых участков, имеющих подтверждение государственной регистрации прав;
  • 3) если с момента постановки на учет земельного участка с временным статусом прошло не более двух лет, а регистрационные действия в отношении него не были проведены;
  • 4) отсутствие факта проведения регистрации обременений прав.

Как снять земельный участок с кадастрового учета?

Как и постановка земли на кадастровый учет, снятие участков с учета производится территориальными органами кадастрового учета по месту нахождения объекта.

Для снятия с учета субъект предоставляет в уполномоченный орган следующие документы:

  • 1) заявление о снятии земельного участка с учета;
  • 2) документ, подтверждающий право законного обладания на участок;
  • 3) документ, подтверждающий установление обременения в пользу заявителя.

Порядок проведения процедуры снятия земельного участка с учета

Заявление о снятии с учета и необходимые документы подаются либо на бумажном носителе, либо в электронной форме.

После получения документов на бумажном носителе регистратор выдает заявителю расписку.

В случае обращения в электронной форме с использованием электронной цифровой подписи, заявлению будет присвоен регистрационный номер, по которому можно отслеживать этапы прохождения процедуры.

После приема документов орган кадастрового учета проводит юридическую экспертизу, в ходе которой решает вопрос о возможности или невозможности снятия участка с учета.

Общий срок осуществления государственной услуги по снятию участка с учета не должен превышать 18 календарных дней.

По итогам юридической экспертизы государственный орган принимает решение о снятии участка учета, либо об отказе в совершении такого действия.

Основаниями для отказа являются следующие обстоятельства:

  • 1) участок не является объектом собственности, кадастровый учет которого осуществляется государственным органом;
  • 2) заявление о снятии с учета подано лицо, не обладающее необходимыми полномочиями;
  • 3) представленные документы не отвечают требованиям федерального законодательства;
  • 4) участок земли не подлежит преобразованию и, соответственно, не может быть снят с учета;
  • 5) в случае, когда после приостановления процедуры постановки участка на учет прошло более трех месяцев, а причины приостановления не устранены.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

21 год назад (в 1998 г) от работы было выделено 2 земельных участка под огородничество. Но мы ими не пользовались, а 20 лет назад (в 1999 г) вышли на пенсию и переехали в другую область за 1200 км. Документов о праве собственности у нас нет и не было. Юридически они никак не оформлялись.

Было только решение с работы о выделении участков и то где то затерялось с переездом. И вот в июле 2019 г приходит извещение из налоговой инспекции об уплате налога на эти земельные участки за 2017-2018 гг.

Что делать? Подскажите пожалуйста надо ли снимать с налогового учета участки и как? номер вопроса №16101705 прочитан 2 разa Если Вы хотите ускорить получение ответа,

Галина Сергеевна24.07.2019 08:24

21 год назад (в 1998 г) от работы было выделено 2 земельных участка под огородничество. Но мы ими не пользовались, а 20 лет назад (в 1999 г) вышли на пенсию и переехали в другую область за 1200 км. Документов о праве собственности у нас нет и не было. Юридически они никак не оформлялись.

Было только решение с работы о выделении участков и то где то затерялось с переездом. И вот в июле 2019 г приходит извещение из налоговой инспекции об уплате налога на эти земельные участки за 2017-2018 гг.

Что делать? Подскажите пожалуйста надо ли снимать с налогового учета участки и как? номер вопроса №16101705 прочитан 2 разa Если Вы хотите ускорить получение ответа,

Галина Сергеевна24.07.2019 08:24

Источник: https://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/snyatie-s-ucheta-zemelnogo-uchastka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.